Департамент культуры города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Москвы
«Московская городская детская музыкальная школа
имени И.О.Дунаевского» Принято
На заседании Педагогического Совета
Протокол № 02 от 15 ноября 2013 года «УТВЕРЖДАЮ»
Директор______________ А.Н.Краси Приказ №117 от 18.11.2013г. Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Инструменты эстрадного оркестра»
«Саксофон» Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Программа по учебному предмету ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Москва 2013
Пояснительная записка Данная программа написана для отделов эстрадно – джазовой специализации ДМШ и ДШИ и имеет художественно-эстетическую и предпрофессиональную направленность. В художественно-эстетическом воспитании подросткового поколения важную роль играет музыкальное образование детей. Перед преподавателем по специальности - основным руководителем и воспитателем ученика в ДМШ - поставлена ответственная задача формирования высоких моральных качеств, эстетических взглядов и профессиональных исполнительских навыков учащихся.
Весь комплекс предметов ДМШ стремится:
наиболее полно раскрыть музыкальные и творческие задатки ребенка;
сформировать всесторонне и гармонично развитую личность;
приобщить учащихся к музыкальному искусству;
воспитать художественный вкус;
привить профессиональные исполнительские навыки.
Настоящая программа учитывает особенности сложившейся социально-общественной ситуации (информационную перегруженность учащихся, возросшую занятость в общеобразовательной школе, общее ухудшение состояния здоровья детей) и предоставляет свободу выбора объема учебного материала и темпа его освоения.
Репертуарный список программы дополнен более современными произведениями классического и джазового направлений, отвечающими потребностям учащихся и повышающими их заинтересованность в занятиях на инструменте, что педагогически целесообразно.
Цель данной программы (помимо общей, характерной для всех предметов ДМШ) -научить детей владеть игрой на духовом инструменте в таком объеме, чтобы после окончания школы в своей дальнейшей жизни, они могли стать не только активными слушателями, но и участниками любительского музицирования, а также обладать простыми навыками импровизации на несложные джазовые стандарты.
Для воплощения этой цели требуется решение следующих задач:
Развить у учащихся:
музыкальный слух;
чувство метроритма;
музыкальную память;
музыкальное мышление и вкус;
импровизационные навыки.
Воспитать у учащихся такие качества, как активность, самостоятельность, волю к занятиям, потребность к творческой реализации.
Научить учащихся:
специфическим для данного инструмента и жанра исполнительским приемам;
грамотному самостоятельному разбору нотного текста;
чтению с листа;
эмоциональному и осмысленному исполнению выученного произведения
Отличительной особенностью данной программы является дополнительный
современным содержанием репертуарный список.
Программа рассчитана на восьмилетний срок обучения:
для детей от 9 (10) до 16 (18) лет и старше. (начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь в течение двух лет на блок-флейте)
Основной формой учебной и воспитательной работы ученика в классе по специальности является урок, проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с учеником.
Согласно учебному плану отделений эстрадно – джазовой специализации урок длится один час и проводится три (3) раза в неделю. 1-й класс – в первом и во втором полугодиях по 40 часов; 2-ой, 3-ий и 4-ый классы – в первом полугодии 40 часов, во втором полугодии 42,5 часа; с 5-го по 8-ой классы – в первом полугодии 48 часов, во втором полугодии 51 час.
Начиная с 4-5 класса, все пьесы импровизационно-джазового стиля (темы с соло-импровизациями мастеров джаза, темы с собственными соло-импровизациями) исполняются на зачетах и экзаменах в сопровождении ритм-секции (фортепиано, или клавишный инструмент, или гитара; контрабас или бас-гитара; ударная установка). По окончании школы учащиеся должны:
музыкально и осмысленно исполнять выученные произведения;
продемонстрировать достигнутый технический уровень владения инструментом;
овладеть навыками чтения с листа и самостоятельного разбора произведения;
владеть навыком снятия музыкального материала с помощью компьютерных программ (Audacity, Sound Force и т.д.) несложных соло-импровизаций со звуконосителей;
знать основы джазовой импровизации и уметь написать собственное соло-импровизацию с последующим исполнением.
Контроль над успеваемостью осуществляется следующим образом:
в конце четверти выводится текущая отметка;
в течение каждого первого полугодия класса проводится технический и академический зачет;
по окончании учебного года каждого класса проводится экзамен;
по окончании школы - выпускной экзамен.
Свои успехи и достижения ученики демонстрируют, выступая на концертах: классных, для родителей, отдела, общешкольных шефских, не исключено участие наиболее ярких детей в конкурсах, фестивалях, смотрах и т.д.
Учебно – тематический план
Первый класс
| Кол-во часов
| Первое полугодие
| 40
| Знакомство с инструментом. Устройство, сборка и разборка инструмента, правила хранения и ухода за ним
| 3
| Постановка корпуса. Постановка мундштука на губах, первоначальное звукоизвлечение. Понятие об атаке звука, работа языка. Постановка правой руки на инструменте и извлечение звуков от ноты соль I октавы до ноты до II октавы.
| 10
| Работа над исполнительским дыханием
| 7
| Постановка обеих рук и извлечение диатонического звукоряда от ноты ре I октавы до ноты до II октавы. Изучение штрихов: легато и деташе. Работа с соответствующим репертуаром.
| 12
| Изучение и овладение аппликатурными трудностями, связанными с освоением октавного клапана на специальном репертуаре.
| 8
| Второе полугодие
| 40
| Расширение диапазона. Извлечение ноты до I октавы и изучение
хроматической гаммы на соответствующем репертуаре.
| 9
| Изучение мажорной гаммы (на примере гаммы соль мажор в 1,5 октавы) с применением штрихов: деташе и легато. Изучение трезвучия и его обращений.
| 9
| Изучение параллельного минора: ми – минор гармонический и мелодический (в восходящем и нисходящем движениях) с применением штрихов: деташе и легато. Изучение трезвучия и его обращений.
| 10
| Работа над этюдами и упражнениями и пьесами классического и джазового направлений (изучение простейших видов синкоп и ритмических построений).
| 12
|
Второй класс
| Кол-во часов
| Первое полугодие
| 40
| Совершенствование исполнительского аппарата. Расширение диапазона от ноты си – бемоль малой октавы до ноты ре III октавы.
| 3
| Знакомство с простыми видами джазовой артикуляции и штрихами.
| 5
| Изучение и работа над гаммами до – мажор, ля – минор, фа – мажор и ре – минор. Доминантовый септаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд на повышенной седьмой ступени в миноре (основной вид и обращения).
| 10
| Развитие метроритмического чувства. Освоение более сложных
ритмических схем. Работа над этюдами и упражнениями.
| 10
| Работа над художественным материалом с подбором разноплановых джазовых пьес.
| 12
| Второе полугодие
| 42.5
| Изучение гамм мажорных и минорных до 2-х знаков включительно, со штрихами, включая джазовую артикуляцию. Трезвучия, доминантовый септаккорд в мажоре и уменьшенный вводный в миноре (основной вид и обращения).
| 11,5
| Развитие навыков чтения нот с листа.
| 4
| Работа над этюдами и упражнениями и пьесами классического и джазового направлений.
| 8
| Развитие навыков игры на инструменте с ритм – секцией или
фонограммой (джазовый репертуар).
| 10
| Работа над художественным материалом
| 9
|
Третий класс
| Кол-во часов
| Первое полугодие
| 40
| Работа над расширением диапазона до ноты фа – диез III октавы.
| 4
| Совершенствование штрихов. Изучение штриха стаккато.
| 4
| Работа над гаммами мажорными и минорными с арпеджио трезвучий до трех знаков включительно.
| 11
| Работа над упражнениями и этюдами в джазовом стиле.
Приобретение навыков игры в переходах с дуольного на триольное и квартольное движения.
| 10
| Работа над художественным материалом классического и джазового направлений.
| 11
| Второе полугодие
| 42,5
| Работа над гаммами мажорными и минорными с арпеджио трезвучий
и септаккордов до четырех знаков включительно.
| 9,5
| Работа над упражнениями и этюдами классического и джазового направлений.
| 9
| Изучение и работа над оркестровыми и ансамблевыми партиями. Чтение нот с листа.
| 6
| Совершенствование исполнительского мастерства с ритм – секцией или фонограммой.
| 8
| Работа над художественным материалом классического и джазового направлений.
| 10
|
Четвертый класс
| Кол-во часов
| Первое полугодие
| 40
| Работа над гаммами мажорными и минорными со всеми приемами до пяти знаков включительно. (исполнение гамм в восходящем и нисходящем движениях терциями).
| 10
| Изучение буквенно – цифровых обозначений аккордов. Изучение ионийского, дорийского и миксолидийского ладов.
| 8
| Изучение различных джазовых стилей (свинг, фанк, босса – нова, лэйтин и т.д.)
| 3
| Работа над упражнениями и этюдами классического и джазового направлений.
| 9
| Работа над художественным материалом классического и джазового направлений.
| 10
| Второе полугодие
| 42,5
| Работа над гаммами мажорными и минорными со всеми приемами до пяти знаков включительно. (исполнение гамм в восходящем и нисходящем движениях терциями).
| 9,5
| Продолжение изучения ладов и их практическое применение на примере гармонической последовательности: IIm7| V7| I maj7| I maj7|
| 9
| Работа над упражнениями и этюдами классического и джазового направлений.
| 8
| Изучение и работа над оркестровыми и ансамблевыми партиями. Приобретение навыков игры по буквенно – цифровым обозначениям аккордов в форме арпеджирования и применения изученных ладов.
| 7
| Работа над художественным материалом классического и джазового направлений.
| 9
| |