Скачать 293.9 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ Факультет истории, экономики и управления Кафедра истории, философии, культурологии и МП УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _________ Е.А. Короткова «___» __________ 2014 г. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ СИБИРИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование » профиля подготовки «Культурологическое образование» очной, заочной формы обучения Тобольск 2014 ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ УМК (сайт для загрузки УМК umk.utmn.ru)
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки студенты, требования к уровню освоения содержания дисциплины 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: – выявить созидательную творческую направленность русской истории как ключевой в историко-культурной динамике; – рассмотреть культурную динамику России как сложный противоречивый процесс, но в то же время цельный и монолитный; – помочь аспиранту осознать себя субъектом и необходимой частью развития истории; – сохранить внутреннюю цельность при внешней гибкости, толерантность к различным идеологиям, что особенно актуально в процессе формирования русской цивилизации; – стимулировать потребность к объективно научным оценкам исторических событий и фактов действительности; – усвоение идеи единства историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его национальных и эпохальных форм. Задачи дисциплины: – осмыслить основные тенденции развития отечественной истории культуры; – охарактеризовать динамику смены мировоззренческих основ культурно-исторических эпох русской культуры и неразрывной связи их с эволюционными процессами в области науки, религии, экономики, политики и художественной сферы; – дать представление о значительных достижениях в области науки, философии, религии и искусстве; – рассмотреть особенности этнического взаимодействия в развитии отечественной культуры; – понимать и объективно оценивать современные культурно-социальные процессы и развитие современной русской цивилизации; – выработать потребность в постоянном поиске нового знания о культуре и его применении в своей профессиональной и общественной деятельности. 1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «История русской культуры» относится к дисциплинам вариативной части циклу Б1.В.ОД.5. Таблица 1.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы. В результате освоения дисциплины аспирант должен обладать следующими компетенциями: – владением культурой научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникативных технологий (ОПК-2) – готовностью организовать работу исследовательского коллектива в сфере культуры (ОПК-4) – способность к самостоятельной выработке целостного представления истории, современного состояния, тенденций и перспектив развития философии культуры (ПК-1); 1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю): знать: Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: знать: – специфику исторического процесса отечественной культуры в динамике (от первобытного периода до современности) в аксеологическом (ценностном) аспекте и личностном (персоналиях); – религиозно-философские и идейно-эстетические концепции отдельных культурно-исторических этапов, способы и технологии производства, экономические и политические особенности, рассматриваемых в курсе истории русской культуры; – основные научные культурологические концепции о происхождении и развитии русской культуры; уметь: – анализировать культурно-исторические артефакты, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам; – ориентироваться в современной научно-исследовательской историко-культурологической литературе по вопросам развития и функционирования отдельных институтов культуры и сопоставлять позиции исследователей; – собирать, структурировать и излагать (письменно и устно) материал по проблемам истории отечественной культуры; владеть навыками: – самостоятельного изучения отдельных вопросов курса, с использованием справочной, научной и специальной литературы, научного и проблемного анализа, изучаемых текстов, самостоятельного пополнения своих знаний с помощью различных источников (научно-популярная, справочная литература и др.); – самостоятельного подбора материалов и подготовки научных выступлений, докладов, рефератов и других видов научно-исследовательской работы. 1.4. Связь с последующими дисциплинами Знания и навыки, полученные студентами при изучении данного курса, необходимы для изучения таких дисциплин как: история культур и цивилизаций, мировая художественная культура и других дисциплин предметной подготовки. 2. Содержание дисциплины Учебная дисциплина «История русской культуры» изучается в 8 семестре. Форма промежуточной аттестации – зачёт. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часа, из них 32 часа составляют контактную работу с преподавателем, 76 часа выделены на самостоятельную работу. Таблица 2
3. Тематический план
4. Лекционный курс. Тема 1. Введение в историю русской культуры. Предмет истории культуры: закономерности общеисторического развития и особенности русской истории и культуры, тенденции развития, общий характер динамики отечественной культуры. Факторы и принципы исторического развития отечественной культуры, периодизация и историография. Ключевые проблемы русской культуры. Тема 2. Духовный мир Древней Руси. Облик культуры восточного славянства, её характерные черты: полиэтничность, общинность, устная форма существования и конкретно-образное видение мира. Универсализм и жизнестойкость язычества. Славянское многобожие. Мифотворчество как сложный вид древней культуры. Обрядовая культура. Повседневные верования славян. Христианизация Руси, её последствия в культуре. Двоеверие. Тема 3. Культура русских княжеств XII-XV вв. Духовная общность при государственном размежевании. Культура Владимира и Новгорода. Ослабление культурного потенциала в условиях золотоордынского господства. Развитие общерусских подходов и представлений. Воинская повесть, иконописная классика. Возникновение религиозного волномыслия. Монастыри как центр средневековой русской культуры. Российское Предвоззрождение. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Целью курса является изучение особенностей политического, экономического и социального развития государств Азии и Африки в ХХ и начале... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |