Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г





Скачать 171.78 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Дата публикации31.12.2014
Размер171.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа



Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Безопасность жизнедеятельности

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 240700.01 Лаборант - аналитик
Организация-разработчик: ГОУСПО «Энгельсский политехникум»
Разработчики:
Яркова Вера Ивановна, преподаватель ГОУСПО «ЭП»

Рекомендована _________________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6
  1. условия реализации программы учебной дисциплины


12
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 240700.01 Лаборант - аналитик
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

− организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

− предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

− использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

− применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

− применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

− владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

− оказывать первую помощь пострадавшим;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

− принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

− основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

− основы военной службы и обороны государства;

− задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

− способы защиты населения от оружия массового поражения;

− меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

− организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

− основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям НПО;

− область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении

− обязанностей военной службы;

− порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

практические занятия

4

контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

индивидуальные задания

8

внеаудиторная самостоятельная работа

12

Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Правовые, организационные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности




7




Введение

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности как наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой и окружающей средой.

1

1


Тема 1.1Правовые и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности

Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС».

2

2




Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Управление охраной труда в РФ. Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе РФ. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде.

4




Раздел 2. Чрезвычайные ситуации и защита населения в чрезвычайных ситуациях





19

Тема 2.1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях, их классификация

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций. Термины и определения основных понятий чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации военного времени и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.

6

1


Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможные последствия, принимаемые меры по их предупреждению и снижению ущерба. Защита населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

2


Краткая характеристика опасных ситуаций социального характера. Криминогенная обстановка в местах проживания, правила безопасного поведения в местах повышенной криминогенной опасности (на рынке, стадионе, вокзале и др.).

2

Тема 2.2. Организация и проведение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций

Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы и способы защиты населения. Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты.

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации

6

1

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах

Меры по защите персонала.

2

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

2

Практические занятия

2




Изучение и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения.

Мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериальной защиты.

Контрольная работа по разделу 2

1




Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Протекание чрезвычайных ситуаций на производствах с применением ядовитых веществ, при производстве продовольственных товаров, на транспорте, на электростанциях, при транспортировке, хранении и эксплуатации различной продукции и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.

Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации. Характеристика очагов поражения.

Структура и размеры зон действия опасных и вредных факторов.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

4

Раздел. 3 Устойчивость функционирования объектов экономики, оценка и критерии




6

Тема 3.1. Методы и средства повышения устойчивости функционирования объектов экономики

Факторы, определяющие стоимость функционирования технических систем и бытовых объектов. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий.

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России

2

2

Тема 3.2. Основные виды потенциальных опасностей

Последствия потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации. Системы непрерывного контроля. Резервирование бытовых и технических объектов.

Оценка последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России.

4

1

Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов.

Категорирование зданий и помещений по пожарной безопасности.

Изучение первичных и технических средств тушения пожаров.

2

Раздел 4. Вооруженные силы Российской Федерации




8




Тема 4.1. История создания и организационная структура вооруженных сил России

Национальные интересы и национальная безопасность России. Военная доктрина РФ. Приоритетное направление обеспечения военной безопасности РФ.

2

1

Создание Вооруженных сил, их структура и предназначение. Организационная структура Вооруженных сил. Этапы реформирования Вооруженных сил РФ.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Вооруженные силы РФ – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны.

Руководство и управление Вооруженных сил.

Реформа Вооруженных сил России, ее этапы и их основное содержание.

Функции, цели и задачи Вооруженных сил РФ.

Виды вооруженных сил, рода войск и их назначение.

Другие войска и их назначение.

4





Раздел 5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни




14

Тема 5.1. Здоровый образ жизни как одно из условий успешной профессиональной деятельности и благополучной жизни

Здоровье человека и общества

Здоровый образ жизни и его составляющие

Факторы, разрушающие здоровье, и их профилактика

2

1

Тема 5.2. Оказание первой медицинской помощи

Общие правила оказания первой медицинской помощи

Общие правила оказания первой медицинской помощи

6

2

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

Оказание первой медицинской помощи при травмах опорно–двигательного аппарата

2

Оказание первой медицинской помощи при отравлении

Оказание первой медицинской помощи при термических ожогах

2

Практические занятия

2




Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях




Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

4

Раздел 6. Основы военно-патриотического воспитания




6

Тема 6.1 Боевые традиции вооружённых сил РФ

Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего, источник духовных сил воина. Преданность своему отечеству, любовь к Родине – основное содержание патриотизма

Воинский долг – обязанность отечеству по его вооруженной защите. Воинское товарищество как основа сплоченности воинского коллектива.

2

2




Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Символы воинской чести ритуалы вооруженных сил РФ.

Боевое знамя воинской чести, порядок его вручения, хранения и содержания.

Ритуалы, проводимые в вооруженных силах РФ.

Почетные ордена-награды за воинские отличия, заслуги в бою и военной службе.

4




Всего:

60





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»

Оборудование учебного кабинета:

− посадочные места по количеству обучающихся;

− рабочее место преподавателя;

− противогазы гражданские, военные, респираторы, марлевые повязки

− общевойсковые защитные комплекты, индивидуальные средства защиты, противохимические пакеты, медицинские аптечки

− огнетушители порошковые, кислотные, водоимульсионные.

Технические средства обучения:

− интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

  • стрелковый тир

  • плац для строевой подготовки

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Занько Н.Г. Безопасность жизнидеятельности: учебник. СПб.; Лань 2010-671с. Гриф Минобр.

2. Раско С.Л., Овчаренко А.Г. Эксплуатационная безопасность конденсированных взрывчатых веществ./ Изд-во Алт. гос. ун-та, 2006-232с. Гриф Минобр.

3. Овчаренко А.Г., Раско С.Л. Электростатическая безопасность пожаро- и взрывоопасных производств./ Изд-во Алт. гос. техн. ун-та. 2006-186с. Гриф Минобр.

4. Афанасьев Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. /Овчаренко А.Г., Трутнева Л.И., Раско С.Л., Мякшин А.Д. - Изд-во Алт. гос. техн. ун-т. БТИ, - Бийск, 2008-355с. Гриф Минобр.

5. Овчаренко А.Г., Раско С.Л. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок./ Изд-во Алт. гос. ун-та. - Бийск, 2008-276с. Гриф Минобр.

6. Раско С.Л., Овчаренко А.Г. Введение в курс «Безопасность жизнедеятельности»: метод. рекомендации по выполнению практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск, 2006-184с. Гриф Минобр.

Дополнительные источники:

1. Раско С.Л., Овчаренко А.Г. Стихийные бедствия: возникновение, последствия и прогнозирование: учебное пособие к практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск. 2006-126с.

2. Овчаренко А. Г., Раско С.Л. Определение запыленности весовым способом: метод. рекомендации к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск. 2006-194с.

3. Раско С.Л. Водопользование и очистка промстоков: учебное пособие к практическим занятиям по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех форм обучения /С.Л. Раско, Г.В. Давиденко, А.г. Овчаренко. Изд-во Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск. 2007-278с.

4. Овчаренко А.Г., Фролов А.В., Раско С.Л., Афанасьев Ю.Г. Методические указания к разделу «Безопасность жизнедеятельности» дипломного проекта Изд-во Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск. 2005-126с.

5. 10.Афанасьев. Ю. Г. Приборы радиационной и химической разведки [Текст]: метод. рекомендации к практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех форм обучения / Ю. Г. Афанасьев, А. Г. Овчаренко, Л. И. Трутнева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. - Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2003-134с.

6. Механизация и электрификация сельского хозяйства: научно-

практический журнал, утвержденный МСХ РФ

7. Техника в сельском хозяйстве: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ

8. Изобретатель и рационализатор: научно-практический журнал, утвержденный МСХ РФ

9. Электронные ресурсы «Безопасность жизнедеятельности». Форма доступа: www.bti.secna.ru ; ru.wikipedia.org
  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины




Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

контрольная работа, тесты, реферат

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

практические занятия

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

практические занятия

применять первичные средства пожаротушения;

реферат

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

контрольная работа

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

тесты

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

тесты

оказывать первую помощь пострадавшим;

контрольная работа

Знания:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

контрольная работа, реферат

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Реферат, тесты

основы военной службы и обороны государства;

Реферат, контрольная работа

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

тесты

способы защиты населения от оружия массового поражения;

контрольная работа

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

тесты

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

контрольная работа, реферат

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

контрольная работа

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

тесты

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Реферат, тесты




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности...
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) б безопасность жизнедеятельности...
Рецензент: Янгуразова З. А., д б н., зав кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны природы БашГУ
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины 3 безопасность жизнедеятельности 3

Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2013 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г iconРабочая программа По Безопасности жизнедеятельности, медицине катастроф...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф от «15» февраля...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск