Скачать 0.76 Mb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _______________В.А.Немонтов «_____»_______________2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОРАЗНООБРАЗИЕ и ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» Направление подготовки 17 б (020800) . «Экология и природопользование» . Профиль подготовки экология . Квалификация (степень) выпускника бакалавр экологии . (бакалавр, магистр, дипломированный специалист) Форма обучения очная .
Владимир, 2010 Содержание: стр.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 6
Теоретический курс 11 Практические занятия 14 Самостоятельная работа 17
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМО- СТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 23 Вводный контроль знаний. 23 Текущий контроль знаний. 24 6.1. Логические тесты для проверки знаний учащихся. 24 6.2. Быстрый опрос студентов («мозговой штурм»). 28 6.3. Поэтапное решение контрольных вопросов нескольких уровней сложности. 28 6.4. Задания по поиску допущенных ошибок. 29 6.5. Системные вопросы по дисциплине и всему модулю. 29 Промежуточный контроль знаний (вопросы к экзамену по дисциплине) 31 Типовые задачи по биоразнообразию. 36
ЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 37
ПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 40 Введение. В современном мире каждую минуту погибают множество живых обитателей планеты, таких же равноправных «жителей» Земли, как и человек, но их гибель оставляет равнодушными большинство людей. Гибель организмов (особенно растений) может кардинально повлиять на экосистемы, вызвать их необратимое разрушение, а как итог на жизнь и здоровье самого человека. В связи с этим, наиболее актуальной задачей является задача экологического воспитания нового поколения, творчески применяющего экологические знания при решении практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Биоразнообразие экосистем может служить критерием их стабильности, мерой измерения экосистемной надежности в определенной ситуации. Поэтому биоразнообразие напрямую связано с охраной природы и разработкой систем мониторинга биосферы. Одной из составляющих этого служит мониторинг биоразнообразия. Предлагаемая программа составлена с учетом межпредметных связей с курсами других естественно-научных дисциплин и отражает современный уровень знаний. Программа предусматривает изучение главных положений современной экологии и биологии, эволюции живых организмов в биосфере, экологических проблем современности и путей их решения. Неотъемлемой частью курса является изучение некоторых важных систематических групп живых организмов в связи с их ролью в естественных и искусственно созданных экосистемах. Материалы курса и навыки, полученные студентами при изучении дисциплины и выполнении практикума будут использованы при выполнении дипломных работ и проектов, а в дальнейшем и при их хозяйственной деятельности в промышленности, бизнесе и политике.
Целями освоения дисциплины «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» являются: - ознакомление студентов с концептуальными основами биоразнообразия, как современной комплексной науки об экосистемах и биосфере, - ознакомление студентов с концептуальными основами охраны окружающей среды, как теоретической и практически значимой наукой, - формирование представления о современном многообразии живых организмов, - формирование экологического мировоззрения на основе знаний особенностей живых организмов, образующих сложные многокомпонентные экосистемы, способные к саморегуляции. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции: - Демонстрировать и применять базовые представления об основах общей экологии (так как дисциплина является составной частью модуля «Основы экологии»), принципах оптимального природопользования и охраны природы (ОПК-10); - Знать и использовать на практике принципы мониторинга (в том числе мониторинга биоразнообразия), оценки состояния природной среды и охраны живой природы (ОПК-14); - Планировать и реализовывать соответствующие мероприятия (ОПК-15); - Оперировать основами законодательства РФ в области охраны природы и природопользования (ОПК-16). Задачи дисциплины: - Изучение основных законов и концепций экологии и биоразнообразия, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека; - Изучение теоретических принципов биологической систематики, экологических особенностей представителей различных систематических групп, их роли в биосфере; - Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления; - Прогнозирование изменения и стабилизации биомов в конкретных условиях; - Обоснование природоохранных мероприятий разного уровня для поддержания биологического разнообразия. При изучении дисциплины большое внимание уделяется возможным способам решения проблем охраны редких и исчезающих видов. В результате изучения базовой части профессионального цикла, в которую входит данная дисциплина обучающийся должен знать: базовые представления о теоретических основах экологии и охраны окружающей среды, основы безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований; уметь: применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач; владеть: методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях.
Данная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла подготовки бакалавров направления «Экология и природопользование» и является составной частью модуля «Основы экологии» вместе с такими дисциплинами как: геоэкология, экология человека и социальная экология. Изучение курса предполагает владение естественнонаучными дисциплинами общебиологического цикла (биология, биогеография, общая экология). «Биоразнообразие» опирается на знания морфологии и специфики онтогенеза разных систематических групп живых организмов, полученных на занятиях «Биологии»; географического распределения видов животных и растений по различным природно-экологическим зонам (Биогеография); нормах реакции и способности к адаптации в меняющихся условиях среды (знания «Общей экологии»). В то же время знания по «Биоразнообразию и охране окружающей среды» активно используются в «Ландшафтоведении» (биотическая составляющая ландшафтов, фитогенное и зоогенное влияние и изменение ландшафтов). В «Учении о биосфере» рассматриваются вопросы биоразнообразия в историческом аспекте (эволюционное учение, анализ вымерших видов и экосистем, значение разных экологических групп живых организмов в поддержании гомеостаза биосферы). Обе дисциплины входят в другой модуль «Учение о сферах Земли». Хотя перечисленные выше межпредметные связи являются основными, дисциплина «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» имеет их с 2 другими модулями базовой части профессионального цикла. Так в модуле «Основы природопользования» дисциплины «Основы природопользования», «Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды», а также «Устойчивое развитие» и «ОВОС» базируются на знаниях таких тем «Биоразнообразия» как: - мониторинг биоразнообразия, - техногенное влияние на стабильность биосистем, понятие устойчивости и стабильности, - антропогенное изменение биомов, - охрана природы, экологические законы – как основа планирования природоохранных мероприятий. Изучение мониторинга биоразнообразия важно и при освоении дисциплины «Экологический мониторинг» модуля «Прикладная экология» так как является его составной частью. Другая дисциплина этого модуля «Техногенные системы и экологический риск» основывается на изучении «техногенного влияния на стабильность биосистем» и «принципов создания стабильных искусственных экосистем» из курса «Биоразнообразие и охрана окружающей среды». Более подробно некоторые разделы курса впоследствии будут рассматриваться при изучении таких спецдисциплин вариативного части обучения, как «Экология растений», «Экология животных» и «Экология микроогранизмов». Данная дисциплина имеет выраженные межпредметные связи также с факультативной дисциплиной «Ландшафтное планирование», так как лишь имея знания об ассортименте культивируемых растений, их экологии, декоративных качествах и особенностях роста можно создавать стабильные во времени ландшафтные композиции для разных экологических условий. В общем смысле все темы дипломных работ бакалавров так или иначе связаны с живыми организмами или влиянием на них. Поэтому дисциплина «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» необходима для успешной защиты дипломных работ и дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.
В результате изучения базовой части профессионального цикла, в которую входит данная дисциплина обучающийся должен знать: базовые представления о теоретических основах экологии и охраны окружающей среды, основы безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований; уметь: применять экологические методы исследований при решении типовых профессиональных задач; владеть: методами поиска и обмена информаций в глобальных и локальных компьютерных сетях. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: профессиональные общенаучные 1) ПК-2: владеть методами отбора и анализа биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации; общепрофессиональные компетенции: 2) ПК-4: иметь базовые общеэкологические представления о теоретических основах охраны окружающей среды; 3) ПК-6: знать основы природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования; 4) ПК-7: знать теоретические основы экологического мониторинга (в том числе мониторинга биоразнообразия); обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности. компетенции в области «Экология»: 5) ПК-8: знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов. (дисциплина «Биоразнообразие и охрана окружающей среды» основывается на знаниях по биогеографии и является основой для дальнейшего более подробного изучения экологии животных, растений и микроорганизмов в отдельных курсах специальных дисциплин).
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы или 144 часа.
|
И охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды... | Учебной дисциплины наименование дисциплины Охрана окружающей среды... Дисциплина "Охрана окружающей среды" обязательная дисциплина цикла оп, объединяющая тематику безопасного взаимодействия человека... | ||
20. 1 О-92 Охрана окружающей среды в Рунете Охрана окружающей среды в Рунете [Текст] : веблиогр список / гбук "Самар обл универс науч б-ка", информ библиогр отд.; сост. И. Л.... | В амурской области Издание доклада профинансировано из областного бюджета в рамках подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей... | ||
Це ль и з а д а ч и ди с цип л ины Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности (охрана окружающей среды)» относится к вариативной части (дисциплины по выбору студентов)... | Учебно-методический комплекс дисциплины нанотехнологии Специальность... Специальность – 280201. 65 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» | ||
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды | Учебно-методический комплекс дисциплины химия окружающей среды Специальность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 –... Цель ооп – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды, которая обеспечит... | Рабочая программа по учебным дисциплинам профессионального модуля... Мкд 04. 02 «Охрана окружающей среды и природоохранные мероприятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа дисциплины «химический анализ объектов окружающей среды» Целью освоения дисциплины является обучение студентов теоретическим и практическим основам выбора метода количественного анализа... | Программа учебной дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение» Целью дисциплины «Геохимия окружающей среды и ландшафтоведение» является формирование у студентов понимания целостности биосферы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экологический глобус «Охрана природы – охрана здоровья» – к Всемирному дню охраны окружающей среды | Учебно-методический комплекс дисциплины «Геоинформационные системы» Специальность —280201. 65 "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Санитарно-гигиеническое нормирование» Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Прикладная экология», «Промышленная экология и... | Программа дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи... Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,... |