Скачать 85.27 Kb.
|
Организация домашней учебной работы школьников Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. В.А. Сухомлинский. Коллеги, организация и проверка домашней работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Домашняя работа учащихся – важнейшее средство усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой сколь угодно эффективной организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объёме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полного и прочного усвоения материала. Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. От успешности приготовления домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Домашнее задание выполняет различные функции: 1. выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему. 2. стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания. 3. развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. Напоминаем вам о недопустимости перегрузки школьников домашними заданиями. Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
Увеличение нагрузки влияет на:
ПОМНИТЕ! Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом. Домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание – прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы. С пытливости, любознательности, интереса и начинается творчество. В старших классах нельзя рассчитывать одинаково на возросшие возрастные возможности школьников и предъявлять одинаково высокие требования к домашней работе по всем предметам. Необходимо учитывать учебно-профессиональные интересы, склонности учащихся, которые формируются уже в девятом–одиннадцатых классах. В школьной практике используются следующие виды домашней учебной работы:
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее. Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения. Составление домашней работы для соседа по парте – инновационный вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке». Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Классификация творческих домашних заданий:
Основные цели творческих домашних заданий: 1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой. 2. Научить выделять главное из общей информации. 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию. 4. Сформировать ораторские навыки. 5. Воспитание эстетической культуры. 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету. Норма творческих домашних заданий: одно задание в месяц на учащегося. Временные рамки выполнения творческих домашних заданий: не менее недели. Проверка домашнего задания. «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует». Крупская Н.К. Преобладающей формой проверки домашних заданий является фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически. А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Опытные учителя и здесь предусмотрительны. Одни приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые они просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Другие позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел». Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания? Во-первых, потому, что дети учатся у разных учителей. В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он сталкивается с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии. Во-вторых, само содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления – этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом. Самое элементарное в домашнем задании - это буквальное повторение пройденного учебного материала. Главное назначение домашнего задания:
Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, если:
Желаем успехов! |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. А. Крылова, стимулировать стремление учащихся расширить круг знаний по теме с помощью эор через дифференцированные домашние задания... | Паразиты. Нужны ли они на Земле? Цель данной работы состоит в том, чтобы собрать как можно больше информации о паразитах (понятие, способы питания, классификация),... | ||
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока Оборудование: задания для работы в группах, карточки – дифференцированные задания, учебник, печатная тетрадь, проектор | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация: Серия уроков (3), начало темы. Введение новой лексики, повторение грамматики. Используются задания для работы в группах,... | ||
Роль отраслей социальной сферы в развитии человеческого потенциала Важная роль в этом отводится физическому воспитанию детей, молодежи и систематическим занятиям физкультурой и спортом населением... | Эта практически полностью самостоятельная работа будет проходить... При этом обычная школьная жизнь никуда не денется значит, нужно будет посещать уроки, выполнять домашние задания. А еще есть кружки... | ||
Права и обязанности родителей. Подготовила: социальный педагог моу лицея №102 Пережогина И. Н Роль супругов первая, которую играют люди, вступившие в брак. Вторая, еще более трудная роль, роль родителей, папы и мамы | Приложение 1 Дифференцированные задания для учащихся по теме «Векторы в пространстве» Педагог: Аширбекова Лариса Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики и информатики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромное значение. Особенно большую роль играют недели иностранного языка, включающие... | Тематическое планирование по изо 6 класс Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к... | ||
Домашние задания 5-11 классы 29 января 2014 года | Е. Л. Плешакова Бугульминский педагогический колледж, республика Татарстан Театр играет колоссальную роль в процессе обучения и воспитания, он помогает сформировать правильную модель поведения в современном... | ||
Домашние задания на 10 мая 2013 года для начальной школы | Домашние задания Из «Дидактических материалов» решить самостоятельную работу с-12 стр. 22 | ||
5а класс Домашние задания на период с 31января по 4 февраля. Уважаемые... Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | Домашние задания для заболевших обучающихся «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» |