Содержание программы
Учебно – тематическое планирование
(3 класс)
|
№
п/п
| Тема
| Тип урока
| Учебно-познавательная компетенция
| Оборудование
| Домашнее задание
|
Базовый уровень
| Повышенный уровень
|
1.
| «Что нам поможет рисовать?»
(беседы об искусстве)
| Урок - игра
| Знать о материалах, инструментах для успешных занятий,
Уметь использовать художественные материалы (карандаш).
| Знать понятие перспективы (наблюдательной)
| Для учителя: кроссворд на доске, фишки, призы, репродукции знакомых художников, различный художественный материал.
|
|
2.
| «Вот и лето прошло»
(тематическое рисование, по памяти и представлению)
| Комбинированный
| Уметь использовать художественные материалы (карандаш, акварель).
Знать правила композиции сюжета.
| Уметь использовать нетрадиционную технику рисования: набрызг, рисование паралоном и т.д.
| Для учителя: Репродукции картин с изображением летних пейзажей, натюрмортов, открытки, альбомы с летними цветами, овощами, фруктами,
Для ученков: альбомы, акварель, кисти разных номеров, ластик, карандаш, стаканчик для воды.
| Оформить рисунок в цвете.
|
3.
| «Рисование с натуры осенней ветки дерева в акварели»
(рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь изображать сложную форму натуры, видеть и передавать в рисунке характерные особенности и строение модели из мира природы.
Уметь наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение.
|
| Для учителя: Листья клёна, букеты из листьев клена с осенними листьями. Таблица – этапы рисования ветки с осенними ли. стьями
Для учеников: альбомы, акварель, кисти разных номеров, ластик, карандаш, стаканчик для воды.
| Прорисовать детали в цвете.
|
4.
| «Рисование растительного узора в полосе»
(Декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь строить узор (правильное размещение, повторение элементов узора, чередование листьев и ягод).
Уметь изображать по представлению упрощать растительную форму по цвету, форме, научить гибким и лёгким линиям, ровной раскраске плоскости, подбору сочетания цветов.
| Уметь делать разметку полосы с помощью линейки.
| Для учителя: схемы узоров в полосе, пособие из картона в виде полос, растительных форм, различных сочетаний, вещи с показом растительных узоров на них.
Для учеников: карандаш, линейка, ластик краски кисти, тряпочки, вода.
| Прорисовка деталей краской.
|
5.
| «Рисование аквариума в акварели».
( рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь наблюдать, передавать наблюдательную перспективу в рисунке с натуры.
Знать понятие «точка схода»
| Уметь изображать основу конструкции предмета ( объёмное тело – куб, параллелепипед).
.
| Для учителя: рисунок – плакат по теме, натура, таблицы и схемы.
Для учеников: карандаш, линейка, ластик краски кисти, тряпочки, вода.
| Рисование животного мира под водой в цвете.
|
6.
| «Золотая осень. Пора листопада».
(рисование по памяти и по представлению)
| Комбинированный
| Уметь изображать по памяти, и по представлению на основе наблюдений несложные сюжеты из окружающей жизни.
Уметь достигать выразительности рисунка, передавать в нём своё отношение к явлению осени, листопада, свое настроение, чувство цвета.
| Уметь в рисунке передавать перспективу.
| Для учителя: репродукции картин – пейзажей, натюрмортов на тему осени.
Для учеников: карандаш, линейка, ластик краски кисти, тряпочки, вода.
|
|
7.
| «Беседа о видах изобразительного искусства и архитектуре»
| Урок - беседа
| Знать виды, жанры изобразительного искусства.
| Знать имена известных художников.
| Для учителя: слайды, репродукции картин, портреты художников, игра «жанры изо»
|
|
8.
| «Рисование геометрического узора в полосе».
(декоративное рисование)
| Комбинированный.
| Уметь пользоваться в разметке линейкой, циркулем.
Знать понятие ритма, элемента узора.
|
| Для учителя: наглядность, вышивки с геометрическим узором.
Для учеников: гуашь, листы альбом, циркуль, линейка, карандаш, ластик.
|
|
9.
| «Декоративно – прикладное искусство»
(беседы об искусстве).
| Урок - объяснение.
| Уметь анализировать изделия.
Знать основные понятия, определяемые в области ДПИ, виды.
| Знать о местных мастерах и их изделиях.
| Для учителя: наглядность по видам декоративно прикладного искусства, иллюстрации. Музыкальное оформление.
|
|
10.
| «Рисование с натуры деревьев»
(рисование с натуры на пленэре)
| Урок - практикум
| Уметь в рисунке располагать предметы в пространстве – деревьев – ближних и дальних.
Уметь выделять главное в натуре, определять изменение цвета в зависимости от расстояния изображаемых предметов
| Уметь различать цветовой тон окраски деревьев, кустарников, травы.
Знать понятие «рисование на пленэре».
| Для учителя: Репродукции, изображающие деревья в пейзажах художников, ветки деревьев в вазе.
Для учеников: планшеты, карандаш, ластик .
|
|
11.
| «Домик в деревне»
(тематическое рисование)
| Комбинированный
| Знать об архитектуре сельского дома в Росси, о названиях архитектурных элементов дома, о законах перспективы и композиции при рисовании пейзажа.
Уметь выполнять работу над карандашным наброском.
.
| Уметь выполнять работу в смешанной технике: гуашь – акварель.
Знать приёмы рисования домашних животных.
| Для учителя: изображения разных домов, иллюстрации, рисунки детей.
Для учеников: художественные материалы.
| Прорисовка деталей в цвете.
|
12.
| «Рисование интерьера своей комнаты или уголка»
| Комбинированный
| Уметь видеть перспективные явления на репродукциях.
Знать законы перспективы.
| Уметь правильно передавать в рисунке форму уходящих в глубину плоскостей.
| Для учителя: фотографии,
Для учеников: художественные материалы (карандаш, ластик, акварель)
| Фотографии своей комнаты
|
| «Жанры изобразительного искусства - живописи: пейзаж, портрет, натюрморт»
| Урок - беседа.
| Уметь оценивать и описывать произведения искусства.
Знать основные виды, жанры в живописи.
Уметь любоваться и восхищаться живописью.
| Знать имена известных художников
| Для учителя: репродукции картин известных художников.
| Прорисовка деталей в рисунке
|
13.
| «Рисование с натуры скворечника»
( рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь использовать художественные материалы (карандаш, акварель)
Знать основные законы перспективы
|
| Для учителя: макет дома, скворечника.
Для учеников: художественные материалы (карандаш, ластик)
|
|
14.
| «Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи»
(декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь сочетать цвета, правильно работать кистью в росписи.
Знать о фоновой росписи, о народном промысле «Золотая хохлома» и её изделиях.
| Уметь пользоваться циркулем в разметке.
| Для учителя: хохломские изделия, иллюстрации, таблицы с элементами хохломской росписи.
Для учеников: трафареты, гуашь, карандаш, ластик.
| Прорисовка деталей в рисунке
|
15.
| «Выполнение с натуры набросков предметов труда (молотка, ножниц, утюга)»
(рисование с натуры)
| Комбинированный
| Знать о жанре изобразительного искусства – натюрморте.
Уметь рисовать с натуры предметы, добиваясь их пропорций, строения, очертаний.
Уметь сравнивать натуру с рисунком.
| Знать известных художников и их натюрморты.
| Для учителя: репродукции, рисунки детей.
Для учеников: художественный материал ( карандаш, ластик, бумага)
|
|
16.
| «Рисование с натуры натюрморта: свекла, лук, кувшин»
(рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь видеть красоту различных предметов.
Знать о жанре – натюрморт.
| Уметь рисовать группу предметов в пространстве, определять пропорции, цвет.
| Для учителя: натурная постановка, таблица «этапы рисования натюрморта».
Для учеников: художественные материалы ( акварель, карандаш)
| Прорисовка деталей в рисунке
|
17.
| «Расскажи свою любимую сказку»
(иллюстрирование сказки)
| Комбинированный
| Уметь передать в рисунке отдельный, наиболее простой для изображения момент прочитанной сказки.
Знать о художниках - иллюстраторах.
|
| Для учителя: иллюстрации из сказок. Рисунки детей.
Для учащихся: художественные материалы.
| Дорисовать иллюстрацию к сказке.
|
18.
| «Рисование с натуры (карандаш) геометрического тела вращения: шар – детский мяч».
| Комбинированный
| Уметь передавать в рисунке распределение светотени на поверхности предметов шарообразной формы.
Уметь работать карандашом, используя технику штриховки.
|
| Для учителя: таблица, иллюстрации с изображением объёмных круглых предметов.
Для учащихся: Художественные материалы.
|
|
19.
| «Исторический и батальный жанры в живописи»
(беседы об искусстве)
| Урок – игра
(путешествие в прошлое)
| Знать об историческом и батальном жанре в живописи.
Уметь отличать жанры в картинах.
| Уметь описывать, анализировать картины.
Знать художников.
| Для учителя: репродукции картин, слайды, презентация.
|
|
20
| «Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды»
(декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь рисовать в технике кистевого письма: мазком и тычком.
Знать о народно – прикладном искусстве.
| Уметь работать в смешанной технике (акварель, гуашь).
| Для учителя: таблица элементы росписи.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
| Прорисовка деталей в цвете, работа над аккуратностью.
|
21.
| «Городской пейзаж»
(тематическое рисование)
| Комбинированный
| Уметь изображать строения в перспективе.
Уметь рисовать в рисунке предметы, расположенные впереди, позади.
Знать о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
|
| Для учителя: репродукции, иллюстрации.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
|
|
22.
| «Анималистический жанр в изобразительном искусстве»
| Урок - объяснение.
| Знать жанры изобразительного искусства.
Уметь анализировать, сравнивать виды искусства.
| Знать жанр - анималистки в изобразительном искусстве.
| Для учителя:
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
|
|
23.
| «Яблоки на снегу» (рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь выделять шарообразный предмет яблок – с помощью цвета.
Знать о получении различных оттенков цвета при работе акварелью, с палитрой.
|
| Для учителя:
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
|
|
24.
| «Симметричный растительный узор в квадрате. Городецкие росписи» (декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь составлять узор самостоятельно.
Уметь работать кончиком кисти при прорисовке деталей.
Знать понятие симметрии.
| Уметь делать разметку квадрата, пользоваться линейкой.
| Для учителя: изделия с Городецкой росписью, таблицы с элементами росписи.
Для учащихся: художественный материал.
| Прорисовка деталей в цвете, работа над аккуратностью.
|
25.
| «Бабочки летают»
(рисование с натуры)
| Урок - закрепление
| Знать понятие симметрии.
Уметь видеть и находить сходство предмета живой природы.
Уметь рисовать предмет симметричной формы.
|
| Для учителя: иллюстрации, таблицы, изображающие симметричную и несимметричную форму. Этапы рисования с натуры бабочек.
Для учащихся: художественные материалы.
| Работа над аккуратностью и точностью в цвете.
|
26.
| «Рисование с натуры птиц»
(рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь делать набросок карандашом быстро и правильно, рисовать с натуры.
Уметь изображать сложную форму натуры, передавать в рисунке движение.
|
| Для учителя: натура, таблицы, иллюстрации.
Для учащихся: художественные материалы (карандаш, ластик)
|
|
27.
| «Праздничная открытка к 8 марта» (декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь использовать различный материал для работы.
Уметь подходить к работе творчески, самостоятельно.
|
| Для учителя: открытки, плакаты, различный материал.
Для учащихся: художественный материал.
|
|
28
| «Весна пришла. Весеннее настроение»
| Урок - практикум
| Знать понятия: линия горизонта, центральный луч зрения. Правила построения рисунка по одной, двум точкам схода.
Уметь использовать художественные материалы (карандаш, акварель, гуашь).
| Уметь работать в смешанной технике.
| Для учителя: репродукции, рисунки детей.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
| Прорисовка деталей в цвете.
|
29
| «Кошечка»
(рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь рисовать с натуры.
Уметь использовать художественные материалы
| Уметь делать моментальный набросок в различной графике.
| Для учителя: таблицы, рисунки, наброски.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
|
|
30
| «Сказ о дымковском чуде» (декоративное рисование)
| Комбинированный
| Знать о виде декоративно - прикладного искусства – дымковской глиняной игрушке.
Уметь рисовать кистевым письмом: тычком, мазком, линией.
|
| Для учителя: дымковские игрушки, таблицы, образцы.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
|
|
31
| «Роспись кухонной доски»
Декоративное рисование)
| Комбинированный
| Уметь пользоваться линейкой, карандашом, циркулем в рисовании чертежа.
Знать элементы росписи (хохлом
ской, гжельской, городецкой).
|
| Для учителя: изделия, иллюстрации, этапы выполнения работы.
Для учащихся: художественные материалы (Бумага, акварель, гуашь)
| Придумать декоративный узор на доске.
|
32
| «Роспись кухонной доски» (продолжение )
| Практикум
| Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Знать элементы росписи (хохлом
ской, гжельской, городецкой).
|
| Для учителя: изделия, иллюстрации, этапы выполнения работы.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши)
|
|
33
| «Весенние цветы» (рисование с натуры)
| Комбинированный
| Уметь правильно передать видимый в натуре основной цвет.
Уметь работать круглой кистью, смешивать краски.
Знать свойство акварели.
| Уметь рисовать цветы на мятой бумаге.
| Для учителя: открытки, иллюстрации.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
| Прорисовка в цвете.
|
34
| «Рисование на тему по желанию детей»
| Практикум
| Знать отрасли, где работают художники.
Уметь выбирать тему для рисунка творчески, самостоятельно.
|
| Для учителя: выставка детских рисунков, фото, репродукции знакомые детям.
Для учащихся: художественные материалы (акварель, гуашь)
| Прорисовка деталей в цвете, работа над аккуратностью.
|