Скачать 118.08 Kb.
|
Жалованная грамота Екатерины II Черноморскому казачьему войску на Кубанские земли 30 июня 1792 г. Усердная и ревностная войска Черноморского нам служба, доказанная в течение благополучно оконченной с Портою Оттоманскою войны храбрыми и мужественными на суше и водах подвигами, нерушимая верность, строгое повиновение начальству и похвальное поведение от самого того времени, как сие войско по воле нашей покойным генералом-фельдмаршалом князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим учреждено, приобрели особливое наше внимание и милость. Мы потому, желая воздать заслугам войска Черноморского, утверждением всегдашнего его благосостояния и доставлением способных к благополучному пребыванию всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение состоящий, в Таврической области остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же - Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли. Все состоящие на помянутой нами пожалованной земле всякого рода угодья, на водах же рыбные ловли остаются в точном и полном владении и распоряжении войска Черноморского, исключая только места для крепости на острове Фанагория и для другой, при реке Кубани, с подлежащим для каждой выгоном, которые -для вящей войску, и особливо на случай военной безопасности, сооружены быть имеют. Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских... Мы надеемся, что войско Черноморское, соответствуя монаршему нашему о нем попечению, потщится не только бдительным охранением границ соблюсти имя храбрых воинов, но и всемерное употребит старание заслуживать звание добрых и полезных граждан внутренним благоустройством и распространением семейственного жития... На подлинном подписано собственной ея императорского величества рукою: Екатерина II ТЕМА: «Кубань - наш край родной». . Цели урока:
Задачи урока.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, колонки. Ход урока
(Звучит песня «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса) Слайд 1. Учитель. Родина… А как вы пони маете смысл этого слова? (В чём для вас заключён смысл этого слова?) Ученик - Родина…Страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Учитель. – А гражданами, какого государства мы с вами являемся? Ученик – РФ, столица – город Москва Учитель.– Вы произнесли слово «гражданин», а что в вашем понимании оно означает? Ученик – Житель страны, который признаёт её законы, правила поведения. Он любит свою страну, гордится ею, вместе с нею переживает её горе и радости. Учитель. – Но у каждого из нас есть своя малая Родина – маленький, самый любимый уголок земли, где он родился, где все кажется ему особенным, родным. Для нас – Кубань, чудесный, благодатный край. II. Сообщение темы и цели урока Учитель. - Тема сегодняшнего урока «Кубань – наш край родной!» Слайды 2-4. – Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина» «Малая родина»? Какие чувства вы испытываете, когда произносите эти слова? - Закройте глаза, прислушайтесь к себе, подумайте и опишите 2-3 словами самые сильные чувства, которые вы испытывайте. ( На доске появляются высказывания). РОДИНА, МАЛАЯ РОДИНА улыбка мамы Цветы в палисаднике дом, родители, семья река Кубань пение петуха Учитель.– Я просила вас подобрать и выучить стихотворение о Кубани, такое, чтобы читая или слушая, его вы могли с гордостью говорить: «Я – кубанец!» - Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов 5-13 1.Высокие горы, родные просторы, Приморского берега грань, Леса и поляны, сады и лиманы, Всё это - родная Кубань. 2.Родные станицы, разливы пшеницы, Плывёт за комбайном комбайн, Огни городские, гудки заводские- Всё это вместила Кубань. 3.Кипучие будни, хорошие люди, Здесь небо, как синяя ткань. И нет красивее края России, Чем наша родная Кубань III. Работа по теме урока. Путешествие по станциям. Учитель. – Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. И сегодня, я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему краю. И так в путь. 1. СТАНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ». Учитель. – Я просила подготовить вас сообщения. Ученик. - История Кубани привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями евразийской цивилизации Кубань издавна была тем великим перекрестком, где сходились исторические пути многих плёмен и народов, великих культур Востока и Запада. По мнению ученых первые люди на Кубани появились более 500 тыс. лет назад, пройдя с юга по рекам и горным перевалам Кавказа. Кубань – земля древних цивилизаций с мировой культурой. Коренным населением Прикубанья являются меоты – предки современных адыгов. Русские заселили Кубань с конца XVIII века. В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым с просьбой о разрешении переселиться на земли Кубани. Слайд 14 30 июля 1792 г. Екатерина II подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань». Слайды 15, 17. Просмотр видеоролика Слайд 16. Учитель - У вас на столах лежит копия этого указа. Ученик. - В обязанности войску вменялось «бдение и стража пограничья», т.е. предписывалась пограничная служба по р. Кубань. Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани, в урочище Карасунский Кут казаки заложили крепость. По преданию, атаман Захарий Чепега, указав рукой на дикие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!» Слайды 18 – 20. Учитель. - Почему З.Чепега остановил свой выбор на Карасунском Куте? Ответы учащихся: - Это было выгодное в стратегическом отношении место. Полуостров, образованный крутой излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, как нельзя лучше подходил для пограничного поселения. - С юга и с запада его защищала Кубань, с востока – Карасун. Высокий правый кубанский берег господствовал над левым. К тому же Кут находился примерно в центре пограничной линии. Учитель - Войсковая резиденция первое время не имела названия, документы этого периода подписывались так: «Лагерь при Кубани», «Карасунский Кут», «При Кубани». В знак благодарности казаки назвали свой «войсковой град» именем Екатерины. Слайд 21 Показываются слайды старого города и современного Краснодара Слайды 22 (видеоролик), 23, 24, 25, 26 Учитель – И в настоящее время казачество является опорой нашего края. Слайд 27 ФИЗМИНУТКА. Дыхательная гимнастика. 2. СТАНЦИЯ «СИМВОЛИКА КУБАНИ» Учитель - Давайте сделаем первую остановку на станции «Символика Кубани». - С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символы – это изображения фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого-либо понятия, имеющие для человека важное значение
Учитель - Опишите герб Краснодарского края. Ученик. - В прошлом у каждого замка, города, страны был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, страны, о его внешнем облике, об обычаях жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом. Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика. Ученик. - В зелёном щите изображена золотая зубчатая стена с двумя таковыми же круглыми башнями с открытыми воротами и чёрными швами, говорящая о военных заслугах казачества; над башней пернач между двух серебряных бунчуков с золотыми остриями на золотых же древах. В золотой главе щита чёрный возникающий орёл, имеющий на груди Кавказский крест. Щит увенчан древнею царскою короною и украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными александровской лентой. За щитом накрест положены 4 лазоревых знамени, пожалованные нашим предкам за мужество и верную службу, украшенных золотою бахромой и с таковыми же окружёнными дубовыми и лавровыми ветвями короновальными вензельными изображениями Имён Их Величеств: императрицы Екатерины 2, императоров: Павла 1, Александра 1, Николая 1 и в середине штандарт с вензелевым изображением Имени Его Императора Александра. Герб Кубанской области был утверждён 31 января 1874 года. Учитель. - Опишите флаг Краснодарского края. Ученик - Флаг, как и герб, - отличительный символ края. Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – синего, средней – малинового и нижней – зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине малиновой полосы. Малиновый цвет – в честь запорожцев, основателей Кубанского войска; синий – донцов, часть которых переселилась на Кубань; зелёный цвет – цвет горцев. Малиновый цвет шире, потому что запорожцев было больше. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. Отношение ширины флага и его длины – 2:3. Флаг Краснодарского края был принят законодательной радой Кубанского Краевого правительства 10 февраля 1919 года. Учитель. - Еще одним символом Краснодарского края является гимн. Сейчас прозвучит это торжественная песня – гимн Краснодарского края. Слайд 29 (Звучит гимн Кубани, дети поют). Ученик. - Народная песня "Ты, Кубань, Ты наша Родина", написана в 1914 году на русско-турецком фронте. Была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память боевой их славы в первой мировой войне. Автор слов - полковой священник Константин Образцов, музыка народная Песня сразу привлекла внимание воинов. Нотный текст Гимна обработал художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора народный артист России Виктор Захарченко. Учитель - Когда исполняется Гимн? Ученик. - Гимн Краснодарского края исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых органами государственной власти: при поднятии флага Кубани, при открытии и закрытии торжественных собраний, при открытии памятников и памятных знаков, при вручении наград. Учитель- 24 марта 1995 года вернули статус Гимна Кубани. Как должны вести себя присутствующие при публичном исполнении Гимна? Учитель. - При публичном исполнении Гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. 2) Исследовательская работа в группах. Слайд 29 3. СТАНЦИЯ «Кубань моя, степная дочь России » Слайды 31 - 32 Учитель. – Почему эта станция получила такое название? Ученик – Потому, что на территории нашего края различают такие природные зоны как: лесная, лесостепи, степи, субтропики, но большую часть занимают степи. Учитель – Верно, большую часть Краснодарского края занимают равнинные земли , поэтому самый знакомый для кубанца пейзаж – широкая степь . На Кубани выращивают много с/х культур. Какие ? (Дети отгадывают загадки о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых на Кубани) 4. СТАНЦИЯ - «Духовность и культура на Кубани». Слайды 33 - 37 Учитель. – Сейчас Краснодар – не только административный, но и православный центр Кубани, в котором находятся управление Краснодарской и Новороссийской епархией, действующие храмы: храм Александра Невского, Свято-Екатерининский кафедральный собор, Свято-Троицкий, Свято-Георгиевский, Свято-Ильинский, храм Рождества Христова. При храмах созданы детские воскресные школы и интернаты для обездоленных детей. – Музыкальное искусство Кубани признано и многогранно. Всему миру известен Государственный казачий хор, художественным руководителем которого является заслуженный деятель искусств России, народный артист, лауреат государственной премии России, профессор В.Г.Захарченко. – Краевая филармония объединяет такие музыкальные коллективы как: Краснодарский музыкальный камерный хор, Государственный камерный оркестр, Государственный ансамбль песни и пляски «Казачья вольница» и др. Ученик. – Кубань – край курортов. Здесь отдыхают и лечатся люди из всех уголков из нашей страны. Назовите курорты которые вы знаете ? (морские курорты России: Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Тамань, а также живописные курорты в предгорьях Кавказа: Горячий Ключ, Апшеронск, Красная Поляна, Хадыженск. Здесь отдыхают и лечатся люди из всех уголков из нашей страны.) 5. СТАНЦИЯ - «Спортивная». Слайды 38 - 40 Учитель. – Большое внимание уделяется спорту. Каждый спортсмен мечтает выиграть на олимпийских играх. Каждый из нас рад тому что, в нашем крае будет проводиться 22 зимняя олимпиада. –Когда она будет проводиться? Первая из кубанцев на олимпиаде 1972 года победила бегунья Людмила Брагина. За годы участия в олимпиадах кубанцы завоевали 18 высших наград . Ученик - 11 августа, в Пекине на олимпийском турнире по тяжелой атлетике в соревнованиях у женщин в весовой категории до 58 кг россиянка Марина Шаинова завоевала серебряную медаль, подняв в сумме двоеборья 227 кг. Неоднократная чемпионка Европы, призер чемпионатов мира в весовой категории до 58 кг Марина Шаинова - выпускница МОУСОШ № 4 села Коноково Успенского района . Она защищает честь не только огромной страны, но и честь маленького уголка нашей необъятной Родины. IV. Тест по истории кубанского казачества Слайды 41-42 V. Итог урока. –Краснодарский край один из уникальных уголков России, со своей самобытной культурой, богатейшей историей. Самое главное достояние нашего края – это мужественные, трудолюбивые, веселые и гостеприимные люди. Административным центром края является Краснодар. Краснодар – центр культуры, образования и научной деятельности, в нем сосредоточены и основные лечебные центры. Лучшим признанием природной уникальности, экономических достижений края и, конечно же спортивных заслуг России явился выбор г. Сочи местом проведения Зимних олимпийских игр 2014 г. VI. Домашнее задание: Слайд 43 1. Узнать у бабушек о своих предках, может среди них были первые переселенцы и написать о них рассказ. 2.Творческое задание: «Что ты можешь сделать сейчас, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание Кубани». Источники информции:
|
2011год. «Кубань – многонациональный край». Кубань. Большой и благодатный край, омываемый Черным и Азовским морями. Здесь берут начало Кавказские горы, начинаясь с маленьких... | Образовательная программа «край родной» Программа объединения «Край родной» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения... | ||
Люблю тебя, мой край родной Любой человек любит то место, где он живет. Вот и я люблю мой край родной. На земле много очень красивых мест, но сердце прикипело... | Урок русского языка в 5 классе «Край наш северный» Сегодня мы поиграем в лингвистические игры, которые будут связаны с темой «Край наш северный», потому что 2008 год особенный. В этом... | ||
Программа тематического раздела «Кубань многонациональный край» в... Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных... | Программа тематического раздела «Кубань многонациональный край» в... Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных... | ||
Симбирский край обласкан ветром Дом отчий, малая родина, отечество, родной край… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились... | Программа «Мой край родной» Методические рекомендации к проведению занятий | ||
Кубань край сильных, умных, трезвых! Не упускай предоставленных возможностей, лови удачу, не давай трудностям сбить тебя с намеченного пути! Молодость! Все самое интересное... | Во второй половине ХVIII века прилегавшие к Черному и Азовскому морям... Кубань. С 1792 года и до отмены крепостного права в 1861 году на Кубань переселялись только казаки. Всего было переселено в организованном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В корпусе был изготовлен баннер с девизом месячника «Кубань – край ратной и воинской славы» и оформлена фотовыставка | Как прекрасен Чувашский край! На первый взгляд – это тихая и спокойная... Еста и особенно остро испытываем это чувство, когда уезжаем далеко и надолго. Истинную любовь к родному краю не могут заглушить ни... | ||
Календарно-тематическое планирование предмета «Культура родного края».... Календарно-тематическое планирование предмета «Культура родного края». Елена Енькка «Родной край». Учебное пособие для 5 классов | Кубань – территория качества. 4 класс Оборудование: знак “Качество Кубань”, макеты «продуктов» и «молочные продукты», карточки с названиями продуктов | ||
Рабочая программа по курсу Историческое краеведение 7 класс Нижний Новгород: ниро, 2011 год, учебников Седова А. В, Филатова Н. В. Нижегородский край. Факты, события, люди. Н. Новгород: цго,... | Программа «Люби, цени и изучай родной край» Развивающие – развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира |