Скачать 94.76 Kb.
|
Год учителя в ОК Федеральный сайт сетевых образовательных сообществ «Открытый класс» Сообщество «Год Учителя в «Открытом классе»» Конкурс методических разработок по физической культуре, ОБЖ Тема: «Нет лучше одежды, чем бронза мышц и свежесть кожи. В здоровом теле – здоровый дух» Название конкурсной работы «Мы идем в поход». Предмет ОБЖ Автор: Власова Евгения Александровна Учитель ОБЖ второй квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» Саратовская область, г. Балаково , ул. Комсомольская 31 б, evgeniyvlas@mail.ru 2010 Конспект урока по ОБЖ для учащихся 6 классов «Мы идем в поход» Цель: научить выбирать самое необходимое для жизнедеятельности человека при подготовке и совершении похода. Задачи:
Оборудование: проектор, мультимедийная установка, ручки, тетради, компасы, карточки с тестами. Место проведения: МОУ «СОШ №7» кааб. 333 Тип урока: обобщение и закрепление нового материала. Ход урока:
Ход урока .
Но поход походу рознь. Одни предпочитают просто так пойти куда-нибудь подальше, чтоб потом можно было похвастаться: «За один день мы прошли около 30 км». А толку что? Ведь главное в походе не только тратить силы на ходьбу, но и любоваться красотами природы, собирать какие-нибудь интересные материалы, наблюдать, как живут люди, а, иногда, и помогать им, знакомиться с ними. Поэтому первое, что вы должны сделать, когда собрались в поход, наметить план: куда пойдете и зачем. Определяя район путешествия, необходимо его детально изучить. Затем разработать маршрут, для чего понадобится крупномасштабная карта избранного района. Устанавливаются начальная и конечная точки маршрута и основные ориентиры, через которые будет проходить маршрут. Пусть поход будет недальним, но зато его маршрут пройдет по красивым местам. Привал устройте на берегу речки, где можно порыбачить. На пути осмотрите все достопримечательности данного района. Итак, мы идем в поход.
Класс разделить на 3 отряда (по рядам). Каждому отряду необходимо будет выполнять задания, после которых можно будет определить наиболее подготовленных ребят к совершению похода.
Учитель: Все туристское снаряжение можно разделить на: личное, групповое и специальное. Личное – это одежда и обувь, спальник и умывальные принадлежности, личная посуда и рюкзак. Групповое - палатки, варочная посуда, топоры, карты, схемы, компас и другие предметы коллективного пользования. Специальное – это предметы и группового и личного пользования, которые определяются особенностями турпохода: средства передвижения туристов (велосипеды, лодки, лыжи); средства страховки (веревки, спасательные жилеты) и др. Необходимой принадлежностью снаряжения туриста является аптечка первой помощи. Задания группам: Определите, какое туристское снаряжение взял бы ваш отряд в однодневный поход. (слайд № 2)
Учитель: Туристы передвигаются колонной по одному человеку - гуськом. При движении по маршруту необходимо находиться друг от друга не дальше пределов зрительной или голосовой связи. Темп движения пешей группы определяется обычно условиями местности и погоды исходя из правила: равнение по самому слабому. Необходимо соблюдать режим походного дня, который должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Режим переходов состоит обычно из 40 минут движения и 10-20 мин отдыха на малых перевалах.
Учитель: Умение ориентироваться на местности – это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях. Ориентироваться на местности – это значит уметь:
Учитель: Перечислите способы ориентирования, которые вы знаете? (по компасу, по солнцу, по часам, по луне, по Полярной звезде, по местным признакам и явлениям природы). (слайд №4) Учитель: Ориентирование по компасу. В туристской практике нашел самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3». (слайд №5 ) Для определения сторон горизонта необходимо положить компас горизонтально, отпустить тормоз магнитной стрелки и повернуть коробку компаса так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении стрелка компаса показывает направление север-юг и буквы С, Ю, В, З на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад. Задания группам: Назовите признаки и явления природы, по которым можно определить стороны горизонта. (камень с северной стороны лучше обрастает мхом; почва под камнем суше с южной стороны; смола на стволах сосен выступает с южной стороны; ягоды начинают краснеть с южной стороны, муравейники располагаются с южной стороны дерева и т.д.) (слайд №6) Задание на дом: подготовить дома сообщение, как ориентироваться по часам, по луне, по солнцу, по Полярной звезде.
Учитель: Естественные препятствия, с которыми приходиться чаще всего сталкиваться туристу на своем пути, - это реки, ручьи, болота, лесные чащи. По лесным зарослям, густому кустарнику передвигаются компактной группой. Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами. Каждый должен внимательно следить за впередиидущим и повторять его движения. Надо придерживать ветки, чтобы они не ударяли идущего сзади. При этом одну руку выставляют вперед для защиты лица и глаз. На рюкзаке и на одежде не рекомендуется иметь различные «цепляющиеся» предметы: подвешенные к рюкзаку ведро или котелок, торчащее из кармана рюкзака топорище. Даже шерстяная шапочка с помпоном будет задевать ветки деревьев и задерживать движение. Как правило, в походах может встретиться и водное препятствие. Для его преодоления необходимо тщательно продумать все варианты и способы перехода. Если выше или ниже по течению нет моста, следует внимательно осмотреть берег, нет ли на нем тропинки, спускающейся к воде и имеющей продолжение на противоположном берегу. Может возникнуть необходимость преодоления водного препятствия вброд. Вброд можно переправляться через неглубокие равнинные реки со сравнительно спокойным течением. Через узкие протоки, ручьи и заболоченные овраги можно перебраться по завалившемуся дереву или уложенному бревну. Перед переправой на бревне обрубаются лишние сучья, убирают гнилую кору, скользкую поверхность посыпают песком. При переходе рек рюкзак необходимо держать на одном плече, чтобы в случае падения в воду быть в состоянии быстро бросить его.
Учитель: Бивак – стоянка для туристов. Место бивака должно быть защищено от ветра и находиться на ровном сухом месте недалеко от воды и дров. Нельзя разбивать бивак вблизи населенных пунктов, скотных дворов, у водоемов со стоящей цветущей водой, на пути перегона скота. Место для костра. Выбирают место для костра поодаль от деревьев (не ближе 5 м), чтобы костер не портил корней и зелени. Выбрав место, делают кострище. Для этого очищают от сухих листьев, мха – от всего, что может легко воспламенится, - площадку, равную квадратному метру. Снимают с нее лопаткой весь дерн и обкладывают им кострище, при этом дерн кладут травой вниз. Как разжечь костер. Перед тем как разжечь костер, надо заготовить растопку из мелких сухих еловых веточек, бересты, смолы хвойных деревьев, сухого мха, травы, лишайника, стружек. Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают, а сверху по мере разгорания аккуратно кладут более толстые дрова. На случай дождя растопку нужно иметь в запасе. Чтобы не намокли спички, положить их необходимо в мешочек из полиэтилена. Не следует разводить больших костров. Надо стараться также меньше пользоваться сырыми дровами, листьями и травой – меньше будет дыма. По площади костер не должен выходить за пределы кострища. Задания группам: определить типы костров. (слайд № 8 )
Учитель: На привалах воду пить нельзя. Если очень мучает жажда, лучше прополоскать рот подкисленной (лимоном или клюквой) водой кипяченой водой, сделав один-два маленьких глотка. Чтобы меньше хотелось пить во время движения, перед выходом надо съесть кусок хлеба, густо посыпанной солью и запить чаем. Нельзя пить в походе сырую воду! Природную воду перед употреблением необходимо подвергать очистке. Самый простой способ очистки воды из непроверенных источников – это кипячение не менее 30 минут. В природных условиях пищу можно добывать охотой, рыболовством, отыскивать съедобные растения, ягоды, грибы и орехи. При этом необходимо соблюдать общие правила безопасности. Задания группам: определите съедобные и несъедобные ягоды, грибы орехи. (слайд № 9)
Учитель: Оставлять костер недогоревшим – преступление. Убедитесь, что он погашен, что последняя искра залита водой. Вынеси из кострища головешки и угольки и отдельно закапай. Увлажняй землю вокруг костра. Снятый дерн желательно уложить обратно на место, когда земля остынет. От горячей земли трава на дерне пожелтеет. Сделай так, чтобы место привала приобрело свой первоначальный вид.
Учитель: Мы разобрали с вами, очень много интересного и важного материала и практически подготовились к совершению путешествия на равнинной местности. Итак, давайте сделаем выводы и составим общие правила поведения во время активного отдыха на природе. Ребята предлагают свои правила, затем на слайде показываются все правила и учитель их зачитывает, а ребята кратко записывают в тетрадь. (слайд № 10)
а) личное, групповое, специальное; б) индивидуальное, общественное, специальное в) личное, групповое, походное. 2. Темп движения пешей группы определяется: а) условиями местности и погоды исходя из правила: равнение по самому слабому. б) условиями местности и погоды исходя из правила: равнение по самому сильному в) особенностями рельефа, растительности, наличием троп.
а) ориентирование по компасу, по часам б) по солнцу, по луне, по Полярной звезде в) по ветру, по следам животных. 4. Бивак – это: а) место для разжигания костра б) стоянка для туристов в) место для приготовления пищи 5. Выберите правильные типы костров: а) «колодец»,«шалаш», «звездный», «таежный», «нодья»; б) «колодец»,«шалаш», «звездный», «дорожный», « нодья» в) «нодья», «колодец», «шашлычный»,«шалаш», «лесной» 6. Какие правила следует соблюдать во время активного отдыха на природе: а) дисциплины и личной гигиены; б) режима питания, питьевой режим, режима и графика движения; в) правила подготовки к походу и безопасного его проведения.
Использованная литература и интернет-ресурсы
Просвещение, 2009.
|
Конкурс методических разработок по физической культуре, обж Метод проведения: индивидуальный, поточный, соревновательный, с элементами круговой тренировки | I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | ||
Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Конспект внеклассного мероприятия по обж игра «Поле чудес» Положение о проведении регионального конкурса учебно методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для учителей биологии,... | ||
Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | Конкурс «Страна Безопасности» Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир" | ||
Обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Теория... Наименование учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций | И. В. Уроки и внеклассное мероприятие, направленные на профилактику... Положение о проведении регионального конкурса учебно методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для учителей биологии,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка... | Положение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков... Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен... | ||
Протокол №5 от 23. 01. 2013 г. Положение о проведении регионального... Положение о проведении регионального конкурса учебно методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для учителей биологии,... | Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:... Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» | ||
Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | План-конспект урока литературы Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Тактика и техника лыжного похода Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Двадцать лет, которые потрясли россию Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... |