МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ТюмГУ в г. Тобольске
Факультет непрерывного профессионального образования
Кафедра сервиса и туризма
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_______________ /Е.А. Короткова/
__________ _____________ 20__г.
ОП.09. Международный туризм
Рабочая программа дисциплины для студентов подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.10-Туризм
очной формы обучения
Тобольск, 2014 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
(сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)
Рег. номер:
| ___________________________________________________________________________
|
|
| Дисциплина:
| ___________________________________________________________________________
|
|
| Учебный план:
| ____________________________________________________________________________
|
|
|
|
| Автор:
| ____________________________________________________________________________
|
| ФИО полностью
| Кафедра:
| сервиса и туризма
|
СОГЛАСОВАНО:
| ФИО
| дата
| подпись
| Председатель УМК (4)
| Вертянкина Н.В.
| _____________
| ____________________
|
|
|
|
| Зам. начальника УМО (3)
| Яркова Н.Н.
| _____________
| ____________________
|
|
|
|
| Зав. библиотекой (2)
| Осипова Л.Н.
| _____________
| ____________________
|
|
|
|
| Зав. кафедрой (1)
| Аксарин В.В.
| _____________
| ____________________
| Исполнитель (ответственное лицо)
_________________________________________________ _________________________________________________ _____________ ________________
ФИО (полностью), должность, конт. телефон дата подпись
Содержание: Рабочая программа дисциплины для студентов подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.10-Туризм, очной формы обучения. Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для студентов подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.10-Туризм, очной формы обучения.
Организация-разработчик: кафедра «Сервиса и туризма», филиал ФГБОУ ВПО ТюмГУ в г. Тобольске Разработчики: Бельская Н.Л., доцент кафедры сервиса и туризма ФНПО, филиал ФГБОУ ВПО ТюмГУ в г. Тобольске.
Рекомендована на заседании кафедры «Сервиса и туризма» Заключение № от «___» сентября 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для студентов подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.10-Туризм, очной формы обучения
Организация-разработчик: кафедра сервиса и туризма факультета непрерывного профессионального образования ФГБОУ ВПО ТюмГУ в г. Тобольске. Разработчики:
Бельская Н.Л., доцент кафедры сервиса и туризма, филиал ФГБОУ ВПО ТюмГУ в г. Тобольске.
Рабочая программа дисциплины устанавливает базовые знания и умения в области профессиональной деятельности выпускников.
Структура программы включает разделы: структура и примерное содержание, результаты освоения, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения.
Раздел «Структура и примерное содержание» включает: тематический план профессионального модуля с указание наименования разделов и количеством всего часов (максимальная учебная нагрузка и практики), содержание обучения по профессиональному модулю (семинарские, практические, самостоятельные работы и их объем, уровень освоения дидактических единиц).
В разделе «Условия реализации», указываются требования к минимальному материально-техническому обеспечению, даётся перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, описываются общие требования к организации и кадровому обеспечению образовательного процесса.
В разделе «Контроль и оценка результатов освоения» указаны результаты (основные профессиональные и общие компетенции), основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки результатов обучения в соответствии со знаниями и умениями, в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
При контроле и оценке освоения дисциплины используются:
-типы контроля: текущий, промежуточный, входной, обобщающий;
-виды контроля: внешний, самоконтроль, взаимоконтроль
-формы контроля: устный опрос, тестирование, наблюдение, зачет
-методы контроля: практические работы, письменные контрольные работы.
Цели и задачи.
При изучении дисциплин студенты должны овладеть следующими Общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
В процессе изучения дисциплины планируется проведение самостоятельных и контрольных работ. Итоговой формой контроля усвоения знаний и умений студентов является дифференцированный зачет.
Для проведения занятий планируется разбор производственных ситуаций, проведение дискуссий и решение ситуационных задач по актуальным проблемам, работа с методическими и справочными материалами, применение технических средств обучения и компьютерной техники, организация экскурсий на предприятия и учреждения отрасли.
Для формирования профессиональных компетенций применяются следующие методы обучения:
-метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные лекции с иллюстрацией учебного материала слайдами в Microsoft PowerPoint, практические занятия; по характеру управления учебной работы: работа с учебной и нормативной литературой, выполнение индивидуальных письменных заданий;
-метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование интереса к учению: учебные дискуссии (обсуждение докладов подготовленных студентами по предлагаемым темам), создание ситуации успеха (поощрительные баллы); стимулирование долга и ответственности: убеждение, предъявление требований к выполнению упражнений в соответствии с предъявляемыми требованиями, поощрение и порицание;
-метод контроля и самоконтроля в обучении: устный опрос студентов, контрольная работа.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
историю международного туризма в её развитии (от путешествий людей на ранних этапах цивилизации до современного состояния международного туризма);
формы международного туризма и методы исследования туристской отрасли;
основные положения Хартии туризма и Кодекса туризма;
основные термины и понятия в туристической индустрии;
уметь:
анализировать ситуацию места международного туризма в экономической отрасли страны, давать профессиональный комментарий о процессах происходящих в области международного туризма;
характеризовать события и ситуации в области тур. индустрии; делать прогнозы об эффективности тех или иных мероприятий в сфере туризма;
ориентироваться в современной литературе по вопросам развития туризма и турбизнеса, сопоставлять позиции исследователей;
собирать, структурировать и излагать (письменно и устно) материал по проблемам развития международного туризма;
владеть навыками:
анализа турпродукта, характерного для различных макрорегионов;
определения ценовой политики на турпродукт;
реализации теоретических знаний на практике;
методического подхода при формировании туристского продукта и его продвижения и сбыта;
организационной работы в турфирмы.
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___72 часа
2.1. Структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п
| Разделы дисциплины
| Лекции
| Практические занятия
| 1.
| Эволюция развития путешествий:
Основные этапы
| 4
| 1
| 2.
| Статистика международного туризма
| 4
| 1
| 3.
| Сегментирование туристического рынка
| 4
| 1
| 4.
| География спроса в международном туризме
| 4
| 1
| 5.
| Специфика и состав международной туриндустрии
| 4
| 1
| 6.
| Современные трансформации мировой индустрии туризма
| 4
| 1
| 7.
| Факторы производства туристического продукта
| 4
| 1
| 8.
| Структура туристического рынка
| 4
| 1
|
| ИТОГО:
| 20
| 8
|
2.2. Содержание дисциплины
Таблица 2
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Эволюция развития путешествий.
| Тема: Эволюция развития путешествий:
основные этапы.
Основные этапы зарождения и развития туризма. Причины и предпосылки миграционных процессов эпохи первобытности. Появление индустрии туризма на Древнем Востоке. Активизация туризма в эпоху Античности. Походы и путешествия Средневековья. Развитие туризма в Новое время. Туризм как массовое явление XIX в. Туристические организации Англии за пределами страны. Развитие технических средств передвижения и их влияние на индустрию туризма. Туризм прибыльный и модный бизнес в европейских странах на рубеже XIX-XX вв. Международные туристические организации в I половине XX в. и их деятельность по упрощению туристических формальностей. Развитие международного туризма во II половине XX в.: присоединение государств к существующим правовым нормам международных договоров, определены принципы и нормы технического сотрудничества в области международного туризма, предоставление долгосрочных займов с низкими процентными ставками..
| 2.
| Статистика международного туризма
| Тема: Статистика туристических потоков, доходов и расходов
Разделы статистики международного туризма. Количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания. Туристические макрорегионы мира и динамика их темпов роста. Концепция туристических расходов. Состав туристических расходов. Страны-лидеры по расходам на международный туризм. Доходы от международного туризма. Факторы влияющие на стоимостные показатели туризма. Статистические показатели исследований ВТО по доходам с одного прибытия в странах Европы и Америки..
| 3.
| Сегментирование туристского рынка
| Тема: Сегментирование туристического рынка
Понятие сегментирование рынка. Требования к рыночному сегменту. Ограничения сегментирования. Условия сегментирования: межгрупповая: гетерогенность, измеримость, емкость, доступность для фирмы. Критерии сегментирования: по географическому признаку, по геодемографическому, по демографическому, по социально-экономическому, по психографическому, по поведенческому. Многомерное сегментирование. Методы сегментирования..
| 4.
| География спроса в международном туризме
| Тема: Географическое положение как фактор формирования туристского продукта
Определение понятия «географическое положение». Основные факторы при характеристике в туризме географического положения страны. Категории географического положения. Географическое положение как фактор развития туризма. Географическое положение как условие развития туризма. Зависимость образа жизни и характера народа от географического положения страны.
Тема: География туризма с целью отдыха, развлечений и лечебного оздоравления
Особенности географии туризма с целью отдыха и развлечений. Туризм с целью отдыха и развлечений в Европе. Туризм с целью отдыха и развлечений в Америке. Туризм с целью отдыха и развлечений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Туризм с целью отдыха и развлечений в Африке, на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Особенности лечебно-оздоравительного туризма. Типы курортов. Лечебно-оздоравительный туризм в Европе и в Америке. Лечебно-оздоравительный туризм на Востоке, Африке и Океании. Типы делового туризма: бизнес-поезки, конгрессно-выставочные поездки, инсентив-туры. Европейские государства наиболее активно принимающие потоки деловых людей. Бизнес-туризм на американском континенте. История паломничества. Религиозные центры мира: христианское паломничество, паломничество мусульман, буддийское паломничество. Экскурсионный туризм религиозной тематики. Научный туризм с религиоведческими целями
| 5.
| Специфика и состав международной туриндустрии
| Тема: Специфика и состав международной туриндустрии
Понятие туристической индустрии. СИКТА – международный классификатор в туриндустрии. Транспортные перевозки в туриндустрии. Коллективные средства размещения туристов. Индивидуальные средства размещения туристов. Состояние гостиничной базы мира. Питание в системе туристического обслуживания. Сектор развлечений. Туроператоры и турагенты. Прямые и косвенные каналы сбыта турпродукта.
| 6.
| Современные трансформации мировой индустрии туризма
| Тема: Современные трансформации мировой индустрии туризма
Направления и развития мировой индустрии туризма в третьем тысячелетии. Туризм и информационные технологии. Статистика туристических сайтов в Интернете. Новые канала сбыта туристического продукта. Новые концепции туристического маркетинга.
| 7.
| Факторы производства туристического продукта
| Тема: Туристский продукт
Понятие туристического продукта. Особенности туристического продукта. Характеристики турпродукта: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Жизненный цикл туристического продукта. Природные и культурно-исторические ресурсы. Людские ресурсы. Капитальные ресурсы. Ограниченность ресурсов. Цели фирмы. Прибыль – движущая сила в рыночной экономике. Технология производства. Временные параметры производства. Издержки производства и предложение туристического продукта. Эластичность туристического предложения. Особенности предложения по секторам туристской индустрии. Авиаперевозки. Круизы. Размещение. Туроператорский сектор. Понятие равновесия и механизм спроса-предложения.
| 8
| Структура туристического рынка
| Тема: Формы рыночных структур в туризме
Конкурентная борьба в мире туристического бизнеса. Формы рыночных структур: совершенная конкуренция и чистая монополия. Олигополия и монополистическая конкуренция. Форма организации рынков отдельных туристических товаров. Концентрация производства в туризма и механизм ее осуществления. Современное состояние туристического рынка. Формы концентрации.
| |