Российской федерации





Скачать 293.74 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
страница1/3
Дата публикации30.06.2015
Размер293.74 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > Военное дело > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)
УТВЕРЖДАЮ

Директор БИ СГУ

доцент А.В.Шатилова

_____________________

12 ноября 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины
К/В Основы вирусологии

Направление подготовки

44.03.01 – Педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

Заочная

Балашов 2014

Содержание:


1

Цели освоения учебной дисциплины

3

2

Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

3

3

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3

4

Структура и содержание учебной дисциплины

4

5

Образовательные технологии

7

6

  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

8

7

Данные для учета успеваемости студентов в БАРС

16

8

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

16

9

Материально-техническое обеспечение дисциплины

17


1. Цели освоения учебной дисциплины: является формирование систематизированных знаний в области вирусологи.

Задачи освоения дисциплины «К/В Основы вирусологии»:

- изучение таксономия вирусов;

- исследование роли вирусов в формировании различных групп иммунитета у растений животных, человека;

- разрабатывание биотехнологических направлений по исследованию микроорганизмов в генной, клеточной инженерии и др.
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору (ОПД.В1.).

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Цитология», «Биохимия», «Органическая и неорганическая химия», «Экология». Дисциплина «Микробиология» является основой для изучения таких областей знаний как эволюционный процесс, биотехнология.
3. Компетенции обучающегося,

формируемые в результате освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биотики), имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

- демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);

- использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);

- знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);
- владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1);

- владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2);

- способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3);

- способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4);

- владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5);

- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6);

- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7);

- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- основные разделы современной микробиологии; историю; роль микробиологии в комплексе биологических наук;

- особенности морфологии, физиологии и воспроизведения; географическое распространение и экологию представителей основных таксонов микроорганизмов, их систематику, сходство и основные различия прокариот и эукариот, принципы классификации, номенклатуру; роль микроорганизмов в эволюционном процессе;

- важнейшие свойства микроорганизмов и вирусов, их глобальная роль в природе и различных сферах человеческой деятельности;

- основные микробиологические методы и сферы их применения;

- разнообразие биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы;

- знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении.

уметь:

- уметь готовить питательные среды, получить накопленные и чистые культуры микроорганизмов;

- наблюдать, описывать, идентифицировать, классифицировать, культивировать биологические объекты;

- объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека;

- применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности.

- ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа.

владеть:

- методами микроскопирования, изготовления и окраски микробиологических препаратов; стерилизации;

- знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов;

- знаниями о закономерностях развития органического мира:

- навыками самостоятельного проведения исследований, постановке естественнонаучного эксперимента.
4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы -144 час.

  • заочная форма обучения: аудиторной работы 26 час.: лекций – 10 час., практических занятий – 16 час.; самостоятельной работы – 109 час. Изучение дисциплины заканчивается в 7 семестре экзаменом.

заочная форма обучения





п/п


Раздел

дисциплины

Семестр


Неделя семестра


Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего час.

Лекции

Практ. / Из них в интерактив. форме

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Введение

6

1




2

2

32







Всего







36

2

2

32




2

Общая вирусология

7

1




2

4/2

16

Блиц-опрос

3

Бактериофаги

7

2




2

2

14

Блиц-опрос

4

Взаимодействие вирусов с клеткой-хозяином

7

2




2

2

14

Тест

5

Вирусные инфекции

7

3







4/2

17

Табл. вирусных инфекций

6

Характеристика отдельных семейств вирусов патогенных для человека и животных

7

3




2

2

16

Табл. свойств вирусов




Всего







99

8

14

77

Экзамен




Итого







135

10

16/4

109





Содержание разделов дисциплины

Введение

Открытие основных групп вирусов (работы Д. И. Ивановского, М. Бейеринка, У. Стенли, Ф. Леффлера и П. Фроша, П. Рауса, Ф. Туорта, Ф. д'Эрелля). Определения вируса. Предмет и задачи вирусологии и ее связь с другими биологическими дисциплинами. Достижения и перспективы развития современной вирусологии.

Общая вирусология

Принципы классификации вирусов. Основные семейства вирусов животных и человека. Специальные методы выделения и изучения вирусов. Лабораторные животные и растения, используемые в вирусологических исследованиях. Культивирование вирусов животных в куриных эмбрионах. Использование культур клеток для изучения вирусов животных. Применение метода гемагглютинации в вирусологии. Иммунологические методы в вирусологических исследованиях.

Методы, используемые в работе с бактериофагами. Титр бактериофага, способы его определения. Получение фаговых лизатов.

Структура вирусных частиц: сердцевина вируса и капсид (нуклеокапсиды), оболочки вирионов и их происхождение. Типы симметрии вирусов (кубический, спиральный, смешанный). Спиральные вирусы (принципы спиральной симметрии, вирус табачной мозаики). Сферические вирусы, принципы икосаэдрической симметрии. Строение некоторых сложных вирусов (бактериофаги, орто- и парамиксовирусы, рабдовирусы, ретровирусы, вирус вакцины, тогавирусы).

Взаимодействие белков и нуклеиновых кислот при упаковке геномов вирусов. Функции белковых компонентов вирионов (рецепторные функции белков внешней мембраны, ферментные белки вирионов). Липиды и углеводы вирусов. Другие компоненты вирусных частиц.

Организация геномов вирусов. Типы ДНК и РНК геномов. Вирусы с непрерывным и сегментированным геномами. Кодирующая способность вирусного генома. Генетика вирусов. Типы вирусных мутантов. ДИ –частицы. Генетические взаимодействие между вирусами (комплементация, рекомбинация). Негенетическое взаимодействие вирусов (интерференция, фенотипическое смешение).

Основные гипотезы происхождения вирусов и факты их подтверждающие. Возможные пути эволюции вирусов.

Бактериофаги

Особенности взаимодействие с клеткой вирулентных и умеренных фагов. Три состояния бактериофага. Механизм лизогенизации и индукции профага. Генетическая организация и особенности репликации умеренных фагов лямбда, мю, Р1. Фаговая трансдукция и фаговая конверсия. Бактериофаги как переносчики генетической информации бактерий. Организация геномов и репликация вирулентных Т-четных и Т-нечетных бактерифагов (Т4, Т7). Организация геномов и репликация вирулентных фагов с однонитевой ДНК (М13, Х174, f1) и однонитевой РНК (Q). Использование фагов в генетической инженерии в качестве векторов генетической информации.

Взаимодействие вирусов с клеткой-хозяином

Общая схема репликации вирусов (цикл одиночного развития фага, биохимия вирусной инфекции). Стадии репликации вирусов: адсорбция (рецепторы вирусов), проникновение, депротеинизация вирусной частицы, синтез предшественников вирусных нуклеиновых кислот и белков, сборка вирионов, выход вирусных частиц из клетки. Основные типы репликации вирусных геномов по Балтимору: двунитевые ДНК-геномы, однонитевые (+)ДНК-геномы, двунитевые РНК-геномы, (+)РНК-геномы, (-)РНК-геномы, (+)РНК-диплоидные геномы, реплицирующиеся через ДНК-копию, двунитевые ДНК геномы, использующие обратную транскрипцию в цикле репродукции. Кодирующая стратегия вирусов в зависимости от организации генома. Особенности отдельных стадий взаимодействия вируса с клетками в зависимости от организации и свойств вирионов (структура нуклеиновых кислот вируса, характер оболочек и пр.).

Вирусные инфекции

Пути передачи вирусов животных и человека. Патогенез заболеваний вирусной природы. Клеточные и организменные стадии вирусного патогенеза. Распространение вирусов в организме хозяина и тропизм к определенным тканям. Цитопатические эффекты, индуцируемые вирусом в клетках животных. Развитие иммунного ответа при вирусной инфекции.

Латентные вирусные инфекции. Медленные вирусные инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита. Вирусная трансформация клеток и онкогенез. Онкогенные ДНК- и РНК- содержащие вирусы.

Новые и возникающие вирусные инфекции.

Вирусные инфекции растений. Пути передачи вирусных инфекций у растений. Особенности репликации вирусов растений. Методы борьбы с вирусными инфекциями растений.

Неканонические вирусы: прионы и вироиды и механизмы их репродукции.

Характеристика отдельных семейств вирусов патогенных для человека и животных

Пикорнавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Флавивирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Тогавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Рабдовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Парамиксовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Ортомиксовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Буньявирусы, аренавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Ретровирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Парвовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Герпесвирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Паповавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.

Аденовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители.
5. Образовательные технологии

Преподавание курса «Вирусология» основано на проведении традиционных объяснительно-иллюстративных лекций и лабораторных занятий с использованием натуральных объектов, разнообразного лабораторного оборудования и приборов.

В процессе изучения курса применяются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий:

- проблемные лекции и практические занятия по отдельным темам;

- использование диспутов, дискуссий;

- использование технологии проектного обучения;

- использование элементов игровых технологий обучения (предметные, деловые, ролевые, имитационные);

- работа в группах сменного состава на лабораторных и практических занятиях;

- использование мультимедийного оборудования;

- использование информационных технологий обучения (мультимедийные программы, электронные учебники, программы-тренажёры, контролирующие программы).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий.

В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработка учебных материалов предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения микроскопических объектов представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимися осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающихся.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск