Скачать 337.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ «Утверждаю» Декан Исторического факультета «_____» _________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки История Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная ИЖЕВСК 2012 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель изучения курса заключается в определении роли и места исторических дисциплин в исторических исследованиях, а также выявлении их познавательных возможностей и овладении методикой применения в работе с историческими источниками. Задачами курса являются: - ознакомление студентов со спецификой методов каждой вспомогательной исторической дисциплины; - овладение навыками их применения в анализе исторических источников разного типа и вида; 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс входит в Базовую часть профессионального цикла ООП «История», бакалавриат. Форма обучения: очная Кафедра-разработчик: дореволюционной отечественной истории. Курс адресован студентам 2 курса направления подготовки 030600 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих «Вспомогательные исторические дисциплины». Изучению дисциплины предшествуют следующие курсы: история России (до XX в.), историческая география, источниковедение по бакалаврской программе. Для успешного освоения курса должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции на пороговом уровне ОК1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор пути ее достижения; ОК2 – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК12 – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников с целью решения профессиональных и социальных задач; ПК-3 - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования; ПК-6 - способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию; ПК-9 – использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ПК-10 - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований. Программа курса построена на блочно-модульном принципе. В курсе выделено несколько блоков-модулей: Палеография Хронология Метрология Генеалогия Геральдика Нумизматика Сфрагистика Курс имеет практическую часть в виде 1. Практических занятий; 2. Самостоятельной работы вне аудитории – работу с текстами исторических источников и написание реферата. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины»: ОК1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор пути ее достижения; ОК2 – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК12 – способность использовать навыки работы с информацией из различных источников с целью решения профессиональных и социальных задач; ПК-3 - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования; ПК-6 - способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию; ПК-9 – использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; ПК-10 - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: предмет, объект исследования, понятийный аппарат каждой из вспомогательных исторических дисциплин; основные этапы развития вспомогательных исторических дисциплин; теорию использования вспомогательных исторических дисциплин в исторических исследованиях. Уметь: выбирать необходимые методики для работы с историческими источниками. Владеть: методиками комплексного использования вспомогательных исторических дисциплин при анализе исторических источников разных типов. Программа курса предполагает выработку умений и навыков применения методики каждой вспомогательных исторической дисциплины для решения задачи получения информации о происхождении источника, установлении места и времени его создания, авторства, подлинности, правомерности его использования, а также комплексного использования всех исторических дисциплин и взаимодействия их с другими методами исторического познания. Общая трудоемкость освоения учебной дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» составляет 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены: лекции – 19 часов, семинарские занятия – 19 часов, контроль самостоятельной работы – 2 часа
5. Содержание дисциплины 5.1. Темы и их аннотации Тема 1. Вспомогательные исторические дисциплины и их место и роль в исторической науке. (2 часа) Историческая наука, теория и методы исторического исследования. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины, их место и роль в исторической науке. Состав вспомогательных исторических дисциплин. Предмет, объект и область их исследования, специфические методики и технические приемы каждой дисциплины. История становления, развития и изучения вспомогательных исторических дисциплин в России. Взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин и комплексный метод их использования. Их практическое применение в работе с историческим источником Тема 2. Палеография. Предмет, объект и методы исследования. (2 часа) Предмет, задачи и метод палеографии. Взаимосвязь палеографии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Возникновение письменности и причины, вызвавшие ее появление. Древнейшие сведения о письменности у восточных славян. Славянские алфавиты: кириллица и глаголица. Использование букв славянских алфавитов для цифровых обозначений. Внешние признаки письменных источников Древней Руси (XI-XIII вв.) Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Руси. Пергамен. История его возникновения. Береста. Общая характеристика уставного письма. Древнейший устав XI—XII вв. и его особенности. Особенности графики берестяных грамот. Орудия письма, чернила, краски. Формат и переплет рукописей. Элементы украшения рукописных книг. Древнерусский (старовизантийский) орнамент. Миниатюра Тема 3. Развитие полуустава. Внешние признаки письменных источников периода XIV – XV вв. (2 часа) Внешние признаки письменных источников Руси XIV- конца XV вв. Характеристика письменности и наиболее известных рукописных источников. Причины вытеснения пергамена бумагой. Техника производства бумаги. Водяные бумажные знаки: филиграни, вержеры, пантюзо и их практическое значение для датировки текстов. Поздний устав ХIII-ХIV вв. и причины его перехода в полуустав. Характерные черты полуустава и его разновидности. Орудия письма, чернила, краски. «Чудовищный» (тератологический) орнамент, его общие черты и местные особенности. Вопрос о происхождении «чудовищного» орнамента. Миниатюра. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы. Вязь как декоративное письмо. Тема 4. Внешние признаки письменных источников Российского централизованного государства. Поздний полуустав, переход к скорописи. (2 часа) Возникновение и этапы развития полуустава. Роль второго югославянского влияния. Графика письма и начертание букв, появление наклона. Использование бумаги. Бумага иностранного производства. Филиграни. Развитие филиграноведения. Способы сокращений в тексте. Стяжание титлом. Выносные буквы. Новые типы орнамента: балканский и нововизантийский. Переплеты рукописных книг. Развитие миниатюры. Влияние А.Рублева. Вязь и ее использование в заголовках. Развитие тайнописи. Скоропись: основные причины и способы становления и развития. Скоропись конца ХIV-ХV вв. Особенности начерков, связанного написания соседних букв, сокращений в словах. Замена позднего полуустава скорописью в деловом письме. Характеристика рукописей и памятников книжности эпохи ХIV-ХV вв. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |