Приложение 8
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБД. 8 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии начального профессионального образования 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, водитель транспортных средств категории «С»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение НПО «Профессиональный лицей № 18» Разработчики: Диодоров А.М. преподаватель ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 18»
Рекомендовано методической комиссией по разработке ОПОП на основе ФГОС ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №18»
Протокол № _6_ «_2__» октября 2012г.
Председатель МК______________________ Васильева У.Д.
лицей №18»
Протокол №1 от 20 июня 2011 года
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 110800.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, водитель транспортных средств категории «С»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен уметь:
- организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики , прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
-основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 105
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 70
| в том числе:
| лабораторные работы
|
| практические занятия
|
| контрольные работы
|
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 35
| Реферат
|
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОБЖ»
Наименование разделов и тем
| занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) если (предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
| Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.
| 4
| 2
| Практические занятия
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом, дополнительной литературой.
| 6
|
| Тема 1. 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
| Краткая характеристика наиболее вероятных для данной ме-стности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
| 6
| 2
| Практические занятия
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Реферат по теме.
| 6
|
| Тема 1. 3.
ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
| Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение
| 4
| 2
| Практические занятия
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Расборка сборка АК-47
| 1
|
| Тема 1. 4. Организационная структура Вооруженных Сил.
| Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопас-ности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутрен-них дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
| 6
| 2
| Практические занятия
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Сделать краткое сообщение по теме
| 2
|
| Тема 1.5. Воинская обязанность.
| Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное со-держание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
| 4
| 2
| Практические занятия
Прохождение военной службы по контракту.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом, дополнительной литературой.
| 1
|
| Тема 1.6.
Военнослужащий – защитник своего Отечества.
| Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружи-ем и военной техникой.
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
| 4
| 2
| Практические занятия
Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конститу-цию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Написать реферат о военнослужащих.
| 4
|
| Тема 1.7.
Как стать офицером Российской армии.
| Основные виды военных образовательных учреждений профессио-нального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
| 2
| 2
| Практические занятия
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом.
| 2
|
| Тема 1.8.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
| Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества за-щитника Отечества.
Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
| 4
| 2
| Практические занятия
Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота.
| 4
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом, дополнительной литературой.
| 4
|
| Тема 1.9.
Символы воинской чести.
| Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
| 2
|
| Практические занятия
Культура безопасности
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом, дополнительной литературой
| 1
|
| Тема 1.10.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
| Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и воен-ной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
| 2
| 2
| Практические занятия
Виды ритуалов
| 4
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом, дополнительной литературой.
| 6
|
| Тема 1.11.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ДЛЯ ДЕВУШЕК)
| Социальная роль женщины в современном обществе. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, на него влияющие. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и злоупотребления наркотическими веществами. Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.
Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья.
Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом, дополнительной литературой
| 4
|
| Всего:
|
| 70
|
|
|
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета «ОБЖ»
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением; проектор. 3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Современный комплекс проблем безопасности. Учебное пособие. Фонд национальной
и международной безопасности, Москва, 2003 (на сайте http://www. fnimb. org).
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа
Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). Дополнительные источники: 1. Вернадский В.И.Биосфера и ноосфера. Москва, 2008.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Москва, 2006.
3. Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч, Лосев К.С. Экологическая безопасность.
Москва, 2005.
4. Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего. Москва, 2007.
5. Моисеев Н.Н.. Универсум, информация, общество. Москва, 2005.
6. Сапронов В.В. Некоторые аспекты глобальной безопасности человека. Журнал
«Основы безопасности жизни» №6, 2005.
7. Сапронов В.В.. Хартия Земли. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №1,
2008.
8. Сапронов В.В, Мишин Б.И.. «Основы безопасности жизнедеятельности» – ответ
образования на главный «вызов XXI века». Научно-информационный журнал «Стандарты
и мониторинг в образовании», №4, 2008.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
| Умения:
|
| организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
| Практические занятия
| - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
| Практические занятия
| - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
| Практические занятия
| - применять первичные средства пожаротушения;
| Практические занятия
| - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
| Практические занятия
| - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
| Практические занятия
| - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
| Практические занятия
| - оказывать первую помощь пострадавшим.
|
| Знания:
| - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики , прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
| Практические занятия
| - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
| Практические занятия
| -основы военной службы и обороны государства;
| Практические занятия
| - задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
| Практические занятия
| - способы защиты населения от оружия массового поражения
| Практические занятия
| - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
| Практические занятия
| - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
| Практические занятия
| - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
| Практические занятия
| - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
| Практические занятия
| порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
| Практические занятия
| Разработчики:
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|