Скачать 293.74 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) УТВЕРЖДАЮ Директор БИ СГУ доцент А.В.Шатилова _____________________ 12 ноября 2014 г. Рабочая программа учебной дисциплины К/В Основы вирусологии Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения Заочная Балашов 2014 Содержание:
1. Цели освоения учебной дисциплины: является формирование систематизированных знаний в области вирусологи. Задачи освоения дисциплины «К/В Основы вирусологии»: - изучение таксономия вирусов; - исследование роли вирусов в формировании различных групп иммунитета у растений животных, человека; - разрабатывание биотехнологических направлений по исследованию микроорганизмов в генной, клеточной инженерии и др. 2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина относится к дисциплинам по выбору (ОПД.В1.). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Биология», «Химия» на предыдущем уровне образования, а также в ходе освоения студентами дисциплин «Цитология», «Биохимия», «Органическая и неорганическая химия», «Экология». Дисциплина «Микробиология» является основой для изучения таких областей знаний как эволюционный процесс, биотехнология. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций: - следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биотики), имеет чёткую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). - демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); - использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2); - знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5); - владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1); - владеет знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов, понимает их роль в природе и хозяйственной деятельности человека (СК-2); - способен объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека (СК-3); - способен ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа (СК-4); - владеет знаниями о закономерностях развития органического мира (СК-5); - способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (СК -6); - способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности (СК -7); - способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач, анализу и оценке результатов лабораторных и полевых исследований (СК – 8). В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: - основные разделы современной микробиологии; историю; роль микробиологии в комплексе биологических наук; - особенности морфологии, физиологии и воспроизведения; географическое распространение и экологию представителей основных таксонов микроорганизмов, их систематику, сходство и основные различия прокариот и эукариот, принципы классификации, номенклатуру; роль микроорганизмов в эволюционном процессе; - важнейшие свойства микроорганизмов и вирусов, их глобальная роль в природе и различных сферах человеческой деятельности; - основные микробиологические методы и сферы их применения; - разнообразие биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы; - знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении. уметь: - уметь готовить питательные среды, получить накопленные и чистые культуры микроорганизмов; - наблюдать, описывать, идентифицировать, классифицировать, культивировать биологические объекты; - объяснять химические основы биологических процессов и физиологические механизмы работы различных систем и органов растений, животных и человека; - применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности. - ориентироваться в вопросах биохимического единства органического мира, молекулярных основах наследственности, изменчивости и методах генетического анализа. владеть: - методами микроскопирования, изготовления и окраски микробиологических препаратов; стерилизации; - знаниями об особенностях морфологии, экологии, размножения и географического распространения растений, животных, грибов и микроорганизмов; - знаниями о закономерностях развития органического мира: - навыками самостоятельного проведения исследований, постановке естественнонаучного эксперимента. 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы -144 час.
заочная форма обучения
Содержание разделов дисциплины Введение Открытие основных групп вирусов (работы Д. И. Ивановского, М. Бейеринка, У. Стенли, Ф. Леффлера и П. Фроша, П. Рауса, Ф. Туорта, Ф. д'Эрелля). Определения вируса. Предмет и задачи вирусологии и ее связь с другими биологическими дисциплинами. Достижения и перспективы развития современной вирусологии. Общая вирусология Принципы классификации вирусов. Основные семейства вирусов животных и человека. Специальные методы выделения и изучения вирусов. Лабораторные животные и растения, используемые в вирусологических исследованиях. Культивирование вирусов животных в куриных эмбрионах. Использование культур клеток для изучения вирусов животных. Применение метода гемагглютинации в вирусологии. Иммунологические методы в вирусологических исследованиях. Методы, используемые в работе с бактериофагами. Титр бактериофага, способы его определения. Получение фаговых лизатов. Структура вирусных частиц: сердцевина вируса и капсид (нуклеокапсиды), оболочки вирионов и их происхождение. Типы симметрии вирусов (кубический, спиральный, смешанный). Спиральные вирусы (принципы спиральной симметрии, вирус табачной мозаики). Сферические вирусы, принципы икосаэдрической симметрии. Строение некоторых сложных вирусов (бактериофаги, орто- и парамиксовирусы, рабдовирусы, ретровирусы, вирус вакцины, тогавирусы). Взаимодействие белков и нуклеиновых кислот при упаковке геномов вирусов. Функции белковых компонентов вирионов (рецепторные функции белков внешней мембраны, ферментные белки вирионов). Липиды и углеводы вирусов. Другие компоненты вирусных частиц. Организация геномов вирусов. Типы ДНК и РНК геномов. Вирусы с непрерывным и сегментированным геномами. Кодирующая способность вирусного генома. Генетика вирусов. Типы вирусных мутантов. ДИ –частицы. Генетические взаимодействие между вирусами (комплементация, рекомбинация). Негенетическое взаимодействие вирусов (интерференция, фенотипическое смешение). Основные гипотезы происхождения вирусов и факты их подтверждающие. Возможные пути эволюции вирусов. Бактериофаги Особенности взаимодействие с клеткой вирулентных и умеренных фагов. Три состояния бактериофага. Механизм лизогенизации и индукции профага. Генетическая организация и особенности репликации умеренных фагов лямбда, мю, Р1. Фаговая трансдукция и фаговая конверсия. Бактериофаги как переносчики генетической информации бактерий. Организация геномов и репликация вирулентных Т-четных и Т-нечетных бактерифагов (Т4, Т7). Организация геномов и репликация вирулентных фагов с однонитевой ДНК (М13, Х174, f1) и однонитевой РНК (Q). Использование фагов в генетической инженерии в качестве векторов генетической информации. Взаимодействие вирусов с клеткой-хозяином Общая схема репликации вирусов (цикл одиночного развития фага, биохимия вирусной инфекции). Стадии репликации вирусов: адсорбция (рецепторы вирусов), проникновение, депротеинизация вирусной частицы, синтез предшественников вирусных нуклеиновых кислот и белков, сборка вирионов, выход вирусных частиц из клетки. Основные типы репликации вирусных геномов по Балтимору: двунитевые ДНК-геномы, однонитевые (+)ДНК-геномы, двунитевые РНК-геномы, (+)РНК-геномы, (-)РНК-геномы, (+)РНК-диплоидные геномы, реплицирующиеся через ДНК-копию, двунитевые ДНК геномы, использующие обратную транскрипцию в цикле репродукции. Кодирующая стратегия вирусов в зависимости от организации генома. Особенности отдельных стадий взаимодействия вируса с клетками в зависимости от организации и свойств вирионов (структура нуклеиновых кислот вируса, характер оболочек и пр.). Вирусные инфекции Пути передачи вирусов животных и человека. Патогенез заболеваний вирусной природы. Клеточные и организменные стадии вирусного патогенеза. Распространение вирусов в организме хозяина и тропизм к определенным тканям. Цитопатические эффекты, индуцируемые вирусом в клетках животных. Развитие иммунного ответа при вирусной инфекции. Латентные вирусные инфекции. Медленные вирусные инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита. Вирусная трансформация клеток и онкогенез. Онкогенные ДНК- и РНК- содержащие вирусы. Новые и возникающие вирусные инфекции. Вирусные инфекции растений. Пути передачи вирусных инфекций у растений. Особенности репликации вирусов растений. Методы борьбы с вирусными инфекциями растений. Неканонические вирусы: прионы и вироиды и механизмы их репродукции. Характеристика отдельных семейств вирусов патогенных для человека и животных Пикорнавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Флавивирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Тогавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Рабдовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Парамиксовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Ортомиксовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Буньявирусы, аренавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Ретровирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Парвовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Герпесвирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Паповавирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. Аденовирусы. Общая характеристика (биологические особенности, классификация). Особенности репликации и важнейшие представители. 5. Образовательные технологии Преподавание курса «Вирусология» основано на проведении традиционных объяснительно-иллюстративных лекций и лабораторных занятий с использованием натуральных объектов, разнообразного лабораторного оборудования и приборов. В процессе изучения курса применяются следующие активные и интерактивные формы проведения занятий: - проблемные лекции и практические занятия по отдельным темам; - использование диспутов, дискуссий; - использование технологии проектного обучения; - использование элементов игровых технологий обучения (предметные, деловые, ролевые, имитационные); - работа в группах сменного состава на лабораторных и практических занятиях; - использование мультимедийного оборудования; - использование информационных технологий обучения (мультимедийные программы, электронные учебники, программы-тренажёры, контролирующие программы). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий. В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Подбор и разработка учебных материалов предоставлять в различных формах: для обучающихся с нарушениями слуха информацию представлять визуально, с нарушением зрения – аудиально. Для лиц с ограниченным зрением изображения микроскопических объектов представлять в форме презентаций. Общение преподавателей с обучающимися осуществлять с помощью дистанционных технологий (сети Интернет, электронной почты, социальных сетей). Выбор мест прохождения практик осуществляется с учетом с ограниченных возможностей здоровья обучающихся. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |