Военный Институт Ракетных Войск





Скачать 51.07 Kb.
НазваниеВоенный Институт Ракетных Войск
Дата публикации04.07.2013
Размер51.07 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Военное дело > Анализ
Кочетков В. Г.

Сущность, содержание и особенности нравственного воспитания военнослужащих.

Военный Институт Ракетных Войск


Ростов-на-Дону
Анализ нормативных документов Министерства обороны России показывает, что под нравственным воспитанием военнослужащих понимается оказание воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств. [1].

Основными направлениями нравственного воспитания являются: вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества и их профессиональному и нравственному облику; разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы; стимулирование их потребности в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть и др. [2].

Субъектами нравственного воспитания военнослужащих выступают: государство, органы местного самоуправления, средства массовой информации, семьи и близкие родственники военнослужащих, командиры и начальники всех степеней, воинские коллективы, общественные организации и др.

Объектами нравственного воспитания являются: проходящие военную службу офицеры, сержанты, солдаты, курсанты, проходящие военную службу по контракту и по призыву, женщины-военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воинские коллективы и др. [3].

Анализ изученной литературы по рассматриваемой теме показал, что стержнем нравственного воспитания военнослужащих является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека.

В содержание нравственного воспитания входят: теоретические основы нравственного воспитания; гуманистические идеи, базирующиеся на основе общественных ценностей; выраженные в форме нормативно-правовых актов, основные требования эпохи, общества, руководящей власти; основные традиции общества и армии; содержание учебно-воспитательного процесса; обеспечение личного примера всех категорий воспитателей.

Актуальность рассматриваемой темы определяется сложившемся противоречием между требованиями к высоким духовно-нравственным качествам военнослужащих, формируемых в ходе осуществления мероприятий нравственного воспитания, и реальным уровнем их состояния, а также сложившейся необходимостью разрешения данного противоречия.

Историко-педагогический анализ проблемы нравственного воспитания показывает, что в современном русском языке слово «нравственность» входит в синонимический ряд со словами «мораль» и «этика», однако каждое из этих понятий обладает специфическими особенностями, своей сферой и традицией употребления. Мораль – понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования. Она обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами: «добро» и «зло», «правильное» и «неправильное» [4].

Понятие «нравственность в русском языке означает: стремление, желание, доблесть, достоинство, разум, мнение, обычай, привычки, нрав, характер, образ действия [5]. Характеризуя нравственность, А.Г. Здравомыслов выделяет следующие особенности этой ценностной категории: нравственность возвышает личность, ибо ее деятельность мотивируется такими ценностями, как долг, честь, совесть, справедливость, что в свою очередь, связано с такими качествами человека, как гордость, чувство собственного достоинства, и побуждает задуматься о жизненном призвании, цели, смысле своего существование; все нравственные побуждения, моральные нормы осуществляются только в сложной борьбе мотивов; практическая мораль, подкрепляемая обычаями, не всегда совпадает с нравственными предписаниями, так как нравственные нормы формируются на разных уровнях общности.

Как показывает анализ научной литературы моральное сознание человека или нравственный мир личности включает в себя три уровня:

1. Мотивационно-побудительный - содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение людей к развитию, когда сам военнослужащий проявит активность в своем нравственном развитии. Этот уровень наиболее важен, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемое или одобряемое людьми и обществом.

2. Чувственно-эмоциональный уровень - состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, воспитывать.

Нравственные чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Военнослужащий должен видеть как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

3. Рациональный уровень - содержит моральные знания – понятие о смысле жизни и счастья, добре и зле, чести, достоинстве, долге.

Особый статус моральных ценностей в нравственном воспитании людей вообще и военнослужащих в частности, остается и сегодня предметом пристального внимания ученых, что отражается в работах Дж. Мура, С.Ф. Анисимова, П.Е. Матвеева [6]. Общественные науки рассматривают нравственные ценности как важнейший элемент организации общества, через который выражается заинтересованное отношение человека к миру и самому себе. Они служат важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений. Они образуют связную систему, способную активно стимулировать и направлять его деятельность к творческому, сознательному выбору жизненных решений социальных и индивидуальных проблем». Проведенный анализ показывает, что нравственные ценности это исторически сложившиеся нравственные нормы, качества и модели жизни человека, объединенные целью установления взаимопонимания и сотрудничества между людьми, среди которых совесть, долг, честь, справедливость, гуманизм, чувство собственного достоинства, честность, любовь, гордость, отзывчивость, доброта, благородство, верность, правдивость, преданность и др. Формирование нравственных ценностей это прежде всего процесс создания условий для осознания этих феноменов как величайших ценностей бытия, на базе которых осуществляется нравственное воспитание.

Современная ситуация в российском обществе вызвала к жизни много нового, непривычного, неоднозначного. С одной стороны, демократизация всей системы общественных отношений в стране и Вооружённых Силах способствует высвобождению творческой энергии, инициативы, самостоятельности военнослужащих. С другой - возникающие, деструктивные процессы, разрушающие нравственные основы российской армии снижают её боеготовность. Противостоять данным негативным явлениям можно только неуклонно поднимая нравственное воспитание военнослужащих на качественно новый уровень.
Литература:

1. Приказ МО РФ №70. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.- М., 2004.- С.17-21.

2. Петрий П.В., Озеров А.А. «Духовная жизнь Российского общества, как фактор развития личности воина» Москва - В.У. 2001г.

3. Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ.- М., 2004.- С.21.

4. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 2001. – С.610.

5. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. В 3 т. – М.: Книга, 1989. -Т.2, ч.1. - С.471.

6. Дж. Мур. Принципы этики. – М., 1984; Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – М., 2001; Матвеев П.Е. Моральные ценности. – Владимир, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Военный Институт Ракетных Войск iconСанкт-петербургский военный институт внутренних войск мвд россии
«Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской...
Военный Институт Ракетных Войск iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского (филиал фгквоу впо «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия...
Военный Институт Ракетных Войск iconВозможный перечень военно-учётных специальностей
Вус) — указание военной специальности действующего или находящегося в запасе военнослужащего вс россии и других войск и формирований....
Военный Институт Ракетных Войск iconГ. Актау Негосударственные вузы
Военный институт сил воздушной обороны имени дважды героя Советского Союза Т. Я. Бегелдинова мо рк
Военный Институт Ракетных Войск iconУтробин Г. Ф. д т. н., профессор Военной академии Ракетных войск...
Мвд россии по Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской области, гбоу дод «Областной Центр дополнительного...
Военный Институт Ракетных Войск iconРазработка методов и схемных решений для обеспечения криптографической...
Краснодарское высшее военное училище (военный институт) военной академии связи (г. Краснодар)
Военный Институт Ракетных Войск iconСписок: к 25-летию вывода советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года
России появилась новая знаменательная дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана
Военный Институт Ракетных Войск iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает военный городок Нерастанное, дом отдыха «Лопасня», деревни: Попово, Бершово, Талеж, Мальцы. Особенностью данного социума...
Военный Институт Ракетных Войск iconХарактеристика эпидемического процесса среди личного состава войск
Из-за этого структуру инфекционной заболеваемости личного состава войск будет определять совокупность действий внутренних и внешних...
Военный Институт Ракетных Войск iconРоль и предназначение инженерных войск Направление – Наша Армия. Виды и рода войск
Россия страна, которая славится героическими страницами своей истории. Это связанно с особенностью менталитета российского народа,...
Военный Институт Ракетных Войск iconПлан работы Комитета по координации совместной деятельности ветеранских...
Общественной палаты РФ по вопросу «О поддержке и консолидации общественных организаций и движений ветеранов боевых действий в ходе...
Военный Институт Ракетных Войск iconВопросы
Перестройка народного хозяйства Прикамья на военный лад в годы Великой Отечественной войны
Военный Институт Ракетных Войск iconРеферат по теме «Ракеты прошлого и будущего»
Цель моего реферата углубленно изучить физическую и историческую составляющую знания о ракетах, двигателях прямой реакции (ракетных...
Военный Институт Ракетных Войск iconО выявлении, обобщении и распространении положительного опыта в служебно-боевой...
Вд россии по военно-научной работе (начальник военно-научной группы отделения (отдела) оперативной подготовки и военно-научной работы...
Военный Институт Ракетных Войск iconСоциальная работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной...
В и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также объединения, соединения, воинские части отдельных видов и родов войск,...
Военный Институт Ракетных Войск iconРисунок Военный обвинитель и главный судья Рисунок Свидетели обвинения



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск