Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда





Скачать 428.49 Kb.
НазваниеРеферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда
страница1/3
Дата публикации20.11.2014
Размер428.49 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
  1   2   3
ГОУ средняя общеобразовательная школа №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт - Петербурга

Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности

Тема: Дети блокадного Ленинграда

Работу выполнила ученица 10 класса:

Виноградова Маргарита

Учитель: Т.М. Кашурникова

Санкт – Петербург

2010

Содержание





Введение

С. 3

Глава 1.

Начало блокады Ленинграда

С. 5

1.1.

Кольцо вокруг города замкнулось …

С. 5

1.2.

Оборона и снабжение города

С. 7

1.3.

Эвакуация

С. 10

Глава 2.

Детские дома во время блокады

С. 13

Глава 3.

Школы и ремесленные училища

С. 19

3.1.

1941-1942 учебный год

С. 19

3.2.

1942-1943 учебный год

С. 23

3.3

1943-1944 учебный год

С. 26

3.4.

Ремесленные училища

С. 28

Глава 4.

Блокада в детской памяти: из воспоминаний Н.Н. Березиной

С. 29




Заключение

С. 32




Список источников

С. 34




Приложение 1. Памятники юным

ленинградцам-блокадникам

С. 36




Приложение 2. Список школ, которые работали во время блокады

С. 37




Приложение 3. Иллюстрации

С. 38




Приложение 4. Список детских книг из личной библиотеки Н.Н. Березиной














Введение
В 2010 году исполняется 65 лет со Дня Победы. Свой реферат я хотела посвятить участникам Великой Отечественной войны, ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они отстояли наш город! ениградцам ественной ды,

Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный нашим народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.

Цель реферата – собрать и систематизировать информацию о жизни детей в блокадном Ленинграде.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить материал о военных действиях, предшествующих блокированию Ленинграда, а также о положении населения города в первые месяцы Великой Отечественной войны.

2. Систематизировать информацию о работе детских домов, школ и ремесленных училищ во время блокады Ленинграда.

3. Особое внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей, переживших блокаду.

В школьной, районной библиотеке им. М.Ю.Лермонтова и в Центральной публичной библиотеке им. В.В. Маяковского мне помогли подобрать справочную, научно-популярную литературу, статьи из периодических изданий по теме реферата.

Основным источником о работе детских домов во время блокады Ленинграда стала книга С. Котова «Детские дома блокадного Ленинграда». С большим интересом я прочла книгу учительницы блокадной школы Ползиковой – Рубец о деятельности ленинградской школы в 1941-1942 г.г. Очень подробная информация о жизни школьников и их участии в защите города содержится в статье кандидата исторических наук, ветерана Великой Отечественной Войны П.П.Данилова «И в блокадном Ленинграде дети учились».

Я посетила Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, внимательно изучила наиболее ценные экспонаты коллекции: блокадные дневники и воспоминания рядовых участников битвы за Ленинград и блокадников, любительские фотографии, графические и живописные произведения художников блокадного Ленинграда.

Интересную информацию и иллюстративный материал я нашла на тематических сайтах, посвященных блокаде Ленинграда, таких как «Блокада Ленинграда», «Эхо блокады Ленинграда» и др.

Основная трудность в работе над темой была в большом количестве источников. Передо мной стояла проблема не поиска, а отбора источников. Поэтому живые свидетельства очевидца тех страшных лет представляют, на мой взгляд, большую ценность. Наталья Николаевна Березина, выпускница нашей школы 1957 года, пережившая все ужасы блокады маленьким ребенком, любезно согласилась дать интервью и представила нам вещи, письма, детские книжки, фотографии, документы того времени из семейного архива.


Глава 1. Начало блокады Ленинграда

    1. Кольцо вокруг города замкнулось …

22 июня 1941 г. «Всю ночь мне не давало спать какое-то жужжанье за окном. Когда, наконец, к утру оно немного затихло, поднялась заря. Сейчас в Ленинграде стоят лунные, светлые, короткие ночи. Но когда я взглянул в окно, я увидел, что по небу ходят несколько прожекторов. Все-таки я заснул. Проснулся я в одиннадцатом часу дня, вернее, утра. Наскоро оделся, умылся, поел и пошел в сад Дворца пионеров. (… )

...Вчера в 4 часа ночи германские бомбардировщики совершили налет на Киев, Житомир, Севастополь и еще куда-то — с жаром говорил паренек.— Молотов по радио выступал. Теперь у нас война с Германией!

Я просто, знаете, сел от изумления. Вот это новость! А я даже и не подозревал такой вещи. Германия! Германия вступила с нами в войну!...»

8 сентября. День тревог, волнений, переживаний. (…)

Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу, на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... 12 «юнкерсов». Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стекла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы.(…) Полнеба было в дыму. Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает. Дым, дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него.

Да, это первая настоящая бомбежка города Ленинграда.(…)

Да, эту неделю фашисты хотят сделать оставленной в памяти у нас, у всех ленинградцев. Видно, взять Ленинград с суши не удалось, так вот они и решили его с воздуха уничтожить. [3].

Так описывает в своем дневнике начало войны и блокады Ленинграда в своем дневнике Юра Рябинкин, которому в момент этих событий было 15 лет. В 1941 году он закончил 8 классов, перешел в 9-й класс.

8 сентября утром немецкие войска группы армии Север заняли Шлиссельбург. 12 сентября немцы захватили Красное Село, Слуцк. Не смотря на многочисленные потери, они продолжали продвигаться вперед и 17 сентября вышли на южный берег Финского залива. Со стороны Урицка вражеские войска находились на самом близком расстоянии от Ленинграда. Враг захватил предместья, куда обычно ходили трамваи. Всего, какие - нибудь 14 - 15 км отделяли немцев от центра города. Фашисты невооруженным глазом видели окраины Ленинграда, заводские трубы, портальные краны верфей, купол Исаакиевского Собора. Город Колпино оказался на линии фронта, а города Петергоф и Пушкин были оккупированы врагом.

С северной стороны, наступающие финские войска 4 сентября заняли Белоостров, однако, на другой день были выбиты из города. 5 сентября неприятель овладел городом Олонец, через 2 дня финны подошли к реке Свирь. После упорных боев им удалось форсировать реку и 12 сентября захватить Подпорожье. Гигантские клещи, охватившие Ленинград, сжимались. Оставалось преодолеть небольшое пространство, чтобы передовые части немецкой армии, наступавшие с юга, соединились с финнами. Близость желанной цели придавала неприятельским войскам силу и упорство для яростных атак на оборонительные линии советских войск. [5, с. 5-10]

В подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года указывалось: «… б) сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г) остатки гарнизона крепости останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».

7 октября 1941 года фельдмаршал Йодль направил Верховному главнокомандующему группы армий «Север», наступавшей на Ленинград из Главной квартиры фюрера, секретную депешу, которая начиналась словами: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена». «Моральную сторону этого мероприятия» фашисты видели в том, что город будет вести уличные бои, что могут возникнуть эпидемии, опасные для немецких солдат, что жителей города надо будет кормить «за счет германской родины». В то же время директива эта служила признанием: взять Ленинград штурмом не удастся. Рейхсфюрер СС Гиммлер вынужден был признать стойкость горожан. Он писал в секретном циркуляре: «Ненависть населения создала важнейшую движущую силу обороны».

Фашистская пропаганда, подогревая наступательный дух своих солдат, оповещала о том, что из Ленинграда эвакуируются учреждения, заводы, население и что город, не выдержав атак немецких войск и их союзников финнов, через несколько дней сдастся. Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью.
1.1. Организация обороны и снабжение города

В блокированном городе оказались 2554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей. Эти сведения приводит Д.В.Павлов по данным выдачи хлебных карточек за сентябрь 1941 г. Детские карточки получали те, кому не исполнилось 12 лет. Детям старшего возраста полагались иждивенческие, с более низкими нормами снабжения, а 15-16-летние учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО получали рабочие карточки. Однако следует учитывать, что в блокадном кольце оказались еще 323 тыс. человек, проживавших в неоккупированной части Слуцкого, в Парголовском и Всеволожском районах Ленинградской области. Среди них тоже были дети, но они не вошли в подсчеты Павлова, поскольку эти жители были приняты на государственное обеспечение хлебом только с 24 января 1941 г. [13, с. 13]

Уже ночь на 23 июня 1941 г. Ленинградцы услышали вой сирен воздушной тревоги. Летевшие со стороны Карельского перешейка две группы Ю-88 были встречены огнем зенитных батарей и к городу допущены не были. А утром 23 июня по распоряжению начальника противовоздушной обороны города полковника Е.С.Лагуткина началось строительство щелей открытого и закрытого типов, приводились в порядок бомбоубежища, была развернута система местной противовоздушной обороны (МПВО). (См. рис.1, приложение 3).

В дополнение к ее штатным формированиям – пожарным командам, восстановительным и ремонтным полкам – создавались группы самозащиты из мужчин в возрасте от 16 до 60 лет и женщин – от 18 до 50 лет, имевших подготовку по нормам ПВХО 1-й ступени (противовоздушная и химическая оборона) или ГСО (Готов к санитарной обороне). В соответствии с решением Ленгорисполкома от 11 июля 1941 г. Все население от 16 до 60 лет стало привлекаться к всеобщей обязательной подготовке к противовоздушной и химической обороне. Дети от 8 до 16 лет обучались пользованию средствами индивидуальной защиты.

В первых числах июля приступили к массовому строительству оборонительных сооружений на дальних подступах к Ленинграду. На “окопы” как тогда говорили, в районы по течению реки Луги двинулись эшелоны ленинградцев, в число которых были включены юноши с 15 и девушки с 16 лет, а их места в городских группах самозащиты заняли учащиеся 5-6-х классов.

Захватив 8 сентября Шлиссельбург, немцы прервали сухопутную связь города со страной. Ленинград оказался в блокаде. Вечером того же дня немецкая авиация совершила первый массированный налет. На Московский, Красногвардейский и Смольнинский районы было сброшено 6328 зажигательных бомб. Возникло 178 пожаров и различные мелкие возгорания.

С того дня налеты немецкой авиации на город стали почти ежедневными. В отдельные дни воздушные тревоги продолжались по 10 и более часов. Часто они сопровождались артиллерийскими обстрелами. Наряду со взрослыми в ликвидации последствий воздушных налетов принимали участие и дети. Отмечая заслуги гражданского населения в борьбе с последствиями вражеских бомбардировок, Ленгорисполком 29 октября 1941 г. наградил 56 человек ценными подарками, 85 человек были удостоены почетных грамот, а 19 получили денежные премии. Среди награжденных были школьники Виктор Куропат, Валентин Чадров, Юрий Гамелайнен, Евгений Гладков и др.

В сентябре 1941 г. ожесточенные бои шли на окраинах города. Горожане готовились к уличным боям. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.

Блокированный с юга и востока немецкими войсками, а со стороны Карельского перешейка армией финнов, город испытывал острый недостаток металла, угля, нефтепродуктов, электроэнергии. Наибольшие трудности сложились со снабжением населения и войск продовольствием. Уже 2 сентября был сокращены нормы продажи хлеба, а 9 сентября – и других продуктов питания. В первый год войны для детей и иждивенцев были установлены следующие нормы (г. в мес.): крупа и макароны - 1200, мясо – 400, жиры – 500, сахар и кондитерские изделия – 1700 , рыба – 300. Для иждивенцев нормы были ниже на 600 г. по крупе и макаронам и на 200 г. – по жирам и сахару.

По октябрь включительно продовольственные карточки отоваривались полностью. С ноября фактическая реализация продуктов питания осуществлялась в зависимости о их наличия в городе и от объемов завозов. В первую декаду декабря продовольственные карточки не были отоварены вообще. С 14 декабря 1941 г. по 1 января 1942 г. по иждивенческим карточкам было отоварено по 200, а по детским – по 400 г. муки, смешанной на 50% со жмыхом. В третьей декаде декабря продовольственное положение осложнилось настолько, что лишь в результате разбронирования запасов муки, мясных и рыбных консервов из неприкосновенных запасов Кронштадта, кораблей и фортов Балтийского флота удалось обеспечить всем категориям населения нормы по сахару, мясу (рыбными и мясными консервами), а по детским карточкам и по жирам.

1.2. Эвакуация

Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями:

1. Нежеланием жителей уезжать из города;

2. Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области.(см.рис.2, приложение 3)

За этот период из города было вывезено 488703 человека, из них 219691 детей (вывезено 395091, но в последствии 175000 возвращено обратно) и 164320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями. Были также вывезены 86 крупных оборонных заводов.

29 июня 1941 г. из Ленинграда начинается эвакуация. В Свердловск и Челябинск выехали рабочие кадры, специалисты и большая часть производственных мощностей подъемно-транспортного завода (им. С.М.Кирова) для налаживания на новом месте производства танковых моторов. (Знаменитый Челябинский Танкоград был основан именно на базе Кировского завода). 13.07.41 объявлена эвакуация Невского машиностроительного завода, "Русского дизеля", "Экономайзера", а затем Ижорского, Металлического заводов, "Светланы", "Электросилы" и многих других. На Урал, в Сибирь, республики Средней Азии уезжают целые НИИ, лаборатории, проектные и исследовательские организации.

До октября 1941 г. из Ленинграда вывезли более 80-ти предприятий

Тысячи ящиков с особо ценными экспонатами музеев (произведениями живописи, скульптурой, ювелирными украшениями, фарфором, предметами мебели) отправляются в восточные районы страны. В Исаакиевский собор свозят для укрытия в подземных помещениях ценности из пригородных музеев (гобелены, мебель, посуду и др.).

В галереях Исаакиевского собора было укрыто около 117 000 ценнейших экспонатов из пригородных дворцов-музеев (Петергофа, Пушкина, Павловска, Гатчины, Летнего дворца Петра I). Многие ценности Эрмитажа переместили в его подземные анфилады.

Эвакуируются многие творческие учреждения. В конце лета 1941-го в Пермь переведены Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский театр) и хореографическое училище. В Ташкент выехала Ленинградская консерватория, в Новосибирск - Пушкинский драматический театр (Александринский) и Ленинградская филармония. Малый оперный теперь размещается в Оренбурге, Большой драматический театр им. М. Горького (позднее - им. Г.А. Товстоногова) и Академическая капелла осваиваются на новом месте - в Кирове (Вятке).

Из 17-ти ленинградских театров вcю блокаду в городе оставались и действовали Театр комедии (позднее - им. Н.П. Акимова), Театр музыкальной комедии.

В отличие от спланированной и поэтапно проводимой эвакуации промышленности, материальных ценностей и личного состава научных и творческих объектов, эвакуация обычного населения проходила безалаберно и несогласованно. Из-за уверенности, что военные действия будут разворачиваться на территории противника, многие детские сады и интернаты в начале войны эвакуировали в южную часть Новгородской и некоторые районы Калининской (Тверской) областей, не предполагая, что эти места очень скоро окажутся за линией фронта. Когда в середине июля немцы заняли Псков и вторглись в Ленинградскую область с юга, часть эвакуированных успела вернуться в Ленинград вместе с отступающими частями наших войск, но несколько эшелонов с детьми немцы разбомбили. (С августа 1941 г. маленьких ленинградцев отправляли уже, в основном, в Кировскую, Горьковскую области и на Урал). Подобное происходило не только при отправке несовершеннолетних, но и взрослых людей. Поезда были переполнены, расписание менялось ежедневно. К тому же далеко не все стремились покинуть город, большая часть жителей (более 2 млн. чел.) осталась - кто не успел, а кто и не захотел, не веря, что Ленинград будет сдан.

28 августа 1941 через ст. Мга проскочили последние эшелоны с эвакуированными. До того, как сомкнулось кольцо блокады из города, выехало около 500 000 коренных ленинградцев. [20]

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconСценарий, посвященный 68-ой годовщине снятия блокады города Ленинграда...
Сценарий, посвященный 68-годовщине снятия блокады города Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconУрок в первом классе тема: «знакомство с библиотекой»
Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечной – библиографической грамотности «библиотека», «книжный...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconНа фото слева на право Моисеенко Т. А и Мухина В. М. дети блокадного Ленинграда
Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда icon27 января исполнилось 70 лет со дня снятия блокады ленинграда
О. и довгаль), литературные чтения «Блокада в судьбах и творчестве О. Бергольц, А. Ахматовой, В. Инбер», беседа «Мужество блокадного...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема мероприятия: Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город – фронт, была блокада»
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconМетодические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографической...
Культуру чтения – школьникам: Методические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографических знаний»:...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconРеферат Памятники Малого кольца обороны Ленинграда
Это карта Зелёного пояса Славы. На участке 22-29 и проходили рубежи обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, которые...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconРеферат по истории и культуре Санкт-Петербурга Тема: Школы Ленинграда в 1941-1942 учебном году
Гбоу средняя общеобразовательная школа №183 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconСценарий урока мужества «блокада ленинграда»
Цель – сформировать представление о героической блокаде Ленинграда, об удивительной стойкости и мужестве ленинградцев, пробудить...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconПрименение информационных технологий на уроках истории и обществоведения...
Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconЗадачи совместной работы учителя и библиотекаря по формированию библиотечно-библиографической...
Фаттахова Зоя Ивановна, заведующая Детской библиотекой поселка Калья, Североуральского округа
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Хлеб детства и войны» литературно-краеведческий час по книге В. Бакина, «Детдомовские сороковые» (бсч). Ребята 5 класса школы №2...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconРеферат по предмету «История России» Тема работы
Великой Отечественной войны. Тема блокады Ленинграда одна из наиболее трепетных лично для меня, потому что я родился в этом городе,...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconПрограмма курса «Основы библиотечно-библиографической грамотности»
Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию...
Реферат по истории основам информационно-библиографической грамотности Тема: Дети блокадного Ленинграда iconРеферат по истории автор: Кременецкий Никита Олегович
«Барбаросса» буквально за день до его утверждения. В случае быстрого захвата Ленинграда группой «Север», под командованием фон Лееба,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск