Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нурлатский аграрный техникум»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по НМР
_______________И.Р.Зайцева
«___» ____________2013г.
| УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
___________С.В.Исаева
«____»____________2013г.
|
Рабочая программа
учебной дисциплины
«Физика»
Рассмотрена на заседании
предметно-цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
протокол №__
от «____»___________2013г.
Председатель ПЦК _____________ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) 190631.01 «Автомеханик»
Организация - разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нурлатский аграрный техникум». Разработчик: преподаватель Насибуллина Гульнар Мансуровна
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4-5
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6-12
| условия реализации программы учебной дисциплины | 13-14
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 15-16
|
1. паспорт рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА» 1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
190631.01 автомеханик; 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 258 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 172 часа;
самостоятельной работы обучающегося 86 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 258
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 172
| в том числе:
|
| Лабораторно-практические занятия
| 20
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 86
| Итоговая аттестация в форме экзамена.
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1 Введение.
|
| 4
|
| Тема 1.1 Физика как наука.
| Содержание учебного материала
| 2
|
2
| 1
| Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
| Тема 1.2 Моделирование в физике. Физическая картина мира.
| Содержание учебного материала
| 2
|
| 1
| Моделирование явлений и объектов природы. Физические законы и теории, границы их применимости. Основные элементы физической картины мира.
| 2
| Раздел 2 Механика.
|
| 36
|
| Тема 2.1 Кинематика.
| Содержание учебного материала
| 10
|
2
| 1
| Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
| 2 2
2
2
2
| 2
| Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
| 3
| Решение задач на виды движения. Выполнение физического диктанта по теме Механическое движение.
| 4
| Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
| Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить таблицы по темам: Прямолинейное равномерное движение. Движение по окружности.
| 4
|
| Тема 2.2 Динамика.
| Содержание учебного материала
| 12
|
| 1
| Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
Физ.диктант пр теме Законы Ньютона.
| 2 2
2
2
2
|
2
| 2
| Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.
| 3
| Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.
| 4
| Закон всемирного тяготения. Невесомость. Вес тела. Свободное падение тел. Решение задач по законам Ньютона.
| Лабораторные работы.
| 2
|
| 1
| Изучение движения тела под действием силы упругости и силы тяжести. Физ.дикт. на тему: Сила тяжести и сила упругости.
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад на тему: Закон всемирного тяготения
Дополнить таблицу «Первый и второй закон Ньютона»
| 4
|
| Тема 2.3 Законы сохранения в механике.
| Содержание учебного материала
| 6
|
| 1
| Закон сохранения импульса и реактивное движение.
| 2
2
2
|
2
| 2
| Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
| 3
| Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Физ.диктант на тему: Импульс тела. Закон сохранения энергии.
| Самостоятельная работа обучающихся
Изучить Закон сохранения энергии и выполнить физ.диктант на тему: Энергия. Закон сохранения энергии.
| 4
|
| Тема 2.4 Механические колебания и волны.
| Содержание учебного материала
| 10
|
| 1
| Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Колебания груза на пружине.
| 2 2 2
|
2
| 2
| Резонанс. Задачи на механические колебания. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
| 3
| Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
| Лабораторно-практические работы.
| 2
|
|
| Выполнение физ.диктанта на Механические колебания.
Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.
|
| Контрольная работа по теме «Механика»
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить таблицу по теме: Виды колебаний. Резонанс.
Написать рефераты на темы: , «Инфразвук в природе», «Применение ультразвука»
| 4
|
| Раздел 3. Молекулярная физика.
|
| 24
|
| Тема 3.1 :Основы МКТ.
| Содержание учебного материала
| 8
|
| 1
| Масса и размеры молекул. Движение броуновских частиц. Диффузия.
Тепловое движение. Модель идеального газа.
| 2 2
2
|
2
| 2
| Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Абсолютный нуль. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
| 3
| Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Клапейрона. Изопроцессы и их графики.
| Практическое занятие
| 2
|
|
| Физ. диктант на тему: Строение вещества. Молекулы и атомы. Температура.
| Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить таблицу по теме: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
| 4
|
| Тема 3.2 Основы термодинамики.
| Содержание учебного материала
| 8
|
| 1
| Внутренняя энергия и работа газа. Количество теплоты. Способы изменения внутренней энергии.
| 2
2 2
2
| 2
| 2
| Первый закон термодинамики. Применение первого начала термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.
| 3
| Понятие о втором начале термодинамики. Необратимость тепловых процессов.
| 4
| Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей. Физ.диктант на тему: Тепловые двигатели.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Дополнить таблицу по теме: Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
Выполнение задач на расчет изменения внутренней энергии.
| 4
|
| Тема 3.3 Агрегатные состояния и фазовые переходы.
| Содержание учебного материала
| 6
|
| 1
| Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений. Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Точка росы. Приборы для определения влажности воздуха.
|
2 2 2
| 2
| 2
| Модель строения жидкости. Молекулярное давление. Энергия поверхностного слоя. Поверхностное натяжение и смачивание. Капиллярность. Модель строения твердых тел.
| 3
| Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальные решения задач по теме: Молекулярная физика. Термодинамика.
Подготовить доклады, сообщения по темам: «Значение влажности в природе и технике», «Капиллярные явления в природе и технике».
| 8
|
| Раздел 4. Электродинамика.
|
| 66
|
| Тема 4.1 Электрическое поле.
| Содержание учебного материала
| 16 2
2
2 2
2
2
2
|
| 1
| Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
Закон Кулона.
|
2
| 2
| Электрическое поле. Напряженность поля. Принцип суперпозиции полей.
| 3
| Потенциал поля. Работа, совершаемая силами электрического поля по перемещению заряда. Разность потенциалов.
| 4
| Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
| 5
| Электрическая емкость. Конденсатор. Ёмкость плоского конденсатора.
Энергия электрического поля. Соединение конденсаторов в батареи.
| 6
| Выполнение физического диктанта по теме: Электризация тел и электрический заряд. Закон сохранения заряда.
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся
Заполнить таблицу по теме: Электрический заряд. Закон Кулона.
Подготовить доклад на тему: Применение электролиза в технике. Гальванические элементы.
| 6
|
| Тема 4.2 Законы постоянного тока.
| Содержание учебного материала
| 24
|
| 1
| Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Понятие о сверхпроводимости.
Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Решение задач на расчет силы тока, напряжения цепи, сопротивления проводников.
| 2 2
2
2 2 2
2
2
|
2
| 2
| ЭДС источника тока. Электрическая цепь, её внешний и внутренний участки, падение напряжения на этих участках.
| 3
| Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.
| 4
5
6
| Электрический ток в электролитах, электролиз, законы электролиза. Электрический ток в газах.
| Электронная проводимость металлов. Электрический ток в полупроводниках.
| Полупроводниковый диод. Транзисторы.
| Лабораторные работы.
|
2
2 2
|
|
| Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Проведение измерений силы тока, напряжения с помощью приборов.
|
| Практические работы
Выполнение физ.диктанта по темам: Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Резисторы.
|
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов по темам «Типы самостоятельного разряда и их применение. Молния »,
Заполнить таблицу на тему: Действие электрического тока на человека.
| 10
|
| Тема 4.3 Магнитное поле и электромагнитная индукция.
| Содержание учебного материала
| 26
|
| 1
| Магнитное поле. Постоянные магниты. Индукция магнитного поля. Магнитные поля прямолинейного проводника с током, кругового тока и соленоида.
| 2 2
2 2 2
2 2 2
2
2
|
2
| 2
| Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя и электроизмерительных приборов.
Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитном и электрическом полях.
| 3
| Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
| 4
| ЭДС в проводнике. Электромагнитная индукция.
Использование электромагнитной индукции. Работа трансформатора и генератора переменного тока.
| 5
| Передача электроэнергии на расстояние. Фаза колебаний.
| 6
| Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Зарядка конденсатора. Активное сопротивление.
| 7
| Колебательный контур. Свободные гармонические колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток.
| 8
| Полупроводниковый диод. Выпрямление переменного тока.
| Практическое занятие
Решение задач на расчеты сил Ампера, Лоренца.
Определение силы тока через емкость, индуктивного сопротивления.
Контрольная работа по теме « Магнитное поле и электромагнитная индукция»
|
2
2
2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка доклада по теме «Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце», Составить и заполнить таблицу по теме: Электромагнитная индукция. Производство электроэнергии.
|
10
|
| Раздел 5. Электромагнитное излучение.
|
| 24
|
| Тема 5.1 Электромагнитные волны.
| Содержание учебного материала
| 8
|
2
| 1
| Электромагнитные волны. Излучение и прием электромагнитных волн.
| 2 2 2
2
| 2
| Спектр электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн. Энергия электромагнитного поля. Спектральный анализ.
| 3
| Принципы радиосвязи и телевидения. Устройство и действие детекторного радиоприёмника. Радиолокация
|
| Решение задач на определение длины и частоты волны.
|
| Самостоятельная работа обучающихся.
Изучить спектр электромагнитных волн и их свойства.
Заполнить таблицу по теме: Электромагнитные волны.
| 4
|
| Тема 5.2 Геометрическая и волновая оптика.
| Содержание учебного материала
| 8
|
2
| 1
| Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Поляризация света
| 2 2 2
2
| 2
| Интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
| 3
| Линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. Изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах.
| Выполнение физ.диктанта на тему: Интерференция света. Преломление света.
| Самостоятельная работа обучающихся
Дополнить таблицу по теме: Радиосвязь.
Подготовить доклад на тему: «Применение интерференции и дифракции в науке и технике»
| 8
|
| Тема 5.3 Квантовая теория электромагнитного излучения.
| Содержание учебного материала
| 8
|
2
| 1
| Квантовая природа света. Фотоэффект, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон
| 2 2 2
2
| 2
| Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
| 3
| Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и излучение света атомом.
| 4
| Лазер. Принцип действия и использование лазера.
|
| Самостоятельная работа обучающихся
1)Подготовить доклад на тему: Применение лазеров. Типы фотоэлементов. 2) Заполнить таблицу «Строение атома»
| 4
|
| Раздел 6. Физика высоких энергий.
|
| 12
|
|
Тема 6.1 Физика атомного ядра.
| Содержание учебного материала
| 12
|
2
| 1
| Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Связь массы и энергии.
| 2 2
2
2
2
2
| 2
3
4
| Естественная радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
| Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность.
| Ядерный реактор. Термоядерный синтез.
|
| Физический диктант на тему: Строение атома ядра.
| Самостоятельная работа обучающихся
Составить и заполнить таблицу по теме: Радиоактивность.
Подготовка доклада на тему: «Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений».
| 6
|
| Раздел 8. Эволюция Вселенной
| Содержание учебного материала
| 4
|
| 1
| Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
| 2 2
|
2
| 2
| Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система.
| Самостоятельная работа обучающихся
Доклад на тему: «Термоядерный синтез. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Космическое излучение».
| 2
|
| Раздел 9. Повторение.
| Содержание учебного материала
| 4
|
| 1
| Выполнение тестовых заданий по механике и электродинамике
| 2
2
| 2
| 2
| Выполнение тестов по атомной и ядерной физике.
| Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к экзамену
Решение комбинированных задач.
| 6
|
|
|
ЭКЗАМЕН
|
|
|
|
Итого (максимальное/аудиторная/практическое)
| 258/172/20
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики. Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
меловая доска;
комплекты таблиц по физике;
задания для самостоятельной внеаудиторной работы, примерные темы рефератов;
методические материалы по оказанию помощи студентам в написании рефератов, выполнению практических работ;
Необходимые электроприборы для лабораторных работ: электрические измерительные приборы, проводники, лампы, источники постоянного тока, реостаты и т.д.
Технические средства обучения:
ПК;
видеопроектор;
проекционный экран,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Основные источники:
1. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.А. Касьянов. – 4-е изд., - М.: Дрофа,
2. Физика 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.А. Касьянов. – 3-е изд., - М.: Дрофа, 2012 – 269 с.
3. Физика 11 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.А. Касьянов. – 3-е изд., - М.: Дрофа, 2012 – 269 с.
4. Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.А. Касьянов. – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2006
5. Физика. Задачник. 10 – 11 кл. : пособие для общеобразоват. учреждений / А.П. Рымкевич. – 11-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).
6. Физика. Подготовка к ЕГЭ.
Интернет-ресурсы
|