Скачать 128.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Кафедра «Автоматические и мехатронные системы» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор _____________ В.Г. Прокошев «____»_______________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МЭМСы в мехатронике и робототехнике» для аспирантов специальности 05.02.05 – Роботы, мехатроника и робототехнические системы Форма обучения – очная Год обучения – третий Учебный план курса
Владимир 2011 г. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «Микроэлектронные механические системы» (МЭМС) является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области современной элементной базы в мехатронике и робототехнике. Задачи курса – дать основные физические принципы построения МЭМС, ознакомить со всей линейкой МЭМС для использования их в качестве информационно-измерительных модулей и датчиков обратной связи в мехатронных и робототехнических системах. 1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПП ППО) Дисциплина входит в раздел обязательных дисциплин. Она рассматривает современную элементную базу для использования в мехатронных и робототехнических системах, как системах автоматического управления (САУ). Материалы и сведения настоящей дисциплины используются в дальнейших курсах «Интеллектуальные системы управления», Оптимальное управление», «Теория и методология экспериментальных исследований», также при подготовке кандидатской диссертации. 2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Аспирант в результате освоения дисциплины должен овладеть следующими общекультурными компетенциями: – способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение; - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности; – способностью адаптироваться к изменению научного профиля и социально-культурных условий своей деятельности; – способностью к коммуникации в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, свободное владение русским и иностранным языком как средством научного и делового общения; Аспирант в результате освоения дисциплины должен овладеть следующими профессиональными компетенциями: общепрофессиональными: – способностью свободно владеть фундаментальными разделами и новейшими достижениями науки и техники, необходимыми для решения научно-исследовательских задач. научно-исследовательская деятельность: – способностью самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований, решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта; – способностью и готовностью применять на практике навыки составления и оформления научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей; – способностью осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность с учетом социальных, этических и экологических аспектов. педагогическая деятельность: – способностью руководить научно-исследовательской работой студентов; – способностью и готовностью к проведению занятий у студентов вузов по дисциплинам соответствующего блока знаний. В результате изучения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
«МЭМСы в мехатронике и робототехнике» Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 ч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема1. Принципы миниатюризации технических систем и технология производства МЭМС Место микросистемной техники в системе технических инноваций. Микромеханическое устройство. МЭМС. МСТ. Микромашина. Микромашинная технология. Термины и определения, классификация МЭМС. Принципы миниатюризации технических систем. Технологии производства МЭМС. Кремниевая технология МЭМС. Процессы нанесения и удаления слоев в кремниевой технологии. Объемная и поверхностная технологии МЭМС-микрообработки кремния. Совместимость технологии микросистемной техники с технологией микроэлектроники. LIGA-технология. Электрохимический метод изготовления MЭMC (EFAB). Стереолитографический метод изготовления МЭМС . Полимерные технологии МЭМС. Спрей-технология для МЭМС. Сборка МЭМС. Выбор преобразователя и конструкции чувствительного элемента. Определения. Датчики давления и микрофоны. Преобразование смещения диафрагмы в информационный сигнал. Выбор конструкции упругого емкостного ЧЭ МЭМС. Упругие емкостные ЧЭ перемещения, силы и веса. Технологические аспекты изготовления емкостных МЭМС. Тема 2. Упругие актюаторные элементы МЭМС Радиочастотные МЭМС. Микрофлюидные (МФ) микроэлектромеханические системы. Микроструйные МФ МЭМС. Микродозатор. Микрооптоэлектромеханические системы. Микромагнитные электромеханические системы. МЭМС-упругие контакты. Системы на базе МЭМС. МЭМС в беспроводных системах. Беспроводные сенсорные сети. Беспроводные мультиагентные сети роботов. Тема 3. Источники энергии для автономных и сетевых МЭМС. Электромеханические источники для МЭМС. Термогенераторы. Источники электрической энергии для МЭМС на основе преобразования энергии излучения. Химические источники электрической энергии для МЭМС. Ионно-литиевые батареи. Топливные элементы. Восполнение потерь энергии источниками тока. Тенденции развития источников питания автономных МЭМС. Передача энергии от внешнего источника МЭМС потребителю по беспроводным каналам. Тема 4. Основы автоматизированного проектирования МЭМС САПР Magic VLSI, Oyster (IBM), MEMS CAD (MIT), CAEMEMS (Univ. Michigan), SESES (ETH), MEMS Pro для моделирования воздействия внешней среды на ИС и МЭМС. Области применения МЭМС. Измерения и испытания МЭМС. МЭМС для автомобильной техники. МЭМС-техника в области медицины. МЭМС в бытовой технике. МЭМС - средство предотвращения терроризма. Путь выхода на рынок МЭМС. Измерения и испытания. Самотестирование в МЭМС. Унификация и стандартизация. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Освоение дисциплины «Оптимальное управление» предполагает использование следующих инновационных форм проведения занятий: – опережающее обучение (темы 1-4); – видеотренинги (темы 1-4); – методы групповой работы (темы 1-4);
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ Вопросы для подготовки к зачету.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Основная литература
7.2 Дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) комплект электронных презентаций/слайдов, б) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук). в) пакеты ПО общего назначения (MS Office, MS Visio, MS PowerPoint, Matlab).
Рабочая программа составлена согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), по специальности 05.02.05 – Роботы, мехатроника и робототехнические системы утвержденным приказом Минобрнауки России № 1365 от 16 марта 2011 г. Рабочую программу составил _________ к.т.н., доцент Ю.Е. Мишулин Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Автоматические и мехатронные системы» 4 сентября 2011г., протокол №1. Зав. кафедрой __________________ А.А. Кобзев Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании научно-технического совета ВлГУ 30 сентября 2011г., протокол № 1. Председатель НТС ______________ С.Г. Мосин Программа переутверждена: на ______________ учебный год, протокол № ___ от _______________ Зав. кафедрой __________________ Программа переутверждена: на ______________ учебный год, протокол № ___ от _______________ Зав. кафедрой __________________ Программа переутверждена: на ______________ учебный год, протокол № ___ от _______________ Зав. кафедрой __________________ |
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» Профиль подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике | Рабочая программа учебной дисциплины «основы автоматизированного проектирования» Профиль подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «метрология, стандартизация и сертификация» Профили подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике | Рабочая программа учебной дисциплины «защита интеллектуальной собственности и патентоведение» Профили подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике | ||
Московский энергетический институт (технический университет) Профиль(и) подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике | Московский энергетический институт (технический университет) Профиль(и) подготовки: Компьютерные технологии управления в мехатронике и робототехнике | ||
Московский энергетический институт (технический университет) Профили подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике | Студенческие инженерные соревнования по робототехнике «Наукоград -2010» Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... | ||
Московский энергетический институт (технический университет) Профиль подготовки: Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехотронике | Центра образовательной робототехники в мбоу «сош №109» в 2013-2014 учебном году Составить план-график участия учащихся в муниципальных, региональных соревнованиях по робототехнике | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной целью фестиваля является привлечение новых участников в соревнованиях по робототехнике среди школьников, запуск технических... | Пояснительная записка к занятиям по робототехнике Интернет-технологии: язык разметки html, ссылки, абзацы, таблицы, рисунки, объекты; каскадно-стилевые таблицы css, элементы, классы,... | ||
Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |