Скачать 139.23 Kb.
|
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе №24 обучаются дети с замедленным психическим развитием, т.е. дети, не имеющие явно выраженного нарушения умственного развития (как правило). Тем не менее, в массовой школе они стойко не успевают из-за недостаточного развития познавательных и эмоционально-волевых процессов. Готовность к обучению иностранному языку у детей с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи. При изучении иностранного языка дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи. Затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи. В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этих этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. В основе обучения иностранному языку детей в нашей школе лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе. Требования к практическому владению учащимися каждым видом речевой деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников. На начальных этапах обучения подбирается материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. В начальной школе очень важна правильно подобранная наглядность и игровые моменты. Ввиду того, что обучение английскому языку базируется на обучении чтению, на начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно с ним вводится изучение букв с тем, чтобы учащиеся имели зрительные опоры. Построение на этом принципе адаптированной программы обуславливается тем, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не состоянии усваивать иностранный язык только на слух, у них должны быть зрительные опоры. Многое зависит и от состава класса. Ели учащиеся очень слабые, то введение букв алфавита можно растянуть, давая по две буквы на уроке или посвящая урок только закреплению изученных букв. В классах начальной школы и младших классах среднего звена (5б и 5в), которые я обучаю языку в этом учебном году, дети с интересом относятся к предмету и неплохо усваивают материал - в основном. То есть интерес у них есть, а уровень усвоения - у всех разный. Кроме того, немало учащихся с нарушениями фонематического слуха или дефектами речи. Вот именно таким детям и нужны коррекционные занятия. При обучении иностранному языку в любой школе рекомендуется использовать обучающие игры. Они не занимают много времени на уроке, у каждой игры есть своя цель и они облегчают учащимся усвоение материала. Например, при изучении темы, «Жильё» я использую такую «Угадайку»: - на доске (или экране) располагаются предметы с видами различных комнат и предметами мебели. Один из учеников прячет (в уме) какой-либо предмет (название предмета он сообщает всем, а где он, говорит только мне). Остальные учащиеся задают по очереди вопросы: «Is the pen on the table?» «Is the pen under the sofa?» Когда изучаем спряжение глагола “to be” во втором лице, ученик «прячется» сам. Играя в эту игру «Угадайку», мы «убиваем 4 зайцев»: повторяем спряжение глагола to be, предлоги, порядок слов при построении вопроса и лексику по теме. Есть и другие «Угадайки». Ученик начинает описывать кого-либо из класса, не называя имени. Остальные должны угадать, кто это. При повторении и закреплении счета решаем примеры, считаем по порядку, вместо определенного числительного, допустим, 3, и остальных, кратных ему, говорим «stop». Дети очень любят подобные игры. При этом они проявляют немало изобретательности. Например, описывая одного ученика, внимательно смотрит на другого, а «пряча» предметы, обязательно книгу уберет под кровать или в плательный шкаф, а кошку - в сервант. Большим уважением у них пользуются и рифмовки, считалки, стишки, песенки и физзарядки. Так как у наших детей стойкое внимание держится 5-7 минут, то по истечении этого времени нужно либо менять вид деятельности, либо проводить физкультминутку. Они бывают разными. Есть обычные, когда учащиеся с учителем проговаривают рифмовку и выполняют различные действия, есть на комментирование действий (Present Progressive Continuous), а есть и на внимание - я их прошу выполнить одно, а показываю другое. Учащиеся уже знают, что после физкультпаузы мы поменяем вид деятельности - говорение на чтение, либо выполнение упражнений. На начальном этапе обучения английскому языку особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения. Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический материал (минимум), учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста. Хотя в рекомендациях по обучению иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья не рекомендуется уделять много внимания глаголу связке to be, я даю его детям, а также модальный глагол саn. И учащиеся неплохо с ним справляются. Да, некоторые могут его иногда пропустить, но ведь такое случается и в массовой школе. Иногда я показываю детям иллюстрацию, к ней - микротекст и проблемные задания на отгадывание, подстановку слов, сравнение. НАПРИМЕР:
ошибки допустил художник (высокая девочка в красном платье). This is a girl. She is not tall. She has a blue dress on.
пропуски подходящими словами: This is a…....His name is.... He is a… Если такая работа проводится со всем классом, то эти задания - на доске (на слайдах), если индивидуально - на картинках. Значительно изменен объём изучаемого грамматического материала. Исключены из изучения: косвенные общие вопросы, альтернативные вопросы в косвенной форме, специальные вопросы в косвенной форме. Употребление артиклей даются в ознакомительной форме, но так, чтобы в простых предложениях, ситуациях дети могли выбрать нужный. Новую лексику мы обрабатываем в предложениях и сочетаем эту работу со словарем; на дом дается упражнения не новые, а отработанные на уроке (аналогичные). При обучении детей диалогической речи наиболее целесообразно использовать доступные для понимания обиходные ситуации, которые могут быть разыграны по ролям. Драматизация - это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности. Специфика обучения иностранному языку в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур. В V-IX классах мы нередко обращаемся к помощи диалога. Учащиеся не только заучивают либо выразительно читают их по учебнику, но и составляют сами. Работая в паре, они не только составляют связный текст, но и выучивают внепрограммные, дополнительные слова и выражения. Аналогично проводится работа по другим темам в других классах - даются на доске ключевые слова, зрительные опоры и фраза, которые учащимся неизвестны, но в данной ситуации необходимы. На уроке все это отрабатывается, с моей помощью составляется 1-2 диалога, читают аналогичные упражнения в учебнике, а на дом задаётся: самим составить диалог по данной теме. \ Обсуждая темы «Досуг молодежи», «Современная и классическая музыка», можно, если фраза сложная, уточнить свою мысль на русском языке. Темы эти, особенно «современная музыка», учащимся близки и понятны, они с охотой их обсуждают, а вот темы «Книги в нашей жизни», «В библиотеке» идут намного сложнее. Учащиеся нашей школы (большинство) читают мало, часто их незнание даже очень популярных и известных авторов и произведений приводит в отчаяние. Поэтому объем домашних заданий хоть и сокращён, но его выполнение необходимо. Во-первых, они практикуются в переводе, а во-вторых, расширяется их кругозор. В IX классе мы несколько занятий посвятили Шекспиру - его биографии, трагедиям, комедиям, сонетам. Читаем на русском и английском языках. Некоторые из учащихся заинтересовались и даже взяли в библиотеке сонеты Шекспира. Естественно, что урок - это не только игры, да и игры это не развлекательные, а обучающие. Учебный материал лучше всего дробить, предлагая его детям небольшими порциями, перемежая игровые и учебные виды деятельности. I Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья таковы, что даже в подростковом возрасте наряду с учебной деятельностью значительное место занимает игровая. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность учащихся на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов. Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья обладают ещё одной особенностью. К примеру, на одном из уроков введён новый материал. Он хорошо отработан, учащиеся все поняли, ответили, всем всё ясно. Но на следующем уроке, столкнувшись с этим же материалом, недоуменно взирают на учителя. Но стоит упомянуть игру, как, сразу всё вспоминают. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют все возможности интеллектуального развития, но для них характерны следующие нарушения:
У наших учащихся проблемы с переключением и концентрацией внимания. Механическое мышление преобладает под логическим, слабо развита речь, они не умеют сдерживать эмоции. Обучение таких детей представляет определенную сложность. Поэтому учебная программа по иностранному языку для таких детей - адаптированная. Кроме того, в нашей школе немало учащихся с нарушениями речи и фонематического слуха. К ним нужен особый подход. О коррекции фонематического слуха будет сказано ниже. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ПРОИЗНОШЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с ограниченными возможностями здоровья определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У них отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и её качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся нарушения фонематического слуха и восприятия, произношения. ФОНЕТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это слежение за слоговым потоком речи. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это умственные действия по анализу и синтезу слогов (количество, последовательность, место слога в слове). ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это выделение (опознание) звука по принципу звонкий - глухой, свистящий - шипящий, сонорный. Иначе говоря, фонематический слух - это способность различать звуки в речи (в последовательности текст —» предложение —» ряд слов —> слово —> слог —> звук). ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это умственные действия по выделению звуков. Дефекты звукопроизношения в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются гораздо чаще, чем в массовой. В их основе лежит не одна, целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится нечетко. Подобные нарушения называются ФОНЕТИЧЕСКИМИ, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искажённо, но это не влияет на смысл слова. Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между [r] b [l], [b] b [d], [n] b [m]). Подобные нарушения называются ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ, так как при этом одна фонема заменяется другой, в следствии чего нарушается смысл слова. Например, при изучении модальных глаголов глагол can дети часто произносят [kap] или [kam]. У детей с ограниченными возможностями здоровья, также как и у детей в норме, чаще нарушается артикулярно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки [l,r]. Нарушение звуков [w, ð,Ѳ] связано скорее не только с их трудностью, но и с отсутствием аналогов в родном языке. Ведь ко второму классу, то есть к моменту, когда они начинают изучать иностранный язык, языковая база сформировалась у них довольно прочно. У этих детей, наряду с искажениями звуков речи, отмечается большое количество замен. Замены чаще всего осуществляются по признаку артикуляторно-акустического сходства ([r-l],[t- ð-s,[d-v- ð.] И лишь небольшое количество замен можно объяснить артикуляторным сходством звуков. Это свидетельствует о том, что важной причиной неправильного произношения, воспроизведения стечений согласных является неточность их слухового различия в слове. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием является более длительным, более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования новых условнорефлекторных связей, что обуславливает замедленность и длительность формирования нового звука. Инертность нервных процессов, резкое нарушение подвижности процессов возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключениях на новые. Вследствие этого произношение (неправильное) того или иного звука удерживается даже в том случае, если изолированное их произношение удается ребенку сравнительно легко. Наиболее длительным является введение звука в речь, то есть Этап автоматизации. Основной причиной является отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения. В работе по коррекции нарушений звукопроизношения используется прием сравнения. Так на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически далёкими. При дифференциации проводится сравнение отрабатываемого звука с фонетически близкими. НАПРИМЕР: Этап постановки: Сравнить: [ðæt iz ə buk] [zæt iz ə buk] Этап автоматизации: [ðæt iz ə buk] [læt iz ə buk] Этап дифференциации: [ðæt iz ə buk] [dæt iz ə buk] [væt iz ə buk] При коррекции нарушений звукопроизношения уделяется внимание развитию четких представлений о звуковом составе слова, определению места звуков в словах. Система коррекционного обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием в школе предусматривает единство основных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов. НАПРИМЕР: Корректируется звук [æ] 1.Проводится гимнастика языка и губ (без произнесения звука). 2.Ставится произношение этого звука. 3.Этот звук отрабатывается в словах. 4.Проводится анализ предложения: где, в каких слогах, сколько раз встречается звук [æ] и встречается ли: This is a lamp and that is a map. A black cat, a grey dog. A bag, swim, jump, fat/ [fæ, fa: sæ, da:, ka:, v ə]. Работа ведется над несколькими звуками из разных групп, например, шипящий и сонорный[ʃ, r]. Упражнения в правильном произношении и различии звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, oпределении их последовательности. She has a red rose A brown shelf Brush, bush, rush, scribe, rat, she, shut [ʃ˄, ræ, wɔ ʃ, rai, ru:, ʃɔ:] Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. |
Мкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11 | Урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world» Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция... Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей... | Тема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,... Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности... | ||
Виды деятельности Данная программа для специального ( коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями... | ||
50-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными... Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными возможностями здоровья в 20011 году | Инновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями... Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных... | ||
«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными... Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | «Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного... Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,... | ||
Приказ от 03. 10. 2012 года №156 о режиме работы школы в 2012-2013... Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-Барановская... | Доклад о деятельности тогбоу «Горельская специальная (коррекционная)... Тогбоу «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» | ||
Методические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы Примерные учебные планы для детей, обучающихся по программам для учреждений V, VII, VIII видов | ||
Конспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся... Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,... | Оптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными... Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для... |