Рабочая программа дисциплины





Скачать 326.73 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/4
Дата публикации08.12.2014
Размер326.73 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа
  1   2   3   4
Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Направление подготовки

080200 – МЕНЕДЖМЕНТ

Профиль подготовки

Финансовый менеджмент


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная, очно-заочная, заочная

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой _____________________

(протокол № __________________________

Зав.кафедрой __________________________


Москва

2012

Составитель Рабочей программы ЗАМАНСКАЯ ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА – доктор филологических наук, профессор кафедры Социально-гуманитарных дисциплин.

Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата; компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины (модуля); структуру и содержание дисциплины (модуля); образовательные технологии; учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы и оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля); материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
Рецензент Рабочей программы Радзинский Дмитрий Леонидович – кандидат философских наук, доцент.



  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины (модуля) «Культурология» являются:

- организовать изучение и использование фундаментальных достижений мировой и отечественной культуры в осмыслении теоретических проблем культурологии; способствовать интеллектуальному и эмоциональному приобщению студентов к сокровищнице художественных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий (материал курса МХК как составляющая часть и практическая база теоретического содержания курса);

- помочь бакалаврам овладеть современной методологией и методиками анализа явлений и тенденций развития культуры;

- научить студентов активно применять полученные культурологические знания в сфере профессиональной деятельности;

- сформировать у бакалавров потребность и навык постоянного культурного роста, приобщения к образцам художественной культуры (систематическое посещение театров, картинных галерей, концертных залов, чтение художественной литературы и т.д.). Формирование этой потребности и навыка будет продолжено при освоении дисциплины (модуля) «Эстетика».


  1. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина (модуль) «Культурология» входит в базовую часть ГСЭ подготовки бакалавров всех направлений и профилей. «Входными» знаниями для данной дисциплины являются обязательные и вариативные курсы программы общеобразовательной средней школы: Литература, Русский язык, Иностранный язык, Право, Религиоведение, Основы православной культуры и др. Непосредственной базой для восприятия сложного и насыщенного теоретически материала вузовской дисциплины (модуля) «Культурология» является обязательный в школьном образовании курс «Мировая художественная культура». Кстати, именно данный курс является едва ли не единственной реальной опорой для преподавания культурологии в вузе, так как Религиоведение, Право, Основы православной культуры преподаются весьма выборочно в ряде профильных школ, а курс Литературы в современном варианте школьного образования практически никакого образования и вовсе не дает. Поэтому не весьма систематизированные сведения из Мировой художественной культуры хотя бы отчасти восполняют пробелы на уровне «входных» знания для освоения вузовской дисциплины (модуля) «Культурология».

Зато дисциплина (модуль) «Культурология» достаточно целесообразно вписывается в контекст блока ГСЭ в вузовском образовании бакалавриата: она изучается параллельно с Историей, Логикой, Ораторским искусством, Философией, Политологией. Таким образом, перед столь сложной дисциплиной, какой является «Культурология», стоят не только «имманентные» задачи постижения теоретически насыщенного, объемного и разнородного материала, но и «внешние задачи»: «Культурология» станет «наукой наук», методологическим вектором для целого ряда пограничных дисциплин.

Особенностью дисциплины (модуля) «Культурология» является и то, что данная наука и учебная дисциплина являют собой образец интегративного мышления, столь необходимого нашему времени и единственно способному ответить на целый ряд вопросов, которые человеку и человечеству задала эпоха научно-технической революции и без ответа на кои практически невозможным станет дальнейшее продвижение человечества по пути прогресса. Таким образом, именно Культурология располагает мощнейшим потенциалом и возможностью дать молодым профессионалам образцы того нового мышления, не только носителями, но и творцами которого предстоит стать их поколению: без ответа на базовые вопросы и без радикального изменения «параметров» и «координат» присутствия человека в современном мире созданная им культура может обернуться против него оружием самоуничтожения.

Дисциплина (модуль) «Культурология» призвана дать бакалаврам первого года обучения целостное знание о культуре, ее сущности и функциях. В процессе преподавания предмета предполагается показать огромную роль культуры в жизни человека, показать, как культура определяет его поведение, отношения с другими людьми через систему традиций, норм и ценностей, которые и формирует культура.

Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимовлияние разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками. Культурология изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их преемственность и связь с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры.

Изучение исторической эволюции культуры человечества позволяет студентам глубже понять современную культуру и специфику современной социокультурной ситуации в мире и в стране. Освоение наследия мировой культуры способствует развитию духовного мира студенческой молодежи, ее творческого потенциала, который в будущем позволит ей более эффективно трудиться в своей профессиональной сфере.

Культура – это глобальная проблема человечества, поэтому культурология является общетеоретической дисциплиной, для нее характерен системный подход к явлениям культурной жизни человечества. Она являет собою синтез гуманитарного знания, и ее выводы определяются как общефилософскими методологическими принципами исследования, так и той источниковедческой базой, на которую опираются ученые, изучающие культурные процессы.

В современной культурологии существует множество определений «культуры». В общем виде к у л ь т у р а предстает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Предлагаемая программа дисциплины (модуля) «Культурология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Цель программы – раскрыть основные положения культурологии, дать систематическое толкование предмета, задач и структуры культурологии. Значительное место в курсе отводится интеллектуальному осмыслению того, что такое культура, а это предполагает объективное и детальное изучение данного явления во всем его объеме. В курсе даются основные понятия культурологии, история становления культурологических концепций, динамика их развития, что обеспечивает интерес студентов к самостоятельному творчеству, формирует гуманистическое мировоззрение молодых людей и позволит им в будущем более эффективно и плодотворно проявить себя в профессиональной сфере.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) КУЛЬТУРОЛОГИЯ


В результате освоения дисциплины (модуля) «Культурология» бакалавр должен

знать:

- место Культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы (теоретические аспекты и историческую базу культуры) (ОК-1; ОК-2);

- формы и типы культур и цивилизаций, историю и закономерности их функционирования и развития (ОК-2; ОК-5);

- развитие культуры и цивилизации России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации (ОК-4);

- принципы использования культурного наследия в современных условиях (ОК-5)
уметь:

- творчески применять знания в области культурологии в повседневной жизни и в собственной профессиональной деятельности (ОК-3);

- самостоятельно работать над теоретическими источниками в области культурологии и искусствоведения, постоянно углублять и совершенствовать свои знания в сфере художественной культуры (ОК-12);

- ориентироваться в историческом и современном контексте культурологических школ и направлений (ОК-13);

- выражать и аргументировать свою позицию в отношении отдельных культурных течений и конкретных произведений искусства (ОК-10); владеть приемами адекватной оценки поставленных целей и результатов деятельности, способен принимать на себя ответственность за поставленные задачи и результаты (ОК-8); умеет эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-25); способен выявлять информацию для принятия решений при «обратной связи» в профессиональной и социальной деятельности (ОК-12); способен анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-25); владеть навыками самостоятельной, творческой работы, способен порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-8); способен и готов к диалогу на основе ценностей гражданского общества (ОК-13);
должен быть ознакомлен:

- с основными теоретическими проблемами, тенденциями, концепциями и школами отечественной и мировой культурологической мысли;

- с основными тенденциями в развитии культуры на основных этапах эволюции человеческой цивилизации.


  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.


  1. Образовательные технологии

Лекции;

Семинарские занятия;

Работа с первоисточниками;

Доклады студентов с последующим обсуждением;

Дискуссии;

Посещение «культурных площадок» Москвы.


  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.



Содержание самостоятельной работы и форма контроля

по темам дисциплины


№ п/п


Наименование тем

Л, С

и/или

ПЗ

Содержание самостоятельной работы

Форма контроля

1.

Тема 1. Введение. Предмет и задачи культурологии.

Л

Работа с учебной литературой, штудирование лекций.

Фронтальный опрос, оценка ответов.

2.

Тема 2. Человек и культура.

Л, ПЗ

Работа с учебной литературой, знакомство с первоисточниками по плану семинара.

Групповая и индивидуальная работа по плану семинара.

3.

Тема 3. Культура – природа – обще- ство. Языки культуры.

Л, ПЗ

Подготовка докладов.

Обсуждение проблемы, индивидуальные выступления.

4.

Тема 4. Культура и цивилизация.

Л, ПЗ

Подготовка докладов.

Обсуждение проблемы, индивидуальные выступления.

5.

Тема 5. Исторические типологии культуры.

Л

Знакомство с первоисточниками по хрестоматии.

Фронтальный опрос в ходе лекции.

6.

Тема 6. Психолого-антропологические концепции культуры.

Л

Знакомство с первоисточниками по хрестоматии.

Фронтальный опрос в ходе лекции.

7.

Тема 7. Концепции игровой культуры

Л

Знакомство с первоисточниками по хрестоматии.

Фронтальный опрос в ходе лекции.

8.

Тема 8. Культура и религия.

Л, ПЗ

Подготовка докладов.

Обсуждение проблемы, индивидуальные выступления.

9.

Тема 9. Русская культура.

Л, ПЗ

Подготовка докладов.

Обсуждение проблемы, индивидуальные выступления.

10.

Тема 10. Двадцать первый век и будущее культуры.

Л, ПЗ

Подготовка сообщений, подготовка к участию в дискуссии.

Дискуссия по проблеме, индивидуальные сообщения.




Зачет











САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Дисциплина (модуль) «Культурология» при исключительной насыщенности материалом и сложными теоретическими проблемами в учебном плане подготовки бакалавров ограничен весьма жесткими временными рамками (2 зачетных единицы, 72 часа по ФГОС). Преподаватель не имеет возможности систематически изложить материал раздела теории культуры и истории культуры. В таких условиях более всего оправдывает себя комбинированное изучение материала с включением элементов исторического раздела в основную теоретическую канву курса при подготовке студентов к семинарским занятиям, при работе над рефератами, при выполнении индивидуальных заданий в виде сообщений и докладов.

Этим обстоятельством и целью продиктована специфика и формы самостоятельной работы по дисциплине (модулю) «Культурология» в подготовке бакалавров первого года обучения..

В Рабочей программе приводится достаточно подробный и детализированный раздел «История культуры», который входит в программу курса «Мировая художественная культура» и является фактологической основой теоретического курса «Культурология», однако с ним не совпадает ни по объему, ни по теоретическим задачам, ни по методологии и инструментарию изучения. Однако сформированный в рамках единой Программы, он чрезвычайно полезен, ибо отражает весь длительный путь развития мировой культуры, явления многосоставного, разнообразного, исключительно богатого национальными «явлениями» и их самобытностью.

Предлагаемый проспект, таким образом, послужит студенту прекрасным подспорьем, «путеводителем» для общего обзора и ориентации в основных периодах развития мировой культуры, их содержании, национальной и художественной специфике.

А применительно к конкретным задачам организации работы над курсом «Культурология» проспект является активной «подсказкой» для студента, на какой материал он может опираться при подготовке, например, такой интересной и многосоставной темы, как «Древние цивилизации», рассматриваемой в разделе «Культура и цивилизация». Студенческие «открытия» той или иной страницы мировой культуры (обязательно по выбору самого студента) как раз и делают курс «Культурология» не только теоретически насыщенным, по-настоящему фундаментальным и серьезным, но и еще живым, ярким, блистающим яркими красками того или иного периода, того или иного народа, который, возможно, уже давно «сошел со сцены» мирового культурного процесса, но продолжает свою «вторую жизнь» зримым присутствием в «сокровищнице мировой культуры» в том значении, какое в это понятие вкладывал блистательный наш соотечественник и первый собственно культуролог европейской культурологии Н.Я.Данилевский.

Именно соединение фундаментальных теоретических и методологических проблем, которые излагает в лекционной части курса преподаватель, с частными «эскизами», «зарисовками» из богатейшей палитры мировой художественной культуры, какие вполне под силу выполнить студенту первого года обучения, и выстраивает чрезвычайно продуктивный и увлекательный диалог в системе «студент – преподаватель», делая курс живым, запоминающимся, ярким и доступным.

Существует и практическая задача участия студента в таком диалоге. Освоение дисциплины (модуля) «Культурология» завершается зачетом. А, значит, есть реальная возможность (и необходимость для преподавателя) построить работу таким образом, чтобы основная часть материала, выносимого в программу зачета, была студентом отработана и осмыслена на семинарских и лекционных занятиях – естественно, при активном участии самого студента. Работа студента и сдача зачета превращается из репродуктивной в творческую, активную и очень полезную для как для культурной «самоидентификации» студента, так и для осмысленного использования материала курса в будущей профессиональной деятельности.

ПРОСПЕКТ ОСНОВНЫХ ПЕРИОДОВ И ЯВЛЕНИЙ

ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

(база для организации самостоятельной работы бакалавров)
Раздел 1. Культура архаического общества.

Периодизация мирового культурно-исторического процесса основные подходы. Критерии к периодизации культуры.

Понятие первобытной или архаичной культуры. Культура первобытной эпохи периоды развития.

Каменный век палеолит. А. Морган о ступенях развития семьи. Организация труда древних людей как фактор формирования культуры древних. Виды художественного творчества у первобытных людей. Источниковедческая база сведений о духовной жизни и культуре первобытного общества. Историческое значение и культурный смысл позднего палеолита.

Среднекаменный век или мезолит основные изобретения и смена характера труда. Новокаменный век или неолит изменения в духовной культуре и искусстве. Особенности культуры в эпоху энеолита или меднокаменного века. Культура бронзового и железного веков.

Культура древних цивилизаций на территории современной России. Сходство основных форм искусства в доисторические эпохи на территории Евразии.

Раннеклассовое общество.

Миф как древняя форма духовной культуры. Мифологическое сознание. Синкретизм первобытной художественной деятельности. Древнейшие стили и школы.
Раздел 2. Культура древних цивилизаций.

Особенности культур древних цивилизаций Египта, Двуречья, доколумбовой Америки, Индии, Китая, Японии и арабского Востока.

Развитие строительства и архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства. Синкретичные формы религиозных обрядов в сочетании с музыкой, театральным действом. Искусство на службе древних деспотий. Каноны и эволюция стиля.

Выдающиеся достижения древних культур. Древнеегипетская письменность и архитектура. Древнеегипетские пирамиды. Большой сфинкс из Гизе. Лабиринт (заупокойный храм Аменхотепа III). Храм Амона-Ра в Карнаке. Гробница Тутанхамона.

Культура Двуречья. Шумерская письменность. Сказание о Гильгамеше. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (VII в.д. н.э.). Вавилонская башня. Ассирийская архитектура.

Особенности культур империй Ацтеков, Инков и цивилизации Майя.

Своеобразие древнеиндийской культуры.

Характерные черты китайской культуры.

Специфика японского искусства.

Традиции культуры арабского Востока.

Место культур древних цивилизаций в мировой культуре.
Раздел 3. Культура Античной цивилизации.

Особенности художественного развития античного общества. Периодизация древнегреческой и древнеримской культуры.

Место эстетического отношения к действительности в духовной жизни древних греков. Канон как способ осмысления действительности и выражения закономерностей строения произведений любого вида искусства. Мифология как идейно-религиозная и литературная основа творческой деятельности. Храмовое зодчество древних греков. Архитектурный ордер (дорический, ионический, коринфский).

Религиозная деятельность и ее оформление. Греческая пластика как отражение в искусстве культуры тела, физического совершенства и представления о гармонии. Скульптура из мрамора, терракоты, золота, слоновой кости, бронзы. Греческий театр, его устройство и функционирование. Выдающиеся драматурги. Музыка и танец у греков. Вазопись.

Художественная жизнь эпохи эллинизма. Экспрессия эллинистической скульптуры. Монументализм архитектурных сооружений. Соединение западных и восточных тенденций в художественном творчестве. Литература эпохи эллинизма. Специфика религиозных представлений; мистерии. Изменения в тенденциях развития политеистических верований.

Мир римского искусства. Римская архитектура и художественное оформление предметного мира. Религия и художественная практика римлян. Многообразие строений римского времени (храмы, базилики, амфитеатры, термы, виллы и др.). Форум Траяна. Колизей. Пантеон. Триумфальные арки. Характер римской скульптуры. Боги и исторические личности. Конные статуи. Зрелищные виды деятельности. Театр и литература. Место риторики в литературном творчестве.
Раздел 4. Культура Западной Европы в средние века.

Периодизация средневековой культуры. Официальная, высокая и «низовая» культура. Христианство как фундамент культуры и всего уклада средневековой жизни. Средневековое мировоззрение как философская основа искусства.

Византийская культура и ее влияние на Европу.

Античное наследие в средневековой художественной культуре. «Остготское» (V-VII вв.), «вестготское» (V-VIII вв.), «каролингское» (VIII-IХ вв.) и «оттоново» (X в.) возрождение.

Романское искусство (Х-ХII вв.). Развитие каменного строительства с полуциркульными сводами. Мозаика, росписи, полихромная скульптура как составные части синтеза искусства.

Готическое искусство (ХIII-ХV вв.). Развитие строительства на основе каркасных систем. Готический храм.

Собор Парижской богоматери. Готическая скульптура. Искусство витража. Книжная миниатюра.

Эволюция средневековой литературы. Агиография. Героический эпос Западной Европы. Рыцарская литература. «Божественная комедия» Данте Алигьери. Городская литература. Театр и музыка европейского средневековья. Миракль (ХIII-ХV вв.), мистерии (ХIV-ХVI вв.). «Моралите». Искусство трубадуров (Франция) и минензингеров (Германия). Церковная музыка на основе одноголосых (григорианский хорал, гимны) и многоголосых (хор) систем. Первая композиторская (творческая) школа для обучения сочинению и исполнению при соборе Парижской богоматери.
Раздел 5. Культура Западноевропейского Возрождения.

Ренессанс как особый этап культурно-исторического развития. Гуманистическое мировоззрение Ренессанса. К.Салютати, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандолла, Мишель Монтень, Томас Мор, Томазо Кампанелла, Эразм Роттердамский.

Реформация Западной Европы и ее культурный смысл. Рождение протестантизма. Предшественники Реформации Джон Уиклиф, Ян Гус, Дж. Савонарола.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск