Конспект урока по теме «Дружба»





Скачать 93.93 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Дружба»
Дата публикации18.10.2013
Размер93.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Дружба»

Модуль «Основы светской этики»
Учитель нач. классов

МБОУ БГО СОШ № 10

Остапчук О. В.
Цель урока: сформировать у четвероклассников представление о дружбе, на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы.
Задачи:

  • раскрыть основные категории морали: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность;

  • доказать ценность и необходимость дружбы, показать важность друзей в жизни человека;

  • научить высказывать своё мнение, участвовать в коллективной деятельности;

  • развивать умение анализировать поступки людей, в том числе и свои собственные и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

  • акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития;

  • воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения (т. е. воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними).

Оборудование: мультимедийная презентация, записи детских песен «Когда мои друзья со мной», «От улыбки станет всем светлей», «Вот что значит настоящий, верный друг», учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный.
Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность, порядочность.
Планируемые результаты:

Личностные:

-формирование основ российской гражданской идентичности за дружелюбный российский народ;

- осознание своей собственной принадлежности к миру духовного;

-формирование одной из таких ценностей многонационального российского общества, как дружба;

-формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов не только России.

Метапредметные:

-освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки дружбы (что мешает, а что помогает дружбе), высказывание суждений на основе сравнения качеств личности, поступков людей;

-осуществлять поиск и обработку информации по теме.

Предметные:

- формирование представлений о дружбе, ее роли в жизни человечества;

- знакомство с основными нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и в обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Ход урока

Весь урок сопровождается презентацией.

  1. Орг. момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  1. Постановка темы и цели урока через создание проблемной ситуации.

-Ребята, я вам прочитаю сказку, а вы внимательно ее послушайте и подумайте, какова же тема нашего сегодняшнего урока.

Жила–была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, – сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Дружба.

- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
-Ребята, а кого выбрали бы вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
-Как вы думаете, почему Любовь выбрала Дружбу?
-Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, что значит настоящая дружба и что она даёт человеку. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Дружба», запишите её в тетради.

-Как вы думаете, что нового мы узнаем о дружбе, чему должны научиться?

2. Мозговой штурм.

-Что же такое дружба по вашему мнению. Даю вам минутку на размышление, после завершения времени запишите, пожалуйста, свое понятие дружбы в тетрадь.

Ответы детей

- Считается, что слово «друг» первоначально означало "спутник", "соратник", "боевой товарищ". Самый первоначальный смысл этого слова говорит о том, что все люди должны быть друзьями друг другу, иначе говоря, дружить и любить друг друга. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимопонимание. И многие из вас правы, ведь дружба по толковому словарю С.И. Ожегова – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

3. Работа с учебником.

- Откройте, пожалуйста, учебник на 32 странице и прочитайте понятие дружбы, изложенное там. Сравните свое понятие дружбы с общепринятым. Запишите то, которое дано в учебнике и выделите его в рамочку. Учащиеся записывают в тетрадь

- Давайте поработаем с иллюстрациями на с. 33. С кем дружит мальчик?

- Как догадались, что они друзья?

- Кого видим на иллюстрации справа?

- Что можете о них рассказать?

- Можно ли сказать о детях, что они друзья? Почему?

-А можно ли сказать, что дети на картинках дружат с природой?

-Какой же вывод можно из этого сделать? (можно дружить не только друг с другом, причем дружить с людьми разных национальностей, но еще и с природой)

4. Работа с афоризмами и пословицами.

-Давайте обратимся к жемчужинам народного творчества на 33 стр. Прочитайте афоризмы.

-Как вы понимаете сказанное когда-то великими людьми?

-А что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Знает ли кто-нибудь из вас пословицы и поговорки о дружбе?

-Попробуйте собрать несколько пословиц и объяснить их значение.

На экране мультимедийного устройства

Узнаешь, друга, не, беды, без. (Без беды друга не узнаешь)

Дружбу, дружбой, за, платят. (За дружбу дружбой платят)

А, забывай, дружбу, зло, помни. (Дружбу помни, а зло забывай)

Купить, не, деньги, друга, на. (На деньги друга не купить)

Учащиеся записывают пословицы в тетрадь

5. Дискуссия.

-Есть ли у вас друзья?

-Почему вы считаете этих людей своими друзьями?

-Какие черты характера, качества друга вы цените?

-Готовы ли ваши друзья поступиться своими интересами ради вас?

-Имеете ли вы право требовать у друга поступиться своими интересами?

-Какие поступки вы смогли бы простить другу, а какие нет?

-Всегда ли вы говорите другу правду?

-Помогает ли вам дружба в жизни, учебе?

-Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

-Как вы поступите, если ваш друг употребляет плохие слова, выражения?

-А если он стал получать плохие оценки?

-Если друг сделал что-то плохое, а наказывают вас?

-Скажите, пожалуйста, есть ли у слова друг синонимы? Какие?

-Да, это приятель и товарищ. Кто такой приятель? А товарищ?

-Человек живет в обществе среди других людей: с одними вы учитесь, с другими встречаетесь в кружке или секции, с третьими – отдыхаете. В основном таких людей мы и называем приятелями или товарищами, но они могут быть и нашими друзьями.

- И главное помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите уму стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! «Человек без друзей как птица, без крыльев», - гласит народная мудрость.

-А каждый ли человек умеет быть другом?

-Как показывает жизнь, далеко не всякий и не всегда, ведь до дружбы надо дорасти.

-Давайте посмотрим, что мешает дружбе и даже ведет к ее потере, а что помогает сохранить дружбу.

6. Создание единого образа дружбы через выявление ее основных качеств и правил. Учащиеся записывают в тетрадь


Мешает дружбе

Помогает дружбе

Вспыльчивость

Глупость

Зависимость

Зависть

Корыстолюбие

Ложь

Ненадежность

Обман

Предательство

Хитрость

Бескорыстие

Доверие

Интерес

Искренность

Милосердие

Надежность

Равноправие

Свобода

Симпатия

Честность


-Кто может сказать, что такое бескорыстие?

-А порядочность?

-Давайте с вами попробуем составить правила (кодекс) дружбы. Эти правила мы будем записывать на «Дерево дружбы» по мере их составления. Перед вами плакат с изображение ствола дерева. Я заранее вырезала из бумаги ладошки, на которых мы будем записывать составленные сейчас правила и крепить к стволу дерева. Таким образом у нас получится дерево с правилами дружбы.

  • Будь верным в дружбе, верь в друга.

  • В спорах с другом всегда находи компромисс.

  • Один за всех, и все за одного.

  • Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

  • Радуйтесь вместе с друзьями.

  • Умей уступать другу.

  • В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

  • Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

  • Останови друга, если он делает что-то плохое.

  • Не обзывай и не унижай своего друга.

  • Не требуй от своего друга жертв ради тебя.

  • Не предавай своего друга.

  • Не ябедничай, лучше сам скажи другу, что не так.

  • Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

  • Будь внимателен к своему другу.

  • Не смейся над недостатками друга.

  • Умей уступать своему другу.

Заранее приготовленные правила раздает учитель каждому ученику в виде памятки после их составления на уроке.

7. Составление синквейна с словом «дружба».

Учащиеся записывают в тетрадь

8.Работа в группах. Исполнение песен о дружбе.

-Ребята, в каких же произведения идет речь о дружбе?

-А знает ли кто-нибудь из вас песни о дружбе?

-Сейчас я предлагаю вам по рядам спеть песню о дружбе по одному куплету.

Дети поют песни «Когда мои друзья со мной», «От улыбки станет всем светлей», «Вот что значит настоящий, верный друг».

Текст песен

Вот что значит, верный, настоящий друг
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг,
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий, верный друг!

Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам.
И конечно припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.
Спой-ка с нами перепелка, перепелочка.
Раз иголка, два иголка будет елочка,
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,
Раз словечко два словечко будет песенка!
Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам.
И конечно припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.



Когда мои друзья со мной
Если с другом вышел в путь,
Если с другом вышел в путь -
Веселей дорога!
Без друзей меня - чуть-чуть,
Без друзей меня - чуть-чуть -
А с друзьями - много!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной -
Когда мои друзья со мной!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной -
Когда мои друзья со мной!



  1. Итог урока.

-Что же такое дружба?

-Какими качествами должен обладать настоящий друг?

-Какую роль играет дружба в жизни человека?

-Только ли с людьми дружит человек?

-И, завершая наш сегодняшний урок, я предлагаю вам подойти друг к другу и предложить дружбу тем девчонкам и мальчишкам, с которыми вы еще не дружите, но в глубине души хотите это совершить. Не стесняйтесь сделать первый шаг, ведь кто знает, может быть именно этот человек для вас будет единственным настоящим другом.

V. Домашнее задание

Подобрать стихи о дружбе.
Использованная литература и интернет ресутсы

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М. Просвещение, 2012 г.

  2. Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 г.

  3. http://part.abatskobr.ru/ru/osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoj-etiki/

  4. http://festival.1september.ru/articles/622159/




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока «Основы светской этики» (4 класс). Тема: Дружба
Цель урока: сформировать понятие «дружба»; помочь осознать и сформулировать понятие «настоящий друг»; воспитывать чувство товарищества,...
Конспект урока по теме «Дружба» iconУрок по теме «Дружба»
Формировать уважительное отношение к дружбе и понимать, что значит «настоящая дружба»
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект классного часа «дружба чудесное слово…» для учащихся 1 класса
Сегодня будем говорить о том, что такое дружба и как научиться жить дружно. (Презентация, кадр №1)
Конспект урока по теме «Дружба» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока Истоки в3классе. Тема урока: «Любовь добро, дружба единство»
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете ребёнок, мечтает его видеть талантливым, умным, удачливым,...
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме «Дружба» iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока Предмет
Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп...
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект игрового урока по теме «Рождество в Британии»
План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой...
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока по предмету «Основы светской этики». 4 класс. Тема: «Дружба и порядочность»
Данная работа выполняется в рамках инновационного проекта и имеет целью повышение результативности учебного процесса в Саратовском...
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект и презентация урока по теме "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме «Дружба» iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск