Скачать 207.29 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет политологии Программа дисциплины Немецкий язык для направления 030200.62 «Политология» 2 курс Автор программы: Никифорова С.А., к.ф.н., sanikiforova@hse.spb.ru Одобрена на заседании кафедры иностранных языков «29» августа 2011 г. Зав. кафедрой И.Ю. Щемелева ________________________ Согласована УМО «___»_____________2011 г. Начальник УМО ________________________ Утверждена Советом Факультета «___»____________ 2011 г. Председатель ________________________ Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.62 «Политология», изучающих дисциплину «Немецкий язык». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Немецкий язык» являются
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныУчитывая то, что студенты ранее не изучали немецкий язык на первом этапе обучения большое количество времени уделяется фонетическому и грамматическому строю языка, осуществляется комплексное развитие умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
Студенты также должны иметь представление:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и преподается в течение двух лет. Исходя из существующего положения НИУ-ВШЭ, студенты имеют право изучать второй иностранный язык, в частности немецкий язык, на бюджетной основе в качестве факультатива. Для студентов, выразивших желание изучать немецкий язык, курс является обязательным для изучения. Курс разделен на две части в соответствии с разделением учебного плана на два семестра. На первом году обучения немецкий язык преподается 4 часа в неделю в течение 4 модулей. Курс немецкого языка строится в соответствии с общей концепцией преподавания иностранных языков в НИУ-ВШЭ, а именно базируется на признании того, что владение иностранными языками является не самоцелью, а необходимым и обязательным компонентом профессиональной подготовки и успешной работы современного специалиста любого профиля. Поэтому данный курс имеет коммуникативно-ориентированный характер. Для освоения учебной дисциплины «Немецкий язык», студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5Тематический план учебной дисциплиныОбучение немецкому языку осуществляется на основе базового учебника Завьяловой В.М., Ильиной Л.В. Практический курс немецкого языка (для начинающих), предназначенного для студентов, изучающих немецкий язык как второй иностранный. Программа для 1-го года обучения включает в себя 9 уроков из базового учебника, которые содержат как лексический, так и грамматический материал, необходимый студентам на начальном этапе изучения второго иностранного языка. На проработку каждого урока требуются от 14 до 20 часов в зависимости от его трудности и насыщенности грамматическим и лексическим материалом. По окончании каждого урока проводится текущая проверка в виде контрольной работы, успешное выполнение которой позволит студентам набрать необходимый текущий накопительный балл. Коммуникативный принцип требует комплексного подхода к преподаванию иноязычного материала и позволяет сформировать у студентов устойчивые речевые умения и навыки. Поскольку все три составляющих процесса обучения иностранному языку (фонетический, грамматический и лексический) неразрывно связаны между собой, невозможно выделить отдельно и указать количество часов, которое отведено на тот или иной аспект. Каждый урок включает в себя комплекс заданий, ориентированный на усвоение студентами фонетического и лексико-грамматического материала. Курс немецкого языка на факультете политологии состоит из 116 часов, которые распределены по семестрам следующим образом: 1 семестр – 64 часа (1 модуль 32 – часа; 2 модуль – 32 часа) 2 семестр – 80 часов (3 модуль – 40 часов; 4 модуль – 12 часов)
6Формы контроля знаний студентовТекущий контроль осуществляется в течение модуля и семестра в виде домашних заданий, тестов, позволяющих определить степень формирования умений и навыков говорения, аудирования, чтения, письма, устных опросов, а также контрольной работы. Результаты текущего контроля оцениваются преподавателем, оценка выставляется в его рабочую ведомость. По итогам текущего контроля преподаватель проводит индивидуальные консультации во время своих присутственных часов. Промежуточный контроль проводится по завершению учебного периода в виде зачёта во 2 и 4 модулях. По результатам текущего и промежуточного контроля выставляется результирующая оценка. Обе оценки – оценка за промежуточный контроль и результирующая оценка – фиксируются в зачетной ведомости преподавателями, принимающими зачет, после чего результирующая оценка выставляется в зачетную книжку студента и является конечной оценкой по дисциплине. Она может быть выше или ниже положительной оценки, полученной студентом непосредственно на зачете. Формы и типы контроля на факультете менеджмента
6.1Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль осуществляется в течение модуля и семестра в виде тестов, проверяющих умения и навыки говорения, аудирования, чтения, письма, устных опросов, а также контрольной работы и внеаудиторного чтения. Результаты текущего контроля оцениваются преподавателем, оценка выставляется в его рабочую ведомость. По итогам текущего контроля преподавателем организуются индивидуальные консультации во время его присутственных часов. Промежуточный контроль проводится по завершению учебного периода в виде зачёта во 2 и 4 модулях. По результатам текущего и промежуточного контроля выставляется результирующая оценка. Обе оценки – за промежуточный контроль и результирующая оценка – фиксируются преподавателями, принимающими зачет, в зачетной ведомости в соответствующие колонки, после чего результирующая оценка выставляется в зачетную книжку студента и является конечной оценкой по дисциплине, соответственно может быть выше или ниже положительной оценки, полученной на зачете. 7Содержание дисциплины
8Образовательные технологииНа первом году обучения на занятиях по немецкому языку широко используется групповая работа, которая позволяет выработать навыки построения диалога, сформировать правильную реакцию на речевой стимул. После каждого пройденного урока проводится ролевая игра, которая предполагает использование на практике изученного лексико-грамматического материала. Групповая работа сочетается с индивидульной работой студентов как на занятии, так и дома. В случае, когда у студентов одной группы разные уровни владения немецким языком (некоторые студенты изучали язык в школе или на курсах), преподаватель подбирает для каждой подгруппы задания разной степени сложности. На занятиях используются различные информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют добиться наглядности преподаваемого материала и ускорить процесс его освоения. 8.1Методические указания студентамНа 1 году обучения студенты знакомятся с новым иностранным языком, с его фонетическими особенностями, грамматическим строем и лексикой. Большой объем языкового материала требует от студентов систематичности и последовательности в организации процесса его освоения. На этом этапе нет ничего более полезного и необходимого, чем регулярное выполнение домашнего задания и заучивание новых слов. Поскольку количество часов по второму иностранному языку ограничено (всего 4 часа в неделю), значительная часть нагрузки по его изучению приходится на самостоятельную работу, за которую студенты получают 0.2 балла. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляДля текущего контроля используются тесты и контрольные работы, которые позволяют оценить уровень владения студентами пройденным лексико-грамматическим материалом. На каждом занятии студент получает оценку за выполненную домашнюю и самостоятельную работы. Максимальный балл за контрольные работы, самостоятельную и домашнюю работы, а также за работу на занятиях составляет 0.6. 9.2Примеры заданий промежуточного контроляЗадания для промежуточного контроля в виде зачета во 2 модуле. Образец билета KARTE 1
a. Студент читает правило, учит его и составляет примеры. б. Дети, откройте книги, переведите текст и ответьте на вопросы к тексту. в. По вечерам папа читает газету, а мама смотрит телевизор. г. Ты часто ездишь в командировки? - Нет, только два раза в год. д. У него есть сестра, но нет брата. Text 1 Erziehung Als Erste steht die Großmutter auf und geht sofort in die Küche. Danach kommen die Mutter und der Vater ins Wohnzimmer. Der Vater muss ziemlich weit fahren, außerdem geht er zu Fuß gern, darum verlässt er früh die Wohnung. Anton besucht die dritte Klasse und die Mutter will ihn rechtzeitig wecken, aber die Großmutter protestiert immer: “Lass doch den Jungen ein wenig schlafen!” So steht Anton erst um 8 Uhr auf. Eilig isst er dann sein Frühstück und läuft die Treppe hinunter. Nicht selten verspätet er sich zur Schule. Jedes Mal fragt sich die Mutter dann: “Ist das eine Erziehung?” Примерные разговорные темы к зачету:
Примерные вопросы для беседы преподавателя со студентами: 1. Wie heißen Sie? 2. Wie alt sind Sie? 3. Sind Sie verheiratet? 4. Haben Sie Kinder? 5. Was sind Sie? 6. Wo studieren Sie? 7. Was studieren Sie 8. Gefällt Ihnen das Studium? 9. Wann beginnt der Unterricht gewöhnlich? 10. Wann ist der Unterricht zu Ende? 11. Wie viel Stunden Deutsch haben Sie jede Woche? 12. Was machen Sie im Deutschunterricht? 13. Sind Sie mit dem Unterricht zufrieden? 14. Wie groß ist Ihre Familie? 15. Haben Sie Geschwister? 16. Haben Sie Großeltern mütterlicherseits und väterlicherseits? 17. Wo wohnen Sie? Задания для промежуточного контроля в виде зачета в 4 модуле. Образец билета KARTE 1
a. В гостиной есть ковер, диван и сервант, но нет журнального столика и кресла. б. Книжная полка висит в кабинете над столом. Повесь ее в мою комнату! в. Сегодня он встал в 7 часов утра, умылся, побрился, почистил зубы, причесался, оделся, позавтракал и почувствовал себя бодрым и здоровым. г. Рождество немцы отмечают в семейном кругу, едят рождественского гуся и пирог, пьют вино, поют рождественские песни и дарят друг другу подарки. д. В универмаге она сначала примерила коричневое платье из шелка, потом попросила зеленое трикотажное платье, но не купила ни то, ни другое. Text 1 Till Eulenspiegel und der Herzog Die Familie von Till Eulenspiegel wohnt in Kneitlingen. Till ist nur sechs Jahre alt und muss zur Schule gehen. Aber in Kneitlingen gibt es keine Schule. Und sein Vater schickt ihn nach Ampleben, dort ist die Schule. Eines Tages geht der kleine Till in die Schule und begegnet einem Herzog. Der Herzog fragt ihn: “Wohin gehst du, mein Sohn?” Till hat keine Angst vor ihm, darum antwortet er ruhig: “Nach Ampleben zur Schule.” Der Herzog ist guter Laune, er öffnet seinen Geldbeutel und gibt dem Jungen einen Taler. “Nimm den Taler und kaufe etwas Süßes”, sagt er. Aber Till schüttelt den Kopf und spricht: “Ich kann nicht diesen Taler nehmen. Mein Vater glaubt nicht, ein fremder Mann hat mir einen Taler gegeben.” Der Herzog sagt freundlich: “Ruhig nimm das Geld und sage dem Vater, der Herzog hat den Taler gegeben.” “Ach nein, mein Vater glaubt das nicht,” ist die Antwort. “Aber warum?” fragt der Herzog erstaunt. “Mein Vater glaubt nicht, dass ein Herzog nur einen lumpigen Taler gegeben hat. Füllen Sie meine Schultasche mit Talern, dann glaubt mein Vater.” Dem erstaunten Herzog bleibt nichts mehr übrig, als Tills Schultasche mit Geld zu füllen. So hat der kleine Till Eulenspiegel den großen Herzog verlacht. Примерные разговорные темы к зачету:
10Порядок формирования оценок по дисциплинеВ НИУ-ВШЭ оценивание знаний, умений и навыков производится по десятибальной системе. Баллы 10, 9, 8 соответствуют оценке «отлично», а именно: 5+, 5, 5-; баллы 7, 6 соответствуют оценке «хорошо», а именно: 4+, 4-; баллы 5, 4 соответствуют «удовлетворительно», а именно: 3+, 3-; баллы 3, 2, 1 соответствуют оценкам «неудовлетворительно», а именно: 2+, 2, 1. Для зачета принята следующая шкала соответствия качественной и числовой оценок:
Оценки выставляются в зачетную ведомость и зачетную книжку студента в виде качественной текстовой записи с обязательным указанием в скобках числового эквивалента по 10-балльной шкале, например, «Зачтено (7)», «Не зачтено (2)». Максимальная оценка за текущую работу составляет 0.6 баллов и формируется следующим образом: Контрольные работы – 0.4 балла Самостоятельная работа – 0.2 балла Домашнее задание – 0.2 балла Аудиторная работа – 0.2 балла Текущая накопленная оценка учитывает результаты студента по текущему контролю и формируется следующим образом: Отекущий = n1·Ок/р + n2·Осам.раб. + n3·Одз + n4·Оаудиторная Отекущий = 0.4 + 0.2. + 0.2 + 0.2 Максимальная оценка за зачет составляет 0.4 балла. Формирование оценки за промежуточный контроль по дисциплине «Немецкий язык» происходит следующим образом: 2-й модуль:
4-й модуль:
Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Опромежуточный = k1·Озачет + k2·Отекущий Таким образом, результирующая оценка = 0.4 + 0.6. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникЗавьялова В.М., Ильина Л.В. Практический курс немецкого языка (для начинающих). – 7- е изд. перераб. и доп. – М.: КДУ, 2009. 11.2Основная литература
11.3Дополнительная литература
Лингва, 2006.
Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во “Ютас”, 2009.
Высшая школа, 2004.
языка. – М.: Просвещение, 2001.
Ismaning: Max Hueber Verlag, 2001.
2009.Источник в Интернете: www.goethe.de – сайт институту им. Гете. 11.4Справочники, словари, энциклопедии
12Материально-техническое обеспечение дисциплиныВ процессе преподавания используется аудио- и видеоаппаратура, проектор (для проведения презентаций), а также различные наглядные материалы. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |