МОУ Агаповская
средняя общеобразовательная школа №2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетического направления
«Лепкопластика»
для 1 класса
1 час в неделю; всего – 33 часа
2011 г. Пояснительная записка
Учебный курс общеэстетического отделения школы искусств по лепке рассчитан на пятигодичное отделение детей 1-5 классов средней образовательной школы.
Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке глиной.
Основная задача занятий – развить интерес к предмету и дать навыки работы в лепке. Это дает импульс для творческой инициативы, развивает эстетическое и образное мышление, наблюдательность, зрительную память, понимание скульптурных материалов.
Определяет возможные пути для дальнейшего обучения в школе искусств.
В вопросе освоения предмета по лепке дети младших классов на разных возрастных этапах реализуют себя по разному, согласно психофизиологическим особенностям возраста и индивидуального развития. Изобразительная деятельность протекает преимущественно на эмоционально-чувственной основе. Но уже в 4 классе начинается постепенный переход к пространственно-объемному изображению. Весь первый год обучения посвящен введению в общие способы создания и восприятия целостности – основы художественной формы всех видов искусств. Со второго по пятый класс формируется способность к обобщенному восприятию целостности.
Начинаем лепку с простых объемных геометрических тел - шар, куб, плавно переходящих к простейших объемным предметам яблока, груши. Они же затем трансформируются в плоское декоративное яблоко и грушу, с последующей после обжига в печи, росписью.
На занятиях использую два вида учебной работы: лепка с натуры (куб, шар, орнамент, листик и др.), второй – лепка по представлению и на основах фантазии, но большее предпочтение в начальных классах отдается урокам лепки по представлению. Урок это общение с учащимися в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. Каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано и его маленькие творческие победы не останутся без внимания. На каждом занятии перед практической работой, когда дети переминают глину, провожу небольшую вступительную беседу с разъяснением заданием и последовательностью этапов выполнения изделия. Детям предлагаю зрительный ряд, включающий репродукции профессиональных художников и скульпторов, работы самих детей. Такая организация становится стимулом к художественной творческой активности учащихся. Кабинет лепки и выставочные стенды оформляются лучшими детскими работами по лепке.
В дальнейшем даю общие понятия о скульптуре, что она имеет объемную трехмерную форму и существует в пространстве, а не на плоскости, это дает возможность обойти ее со всех сторон. Лепка животных, птиц, яблоко, груша и т.д. знакомлю детей с рельефом (вид скульптуры). Рельеф – объемное изображение на плоскости, в переводе с латинского означает “поднимаю”. Важнейшим свойством рельефа является развертывание объемной композиции на плоскости, возможности перспективного построения пространственных планов, создание иллюзии полного объема.
Последовательность изготовления рельефа:
Начинаем работу с плинта – пласта.
Наносим на пласт стеком рисунок четкими неглубокими линиями.
После хорошо выполненного рисунка приступаем к работе объемом:
первая стадия – черновой набор объема. Наложим на пласт слой глины общей высоты изделия.
вторая стадия – проработка деталей, при которой необходимо учитывать сокращения или трансформацию объема в условном пространстве рельефа. Учить соблюдению единства рельефа его пластической цельности, соблюдения соотношения высот отдельных деталей.
третья стадия – обобщение рельефа, подчинение деталей большим формам. Завершение работы.
Таким образом последовательность работы проходит в три этапа: 1 – работа на целым, 2 – от общего к частному, 3 – от частного к целому. Данная последовательность ведения работы в лепке является общей для всех заданий.
Особого внимания заслуживает лепка местного народного промысла – Чернышенская игрушка, упоминание о которой относится к 16 веку. Игрушка создана для общения старшего и младшего поколения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушки. Обобщенный образ игрушки дает возможность домысливать игрушку по своему. Народная игрушка была плодом коллективного творчества женщин-мастериц. Она учит любить родину и знать свои корни. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире магическом и обрядовом. Со временем они утратили свою обрядовую функцию и затем бытовали как предметы игры. Только свистульки наиболее долго сохраняли свою обережную функцию. В чернышенской игрушке много свистулек: кукушки, коньки, всадники, всадницы. Светлые, пластичные, податливые к вытягиванию и заглаживанию глины давали возможность лепить разнообразную чернышенскую игрушку. Лепилась игрушка быстро, споро, умелыми отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике нет ничего лишнего. Светло-розовые чернышенские игрушки не грунтовались. Их сразу после обжига в печи расписывали по черепку полосатыми орнаментами в 3-4 цвета. Роспись лаконична, условна, подчинена росписи кукушке. Каждое изображение, каждый элемент орнамента заключает в себе определенный смысл и связан с мировоззрением наших далеких предков. Игрушка связана с обрядовостью. Связь человека с землей. Похороны и крещение кукушки. Для полного понимания лепки и росписи чернышенской используют дидактические пособия. Это таблицы с возможными вариантами народной символики, образцы работ. Лепка чернышенской игрушки вытекает из народных начал. А народная педагогика – это обучение без лишних слов и назиданий, но терпелива, последовательна, неторопливо взрослые передавали то что сами умели, хранили, берегли как память. Начинаем лепить чернышенскую игрушку в 1 классе с кукушечки и заканчиваем в 5 классе чернышенской барыней.
В начальных классах очень важно как можно чаще показывать детям, чего они достигли, чему научились. Поэтому в конце урока в течении 5 минут подвожу итоги проделанной работы, даю общую характеристику достижения всего класса и демонстрирую удачные изделия.
Таким образом, методические основы программы определяют следующие задачи образовательного процесса:
Знакомство с местным народным промыслом Чернышенской игрушкой.
Обучение детей разнообразным художественным техникам в работе с глиной, лепка изделия из одного куска, лепка при помощи пласта и др., роспись изделия ангобами, акварелью, гуашью, роспись по объемному изделию и плоскому и т.д.
В занятия внесены игровые элементы. Программа предполагает использовать на занятиях музыкальное сопровождение, что побуждает к творчеству.
Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков: Формирование представлений о лепке из глины.
Овладение разнообразными приемами лепки.
Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.
Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы.
Ознакомление с местным народным промыслом Чернышенской игрушкой а также узнать о других ведущих промыслах России.
Умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.
Умение анализировать свою работу, исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу, умело используя приемы и изобразительные формы.
1 класс № п/п
| Наименование темы
| Цель. Задачи
| Оборудование материалы
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Беседа. Охрана труда. Материалы инструменты.
| Беседа о глине, ее свойствах, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности.
| Глина, стеки, бумага, иллюстративный материал
| 1
| 2
| Лепка шара
| Организация объемной. Формы. Понятие симметрии. Развитие пространственного мышления.
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
| 1
| 3
| Лепка куба
| Развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции.
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
| 1
| 4
| Лепка яблока
| Освоение приема лепки из целого куска глины.
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, мулежи.
| 1
| 5
| Лепка груши
| Понятие о построении объемного предмета в пространстве
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, мулежи.
| 1
| 6
| Лепка медальона “Цветок”
| Освоение приема работы с пластом, с использованием приема прилепов капельками, листиками при помощи глиняного клея “жижеля”.
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
| 1
| 7
| Лепка чернышенской игрушки. Кукушечки.
| Знакомство с народным промыслом Чернышенская игрушка. Лепка из одного куска. Умение соблюдать пропорции при лепки кукушечки.
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. Народная музыка
| 2
| 8
| Лепка орнамента в полосе.
| Знакомство с системой построения орнамента в полосе. Повторение предыдущей темы, прилепы в лепке орнамента. Понятие симметрии, равновесия, баланса.
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.
| 1
| 9
| Лепка чернышенской игрушки. Конек.
| Беседа-рассказ о игрушке. Характерные особенности в лепке Чернышенского конька. Конек прост, но многозначен.
| Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. Народная музыка
| 2
| 10
| После обжига в печи. Роспись яблока
| Первый этап – грунтовка изделия водоэмульсионной краской.
Второй этап – роспись акварелью или гуашью.
| Изделие обожженное, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
| 1
| 11
| Роспись груши
| Концентрация внимания на качество исполнения. Законченность, воспитание чувства цвета.
| Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ.
| 1
| 12
| Роспись медальона “Цветок”
| Навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.
| Изделие обожженное, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.
| 1
| 13
| Роспись кукушечки
| Продолжение знакомства с чернышенской игрушкой и ее росписью. Полосатость, праздничность, близость к родной природе.
| Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ.
| 1
| 14
| Роспись конька
| Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить полосатую кукушечную роспись чернышенского конька.
| Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ.
| 1
| 15
| Подведение итогов, выставка-просмотр
| Итоговая, годовая выставка детских работ.
|
| 1
| 2 класс № п/п
| Наименование темы
| Цель. Задачи
| Оборудование материалы.
| Кол-во часов
| 1
| Ввод урок. Беседа. Вводное занятие.
| Беседа о глине, народной игрушки.
| Иллюстративный материал, образцы работ.
| 1
| 2
| Лепка птички
| Лепка из куска глины. Организация цельного гармоничного, законченного изделия. Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное заглаживание изделия.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 1
| 3
| Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка
| Сравнительная характеристика между фантазийной птичкой слепленной на прошлом уроке и чернышенской игрушкой. У кукушечки – обобщенность формы по законам народной эстетики, система приемов работы с материалом, которым свойственна предельная простота, наивность. Все это близко и понятно детям.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Народная музыка.
| 1
| 4
| Лепка чернышенской игрушки. Конек.
| Умение повторить с образца чернышенского конька. Показать детям главные качества игрушки, торжественность, простоту до эмбриональности по Глаголеву, далекий от натуры. Обобщенность по законам народной эстетики.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Народная музыка.
| 2
| 5
| Лепка на свободную тему
| Обобщить полученные знания и использовать их в свободной теме. Правильно поставить композиционную задачу. Выделить главное. Решить мысль в материале. Уметь декорировать, загладить изделие.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 6
| Лепка плоского декоративного яблока
| Дать понятие различий между объемным изделием и трансформации его в плоско-декорированную композицию.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 7
| Лепка плоской декоративной груши.
| Освоение приемов лепки пластом и приемом прилепа, при помощи глиняного клея “жижеля”.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 1
| 8
| Лепка куклы на конусе.
| Умение использовать различные приемы в лепке куклы. Лепка пластом, лепка на конусе. Прием прилепов, форма куклы предельно проста, тщательно обработана и заглажена.
| Конус гипсовый, глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 2
| 9
| Роспись куклы после обжига в печи.
| Научить последовательности росписи куклы.
грунтовка изделеия водоэмульсионкой.
выполнение рисунка карандашом.
подмалевок.краски яркие, сочные.
работа над деталями.
| Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал.
| 4
| 10
| Роспись декоративного яблока
| Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы над декоративной композицией.
| Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 11
| Роспись декоративного груши
| Овладение навыков работы с акварелью, гуашью в декоративной композиции, цветовым решением фактуры.
| Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 12
| Обобщающая лепка на свободную тему
| Развитие фантазии, умение анализировать, зрительная память.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
|
3 класс № п/п
| Наименование темы
| Цель. Задачи
| Оборудование материалы
| Кол-во часов
| 1
| Вводное занятие
| Беседа “Основы народного искусства”
| Глина, образцы работ. Иллюстративный материал.
|
| 2
| Анималический жанр. Лепка зверей и птиц.
| Развитие наблюдательности. От простой геометрической формы (цилиндр, шар) к фигуре животного или птицы.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 3
| Изразцы. История возникновения. “Фантастическая птичка”.
| Выполнение декоративной пластины. Невысокий рельеф. Выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной композиции “плоскость, линия”, условность объема, использование музыки.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ,дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.
| 1
| 4
| Роспись ангобами плитки, “Фантастическая птичка”
| Знакомство с красками из глины.использование музыки.
| Карандаши, кисти, ангобы.
| 3
| 5
| Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка.
| Приобретение навыков в лепке Чернышенской игрушки.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 1
| 6
| Лепка пряничных птиц. Петух
| Понимание выразительности силуэта, вписанного в заданную форму (круг, квадрат).
| Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 7
| Лепка пряничных животных. Кот.
| Выполнение эскиза пряника по мотивам резьбы по дереву. (Пряничные доски).
| Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 8
| Роспись ангобами.
| Приобретение навыков в работе с ангобами.
| Карандаши, кисти, ангобы.
| 1
| 9
| Ветка рябины в круге. Рельеф.
| Умение обобщать и работать с мелкими деталями.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 2
| 10
| Лепка чернышенской игрушки. Всадник.
| Развитие зрительной памяти. Освоение лепки чернышенской игрушки.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 1
| 11
| Лепка украшений. Бусы. Кулон.
| Развитие фантазии. Освоение понятия ритма.
| Глина, стеки, тряпочка, вода.
| 1
| 12
| Роспись кукушечки после обжига в печи.
| Освоение росписи Чернышенской игрушки.
| Карандаши, кисти, краски, акварель, гуашь, акрил.
| 1
| 13
| Роспись петуха
| Умение работать красками по рельефу.
| Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти.
| 1
| 14
| Роспись ветки рябины в круге.
| Развитие фантазии, выразительности, цветового решения.
| Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти.
| 1
| 15
| Роспись украшений
| Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной творческой работы.
| Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти.
| 1
| 4 класс № п/п
| Наименование темы
| Цель. Задачи
| Оборудование материалы
| Кол-во часов
| 1
| Вводное занятие
| Ознакомление с задачами лепки в четвертом классе.
| Иллюстративный материал.
| 1
| 2
| Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка с крылышками.
| Освоение лепки чернышенской игрушки.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 1
| 3
| Лепка изразца. Имитация, рельеф. “Фантастический лев”.
| Умение фантазировать, стилизовать, искать выразительные средства для решения данной темы.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ,дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.
| 2
| 4
| Роспись рельефа.
| Навыки работы цветными глинами.
| Карандаши, кисти, краски.
| 1
| 5
| Знакомство с игрушкой Плешковской.
| Беседа. История. Особенности и технология изготовления Плешковской игрушки. Зарисовки Плешковской и Чернышенской игрушки.
| Бумага, карандаши, краски, кисти.
| 1
| 6
| Лепка шкатулки.
| Передать основные пропорции. Понимание кругового обзора.
| Глина, стеки, тряпочка, вода,
| 2
| 7
| Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор)
| Умение использовать все приемы и навыки в лепке листика.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, бумага, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 8
| Лепка чернышенской игрушки. Всадница.
| Освоение лепки чернышенской игрушки.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Музыка.
| 2
| 9
| Роспись чернышенской игрушки после обжига. Кукушечка, всадница.
| Освоение росписи чернышенской игрушки.
| Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА.
| 2
| 10
| Роспись шкатулки после обжига.
| Передача выразительности решения орнамента композиции в цвете.
| Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА.
| 3
| 11
| Роспись листика.
| Поиск цветовой гармонии.
| Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА, Иллюстративный материал.
| 1
| 5 класс
№ п/п
| Наименование темы
| Цель. Задачи
| Оборудование материалы
| Кол-во часов
| 1
| Вводное занятие
| Ознакомление с задачами лепки в пятом классе.
| Иллюстративный материал.
| 1
| 2
| Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук).
| Передача характерных особенностей насекомых.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 1
| 3
| Лепка сосуда “Рыбка”.
| Развитие образной памяти.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.
| 1
| 4
| Лепка чернышенской игрушки. Барыня.
| Поэтапное освоение лепки “Барыни”. Пропорции. Декорирование.
| Конус гипсовый, Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.
| 2
| 5
| Народная сказка. Лепка героев сказки.
| Развитие фантазии. Добиться остроты персонажа. Лепка человека, животных, птиц.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.
| 1
| 6
| Лепка медальона “Ящерица, хозяйка медной горы”.
| Развитие фантазии.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.
| 1
| 7
| Лепка блюдца.
| Умение работать пластом глины на гипсовой форме.
| Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, бумага, образцы работ. Иллюстративный материал.
| 1
| 8
| Роспись насекомого после обжига в печи.
| Передача цветовых особенностей насекомых.
| Краски, кисти, Иллюстративный материал.
| 1
| 9
| Роспись чернышенской игрушки. Барыня.
| Освоение росписи чернышенской игрушки. Барыня.
| Краски, кисти, вода.
| 2
| 10
| Роспись блюдца ангобами.
| Особенности работы цветными глинами на блюдце.
| Ангобы, кисти, образцы работ.
| 2
| 11
| Роспись медальона “Ящерица, хозяйка медной горы”.
| Навык работы с гуашью.
| Краски, кисти, Иллюстративный материал.
| 2
| 12
| Роспись сосуда “Рыбка”.
| Использовать прием выполнения различных фактур.
| Карандаши, кисти, краски, фломастеры, иллюстрации.
| 2
| |