Скачать 172.95 Kb.
|
стр. из УДК 338.482.2 СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПЕРСОНАЛ-ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА Ананьев Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, ananevan10@mail.ru, Морозов Владимир Юрьевич, доктор экономических наук, профессор зав. кафедрой государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва Чудновский Алексей Данилович, доктор экономических наук, профессор зав. кафедрой управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», г. Москва В данной статье дается описание различных аспектов формирования благоприятного персонал-имиджа организации индустрии туризма. Ключевые слова: персонал-имидж, организация, индустрия туризма. The article contains descriptions of various aspects of forming a favourable personnel-image of a tourism industry organisation. Keywords: personnel-image, organisation, tourism industry. В последнее время технологии формирования имиджа различных объектов находят все большее применение во многих областях человеческой деятельности. Интерес к проблеме имиджа обусловлен необходимостью решения практических задач в сфере управления и коммуникаций. Использование знаний и навыков в формировании имиджа стало одним из важнейших критериев успешности профессиональной деятельности специалистов в области управления персоналом, менеджмента, маркетинга, рекламы, связей с общественностью. При современном уровне развития производства и состоянии насыщенности рынка конкурирующие фирмы предлагают покупателям большое количество однотипных товаров, не отличающихся своими потребительскими качествами. При этом главным фактором конкурентной борьбы становится благоприятное впечатление о товаре и компании-производителе, заключенное в созданном имидже. Особенно востребованной в последние годы стала сфера технологий формирования имиджа руководителя и персонала. Методики, разрабатываемые в данном направлении, находят свое применение не только в сфере управления организацией, но и этикета, делового общения, а также в этических вопросах современного бизнеса. Повышенное внимание уделяется формированию имиджа лидера. Данное направление, имеющее большую важность для решения проблем имиджа организации, выделилось в отдельную область деятельности, предлагающую разработки как для сфер бизнеса, так и для сферы социально-трудовых отношений. В современной деятельности по управлению персоналом предприятия работа над имиджем организации находит свое применение как составная часть корпоративных РR-технологий. Эффективность работы компании во многом зависит от успешности взаимодействия организации с собственными сотрудниками, партнерами, потребителями. Это требует от менеджеров компаний планирования как внутренней деятельности по улучшению имиджа компании, так и внешней деятельности для информирования общественности о компании и ее достижениях. Вместе с тем большинство современных методик, применяемых в области работы с имиджем организации, не имеют достаточной теоретической проработки, часто представляют собой лишь набор эклектичных практических рекомендаций, не выходящих на уровень научного обобщения. В связи с этим одной из важнейших задач социально-экономических исследований имиджа организации является преодоление разрыва между практической деятельностью по формированию имиджа организации и теоретическими знаниями, накопленными в различных областях социально-экономической науки. Данная исследовательская работа посвящена социально-экономическому изучению структуры мотивации и механизмов функционирования имиджа организации, а также подходам к его формированию. Объект исследования – персонал-имидж организации как отражение различных сторон организационной деятельности в сознании общественности. Предмет исследования – социально-экономические отношения, механизмы функционирования и подходы к формированию имиджа организации. Цель исследования – изучить социально-экономические факторы, механизмы функционирования и сложившиеся подходы к формированию имиджа организации. Задачи исследования. Провести критический анализ использования в современной литературе понятий «имидж» и «персонал-имидж организации», выявить основные теоретические подходы к деятельности по формированию имиджа таких объектов, как «товар», «личность», «организация». Изучить особенности применения основных концептуальных средств теорий социального познания в качестве теоретико-методологической базы социально-экономических исследований в области имиджа организации. Сформулировать основные принципы построения социально-экономических факторов по формированию благоприятного персонал-имиджа организации. Исследовать социально-экономические механизмы формирования благоприятного имиджа организации. На основании собранного эмпирического материала выявить и классифицировать основные подходы к организации деятельности по формированию имиджа предприятия, сложившиеся в среде российских менеджеров. Методы исследования. Решение задач исследовательской работы осуществлялось посредством основных теоретических методов научного познания: анализа, синтеза, абстрагирования, проблематизации, критики, схематизации, категоризации, а также ряда эмпирических методов сбора и обработки данных социально-экономического исследования. В соответствии со спецификой исходной информации в качестве основного эмпирического метода был выбран контент-анализ, включающий качественный анализ исходной информации, обеспечивающий выделение смысловых единиц анализа, и дальнейшую их количественную обработку. Проведение количественной обработки данных осуществлялось с использованием метода кластерного анализа. Фундаментальной проблемой исследования персонал-имиджа является значительный разрыв между различными уровнями теоретических знаний и сферой его практического применения. На данный момент среди исследователей не сложилось единого взгляда на определение реальности, содержание которой отражается в понятии «персонал-имидж» [3. С. 124]. Главной особенностью большинства работ, посвященных путям формирования имиджа его типологии и взаимосвязи с различными социальными процессами, является ориентация на достижение утилитарных и прагматических целей. В работах, предлагающих конкретные рекомендации по созданию программ формирования персонал-имиджа организации, для целей данной деятельности отмечается важность таких направлений, как формирование имиджа товара, персонала, руководителя. Анализ публикаций, посвященных данным областям, показал недостаточную разработку теоретических аспектов формирования имиджа соответствующих объектов, общую направленность лишь на решение задач, связанных с выработкой конкретных практических рекомендаций, часто не выходящих на уровень научного обобщения. Анализ публикаций, рассматривающих специфические проблемы формирования персонал-имиджа организации, показал их немногочисленность по сравнению с работами, посвященными другим сферам имиджелогии. Характерной чертой большинства работ данной тематики является недостаточное использование средств социально-психологической науки для решения поставленных задач. При попытке социально-психологического анализа имиджа перед исследователем возникает целый ряд проблем, связанных со значительным разрывом между различными уровнями теоретических знаний об имидже и сферой их практического применения. При этом некоторыми исследователями отмечается ситуация интенсивного развития имиджелогии (термин, появившийся в российской литературе в 1990 г. введен В.М. Шепелем) на фоне отсутствия единого взгляда на определение реальности, содержание которой отражается в понятии «имидж». Одной из важнейших проблем, связанных с изучением имиджа организации, является часто встречающаяся односторонность и даже поверхностность в трактовке самого понятия. Разноплановость и многозначность в понимании имиджа создают значительные сложности с определением предметного поля имиджелогии. Главной особенностью большинства работ, авторами которых рассматриваются пути формирования имиджа, его типологии и взаимосвязи с различными социальными процессами, является ориентация на достижение утилитарных и прагматических целей. Разработка проблем имиджа находится в ситуации фактического отсутствия методологических основ его изучения [11. С. 83]. Не ставя своей задачей полное и детальное описание всех существующих позиций в отношении определения «имиджа» и «персонал-имиджа», тем не менее, имеет смысл обратиться к более подробному рассмотрению понятия «имидж» в контексте различных областей применения данного термина. Позиция автора во многом близка взглядам представителей Франкфуртской школы социальной философии, выступивших с резкой критикой современного общества и его системы массовых коммуникаций. Работы Д. Бурстина посвящены анализу социальных проблем Соединенных Штатов Америки. По мнению автора, одной из опасных тенденцией, проявляющихся в повседневной жизни американцев, стало стремление к сокрытию реальности от самих себя, наполнению своей жизни различными иллюзиями. Современная культура, по сути, создает некую псевдореальность, стоящую между людьми и их фактической жизнью. Само производство этих иллюзий стало основой бизнеса и фундаментом для развития рынка. Привыкание к иллюзиям стало причиной не различения иллюзорного и реального. Таким образом, современный мир для многих трансформировался в мир имиджей. Имиджи стали ориентиром, указывающим направление развития общества. Рассмотрим один из вариантов структур персонал-имиджа, предложенный А. В.Ульяновским.
О.А. Феофанов выделяет два пути формирования имиджей. Первый способ состоит в изменении уже имеющихся, целенаправленно отобранных черт явления при одновременном замалчивании тех черт, которые противоречат формируемому имиджу. Второй – в наделении явления «дополнительными» социальными, идеологическими, психологическими и иными ценностями. Второй путь рассчитан на неосознанное восприятие. Имидж внедряется в сознание не с помощью метода убеждения, когда используются рациональные аргументы и доказательства, а с помощью метода внушения, апеллирующего к эмоциональной сфере человека и к его бессознательному, т.е. когда усвоение имиджа происходит в основном без критического его осмысления. Одним из главных механизмов этого процесса являются ассоциации. Для индустрии туризма конструирование имиджа (имидж-билдинг – искусственное создание репутации, престижа какого-либо лица, учреждения, страны, организации и т.п. с помощью средств массовой информации) является одним из самых эффективных приемов современной рекламы. Для завоевания большей части рынка и, как следствие, получения максимальной прибыли, важнейшей задачей производителей товаров массового спроса становится создание с помощью средств рекламы наиболее благоприятного имиджа с наиболее резко обозначенной индивидуальностью для своих услуг [13. С. 384]. По результат проведенного исследования был сделан вывод, что на рынке труда собирательный образ предприятия индустрии туризма базируется на эмоциях (таблица 1). Таблица 1 – Вариант имиджевого профиля предприятия индустрии туризма
Именно персонал-имидж предприятия индустрии туризма влияет на решение кандидата: можно ли вообще рассматривать организацию как работодателя. Если в итоге организация определяется потенциальной для найма, то персонал-имидж свое решающее влияние может оказать на претендента в процессе собеседования, в результате которого у кандидата на должность сформируется окончательное положительное или отрицательное решение. В программе формирования «внешнего имиджа» предприятия индустрии туризма предлагается выделить шесть элементов:
В программе формирования «внутреннего имиджа» организации отражаются основные факторы, способствующие укреплению морального настроя сотрудников и их преданности компании[17. С. 242]. Существуют три основных элемента, на которых, по мнению автора, должен строиться внутренний персонал-имидж компании:
Четвертым завершающим компонентом мастер-плана является «неосязаемый» имидж. Под данным термином автором понимается эмоционально-оценочная составляющая имиджа, оказывающая значительное влияние на принятие решения о покупке продукции или взаимодействии с той или иной организацией. Литература
|
Программа дисциплины «Сетевые формы организации в индустрии гостеприимства и туризма» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»... | Кожина Наталия Спортивный брендинг как инструмент формирования современного... Не и pr-инструментов по их позиционированию, создаётся бренд «Россия». Автор отразил в структуре работы «матрёшечный» принцип формирования... | ||
Анкета организации Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Факультет экономики и управления Кафедра менеджмента Рабочая программа... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | ||
Рабочая программа дисциплины Основы индустрии гостеприимства Это, безусловно, вызывает необходимость подготовки специалистов, имеющих фундаментальные и профессиональные знания в области туризма... | Исследование экономической эффективности новых форм и способов информационного... Совершенствование организации, управления в сфере гостеприимства и туризма в условиях рынка | ||
Рабочая программа дисциплины методы научного исследования Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии | Е. С. Ильяшенко основы туризма Рабочая программа учебной дисциплины «Основы туризма и индустрии гостеприимства» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400.... | ||
Представленной курсовой работы, «Продвижение вуза в интернет», на... Рr-кампания в отличие от рекламной кампании готовит будущий рынок, создает потребителю благоприятную обстановку для принятия положительного... | Уважаемые коллеги! Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | ||
Аннотация к рабочей программе дисциплины имиджелогия направление... Визуальный имидж делового человека. Социальный имидж организации. Имидж товара. Имидж организации. Системно-корпоративный имидж (имидж... | Образец оформления материалов Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | ||
В. П. Астафьева информационное письмо №2 Уважаемые коллеги! Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Тесты по технологии Контрольный тест по теме «Кулинария» Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | ||
Тема: Основные составляющие здорового образа жизни Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 Менеджмент... |