Скачать 186.13 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» Балашовский институт (филиал) УТВЕРЖДАЮ Директор БИСГУ доцент А.В.Шатилова ___________________________ "22" октября 2014 г. Рабочая программа дисциплины Психологические основы учебной деятельности младших школьников Направление подготовки 050100 Педагогическое образование Профиль подготовки Педагогика и методика начального образования Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная и заочная Балашов, 2014Содержание:
1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является: формирование представлений об общих и индивидуальных закономерностях психического развития детей младшего школьного возраста. Задачами освоения дисциплины являются: формирование представлений об особенностях психического и психофизиологического развития, особенностях регуляции поведения и деятельности в младшем школьном возрасте; развитие способности учитывать их в воспитательно-образовательной деятельности; способности осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Психологические основы учебной деятельности младших школьников» относится к вариативной части учебного плана, дисциплинам по выбору студента. Для изучения «Психологические основы учебной деятельности младших школьников» необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами при изучении дисциплин «Педагогика» и «Психология», курсов по выбору «Введение в специальность», «Методы научно-педагогического исследования» и других. Данная дисциплина интегрирует основные разделы педагогической и психологической науки в аспекте коррекционной работы педагога начальной школы. Изучение данной дисциплины позволяет сформировать у студентов систему знаний и представлений о развитии, обучении и воспитании ребенка младшего школьного возраста. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Данная дисциплина способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Структура и содержание дисциплины «Психологические основы учебной деятельности младших школьников» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Содержание разделов дисциплины Деятельность в младшем школьном возрасте. Поступление в школу как новый этап жизни. Позиция школьника как определяющая систему отношений и место ребенка в обществе. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника: ее структура и возможности формирования. Проблема обучения и развития. Содержание обучения и его значение для умственного развития в школьном возрасте. Учебная деятельность и развитие личности в младшем школьном возрасте, развитие мотивов учебной деятельности. Другие виды деятельности (игра, спорт, общественно-полезная деятельность, эстетическая и т.п.) и их значение в развитии личности. Общение в младшем школьном возрасте. Социальная жизнь младших школьников. Школьник в коллективе сверстников. Развитие психических процессов младших школьников. Проблема возрастных особенностей и возрастных возможностей в младшем школьном возрасте. Проблема интеллектуализации психических процессов. Экспериментальные данные о развитии отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления в учебной деятельности. Особенности развития воображения младших школьников. Речевое развитие детей младшего школьного возраста. Развитие личности младшего школьника в процессе обучения. Возникновение внутренней жизни, направленности на самого себя, формирование самооценки, рефлексии как основных новообразований младшего школьного возраста. Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. Развитие волевой регуляции поведения младших школьников. Мотивационно-потребностная сфера младших школьников. Нравственное развитие детей. 4. Психологическое сопровождение развития младших школьников. Особенности обучения и воспитания детей шестилетнего возраста. Психологические трудности младшего школьника как объективный факт и как субъективные переживания. Проблема психогенной школьной дезадаптации. Младший школьник как объект психологической помощи. Готовность к школе, мотивация и адаптация детей в школе. Учителя и родители как союзники в психологической помощи младшему школьнику. Виды психологической помощи. Коррекция школьных страхов и тревожности младших школьников. Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Психодиагностика и коррекция психического развития младших школьников на начальном этапе обучения. 5. Образовательные технологии В ходе изучения дисциплины используются традиционная и инновационные технологии. Традиционная технология предполагает: лекции; практические занятия. Компетентностный подход в рамках преподавания дисциплины реализуется в использовании интерактивных технологий и активных методов: проблемные задания; кейс-метод (кейс педагогических ситуаций);деловая игра; работа в малых группах; проектная деятельность. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20 % аудиторных занятий. В преподавании дисциплины могут быть использованы следующие адаптивные технологии: интернет-технологии и дистанционное обучение – для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; разноуровневое и дифференцированное обучение – для слабовидящих обучающихся; ИКТ – технологии, использование ассистивных устройств – для слабослышащих студентов. Универсальные технологии тьюторского сопровождения; инклюзивного и адаптивного обучения; определения образовательного маршрута, технология обособленного контроля самостоятельной работы студентов используются для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работыстудентов. Оценочные средства для текущего контроляуспеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоениядисциплины. Самостоятельная работа студентов по дисциплинеВ процессе изучения курса студенты выполняют различные виды самостоятельной работы, к которым относятся следующие:
Критерии оценки результатов самостоятельной работы Критериями оценок результатов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости 1. Пример вопросов для обсуждения на практических занятиях: Методические рекомендации: вопросы подобного типа рассматриваются на практических занятиях и требуют от студентов подготовки, связанной с проработкой содержания лекционного материала и обязательным обращением к соответствующим разделам учебной литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы. 1. Психологические основы обучения младшего школьника. 2. Влияние учебной деятельности на развитие психики младших школьников. 3. Психологическая характеристика проблемы школьной неуспеваемости. 4. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности. 5. Трудовая деятельность в младшем школьном возрасте. 6. Особенности продуктивных видов деятельности младших школьников. 7. Методы и способы формирования общения младших школьников. 8. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. 9. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников 10.Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. 11.Развитие теоретического мышления у младших школьников. 12.Развитие умственных способностей младших школьников. 13.Развитие пространственного мышления младших школьников 14.Характер младшего школьника. 15.Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте 16.Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении. 17.Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции 18.Эмпатия младших школьников. 19.Методы диагностики познавательной сферы младших школьников. 20.Методы диагностики личностной сферы младших школьников. 21.Метод психологического тренинга в работе с детьми младшего школьного возраста. 22.Метод анализа продуктов деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста. 2. Примеры творческих заданий.
Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации Вопросы к зачету 1. Учебная деятельность младших школьников. 2. Трудовая деятельность младших школьников. 3. Общение младших школьников. 4. Игровая деятельность младших школьников. 5. Продуктивные виды деятельности младших школьников. 6. Восприятие младших школьников. 7. Внимание младших школьников. 8. Память младших школьников. 9. Мышление младших школьников. 10.Особенности развития воображения младших школьников. 11.Речевое развитие детей младшего школьного возраста. 12.Сфера самосознания младшего школьника. 13.Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. 14.Развитие волевой регуляции поведения и волевых свойств личности младших школьников. 15.Мотивационно-потребностная сфера младших школьников. 16.Нравственное развитие детей. 17.Проблема психогенной школьной дезадаптации. 18.Виды психологической помощи. 19.Психодиагностика психического развития младших школьников на начальном этапе обучения. 20.Психокоррекция психического развития младших школьников. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечениедисциплины (модуля) а) основная литература: а) основная литература
б) дополнительная литература:
в) программное и коммуникационное обеспечение и Интернет-ресурсы Учебная дисциплина обеспечена учебно-методической документацией и материалами, логика освоения курса представлена в рабочей программе, хранящейся на кафедре педагогики БИ СГУ, программа представлена на сайте вуза. Интернет-ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Компьютерный класс, оргтехника; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях). Автор:кандидат филологических наук, заведующая кафедрой ПиМНО Мазалова Марина Алексеевна Программа разработана в 2013 году (одобрена на заседании кафедры педагогики и методик начального образования, протокол № 1 от «27» августа 2013 год). Программа актуализирована в 2014 году (одобрена на заседании кафедры педагогики и методик начального образования, протокол № 2 от «21» октября 2014 год). Подписи: Автор программы ____________________к.ф.н., доцент Мазалова М.А. Зав.кафедройПиМНО_________________к.ф.н., доцент Мазалова М.А. Декан педагогического факультета Естественнонаучного и педагогического образования _________к.с/х.н., доцент Занина М.А. (факультет, где разрабатывалась и реализуется программа) |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |