Скачать 84.83 Kb.
|
ПРОБЛЕМЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРА ТУРИЗМА РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вуколов А.В. Казахская академия спорта и туризма Key words: advertising and informational activities; tourism manager; educational means; promotion in tourism; ‘AIDA – attention, desire, interest, activity’; professional development. Summary: personal experience in advertising and informational activities is to be considered to be essential part of training and professional development of future tourism managers; therefore educational means are to provide all the possible hints considering advertising and informational activities. Деятельность рекламная – это деятельность по формированию и продвижению информации о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризации произведений литературы, искусства и др. Менеджер туризма – специалист обеспечивающий разработку туров и организацию туристского обслуживания на туристских маршрутах [1]. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные пособия и учебные пособия», «дидактические средства». Учебник – книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Учебник отвечает целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. Учебные пособия, в современной педагогической классификации, это все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего освоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенной в учебниках. Реклама, в современной трактовке, это средство распространения информации и убеждения людей, создающая представление о продукте, доверие к нему, вызывающее желание купить продукт. Эта последовательность чувств и эмоций известна под названием AIDA: внимание, интерес, желание, действие [2]. Реклама стала ключевым маркетинговым инструментом отраслей туризма и отдыха, поскольку здесь потенциальные потребители должны строить свои решения о покупках на основе сформировавшихся у них представлений о предлагаемом им продукте, а, не руководствуясь физическими образцами как со многими другими товарами. В результате этого реклама становится особенно важной составляющей маркетинга-микса в туризме и сервисе, охватывает широкой диапазон видов деятельности [3]. Начавшаяся формироваться в 90-е годы ХХ века подготовка менеджеров туризма в вузах РК учитывала эту особенность туристского бизнеса. И в учебные планы для студентов по специальности «Управление туризмом» включался отдельный предмет – «Информационно-рекламное обеспечение туристского бизнеса». Однако, уже с 2004 года в Государственном общеобязательном стандарте образования (ГОСО РК 3.08.117 – 2004) по специальности 050902 «Туризм» указанный учебный предмет был исключен. Создалась парадоксальная ситуация – знания и умения рекламы туризма не планировались в ГОСО по подготовке менеджеров, хотя именно с рекламы начинается любой бизнес и реклама является важным фактором развития любого бизнеса. Составители стандарта, слабо знакомые с практикой туристского дела, сочли, что в учебном плане вузов достаточно иметь предмет «Маркетинг в туризме», где вопросы рекламы (без анализа конкретных рекламных туристских технологий) рассматривались в комплексе маркетинговых коммуникаций. Такая же ситуация сохранилась в ГОСО РК 3.08.368 – 2006 по специальности «Туризм» и в настоящее время. Указанный, не адекватный туристской практике подход, был возможен до тех пор, пока в нашем бизнесе выездной туризм превалировал над въездным и сотрудники туристских агентств РК использовали рекламные материалы зарубежных туроператоров. Ситуация изменилась, когда Постановлением Правительства РК от 25 июня 2005 года № 633 турбизнес республики начал переводиться в систему кластерных программ, а основное внимание сконцентрировалось на въездном и внутреннем туризме. Опытные менеджеры рекламы знают, что заключить договор на рекламу по стандартным расценкам очень сложно. Не зря в профессиональной рекламной среде их называют бедными, а потому не всегда перспективными клиентами, поэтому туристским фирмам выгодней осуществлять рекламные компании силами своих специалистов. Однако, выполнению таких задач препятствует недостаточная подготовленность персонала туристских фирм и учреждений туристского направления к эффективной рекламно-информационной деятельности. Всё это убеждает в необходимости специальной рекламно-информационной подготовки менеджеров туризма. Решение этой задачи осложняется двумя проблемами: отсутствием подготовленных специалистов – педагогов специальных учебных заведений и необходимых средств обучения. В этом и состоит актуальность избранной нами темы исследования. Проблемы исследования определяются противоречием между: важностью рекламно-информационной деятельности для эффективного туристского бизнеса и – недостаточной теоретической и практической подготовленностью к этой работе специалистов туристской индустрии. Целью нашей работы является обоснование системы учебных средств для подготовки к рекламно-информационной деятельности студентов вузов, обучающихся по специальности «Туризм». Объект исследования – профессиональная подготовка будущих менеджеров туризма в условиях современного ВУЗа. Предмет исследования – процесс подготовки будущих менеджеров к эффективному управлению современным туристским предприятием. Ход исследования определился следующей гипотезой: зависимость между содержанием изучения студентами учебных дисциплин и уровнем их профессиональной подготовки к рекламно-информационной деятельности в сфере туризма, определяет, что формирование специалистов будет эффективным если: - теоретическая и практическая подготовка будущих менеджеров туризма к рекламно-информационной деятельности будет осуществляться на основе запросов практики туристского бизнеса и работодателей в этой сфере; - будут созданы для специализированных учебных заведений адекватные средства обучения. Для достижения поставленной цели нами определено три исследовательские задачи: 1) обосновать ту часть «Профессиограммы менеджера туризма», которая предназначена формировать знания и умения рекламно-информационной деятельности будущего управляющего туристской структуры; 2) создать обновленный авторский вариант типовой программы предмета «Рекламно-информационное обеспечение туристского бизнеса» для вузов по специальности «Туризм» и представить его в очередной вариант ГОСО в качестве обязательного учебного предмета; 3) подготовить к публикации учебное пособие «Рекламно-информационное обеспечение туристского бизнеса» с приложениями, списком рекомендованной литературы и тестами, структурно соответствующее типовой программе предмета. Методологической и теоретической основой исследования является системно-структурный подход как выражение диалектики, принцип признающий за критерии эффективности высшего образования не количество выпускников ВУЗа и даже не собственно уровень их знаний, а фактически их использование в работе по специальности. Этот вывод сделан из большого количества ситуаций когда выпускник ВУЗа – менеджер туризма, не владеющий знаниями и умениями рекламно-информационной деятельности, не может добиться экономической и социальной эффективности работы туристского предприятия. И через определенное время бывает вынужден либо сам покинуть свою должность, либо быть уволенным работодателем. Другая часть выпускников ВУЗа по специальности «Туризм», изначально понимая свою профессиональную ущербность, вообще не приступают к работе в сфере туризма. В результате их высшее образование из специального превращается в общее, а результаты профессиональной подготовки сводятся к минимуму [4]. К методологической основе нашего исследования также относится философский постулат о том, что практика является не только критерием истины, но и исходным пунктом познания. Использование данного философского постулата в практике исследовательской работы привело нас к выбору следующих 4 источников информации: 1) теоретические разработки специалистов, полученные в результате анализа опыта работы туристских учебных заведений разных стран; 2) анализ существовавших ранее учебных программ по указанному курсу; 3) требования работодателей к современному менеджеру туризма; 4) структура и содержание программ смежных учебных дисциплин, таких как «Туристский маркетинг»; «Психология туризма» и т.п. Требования к современным менеджерам работодателей в сфере туризма нами суммировались через сообщения средств массовой информации из объявлений рекрутинговых фирм – всего 10 газет, размещающих объявления 45 агентств. Именно указанная методологическая основа определила следующие методы исследования: структурно-содержательный анализ текстов объявлений рекрутинговых агентств и туристских фирм; сравнительный анализ полученных данных; метод экспертных оценок; социологический метод; метод самоотчета; экстраполяция; системный метод, анкетирование и интервьюирование. При этом в туризмологии методом экспертных оценок считаются количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, неподдающихся непосредственному измерению. Социологическим методом называется толкование предмета исследования, как отражения социально-идеологических интересов сословий, партий, классов. Методом самоотчета называются тесты, форма ответов, процедура проведения и измеряемые параметры которых стандартизированы. Системный метод – это построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа [1]. Основной объем информации о качествах менеджера туризма, в том числе умениях и навыках, связанных с рекламно-информационной деятельностью, нами получен из объявлений в таких газетах г. Алматы, как «Вакансия», «Работа для всех», «Работа сегодня». Прежде всего нами использовались объявления о вакансиях менеджера туризма, маркетинга, рекламы, а так же менеджеров по продаже услуг. Сложность выявления мнений работодателей о профессиональных качествах менеджеров рекламного дела состоит, в том, что чаще всего такой информации не дается вообще. Для примера приведем типичный текст рекрутингового объявления в газетных разделах «Вакансия»: «Рекламному агентству» требуются менеджеры по работе с клиентами. Возможность занятости на неполный рабочий день! Оклад: 200 у.е. + % от выполненных работ» [5]. Полученные данные свидетельствуют о том, что при найме на работу менеджеров туризма работодатели не выдвигают специальных требований к знаниям и умениям по рекламно-информационной деятельности кандидатов. Причин такого отношения может быть две: 1) или работодатели надеются решить проблемы рекламы своих товаров и услуг через специальные агентства (а это увеличит затраты на рекламу); 2) или работодатели не придают особого значения рекламной деятельности. По состоянию на начало 2008 г. проявились следующие изменения на рынке труда в сфере туризма: 1) появились новые рекрутинговые газеты в которых публикуются требования к кандидатам на вакантные должности менеджеров туризма, маркетинга, рекламы. Например, газета «Трудоустройство и обучение»; 2) увеличилось количество объявлений о вакансиях менеджеров рекламы, в которых появилось требование к знанию менеджером рекламы теории и практики менеджмента, чаще стало встречаться требование знания английского языка, работодатели увеличили з/п с 450 у.е. до 800 у.е. [6]. Полученные нами данные позволяют сделать следующие выводы: 1. Анализ рекламной деятельности в организациях индустрии туризма выявил ее важную роль в конечном результате работы менеджеров. 2. При найме на работу менеджеров туризма работодатели не выдвигают специальных требований к знаниям и умениям по рекламно-информационной деятельности кандидатов. 3. Подобного рода требования работодатели предъявляют к кандидатам на должности менеджеров по маркетингу, менеджеров по рекламе и работе с клиентами, менеджеров по продаже услуг. Это позволяет нам выявить те знания, умения и навыки рекламно-информационной деятельности, которые необходимы менеджеру туризма для максимальной эффективности туристского предприятия, в котором он работает. 4. Необходимо ввести в Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности «Туризм» учебную дисциплину «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе» в качестве обязательной и утвердить ее типовую программу. После этого опубликовать учебное пособие по данной дисциплине, созданное для обучения менеджеров туризма по кредитной системе. Указанные программа и учебное пособие уже созданы в Казахской академии спорта и туризма, однако члены Учебно-методического объединения по специальности «Туризм», функционирующего при КазНУ им. Аль-Фараби отказываются их обсуждать. Литература 1. Туристский терминологический словарь. – М.: «Советский спорт», 1999. – С. 107, 257, 438. 2.Педагогический энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия, 2003. – С. 301-302. 3. Морган Н., Причард А. Реклама в туризме и отдыхе. / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. – М.: Юнити, 2004. – С. 13. 4. Вуколов В.Н. К вопросу о методологической и теоретической основах исследования проблем подготовки специалистов туристской индустрии // Индустрия туризма: (Становление, современное состояние и перспективы развития): сб. раб. участников конференции. – М.: ТЕЗАРУС, 2006. – С. 20. 5. Вакансии // Большая газета, 2008. – 13 февраля. – С. 6 6. Вакансия. – № 8 (438), 26.02. – 04.03.2008. – С. 6-7. |
Доклад министерства спорта, туризма и молодежной политики края По министерству спорта, туризма и молодежной политики в эксперименте по введению новых систем оплаты труда участвуют с 2010 года... | Уральский институт Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Прайс ид «Магистр-Пресс» Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Бюллетень управления научных исследований Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
О, сколько нам открытий чудных Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Лекция №2. Педагогическая антропология. 1 вопрос Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
В. М. Аллахвердов Методологическое путешествие по океану бессознательного Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Российский гуманитарный научный фонд (ргнф) Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Урок Тема: биология наука о жизни Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Внеклассное мероприятие по биологии «Клуб знатоков» Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Тема: Психология как наука. Объект и предмет психологии Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Внеклассное мероприятие в 5 классе. Тема: «Биологический «Звёздный час» Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т д Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Стратегия гармоничного развития личности в концепции международных... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Курсы повышения квалификации по программе «Современные тенденции... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерстве спорта, туризма и молодежной политики РФ открылся Всероссийский семинар-совещание со специалистами, работающими в сфере... |