Скачать 0.7 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования Люсиновская ул., д. 51, Москва, 117997. Тел. (499) 237-60-84. Факс (499) 237-70-54. E-mail: d09@mon.gov.ru О направлении методических рекомендаций Во исполнении пункта 2 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 12 февраля 2014 г. № ОГ-П12-27пр Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи направляет рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей. Приложение: на 54 л. в 1 экз. Т.Э. Петрова Заместитель директора департамента Ю.С. Лепехина (499)237-90-91 О направлении методических рекомендаций - 09 Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей. Деятельность организации, осуществляющей отдых и оздоровление детей, направлена на реализацию Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.01.2009 г. от 27 декабря 2007 г. № 565-ст) и состоит из следующих модулей: а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей; б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно- гигиенических и противоэпидемических требований; в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала; г) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности; д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления; е) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства; ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей; з) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения; и) транспортные услуги. В соответствии со статьей 1 главы 1 федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 главы 1 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие отдых и оздоровление, относятся к «организациям, осуществляющих обучение», в то же время предоставление такими организациями услуг по временному пребыванию с использованием средств размещения, регулируется федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Образовательные программы, реализуемые в таких организациях, по виду можно отнести к дополнительным общеобразовательным программам дополнительным общеразвивающим программам (пункт 2 главы №2, статьи 12 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей (детские лагеря всех типов), при реализации образовательных программ в первую очередь должны руководствоваться общими требованиями к реализации образовательных программ (пункты 1, 2, 3, 9 главы №2, статьи 13 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Дополнительное образование в детском лагере решает целый комплекс задач: выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; укрепление психического и физического здоровья ребенка; выбор индивидуального образовательного пути; самореализация личности ребенка и педагога. Образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 должны быть направлены на следующее: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей (в соответствии со статьей 12 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Между тем, при разработке содержания образовательных программ, реализуемых в детских лагерях всех типов, следует учитывать необходимость защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо придерживаться следующих принципов организации и содержания деятельности (приложение № 2 к письму Минобрнауки РФ от 14.04 2011г. № МД-463/06): 1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско- лидерские). Выступления на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка социально-значимых проектов - все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности. 2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора: познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности; форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях; выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.); выбор формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и др.). 3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально- значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий. 4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; интересные дела подробно освещаются пресс-центром. Содержание программ в детском лагере должно формироваться по одной или нескольким направленностям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенной направленности. Если необходимо, следует указать дополнительные направленности, в рамках которых также осуществляется образовательная деятельность. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 выделяют 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ: техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая. Использование общеобразовательных программ расширяет воспитательные возможности детских лагерей всех типов, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях, включению детей в различные виды творческой деятельности, благоприятному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств. В образовательной программе детского лагеря рекомендуется учесть необходимость развития информационной культуры учащихся наряду с заботой о здоровье детей. Реализация образовательных программ в детском лагере, с одной стороны, способствует развитию навыков адаптации в современном обществе, с другой стороны - мотивировать ребенка к познанию и отстаиванию своей индивидуальности. Умение подготовить и реализовать программу работы с детьми в организации отдыха и оздоровления детей - одно из основных требований к деятельности административной группы детского лагеря. На протяжении многих лет базой опыта работы с детьми, подготовки программ смен различной направленности и специфики являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Орленок» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан» (далее - ВДЦ «Орленок» и ВДЦ «Океан»). Направляем для ознакомления с опытом педагогических коллективов рекомендации по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (ВДЦ «Океан»), и по созданию авторской программы детского лагеря «Программа шаг за шагом» (ВДЦ «Орленок»), Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Приложение № 1 Рекомендации по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан» Тематическая образовательная программа смены обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с основными принципами государственной политики в области образования, воспитания и оздоровления школьников. Направленность тематических образовательных программ определяется: по содержанию: социально-педагогическая, спортивно-оздоровительная, научно-техническая, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, художественная и др.; по функциональному предназначению: досуговая, учебно-познавательная, прсдпрофсссиональная, специальная, общекультурная, прикладная и др.; по форме организации: индивидуально-ориентированная, групповая, отрядная, командная, обще лагерная); по времени реализации: краткосрочная; требования, взятые за основу при разработке программы соответствие содержания программы государственной политике в области образования, воспитания и оздоровления школьников; сочетание процессов обучения (получение новых знаний и применения их на практике) с воспитанием (освоением норм и правил) и оздоровлением (физическим, духовным) ребенка; концептуальная идея по реализации программы; исключение у школьников повышенных нагрузок и утомляемости; организация естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, игра, общение, самодеятельность, самоуправление); использование интерактивных способов усвоения образовательного материала и др.; разработка модели ожидаемого результата участника программы (количественно-качественные показатели). Пояснительная записка к программе смены Пояснительная записка - это научное обоснование программы. Она включает в себя следующие блоки: 1. Актуальность. Каковы причины появления данной программы? Почему есть необходимость в разработке этой программы и чем конкретно не устраивают имеющиеся программы? Какая идея положена в основу программы? Как соотносится идея со стратегическими целями, положениями, принципами, заложенными в программе развития Центра? Какие идеи, направления, положения, принципы как ведущие в программе развития лагеря и Центра, конкретизируются в программе? 2. Авторство. В чем состоит замысел автора? Предусматривается ли возможность координации и интеграции с другими программами из отечественного и зарубежного опыта? Какова область практического применения идей? Как обеспечивается связь с жизнью? 3. Новизна. В чем новизна, оригинальность данной программы в отличие от существующих? Чем обосновывается новизна авторской программы, у каких авторов есть отличие от подобного подхода? Что нового привносит автор по сравнению с другими программами? 4. Цели и задачи программы Цель это основной предполагаемый результат воспитательного и образовательного процессов, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как: «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы смены. Кроме того, цель должна быть связана с темой и названием программы, отражать основное направление образовательной деятельности в ней. Если в основе программы заложены общепедагогические принципы, тогда в пояснительной записке нужно прописывать, насколько и как они работают на программу, в чем логика построения тематической программы смены. Как выстраивается система организации самоуправления? Каким образом обретается социальный опыт управления (самоуправления) у детей при взаимодействии с взрослыми? Конкретизация цели осуществляется через определение задач(что необходимо сделать, чтобы выполнить поставленную цель). Задачи раскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели. Выделяют следующие типы задач:
Возраст участников программы, на который рассчитана данная тематическая образовательная программа смены: основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа; вид группы или объединения (отряд, команда, дружина), её количественный и качественный составы. Сроки реализации программы - продолжительность смены, наличие этапов и уровней освоения программы в течение смены. Формы по содержанию: теоретические и практические. Формы по организации: групповые, по подгруппам, коллективные, индивидуальные, командные. Режим занятий: необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы; количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам в соответствии с СанПиНом. 5. Методическая основа программы строится на основании следующей схемы: |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений... | Методические рекомендации по организации обучения первоклассников... Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его... | ||
Тема: «Овощи и фрукты» Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждения заболеваемости и травматизма | Конспект занятия для родителей «Весна лето» Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждения заболеваемости и травматизма | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русская равнина имеет благоприятные природные условия. Вспомните, какие это условия? | Дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества Современный этап общественно-исторического развития Российской Федерации характеризуется законодательным утверждением процесса возрождения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, а также предупреждающие заболеваемость и травматизм | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма | ||
План летне-оздоровительеой работы муниципального автономного дошкольного... Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждения заболеваемости и травматизма | Трудовое право. Тест с ответами Безопасные условия труда Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Регламент разработан в целях повышения качества оказания данной муниципальной... Управления образования администрации города Воткинска по оказанию муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать благоприятные условия для интеллектуального и эмоционального развития дошкольников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В представленном документе сформулированы научно обоснованные гигиенические требования, соблюдение которых обеспечит безопасные условия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |