Скачать 110.09 Kb.
|
Министерство образования Республики Башкортостан ГБОУ НПО «Профессиональное училище №130» КУРАТОРСКИЙ ЧАС Цель: - сформировать у учащихся понятия и представления, связанные с благородством, добротой; - выявить отношение молодежи к добру и злу, честности и предательству, благородству и хамству; - предоставить возможность учащимся задуматься о своей роли в жизни, видении своего будущего; - воспитывать наилучшие человеческие качества личности. Кураторский час “Искусство жить достойно. В чем оно состоит?” - Вот огонь. Иногда он бывает далеко. Но все равно, идя по сугробам, радуйся, что видишь его. Пусть пока что далеко. Со временем придешь… И я тебе говорю: чем больше замерзнешь, тем больше будет счастья протянуть к нему руки. - А если совсем замерзнешь? - Глупости! Иди! Мужественные не гибнут… В. Короткевич Оформление: 1. Эпиграф В. Короткевича. 2. Высказывания выдающихся людей (вывешиваются в кабинете).. 3. Раздаточный материал: листы с вопросами анкеты. 4. Музыкальное сопровождение. 5. Рефераты учащихся. План:
Ход кураторского часа:
КУРАТОР: Нам выпало жить в очень нелегкое время, когда такие понятия, как любовь, благородство, доброта, нежность, порядочность, уважение, забота друг о друге порой не берутся во внимание. Впереди духовного мира человека встают материальные блага и достижения. И все-таки, как бы там не было, рано или поздно человек начинает нуждаться в надежном, верном друге, в тепле домашнего очага. В конце концов, он понимает, что нет ничего прекраснее, чем, когда среди суеты и бурного течения наших дней, есть место, где тебя ждут, любят, где ты нужен. Вот почему так важно не растерять свои самые лучшие качества, не очерстветь, не ожесточиться, а сохранить в себе все доброе, чистое, все хорошее, что впитали мы в себя с молоком матери, чему научились, общаясь друг с другом. Искусство жить достойно. В чем же оно состоит? УЧАЩИЙСЯ 1. Старинная заповедь. К. Кулиев. Скажут: «Меньше тебя нет никого!» – Ты не гневись. Скажут: «Больше тебя нет никого!» – Ты не гордись. Будь стоек, как камни эти, молчащие, И в бурю, и в снегопад. Будь щедр, как деревья, тень приносящие, Всем, кто прохладе рад. Учись, как потоки эти упорные, Себе прокладывать путь. Чтоб не стряслось, как снега эти горные, Чистым и светлым будь.
УЧАЩИЙСЯ 2: В чем же заключается этот один из сложнейших видов искусства – искусства жить достойно? Прежде чем рассуждать на эту тему, необходимо помнить, что человек всегда живет среди людей. О его достойной жизни и поведении судят окружающие. Назвать жизнь человека достойной невозможно, если не свойственны доброта, бескорыстие, благородство, разумная жертвенность во имя другого. «Умей чувствовать рядом с собой человека; умей читать его душу, видеть в его глазах духовный мир – радость, беду, несчастье, горе» - говорил известный педагог В. А. Сухомлинский. УЧАЩИЙСЯ 1: Наша жизнь полна примеров подлинного гуманизма и доброты. …В одной из гористых местностей Казахстана однажды произошел несчастный случай: подросток упал с крутого обрыва, получив тяжелые ушибы. Спасти его могло только срочное вмешательство врача. Но чтобы доставить пострадавшего в больницу, надо было преодолеть невероятно трудную дорогу, к тому же в условиях нестерпимой жары. Жизнь мальчика завесила от совершенно незнакомого человека, водителя грузовика, случайно оказавшегося рядом. Забыв о себе, о собственных делах, водитель сделал все, чтобы доставить подростка в больницу. У этого водителя, как у тысяч других людей, совершающих бескорыстные поступки, проявились любовь к человеку, неравнодушное отношение к его жизни и судьбе. И отношение это, как и всякое истинное добро, не нуждаются ни в вознаграждении, ни в особой благодарности. Человек действует по внутренней потребности сознательно творить добро. УЧАЩИЙСЯ 2. Жизнь, в самом деле, дружит с нами, Живи, душой не холодей. И делай так, чтоб люди знали, Что жизнь ты прожил для людей. Когда тебя совсем не будет, И время память запряжет, Пусть о тебе промолвят люди: «Он вышел, он сейчас придет». М. Дудин 3. Подвиг Т. Лукьяновича. УЧАЩИЙСЯ 3: Много примеров проявления человеческой доброты дают события Великой Отечественной войны. …Шли последние ожесточенные бои. На одной из улиц Берлина во время интенсивной перестрелки неожиданно раздался плач ребенка. Он лежал на мостовой рядом с убитой матерью, содрогаясь от ужаса и страха. Его плач был особенно различим на фоне яростного боя. С двух противоположных сторон вели непрерывный огонь. И в этот миг с советской стороны поднимается боец. Он решительно перешагивает через каменный барьер, за которым была смерть, чтобы спасти жизнь немецкой девочки. Он подхватил на руки беспомощного ребенка, дополз с ним до своих и успел передать его в руки товарищей. УЧАЩИЙСЯ 4. Этим солдатом, спасшим 29 апреля 1945 г. жизнь немецкого ребенка, был белорус, уроженец Минска, Трифон Лукьянович. Пять дней спустя после своего героического поступка он умер от полученного тяжелого ранения. Что заставило Трифона Лукьяновича пожертвовать собой ради спасения жизни немецкой девочки? Ведь, казалось, этот человек, потерявший во время войны своих близких, должен быть начисто лишен чувства жалости, сострадания к немецкой нации. Но Лукьянович не поддался пустой и бессмысленной злобе, в его душе проявилась забота о тех, кто слаб и беспомощен. Подвиг Трифона Лукьяновича вдохновил скульптора на создание памятника советским воинам, который был установлен в Трептов-парке в Берлине. УЧАЩИЙСЯ 3. На Земле безжалостно маленькой Жил да был человек маленький. У него была служба маленькая И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую И однажды – прекрасным утром – Постучалась к нему в окошко Небольшая, казалась, война. Автомат ему выдали маленький, Сапоги ему дали маленькие, Каску выдали маленькую И маленькую – по размеру – шинель. А когда он упал – некрасиво, неправильно, В атакующем крике вывернув рот. То на всей земле не хватило мрамора, Чтобы вырубить парня В полный рост! Р. Рождественский 4. Трудолюбие. УЧАЩИЙСЯ 4: У каждого человека свой выбор: пройти по жизни, проскользнув легкой тенью, наслаждаясь разного рода земными благами, или же, напротив, настойчиво, каждодневным усилием, мужественно противостоять легким соблазнам. Первый путь, безусловно, намного проще и легче. Второй, не смотря на всю его сложность, дает возможность познать подлинную радость и счастье. Многие считают, что если человек честно и добросовестно работает, прилично ведет себя в общении с людьми, то, значит, он обязательно добрый. Недостаточно быть тружеником вообще, надо обладать ещё и развитым душевным трудолюбием. Грош цена человеку эрудированному, развитому интеллектуально, который боится даже пальцем пошевелить ради блага «других», а то ещё и посматривает на этих других свысока. УЧАЩИЙСЯ 3: Очень метко о душевном трудолюбии сказал Николай Заболоцкий: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться. И день и ночь, и день и ночь. 5. Вежливость. УЧАЩИЙСЯ 5: Добрые поступки людей называют благородными поступками. А благородство складывается из многих компонентов. И среди них вроде бы неприметной на первый взгляд выглядит вежливость. В основе вежливости лежит уважение и доброжелательность к людям, готовность оказать им какую-либо услугу. Вежливость проявляется в человеке во всем: в словах и поступках, в жестах и мимике, в чуткости и внимании. Вежливость была и есть в большой цене в человеческом обществе. УЧАЩИЙСЯ 6: Благородство и доброта проявляются и в такой черте человека, как безупречная точность, пунктуальность. Бережно относясь к чужому времени, мы поступаем уважительно по отношению к другим. Нередко по тому, насколько развита в человеке такая черта, как точность, судят равнодушный он или неравнодушный к чужим заботам. Следую требованиям точности, человек обычно стремиться быть подтянутым, собранным. Он хорошо понимает, что несерьезное отношение к требованиям точности рано или поздно приведет к расхлябанности и разболтанности. УЧАЩИЙСЯ 5: Нередко некоторые подростки в позднее время, когда старшие отдыхают после напряженного трудового дня, затевают шум под окнами дома или в подъезде, включают на полную громкость телевизор, магнитофон. Хотя всякому известно, что в интересах покоя окружающих надо ограничить такое неуместное проявление веселья. В противном случае уже надо говорить о сознательной грубости, о хамстве. Ведь грубость всегда влечет за собой неуважительное отношение, откровенную недоброжелательность к окружающим, беззастенчивое навязывание другим своих желаний. 6. Уважение к старшим. УЧАЩИЙСЯ 6: Одной из высших форм проявления доброты и благородства является уважительное отношение к старшим. Каждый человек хорошо знает, что в этом – залог нормального существования и развития любого общества. Род человеческий состоит из поколений. Это великая мудрость нашего бытия. Одновременно живут в мире несколько поколений – уходящее, находящееся в расцвете творческих сил, восходящее и только что появившееся на свет. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие - в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах нашей истории, богатства же народной души хранятся в памяти, в сердце, в поступках старших поколений. Да, старость не всегда красива внешне. Но не мешает нам уважать людей труда, проживших долгую беспокойную жизнь. Их лица испещрены морщинами, как бы говоря нам: «Мы сделали за свою жизнь много разных дел. Построили сотни жилых домов, вылечили тысячи больных, обучили тысячи девчонок и мальчишек. Мы защищали свою страну, делились последним с тем, кто нуждался в помощи. Словом, прожили жизнь честно и достойно». УЧАЩИЙСЯ 7: …Испокон веков известно (И циник хмыкнет, мол: старо!), Что жить тогда лишь стоит, если Ты людям делаешь добро! Твори добро! От эгоизма Ты душу вылечишь лишь тем, Что людям отдал! Всею жизнью Твори, не спрашивай – зачем?! И не волнуйся сам, что глухо Окончишь ты свой путь земной: Тебе воздастся по заслугам В суровой памяти людской. Нил Гилевич 7. Анкета. Учащиеся на листочках отвечают на вопросы анкеты: а) какое для меня самое главное качество в человеке? б) чего я хочу достичь в жизни, каким я хочу быть? 8. Заключение. УЧАЩИЙСЯ 6: Хочу рассказать одну притчу. Два морехода потерпели крушение и были выкинуты на пустынный остров. Оба едва не погибли от голода и ужаса, ибо считали себя навсегда оторванными от мира. Но корабль подобрал их. И тогда на острове был сооружен прочный маяк. Те же мореходы остались на маяке, чтобы служит спасению погибающих. Теперь настроение их изменилось. Они были счастливы, даря спасительный свет, и не чувствовали себя оторванными от мира. Значит, сознание общего с миром и пользы другим совершенно преображает людей. Общее дело есть залог успеха. КУРАТОР: В заключении хочется сказать: чтобы жить по законам добра, достойно, важно постоянно контролировать самого себя, следить за тем, чтобы личный интерес не заслонил собой подлинные радости жизни, среди которых и умение общаться с окружающими, и способность их понимать. УЧАЩИЙСЯ 7: Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег – Тогда весь мир ты примешь как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! А. Алексеева Приложение Самое важное в жизни – научиться радоваться чужим радостям и горевать чужим горем, как будто это твоя радость и твое горе. М. Герчик Настоящая цена человеку – это дробь, в которой числитель – это он сам человек, какой он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Л. Толстой Не жалей себя, – это самая гордая, самая красивая мудрость на земле. Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя. Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую. Каждому, кто любит красоту, ясно, что величественнее. М. Горький Самая большая победа- это победа над самим собой. В. Сухомлинский. Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она -= тот язык, на котором с нами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становиться человеком, только благодаря другому человеку… В. Розов Не обдумав поступок, будь нерешительным, обдумав, будь решителен. Л. Толстой Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А. Чехов Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. В. Сухомлинский Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. А. Чехов ЛИТЕРАТУРА
2001 – 2005. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитатель гоу ниспо (гбоу нпо «Нижегородское профессиональное училище для инвалидов», гбоу нпо «Рекшинское профессиональное училище... | Огбоу нпо «Профессиональное училище №36» общие положения Огбоу нпо «Профессиональное училище №36», дополнением к «Порядку проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся огбоу... | ||
Огбоу нпо «Профессиональное училище№6» общие положения «Положению о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся огбоу нпо «Профессиональное училище№6», дополнением к... | Положение о спортивном зале Общие положения Данное Положение является локальным правовым актом гбоу нпо нао «Ненецкое профессиональное училище» (далее Училище) | ||
Публичный доклад Вологодской области «Профессиональное училище №9» (боу нпо во «Профессиональное училище №9») | Анализ эффективности работы педагогического коллектива гбоу нпо «Профессиональное... Анализ эффективности работы педагогического коллектива гбоу нпо «Профессиональное училище №5» за 2012– 2013 учебный год 2 | ||
Доклад о работе кгбоу нпо «Профессиональное училище №103» Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: краевое государственное бюджетное образовательное учреждение... | Начальное профессиональное образование Кемеровской области и утвержденным директором гоу нпо профессиональное училище №5 22. 08. 2011 г | ||
Доклад о деятельности гбоу нпо «Профессиональное училище №79» г.... Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся | Доклад о деятельности гбоу нпо «Профессиональное училище №79» г.... Направленность образовательного процесса на удовлетворение образовательных запросов родителей и обучающихся | ||
Отчет по учебно-методической деятельности гбоу нпо профессиональное училище №26 за 1 Методическая тема: «Современные подходы к образовательному процессу в условиях перехода на Федеральные образовательные стандарты... | План мероприятий по проведению недели предпринимательства в гбоу нпо по пу «гккк» Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Пензенской области профессиональное... | ||
Российская Федерация Министерство общего и профессионального образования... Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области «Профессиональное училище... | Утверждено Гбоу нпо «Профессиональное училище №62» (далее Учреждение) проводит итоговую аттестацию в соответствии с Законом РФ «Об образовании»... | ||
Доклад директора ргоу нпо «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад» «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (в дальнейшем... | Кгкоу нпо «Профессиональное училище №6» Согласовано: Утверждаю: Начальник... Настоящий комплект учебной документации на подготовку профессии: «столяр (строительный), стекольщик» включает |