Скачать 51.07 Kb.
|
Кочетков В. Г. Сущность, содержание и особенности нравственного воспитания военнослужащих. Военный Институт Ракетных ВойскРостов-на-Дону Анализ нормативных документов Министерства обороны России показывает, что под нравственным воспитанием военнослужащих понимается оказание воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств. [1]. Основными направлениями нравственного воспитания являются: вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества и их профессиональному и нравственному облику; разъяснение военнослужащим социальной значимости военной службы; стимулирование их потребности в моральном самосовершенствовании; применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости; целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть и др. [2]. Субъектами нравственного воспитания военнослужащих выступают: государство, органы местного самоуправления, средства массовой информации, семьи и близкие родственники военнослужащих, командиры и начальники всех степеней, воинские коллективы, общественные организации и др. Объектами нравственного воспитания являются: проходящие военную службу офицеры, сержанты, солдаты, курсанты, проходящие военную службу по контракту и по призыву, женщины-военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воинские коллективы и др. [3]. Анализ изученной литературы по рассматриваемой теме показал, что стержнем нравственного воспитания военнослужащих является интериоризация, т.е. перевод моральных требований общества, нравственных принципов во внутренние установки, личные убеждения каждого человека. В содержание нравственного воспитания входят: теоретические основы нравственного воспитания; гуманистические идеи, базирующиеся на основе общественных ценностей; выраженные в форме нормативно-правовых актов, основные требования эпохи, общества, руководящей власти; основные традиции общества и армии; содержание учебно-воспитательного процесса; обеспечение личного примера всех категорий воспитателей. Актуальность рассматриваемой темы определяется сложившемся противоречием между требованиями к высоким духовно-нравственным качествам военнослужащих, формируемых в ходе осуществления мероприятий нравственного воспитания, и реальным уровнем их состояния, а также сложившейся необходимостью разрешения данного противоречия. Историко-педагогический анализ проблемы нравственного воспитания показывает, что в современном русском языке слово «нравственность» входит в синонимический ряд со словами «мораль» и «этика», однако каждое из этих понятий обладает специфическими особенностями, своей сферой и традицией употребления. Мораль – понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования. Она обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами: «добро» и «зло», «правильное» и «неправильное» [4]. Понятие «нравственность в русском языке означает: стремление, желание, доблесть, достоинство, разум, мнение, обычай, привычки, нрав, характер, образ действия [5]. Характеризуя нравственность, А.Г. Здравомыслов выделяет следующие особенности этой ценностной категории: нравственность возвышает личность, ибо ее деятельность мотивируется такими ценностями, как долг, честь, совесть, справедливость, что в свою очередь, связано с такими качествами человека, как гордость, чувство собственного достоинства, и побуждает задуматься о жизненном призвании, цели, смысле своего существование; все нравственные побуждения, моральные нормы осуществляются только в сложной борьбе мотивов; практическая мораль, подкрепляемая обычаями, не всегда совпадает с нравственными предписаниями, так как нравственные нормы формируются на разных уровнях общности. Как показывает анализ научной литературы моральное сознание человека или нравственный мир личности включает в себя три уровня: 1. Мотивационно-побудительный - содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение людей к развитию, когда сам военнослужащий проявит активность в своем нравственном развитии. Этот уровень наиболее важен, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемое или одобряемое людьми и обществом. 2. Чувственно-эмоциональный уровень - состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, воспитывать. Нравственные чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Военнослужащий должен видеть как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему. 3. Рациональный уровень - содержит моральные знания – понятие о смысле жизни и счастья, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Особый статус моральных ценностей в нравственном воспитании людей вообще и военнослужащих в частности, остается и сегодня предметом пристального внимания ученых, что отражается в работах Дж. Мура, С.Ф. Анисимова, П.Е. Матвеева [6]. Общественные науки рассматривают нравственные ценности как важнейший элемент организации общества, через который выражается заинтересованное отношение человека к миру и самому себе. Они служат важным фактором социально-нравственного регулирования поведения людей, их взаимоотношений. Они образуют связную систему, способную активно стимулировать и направлять его деятельность к творческому, сознательному выбору жизненных решений социальных и индивидуальных проблем». Проведенный анализ показывает, что нравственные ценности это исторически сложившиеся нравственные нормы, качества и модели жизни человека, объединенные целью установления взаимопонимания и сотрудничества между людьми, среди которых совесть, долг, честь, справедливость, гуманизм, чувство собственного достоинства, честность, любовь, гордость, отзывчивость, доброта, благородство, верность, правдивость, преданность и др. Формирование нравственных ценностей это прежде всего процесс создания условий для осознания этих феноменов как величайших ценностей бытия, на базе которых осуществляется нравственное воспитание. Современная ситуация в российском обществе вызвала к жизни много нового, непривычного, неоднозначного. С одной стороны, демократизация всей системы общественных отношений в стране и Вооружённых Силах способствует высвобождению творческой энергии, инициативы, самостоятельности военнослужащих. С другой - возникающие, деструктивные процессы, разрушающие нравственные основы российской армии снижают её боеготовность. Противостоять данным негативным явлениям можно только неуклонно поднимая нравственное воспитание военнослужащих на качественно новый уровень. Литература: 1. Приказ МО РФ №70. Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.- М., 2004.- С.17-21. 2. Петрий П.В., Озеров А.А. «Духовная жизнь Российского общества, как фактор развития личности воина» Москва - В.У. 2001г. 3. Концепция воспитания военнослужащих ВС РФ.- М., 2004.- С.21. 4. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 2001. – С.610. 5. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. В 3 т. – М.: Книга, 1989. -Т.2, ч.1. - С.471. 6. Дж. Мур. Принципы этики. – М., 1984; Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. – М., 2001; Матвеев П.Е. Моральные ценности. – Владимир, 2004. |
Санкт-петербургский военный институт внутренних войск мвд россии «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского (филиал фгквоу впо «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия... | ||
Возможный перечень военно-учётных специальностей Вус) — указание военной специальности действующего или находящегося в запасе военнослужащего вс россии и других войск и формирований.... | Г. Актау Негосударственные вузы Военный институт сил воздушной обороны имени дважды героя Советского Союза Т. Я. Бегелдинова мо рк | ||
Утробин Г. Ф. д т. н., профессор Военной академии Ракетных войск... Мвд россии по Челябинской области, Министерства образования и науки Челябинской области, гбоу дод «Областной Центр дополнительного... | Разработка методов и схемных решений для обеспечения криптографической... Краснодарское высшее военное училище (военный институт) военной академии связи (г. Краснодар) | ||
Список: к 25-летию вывода советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года России появилась новая знаменательная дата. Ею стал вывод советских войск из Афганистана | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает военный городок Нерастанное, дом отдыха «Лопасня», деревни: Попово, Бершово, Талеж, Мальцы. Особенностью данного социума... | ||
Характеристика эпидемического процесса среди личного состава войск Из-за этого структуру инфекционной заболеваемости личного состава войск будет определять совокупность действий внутренних и внешних... | Роль и предназначение инженерных войск Направление – Наша Армия. Виды и рода войск Россия страна, которая славится героическими страницами своей истории. Это связанно с особенностью менталитета российского народа,... | ||
План работы Комитета по координации совместной деятельности ветеранских... Общественной палаты РФ по вопросу «О поддержке и консолидации общественных организаций и движений ветеранов боевых действий в ходе... | Вопросы Перестройка народного хозяйства Прикамья на военный лад в годы Великой Отечественной войны | ||
Реферат по теме «Ракеты прошлого и будущего» Цель моего реферата углубленно изучить физическую и историческую составляющую знания о ракетах, двигателях прямой реакции (ракетных... | О выявлении, обобщении и распространении положительного опыта в служебно-боевой... Вд россии по военно-научной работе (начальник военно-научной группы отделения (отдела) оперативной подготовки и военно-научной работы... | ||
Социальная работа с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной... В и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также объединения, соединения, воинские части отдельных видов и родов войск,... | Рисунок Военный обвинитель и главный судья Рисунок Свидетели обвинения |