А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей





НазваниеА услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей
страница1/6
Дата публикации01.11.2014
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования


Люсиновская ул., д. 51, Москва, 117997. Тел. (499) 237-60-84. Факс (499) 237-70-54. E-mail: d09@mon.gov.ru

О направлении методических рекомендаций


Во исполнении пункта 2 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 12 февраля 2014 г. № ОГ-П12-27пр Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи направляет рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей.

Приложение: на 54 л. в 1 экз.





Т.Э. Петрова



Заместитель директора департамента


Ю.С. Лепехина (499)237-90-91
О направлении методических рекомендаций - 09

Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей.
Деятельность организации, осуществляющей отдых и оздоровление детей, направлена на реализацию Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.01.2009 г. от 27 декабря 2007 г. № 565-ст) и состоит из следующих модулей:

а) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия
жизнедеятельности детей;


б) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное
оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование
навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-
гигиенических и противоэпидемических требований;


в) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального
уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений
и навыков, развитие творческого потенциала;


г) психологические услуги, направленные на улучшение психического
состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;


д) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям
(законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и
интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;


е) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские,
краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение
детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к
ценностям культуры и искусства;


ж) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на
физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;


з) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной
и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;


и) транспортные услуги.

В соответствии со статьей 1 главы 1 федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 главы 1 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие отдых и оздоровление, относятся к «организациям, осуществляющих обучение», в то же время предоставление такими организациями услуг по временному пребыванию с использованием средств размещения, регулируется федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

Образовательные программы, реализуемые в таких организациях, по виду можно отнести к дополнительным общеобразовательным программам дополнительным общеразвивающим программам (пункт 2 главы №2, статьи 12 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей (детские лагеря всех типов), при реализации образовательных программ в первую очередь должны руководствоваться общими требованиями к реализации образовательных программ (пункты 1, 2, 3, 9 главы №2, статьи 13 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Дополнительное образование в детском лагере решает целый комплекс задач: выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; укрепление психического и физического здоровья ребенка; выбор индивидуального образовательного пути; самореализация личности ребенка и педагога.

Образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 должны быть направлены на следующее:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей (в соответствии со статьей 12 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Между тем, при разработке содержания образовательных программ, реализуемых в детских лагерях всех типов, следует учитывать необходимость защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо придерживаться следующих принципов организации и содержания деятельности (приложение № 2 к письму Минобрнауки РФ от 14.04 2011г. № МД-463/06):

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности,
рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности
(интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-
лидерские). Выступления на концертных площадках, проведение археологических
раскопок, разработка социально-значимых проектов - все это является
одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный
результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и
самостоятельность и способствует самоутверждению личности.


2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:
познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа


продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;

форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;

выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.);

выбор формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и др.).

3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-
значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских,
оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.


4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления,
реализация которого предполагает формирование временных творческих групп,
служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению
жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской,
хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся межлагерные
и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады
по науке и искусству; интересные дела подробно освещаются пресс-центром.


Содержание программ в детском лагере должно формироваться по одной или нескольким направленностям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенной направленности. Если необходимо, следует указать дополнительные направленности, в рамках которых также осуществляется образовательная деятельность. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 выделяют 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ: техническая; естественнонаучная; физкультурно-спортивная; художественная; туристско-краеведческая; социально-педагогическая.

Использование общеобразовательных программ расширяет воспитательные возможности детских лагерей всех типов, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях, включению детей в различные виды творческой деятельности, благоприятному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств. В образовательной программе детского лагеря рекомендуется учесть необходимость развития информационной культуры учащихся наряду с заботой о здоровье детей. Реализация образовательных программ в детском лагере, с одной стороны, способствует развитию навыков адаптации в современном обществе, с другой стороны - мотивировать ребенка к познанию и отстаиванию своей

индивидуальности.

Умение подготовить и реализовать программу работы с детьми в организации отдыха и оздоровления детей - одно из основных требований к деятельности административной группы детского лагеря. На протяжении многих лет базой опыта работы с детьми, подготовки программ смен различной направленности и специфики являются федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр «Орленок» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Океан» (далее - ВДЦ «Орленок» и ВДЦ «Океан»). Направляем для ознакомления с опытом педагогических коллективов рекомендации по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей (ВДЦ «Океан»), и по созданию авторской программы детского лагеря «Программа шаг за шагом» (ВДЦ «Орленок»),





Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи

Минобрнауки России

Приложение № 1

Рекомендации

по примерному содержанию тематических (образовательных) программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан»
Тематическая образовательная программа смены обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с основными принципами государственной политики в области образования, воспитания и оздоровления школьников.

Направленность тематических образовательных программ определяется:

по содержанию: социально-педагогическая, спортивно-оздоровительная,
научно-техническая, туристско-краеведческая, военно-патриотическая,

художественная и др.;

по функциональному предназначению: досуговая, учебно-познавательная, прсдпрофсссиональная, специальная, общекультурная, прикладная и др.;

по форме организации: индивидуально-ориентированная, групповая, отрядная, командная, обще лагерная);

по времени реализации: краткосрочная;

требования, взятые за основу при разработке программы соответствие содержания программы государственной политике в области образования, воспитания и оздоровления школьников;

сочетание процессов обучения (получение новых знаний и применения их на практике) с воспитанием (освоением норм и правил) и оздоровлением (физическим, духовным) ребенка;

концептуальная идея по реализации программы;

исключение у школьников повышенных нагрузок и утомляемости;

организация естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, игра, общение, самодеятельность, самоуправление);

использование интерактивных способов усвоения образовательного материала

и др.;

разработка модели ожидаемого результата участника программы (количественно-качественные показатели). Пояснительная записка к программе смены

Пояснительная записка - это научное обоснование программы. Она включает в себя следующие блоки:

1. Актуальность. Каковы причины появления данной программы? Почему есть
необходимость в разработке этой программы и чем конкретно не устраивают
имеющиеся программы? Какая идея положена в основу программы? Как
соотносится идея со стратегическими целями, положениями, принципами,
заложенными в программе развития Центра? Какие идеи, направления, положения,
принципы как ведущие в программе развития лагеря и Центра, конкретизируются в
программе?

2. Авторство. В чем состоит замысел автора? Предусматривается ли
возможность координации и интеграции с другими программами из отечественного
и зарубежного опыта? Какова область практического применения идей? Как
обеспечивается связь с жизнью?

3. Новизна. В чем новизна, оригинальность данной программы в отличие от
существующих? Чем обосновывается новизна авторской программы, у каких
авторов есть отличие от подобного подхода? Что нового привносит автор по
сравнению с другими программами?

4. Цели и задачи программы

Цель это основной предполагаемый результат воспитательного и

образовательного процессов, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как: «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы смены. Кроме того, цель должна быть связана с темой и названием программы, отражать основное направление образовательной деятельности в ней.

Если в основе программы заложены общепедагогические принципы, тогда в пояснительной записке нужно прописывать, насколько и как они работают на программу, в чем логика построения тематической программы смены. Как выстраивается система организации самоуправления? Каким образом обретается социальный опыт управления (самоуправления) у детей при взаимодействии с взрослыми?

Конкретизация цели осуществляется через определение задач(что необходимо сделать, чтобы выполнить поставленную цель). Задачи раскрывают последовательность выполненных действий и примененных механизмов по достижению цели.

Выделяют следующие типы задач:

  • обучающие - приобретение определенных знаний, умений и навыков (обучение навыкам организации чего-либо, приемам лекторского искусства, обучение ребенка владению чем-либо, включение в познавательную деятельность, формирование системы теоретических знаний о ...);

  • развивающие -развитие познавательного интереса к чему-либо (развитие деловых качеств, таких как: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии; формирование необходимых для занятий способностей, в том числе: выносливость, концентрация, внимания, умение ориентироваться в пространстве, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);

  • воспитательные- формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, патриотизма и т.п.

Возраст участников программы, на который рассчитана данная тематическая образовательная программа смены:

основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

вид группы или объединения (отряд, команда, дружина), её количественный и качественный составы.

Сроки реализации программы - продолжительность смены, наличие этапов и уровней освоения программы в течение смены.

Формы по содержанию: теоретические и практические.

Формы по организации: групповые, по подгруппам, коллективные, индивидуальные, командные.

Режим занятий: необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы; количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам в соответствии с СанПиНом.

5. Методическая основа программы строится на основании следующей схемы:


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы
Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений...
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconМетодические рекомендации по организации обучения первоклассников...
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его...
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconТема: «Овощи и фрукты»
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждения заболеваемости и травматизма
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconКонспект занятия для родителей «Весна лето»
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждения заболеваемости и травматизма
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Русская равнина имеет благоприятные природные условия. Вспомните, какие это условия?
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconДополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества
Современный этап общественно-исторического развития Российской Федерации характеризуется законодательным утверждением процесса возрождения...
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, а также предупреждающие заболеваемость и травматизм
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПлан летне-оздоровительеой работы муниципального автономного дошкольного...
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждения заболеваемости и травматизма
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconТрудовое право. Тест с ответами Безопасные условия труда
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconРегламент разработан в целях повышения качества оказания данной муниципальной...
Управления образования администрации города Воткинска по оказанию муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление...
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать благоприятные условия для интеллектуального и эмоционального развития дошкольников
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В представленном документе сформулированы научно обоснованные гигиенические требования, соблюдение которых обеспечит безопасные условия...
А услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск