Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья





Скачать 139.23 Kb.
НазваниеРекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации07.09.2014
Размер139.23 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы


Рекомендации для учителей,

работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе №24 обучаются дети с замедленным психическим развитием, т.е. дети, не имеющие явно выраженного нарушения умственного развития (как правило). Тем не менее, в массовой школе они стойко не успевают из-за недостаточного развития познавательных и эмоционально-волевых процессов.

Готовность к обучению иностранному языку у детей с ограниченными возможностями здоровья несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.

При изучении иностранного языка дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи. Затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием. Письмо на всех этих этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи.

В основе обучения иностранному языку детей в нашей школе лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе.

Требования к практическому владению учащимися каждым видом речевой деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников.

На начальных этапах обучения подбирается материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. В начальной школе очень важна правильно подобранная наглядность и игровые моменты.

Ввиду того, что обучение английскому языку базируется на обучении чтению, на начальном этапе устный вводный курс сокращается и параллельно с ним вводится изучение букв с тем, чтобы учащиеся имели зрительные опоры. Построение на этом принципе адаптированной программы обуславливается тем, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не состоянии усваивать иностранный язык только на слух, у них должны быть зрительные опоры.

Многое зависит и от состава класса. Ели учащиеся очень слабые, то введение букв алфавита можно растянуть, давая по две буквы на уроке или посвящая урок только закреплению изученных букв.

В классах начальной школы и младших классах среднего звена (5б и 5в), которые я обучаю языку в этом учебном году, дети с интересом относятся к предмету и неплохо усваивают материал - в основном. То есть интерес у них есть, а уровень усвоения - у всех разный. Кроме того, немало учащихся с нарушениями фонематического слуха или дефектами речи. Вот именно таким детям и нужны коррекционные занятия.

При обучении иностранному языку в любой школе рекомендуется использовать обучающие игры. Они не занимают много времени на уроке, у каждой игры есть своя цель и они облегчают учащимся усвоение материала.

Например, при изучении темы, «Жильё» я использую такую «Угадайку»:

- на доске (или экране) располагаются предметы с видами различных комнат и предметами мебели. Один из учеников прячет (в уме) какой-либо предмет (название предмета он сообщает всем, а где он, говорит только мне). Остальные учащиеся задают по очереди вопросы:

«Is the pen on the table?» «Is the pen under the sofa?»

Когда изучаем спряжение глагола to be во втором лице, ученик «прячется» сам. Играя в эту игру «Угадайку», мы «убиваем 4 зайцев»: повторяем спряжение глагола to be, предлоги, порядок слов при построении вопроса и лексику по теме.

Есть и другие «Угадайки». Ученик начинает описывать кого-либо из класса, не называя имени. Остальные должны угадать, кто это. При повторении и закреплении счета решаем примеры, считаем по порядку, вместо определенного числительного, допустим, 3, и остальных, кратных ему, говорим «stop».

Дети очень любят подобные игры. При этом они проявляют немало изобретательности. Например, описывая одного ученика, внимательно смотрит на другого, а «пряча» предметы, обязательно книгу уберет под кровать или в плательный шкаф, а кошку - в сервант.

Большим уважением у них пользуются и рифмовки, считалки, стишки, песенки и физзарядки.

Так как у наших детей стойкое внимание держится 5-7 минут, то по истечении этого времени нужно либо менять вид деятельности, либо проводить физкультминутку. Они бывают разными. Есть обычные, когда учащиеся с учителем проговаривают рифмовку и выполняют различные действия, есть на комментирование действий (Present Progressive Continuous), а есть и на внимание - я их прошу выполнить одно, а показываю другое.

Учащиеся уже знают, что после физкультпаузы мы поменяем вид деятельности - говорение на чтение, либо выполнение упражнений.

На начальном этапе обучения английскому языку особое внимание следует уделить подбору текстов для чтения. Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический материал (минимум), учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста.

Хотя в рекомендациях по обучению иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья не рекомендуется уделять много внимания глаголу связке to be, я даю его детям, а также модальный глагол саn. И учащиеся неплохо с ним справляются. Да, некоторые могут его иногда пропустить, но ведь такое случается и в массовой школе.

Иногда я показываю детям иллюстрацию, к ней - микротекст и проблемные задания на отгадывание, подстановку слов, сравнение.

НАПРИМЕР:

  1. Посмотрите на картинку, прочитайте предложения и скажите, какие

ошибки допустил художник (высокая девочка в красном платье).

This is a girl. She is not tall. She has a blue dress on.

  1. Посмотрите на картинку, прочитайте предложения и запомните

пропуски подходящими словами:

This is a…....His name is.... He is a…

Если такая работа проводится со всем классом, то эти задания - на доске (на слайдах), если индивидуально - на картинках.

Значительно изменен объём изучаемого грамматического материала. Исключены из изучения: косвенные общие вопросы, альтернативные вопросы в косвенной форме, специальные вопросы в косвенной форме. Употребление артиклей даются в ознакомительной форме, но так, чтобы в простых предложениях, ситуациях дети могли выбрать нужный.

Новую лексику мы обрабатываем в предложениях и сочетаем эту работу со словарем; на дом дается упражнения не новые, а отработанные на уроке (аналогичные).

При обучении детей диалогической речи наиболее целесообразно использовать доступные для понимания обиходные ситуации, которые могут быть разыграны по ролям.

Драматизация - это один из самых эффективных способов при формировании данного вида речевой деятельности.

Специфика обучения иностранному языку в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.

В V-IX классах мы нередко обращаемся к помощи диалога. Учащиеся не только заучивают либо выразительно читают их по учебнику, но и составляют сами. Работая в паре, они не только составляют связный текст, но и выучивают внепрограммные, дополнительные слова и выражения.

Аналогично проводится работа по другим темам в других классах - даются на доске ключевые слова, зрительные опоры и фраза, которые учащимся неизвестны, но в данной ситуации необходимы. На уроке все это отрабатывается, с моей помощью составляется 1-2 диалога, читают аналогичные упражнения в учебнике, а на дом задаётся: самим составить диалог по данной теме.

\

Обсуждая темы «Досуг молодежи», «Современная и классическая музыка», можно, если фраза сложная, уточнить свою мысль на русском языке. Темы эти, особенно «современная музыка», учащимся близки и понятны, они с охотой их обсуждают, а вот темы «Книги в нашей жизни», «В библиотеке» идут намного сложнее. Учащиеся нашей школы (большинство) читают мало, часто их незнание даже очень популярных и известных авторов и произведений приводит в отчаяние.

Поэтому объем домашних заданий хоть и сокращён, но его выполнение необходимо. Во-первых, они практикуются в переводе, а во-вторых, расширяется их кругозор. В IX классе мы несколько занятий посвятили Шекспиру - его биографии, трагедиям, комедиям, сонетам. Читаем на русском и английском языках. Некоторые из учащихся заинтересовались и даже взяли в библиотеке сонеты Шекспира. Естественно, что урок - это не только игры, да и игры это не развлекательные, а обучающие. Учебный материал лучше всего дробить, предлагая его детям небольшими порциями, перемежая игровые и учебные виды деятельности.

I Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья таковы, что даже в подростковом возрасте наряду с учебной деятельностью значительное место занимает игровая. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность учащихся на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов. Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья обладают ещё одной особенностью. К примеру, на одном из уроков введён новый материал. Он хорошо отработан, учащиеся все поняли, ответили, всем всё ясно. Но на следующем уроке, столкнувшись с этим же материалом, недоуменно взирают на учителя. Но стоит упомянуть игру, как, сразу всё вспоминают.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют все возможности интеллектуального развития, но для них характерны следующие нарушения:

  1. Нарушение познавательной деятельности;

  2. Нарушение работоспособности в связи с повышенной деятельностью;

  1. Недостаточность ряда психических функций;

  2. Нарушение работоспособности в связи с расстройством поведения.

У наших учащихся проблемы с переключением и концентрацией внимания. Механическое мышление преобладает под логическим, слабо развита речь, они не умеют сдерживать эмоции.

Обучение таких детей представляет определенную сложность. Поэтому учебная программа по иностранному языку для таких детей - адаптированная.

Кроме того, в нашей школе немало учащихся с нарушениями речи и фонематического слуха. К ним нужен особый подход. О коррекции фонематического слуха будет сказано ниже.

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ПРОИЗНОШЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с ограниченными возможностями здоровья определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У них отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и её качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся нарушения фонематического слуха и восприятия, произношения.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это слежение за слоговым потоком речи.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это умственные действия по анализу и синтезу слогов (количество, последовательность, место слога в слове).

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это выделение (опознание) звука по принципу звонкий - глухой, свистящий - шипящий, сонорный. Иначе говоря, фонематический слух - это способность различать звуки в речи (в последовательности текст —» предложение —» ряд слов —> слово —> слог —> звук).

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это умственные действия по выделению звуков.

Дефекты звукопроизношения в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются гораздо чаще, чем в массовой. В их основе лежит не одна, целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится нечетко. Подобные нарушения называются ФОНЕТИЧЕСКИМИ, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искажённо, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между [r] b [l], [b] b [d], [n] b [m]). Подобные нарушения называются ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ, так как при этом одна фонема заменяется другой, в следствии чего нарушается смысл слова. Например, при изучении модальных глаголов глагол can дети часто произносят [kap] или [kam].

У детей с ограниченными возможностями здоровья, также как и у детей в норме, чаще нарушается артикулярно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки [l,r]. Нарушение звуков [w, ð,Ѳ] связано скорее не только с их трудностью, но и с отсутствием аналогов в родном языке.

Ведь ко второму классу, то есть к моменту, когда они начинают изучать иностранный язык, языковая база сформировалась у них довольно прочно.

У этих детей, наряду с искажениями звуков речи, отмечается большое количество замен. Замены чаще всего осуществляются по признаку артикуляторно-акустического сходства ([r-l],[t- ð-s,[d-v- ð.] И лишь небольшое количество замен можно объяснить артикуляторным сходством звуков. Это свидетельствует о том, что важной причиной неправильного произношения, воспроизведения стечений согласных является неточность их слухового различия в слове.

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием является более длительным, более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей слабостью замыкательной функции коры, трудностью образования новых условнорефлекторных связей, что обуславливает замедленность и длительность формирования нового звука.

Инертность нервных процессов, резкое нарушение подвижности процессов возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключениях на новые. Вследствие этого произношение (неправильное) того или иного звука удерживается даже в том случае, если изолированное их произношение удается ребенку сравнительно легко.

Наиболее длительным является введение звука в речь, то есть Этап автоматизации.

Основной причиной является отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

В работе по коррекции нарушений звукопроизношения используется прием сравнения.

Так на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически далёкими. При дифференциации проводится сравнение отрабатываемого звука с фонетически близкими.

НАПРИМЕР:

Этап постановки: Сравнить:

[ðæt iz ə buk] [zæt iz ə buk]

Этап автоматизации:

[ðæt iz ə buk] [læt iz ə buk]

Этап дифференциации:

[ðæt iz ə buk] [dæt iz ə buk] [væt iz ə buk]

При коррекции нарушений звукопроизношения уделяется внимание развитию четких представлений о звуковом составе слова, определению места звуков в словах. Система коррекционного обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием в школе предусматривает единство основных направлений в работе: постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков, введение поставленных звуков в речь, развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.

НАПРИМЕР: Корректируется звук [æ]

1.Проводится гимнастика языка и губ (без произнесения звука).

2.Ставится произношение этого звука.

3.Этот звук отрабатывается в словах.

4.Проводится анализ предложения: где, в каких слогах, сколько раз встречается звук [æ] и встречается ли:

This is a lamp and that is a map.

A black cat, a grey dog.

A bag, swim, jump, fat/

[fæ, fa: sæ, da:, ka:, v ə].

Работа ведется над несколькими звуками из разных групп, например, шипящий и сонорный[ʃ, r].

Упражнения в правильном произношении и различии звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, oпределении их последовательности.

She has a red rose

A brown shelf

Brush, bush, rush, scribe, rat, she, shut

[ʃ˄, ræ, wɔ ʃ, rai, ru:, ʃɔ:]

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного аппарата. Точность, сила и

дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconУрока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме «Man-made wonders of the world»
Методическая разработка дистанционного урока для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconВиды деятельности
Данная программа для специального ( коррекционного) класса для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекционной педагогики проводит Открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья icon50-летию полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными...
Юрия Алексеевича Гагарина, для детей с ограниченными возможностями здоровья в 20011 году
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconИнновационные цифровые модели обучения детей с ограниченными возможностями...
Информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья icon«Формирование технологических приемов работы у учащихся с ограниченными...
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья icon«Об итогах деятельности государственного бюджетного образовательного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconПриказ от 03. 10. 2012 года №156 о режиме работы школы в 2012-2013...
Областное государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-Барановская...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconДоклад о деятельности тогбоу «Горельская специальная (коррекционная)...
Тогбоу «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconМетодические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconОбучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Примерные учебные планы для детей, обучающихся по программам для учреждений V, VII, VIII видов
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...
Рекомендации для учителей, работающих в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья iconОптимизация процесса преподавания швейного дела детям с ограниченными...
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск