Путь от умозрительной к практической психологии





Скачать 103.09 Kb.
НазваниеПуть от умозрительной к практической психологии
Дата публикации10.08.2015
Размер103.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы


УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА –

ПУТЬ ОТ УМОЗРИТЕЛЬНОЙ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Сопов В.Ф.

РГУФКСМиТ, Москва.
Успешные выступления спортсменов СССР на международных соревнованиях и возрастание, в связи с этим, конкуренции, зачастую имевшей политическую окраску, стимулировали поиск дополнительных резервов в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Отчетливо проявилась необходимость постоянного научно-методического контроля за процессом подготовки, отбором в сборные команды, осуществления целенаправленной психологической подготовки. Стимулировали этот процесс Олимпийские игры 1968 года в Мехико, проходившие в условиях среднегорья. Это потребовало изучения возникавших при этом проблем адаптации, создания научных групп обеспечения УТП обьективной информацией, полученной проверенными методами исследования.

В этот период стало понятно, что возможности психолого-педагогического наблюдения за спортсменами обрисовывали только общие контуры имевшихся проблем и не позволяли анализировать уровни готовности спортсмена комплексно, с использованием методов математической статистики, т.к. сфера психологической готовности описывалась на основании умозрительных наблюдений и логических выводов.

Наиболее выразительно это наблюдалось при описании сфер мотивации, общих и спортивно значимых свойств личности, особенностей интеллекта, социально-психологических особенностей совместной деятельности. Из-за кризиса в развитии советской психологии 30-50 годов ХХ столетия, она была лишена возможности использовать известные к тому времени многофакторные тесты, проективные методики, методы исследования групп и групповых процессов, позволявшие получать обьективные количественные данные о личности спортсмена.

Однако имела прекрасные результаты в исследовании свойств ВНД, типов темперамента, психомоторики, в том числе и в спорте (Павлов И.П., Теплов Б.М., Небылицин В.Д., Бернштейн Н.А., Мерлин В.С., Вяткин Б.А., Ильин Е.П., Родионов А.В. и др.).

Именно в это период, в 1971 году была создана во Всесоюзном НИИ физической культуры лаборатория психогигиены, нацеленная на решение практических проблем спорта.

Возглавил её доктор медицинских наук, залуженный мастер спорта по академической гребле, многократный чемпион СССР и Европы, серебряный призер Олимпийских игр Леонид Давидович Гиссен, проработавший к этому моменту как практикующий спортивный психолог несколько лет в сборных командах.

В этот период был разработан и унифицирован комплекс методов диагностики личности спортсмена (анкетных, психомоторных и прожективных), определены связи между динамикой психического состояния спортсменов и их личностными особенностями, создана Унифицированная Психодиагностическая Система(УПДС).

Именно в этот период в лаборатории, впервые в стране,. появились и были адаптированы к спортивной практике такие ныне популярные методики как MMPI (Собчик Л.Н.,1971), тест Хек-Хаузена (Калинин Е.А. 1974), тест Люшера, методика Кирлиан (Оксень В.1974), линеограммы Е. Мира-и-Лопеса(Мирошников М.П., КалининЕ.А.,Сопов В.Ф.,1972,1976), тест САН (Доскин В.А.1974) и другие методики.

Проводилась работа по совершенствованию психорегулирующих воздействий в разных видах спорта: А.В. Алексеевым был разработан модифицированный вариант психорегулирующей тренировки под названием "психомышечная тренировка". Её активная пропаганда А.В. Алексеевым ( Система АГИМ) дала спортивным психологам реальный инструмент психологической подготовки спортсмена. Результаты научно-практической работы внедрялись в практику подготовки советских спортсменов к ХIХ и ХХ Олимпийским играм. Основные результаты исследований были изложены в пяти выпусках сборников "Вопросы спортивной психогигиены".

Но главным достижением деятельности лаборатории стала концепция построения модельных характеристик свойств личности спортсменов высокого класса по всем уровням личности, включая психические состояния.

Началась разработка критериев и методик отбора квалифицированных спортсменов, создаваемых на основании математических моделей анализа статистических массивов данных полученных при обследовании спортсменов сборных команд.

Ученики Л.Д.Гиссена, опираясь на опыт создания Унифицированной психодиагностической ситемы- УПДС ( Гиссен Л.Д.,1974) продолжили работу по созданию систем психологической подготовки, опирающихся на модели свойств личности, психических процессов, психических состояний, а также на модели процессов саморегуляции для отбора, коррекции в различных видах спорта.

Построение модели практика отбора.
Надежное предсказание успешности спортивной деятельности возможно только с учетом одновременного воздействия различных факторов. В их числе множественные характеристики психики спортсмена.

Но чем больше в модели характеристик состояния систем, тем ниже эффективность вероятного прогнозирования (Ушаков И.Б., 2003).

Решение данной проблемы моделирования заключается в обьединении множества различных характеристик психики спортсмена в одну или в небольшое число интегральных характеристик психологической пригодности спортсмена.

Алгоритм этой самой распространенной процедуры профессиональной психодиагностике описывается формулой:

n

i = aj Xij

j=1
где i - оценка психологической пригодности i -го спортсмена.

Xij - оценка i -го психологического показателя i -го спортсмена

по одному из тестов.

aj - весовой коэффициент i - го показателя.

n - общее число показателей.
Интегральный показатель, определяемый методами факторного анализа, полнее и разностороннее описывает психологию личности спортсмена, а интегральный показатель полученный методами регрессионного анализа точнее прогнозирует успешность спортивной деятельности.

Построение моделей возможно так же расчётом средней значений и её вариаций по выделенным факторам психоспортограммы (построение профилей):

- свойства личности (свойства ВНД, тип темперамента, мотивация, характер) Данная модель отражает наиболее консервативные качества индивида и служит целям долгосрочного прогноза.

- психические процессы и психомоторные качества (внимание, мышление, память, реакции, специализированные чувства). Эти качества поддаются развитию, а модель служит целям среднесрочного прогноза.

- психические состояния (тревога, напряжение, стресс, монотония, апатия и др.) Данная модель отражает наиболее изменчивые и внешне зависимые свойства психики, а построение её сопряжено с большими теоретическими и методологическими трудностями связанными с объединением множества факторов - кроме количественных изменений в конкретный момент времени (например предстартовое состояние) данная модель включает особенности предшествующей динамики состояния за некоторый промежуток времени (час, день, неделя, месяц и т.д.), влияние биоритмов организма и личной мотивации (совпадение - не совпадение пиков биологической и психологической активности). Это модель интегральной готовности к достижению максимального спортивного результата и она служит целям срочного прогноза.

Одной из важнейших целей психодиагностики является прогноз соревновательной надежности. Именно это впервые практически выполнено в лаборатории психогигиены.

В качестве прогностических признаков использовались 38 психологических характеристик индивидуально-психологических особенностей личности полученных с помощью тестов унифицированной психодиагностической системы (УПДС), разработанной в лаборатории спортивной психогигиены ВНИИФКа (теппинг-тест, кинематометрия, тематический апперцептивный тест (вариант Хекхаузена), 16-факторный личностный опросник (16-ФЛО), миокинетический тест Мира и Лопеса). В результате математической обработки было выведено следующее линейное правило диагностики надежности по особенностям личности:

H= (10-27 X1 +29 X2 +19 Х4 +26 Х8 +33 Х11 )/100

где X1 — уровень тревожности (F1);

X2 — эмоциональная стабильность(C);

Х4 — ситуационный психомоторный тонус (Мира-и-Лопес) ;

Х8 — стремление к лидерству, доминированию (Е);

Х11 — уравновешенность нервных процессов (кинематометрия).

Как видно из уравнения, для диагностики надежности спортсменов информативными являются только 5 признаков из 38.( Махмутов Ч.М.,1977).

Проверка диагностического правила на новой выборке спортсменов, не участвовавших в «обучении», показала, что вероятность правильной оценки надежности равна 0,91. Это говорит о возможности прогнозирования надежности соревновательной деятельности спортсменов по индивидуальным особенностям личности.

Этот же подход был применен при расчете уравнения для прогноза соревновательных результатов для трех стрелковых упражнений — МП-6, МП-8 и ПП-2.
Уравнения прогноза результатов в стрельбе
(Моросанова В.И.,1980)




Упр.

R 2

Уравнение прогноза

МП-6

0,594

551,06+35,46 F1 +38,52 F2 +3,53 F3 -9,14 F5

МП-8

0,602

586,0+17,51 F1 -22,54 F2 -1,39 F3

ПП-2

0,643

378,72+22,38 F1 -4,02 F2 -2,76 F3 +1,78 F4


Как видно из таблицы, качество прогноза высокое: все три уравнения статистически значимы и могут быть использованы при отборе стрелков к конкретным соревнованиям.

В данных моделях в качестве целевых признаков используются «коэффициенты приближения» к «идеальным модельным характеристикам», валидность которых установлена помощью группы экспертов - высококвалифицированных тренеров, спортсменов и научных работников.

Прогноз общей спортивной одарённости (надежности) по среднестатистическим моделям свойств личности и уровня развития психических процессов также впервые был опробован психологами лаборатории при подготовке сборной СССР по гребле на байдарках и каноэ к ОИ 1976 года в Монреале и показал высокую прогностичнось на уровне 82% совпадения. Эти результаты легли в основу разработки принципа зоны оптимального реагирования.(Сопов В.Ф., 1979).

Прогноз интегральной готовности к максимальному спортивному результатуна заключительном этапе подготовки (ЗЭП) осуществляется на основании Модели построенной на закономерностях полученных в исследовании В.Ф. Сопова (2005):

1. Стабильная динамика психофизиологических параметров на психологическом, вегетативном и психомоторном уровнях состояния в течение 3-5 недель этапа заключительной подготовки в следующих актуальных оптимальных зонах реагирования(ЗОР):

мотивация - 22-24 балла мотивационной шкалы Сопова; тревога -8-10 баллов шкалы тревоги Спилбергера;

вегетативное реагирование - 15-20 ма шкалы бипотенциометра в тренировках, 30-40 ма - перед соревнованиями;

психомоторный тонус - 8-10 б 10-ти балльной шкалы, от 0,550 ед. дозированной ДММ.

2. Доминирование оптимальных значений мотивации и психомоторного контроля за 1-3 недели до соревнований.

3. Высокие значения индивидуального эндогенного биоритма на этапе ЗЭП (7-10 баллов).

4. Быстрое восстановление показателей биопотенциала тела или КСП после нагрузки до оптимального уровня.

Названные выше подходы были реализованы в процессе многолетней практической работе со сборными командами различных специализаций.

В результате анализа результатов этой работы, а также анализа эмпирических моделей, представленных в различных видах спорта, можно заключить, что современная психологическая подготовка по содержанию является психофизиологической и опирается на идеи заложенные в УПДС лаборатории психогигиены ВНИИФК.

Это моделирование соревновательных ситуаций с помощью психофизиологических техник, формирование установок на предстоящую деятельность, как на осознаваемом уровне, так и на неосознаваемом уровне, ауто- и гетерорегуляция психофизиологических состояний спортсмена и команды.

На основании полученных экспериментальных и теоретических данных нами была разработана технология пошаговой реализации психофизиологической подготовки (модель сопровождения соревновательной деятельности и психофизиологической подготовки), включающая в себя:

  1. проведение психодиагностики для оценки индивидуальных особенностей спортсмена,

  2. формирование тактики применения психофизиологических воздействий на спортсмена в зависимости от этапа подготовки и типовых прогнозируемых ситуаций подготовки,

  3. применение индивидуализированных техник формирования оптимального боевого состояния и готовности спортсмена к основным или главным соревнованиям,

4) обучение спортсменов основам психотехник саморегуляции,

  1. применение средств и методов психофизиологического экспресс-контроля за состоянием спортсменов в процессе подготовки и участия в соревнованиях,

  2. выработка индивидуализированной модели психофизиологической подготовки для каждого конкретного спортсмена.

Данный подход позволил также построить ряд теоретических и практических моделей, оптимизирующих процесс психофизиологической подготовки:

- модель основных факторов спортивной деятельности, обеспечивающих достижение максимального результата;

- модель зоны оптимального реагирования на этапе заключительной подготовки;

- модель пространства основных психофизиологических соревновательных состояний;

- модель пошагового осознания причин той или иной динамики эффективности соревновательной деятельности в ходе психофизиологической подготовки;

- модель саморегуляции психофизиологического состояния спортсмена в ходе матча в игровых видах спорта. (Сопов В.Ф.2002-2013гг).

Литература:


  1. Алексеев А.В. Система АГИМ. - М., 1995. – 132 с.

  2. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - III с.

  3. Гиссен Л.Д.Психология и психогигиена в спорте./ Л.Д.Гиссен . -М.,Советский спорт,2010.-160с

  4. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологического состояния.// Теория функциональных систем в физиологии и психологии. -М., 1978. 325-347 с.

  5. Ильин Е.П. Психология спорта./ Е.П. Ильин СПб.,Питер. – 2010.

  6. Психология спорта высших достижений / под ред. А.В. Родионова. – М. : Физкультура и спорт, 1979.

  7. Плахтиенко В.А. Надежность в спорте / В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов. - М. : Физкультура и спорт, 1983.

  8. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып.1,2,3. – М.:

Изд-во Московского университета,1990.

  1. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной

деятельности. -М., Академический проект.2005.128 с.

  1. Теплов Б. М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, т. II. - С. 3-46.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Путь от умозрительной к практической психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый...
Путь от умозрительной к практической психологии iconО проведении научно-практической конференции «Первые шаги в науку»
Мбоу дод «ддт» п. Ханымей с целью подведения итогов проектно-исследовательской деятельности воспитанников и участия лучших исследовательских...
Путь от умозрительной к практической психологии iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Путь от умозрительной к практической психологии icon«Московский городской педагогический университет» Институт психологии,...
Рабочая программа рекомендована к представлению на нмс юим на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства
Путь от умозрительной к практической психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Путь от умозрительной к практической психологии iconУчебник по консультативной психологии. Просто есть некоторые моменты,...
Здесь дана довольно подробная информация о видеокурсе по прикладной психологии на dvd «как стать эффективным практическим психологом:...
Путь от умозрительной к практической психологии iconРеферат на тему : «История практической космонавтики (скафандры)»
Космонавтика в Советском Союзе, а позже в рф, прошла долгий путь от короткого полёта
Путь от умозрительной к практической психологии iconОбъект, предмет и задачи психологии Исторические этапы развития психологии Методы психологии
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Путь от умозрительной к практической психологии iconАвтор: Панченко А. Л. категория: Путь к себе ← Учения
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Путь от умозрительной к практической психологии iconПавлов Н. В. Экономико-математическая концепция личности, как единственный...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Путь от умозрительной к практической психологии iconПроисхождение проекта «Альфа-курс» и его путь в Россию
Методические указания разработаны кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Е. В. Прокопьевой
Путь от умозрительной к практической психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Три пути ведут к знанию. Путь размышлений самый благородный, путь подражания самый лёгкий, путь опыта самый горький. Конфуций
Путь от умозрительной к практической психологии iconАвторы: Елена Владимировна Тищенко педагог-психолог лаборатории практической...
Авторы: Елена Владимировна Тищенко – педагог-психолог лаборатории практической психологии «гцоиЗ «Магистр»
Путь от умозрительной к практической психологии iconЛебедев В. А. Путь совершенствования духа человека
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Путь от умозрительной к практической психологии iconЛитература по курсу «Суицидология»
Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №1
Путь от умозрительной к практической психологии iconИ. В. Вачков основы технологии группового тренинга
1 Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск