Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник»





НазваниеСистема обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник»
Дата публикации30.09.2013
Размер90.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник»

Представлено Л.Б. Железновой

Автор опыта:

БРЮНИН Андрей Иванович,

педагог дополнительного образования,

руководитель ЮВПШ «Юный десантник»

Центра внешкольной работы «Подросток»
Условия возникновения опыта

Изменения происшедшие за последние годы в стране и в Вооружённых Силах Российской Федерации предъявили новые требования к подготовке подростков для прохождения службы в армии. В связи с планируемыми значительными сокращениями сроков действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, возрастает значение военно-профессиональной ориентации и военно-профессионального воспитания детей и подростков. Роль ВДВ чрезвычайно возросла (из опыта локальных войн) с развитием техники, вооружения и способов ведения боя, повышение мобильности войск их способности наносить внезапные удары, изменились требования к профессиональной подготовке десантников.

В Центре внешкольной работы «Подросток» г.Оренбурга накоплен позитивный опыт работы юношеских военно-патриотических школ (ЮВПШ), в том числе в ЮВПШ «Юный десантник».
Новизна

Ведение в программу тем по психологической подготовке, военно-инженерной подготовке, специальной физической подготовке, огневой подготовке и выживанию в боевых и экстремальных условиях, являющихся отличительной особенностью от существующих программ.
Главное

Разработка и апробация учебно-методического комплекса по проведению занятий в ЮВПШ «Юный десантник».
Доступность

Программа и учебно-методический комплекс могут использоваться в юношеских военно-патриотических школах, в кадетских классах общеобразовательных школ, преподавателями начальной военной подготовки и ОБЖ учреждений общего и начального профессионального образования.
Сущность опыта

Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный десантник» по воздушно-десантной подготовке имеет военно-патриотическую направленность. Она является составной частью комплексной программы обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Подросток» и включает в себя специальную подготовку по освоению воинской учетной специальности – десантник-разведчик.

Основными принципами построения программы является:

  1. Сознательность, активность и самостоятельность обучаемых. Этот принцип требует как организованность обучения, чтобы курсанты ясно понимали свои задачи, осмысленно приобретали знания, сознательно применяли их, проявляя при этом высокую активность, самостоятельность и инициативу.

  2. Наглядность в обучении диктуется тем, что зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия являются началом всякого познания. Наглядность обучения предполагает неразрывную связь, постоянное взаимодействие живого восприятия и слова руководителя занятия. Главное назначение наглядности в военно-патриотическом обучении- сформировать у курсантов прочные знания, навыки и умения, раскрыть боевые возможности вооружения и военной техники, создать у них конкретные и правильные представления о современном бое.

  3. Систематичность, последовательность и комплексность в обучении означают, что успех обучения возможен лишь тогда, когда учебный материал располагается и излагается в таком порядке, чтобы новые знания опирались на ранее приобретенные, а изученные ранее приемы и действия подготавливали бы обучаемых к усвоению последующих.

  4. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении. Коллективизм как единство мысли, воли, действия и ответственности курсантов является непременным условием достижения победы в бою. Вместе с тем он выступает в качестве важного условия успеха в обучении. Осуществлять индивидуальный подход – это хорошо знать духовные и физические особенности каждого курсанта и воздействовать на него с учетом этих способностей.

  5. Учить войска тому, что необходимо на войне. Это принцип отражает объективную необходимость готовить курсантов в строгом соответствии с требованиями к ведению боевых действий в современных условиях изложенных в боевых и воинских уставах ВС РФ, максимально приближать каждое занятие к боевой действительности, проводить занятия с полной нагрузкой, определенной возрастом курсантов ЮВПШ, без послаблений и упрощений.

Цель программы: формирование у воспитанников первоначальных и профессионально-значимых качеств, умений и навыков, необходимых десантникам.

Задачи:

– познакомить курсантов с организацией и службой ВДВ;

– изучить основы действия десантника в различных условиях;

– развить у воспитанников наблюдательность, память, внимание, исполнительность, дисциплинированность, сноровку и самостоятельность принятия решений, волевые и морально психологические качества;

– воспитать чувство долга и гордости за свою страну на героических примерах истории Вооруженных сил РФ и трудового подвига народа.

Программа рассчитана на детей подросткового возраста, 13-17 лет.

Программа специальной подготовки курсантов ЮВПШ «Юный десантник» рассчитана на 4 года обучения, 276 учебных часов, с нагрузкой:

– для первого года обучения 50 часов в год;

– для второго года обучения 52 часа в год;

– для третьего года обучения 62 часа в год;

– для четвертого года обучения 112 часов в год.

Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия, на которых воспитанники овладевают теорией и закрепляют её практическими упражнениями и приемами.

Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля: текущий, тематический, итоговый, диагностика воспитанности курсантов.

1. Текущий контроль – оперативная и динамичная проверка результатов обучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений и навыков курсантов (проверка знаний).

2. Тематический контроль – проверка решения заранее определенных задач или программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов).

3. Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие, год (зачет, экзамен)

Оценка учащихся осуществляется в форме цифрового балла и оценочного суждения, словесная оценка сопровождает любую оценку в качестве заключения по существу работы воспитанника, показывая как положительные, так и отрицательные ее стороны, а так же способы устранения недочетов.

В ЮВПШ «Юный десантник» используется четырехбалльная система оценок (единица как балл практически не используется)

В конце полугодия, учебного года курсанты сдают зачёты, экзамены, нормативы по специальной физической подготовке, воздушно-десантной подготовке. Результаты заносятся в Педагогическую карточку, которая ведется на протяжении всех лет обучения курсанта.

Учебно-методический комплекс к программе включает учебно-наглядные и учебно-методические пособия, диагностические материалы.

Учебно-наглядные пособия включают учебно-тренировочные (УТК) и контрольно-проверочные карты (КПК) по разделам «Огневая подготовка», «Боевая техника вооруженных сил РФ», «Знаки различия военнослужащих иностранных государств» и др.

Примеры учебно-тренировочных карт







Учебно-наглядные пособия основаны на методике планомерного и поэтапного привития знаний, навыков и умений. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают материал.

Педагог объясняет основные аспекты изучаемой темы (части оружия, воинские отличия и т.п.) с помощью учебно-тренировочной карты с вариантом № 0. Нулевой вариант является обучающей картой. В этой карте указаны задания и ответы.

Например, для проведения занятия по огневой подготовке взвод разбивается на учебные группы по 3 человека. Из них один читает УТК, другой показывает названные на макете части оружия (или разбирает и собирает автомат АК-74), третий контролирует. В последующем они меняются местами.

Контрольно-проверочные карты с вариантами № 1–6 выдаются на занятии на каждого курсанта и предназначены для закрепления и проверки усвоения пройденного материала. При правильном выполнении задания курсант получает 5 баллов. При одной ошибке – 4 балла, при 2 ошибках – 3 балла.

Навыки, полученные обучаемыми на занятиях с учебно-тренировочными и контрольно-проверочными картами по огневой подготовке, совершенствуются на всех последующих занятиях и в период военно-спортивного лагеря.

Автором разработаны учебно-методические пособия по организации и проведению «уроков мужества», огневой подготовке, по военной топографии, по мониторингу развития зрительной оперативной памяти у курсантов ЮВПШ, комплексы рукопашного боя,

Учебно-методические пособия по организации и проведению «уроков мужества», посвященных Дням воинской славы России, профессиональным и памятным дням вооруженных сил РФ включают информационные материалы «Десантники-оренбуржцы», «Оренбуржцы-десантники – Герои Советского Союза и Российской Федерации» и др. «Урок Мужества» проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – дней воинской славы России, профессиональных, памятных дней Вооружённых Сил Российской Федерации.

Приложения к пособиям содержат материалы о Маршалах Победы, конструкторах оружия Победы, оружии Победы, сценарные разработки праздников, конкурсы и викторины.

Методическое пособие по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков Оренбургской области включает российские и региональные нормативные документы по патриотическому воспитанию, информацию о Днях воинской славы РФ, профессиональных и памятных днях вооружённых сил РФ, обращение руководителей общественных объединений Героев к молодёжи и к школьникам, доктрину Алена Даллеса.

Дидактический материал к методическому пособию по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков Оренбурской области содержит материалы об истории учреждения звания Героя Советского Союза и создания Ордена Славы, статистику по Героям Советского Союза, информацию о первых Героях Советского Союза, первых Героях Советского Союза в Великой отечественной войне, партизанах – Героях Советского Союза, детях – Героях Великой отечественной, четырежды, трижды и дважды Героях Советского Союза, женщинах – Герои Советского Союза, инвалидах – Герои Советского Союза и России. Особые разделы посвящены оренбуржцам – Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным Кавалерам Ордена Славы.

Диагностические материалы включают тесты на выживание в экстремальных условиях и пособие по мониторингу развития зрительной и оперативной памяти у курсантов ЮВПШ.

Индивидуальная карта содержит информацию о результатах тестов на внимание и память, на основании которых даётся заключение, в котором прописано на каком из уровней находятся виды памяти у курсанта, делаются выводы об их развитии и даются рекомендации ему и его родителям, как «применить к себе» каждый метод и выбрать тот приём или несколько приёмов, которые лучше всего подходят каждому курсанту.

Пособия позволяют педагогу качественно подготовиться к мероприятиям и расширить объём знаний подростков, необходимых для формирования их гражданской позиции, воспитания патриотизма и гордости за свое Отечество, развития интереса подрастающего поколения к истории своего края.

За последние годы курсанты ЮВПШ демонстрируют высокий уровень подготовки на соревнованиях и спартакиадах регионального уровня:

– в 2004 году на Всероссийском слете юных патриотов «Равнение на Победу» г. Смоленск где команда ЮВПШ «Юный десантник» в номинации «Разборка и сборка автомата Калашникова» и «Снаряжение магазина» заняла I место, а в личном зачёте Коваленко Катя заняла I место;

– Методические рекомендации по проведению занятий по огневой подготовке курсантов ЮВПШ получили диплом в конкурсе методических материалов в номинации «Методические пособия» на Всероссийском слёте юных патриотов «Равнение на Победу» (2004 г.).

Результативность:

  • успешное решение задачи формирования основ гражданственности подростков и позитивное влияние на нравственные ценности взрослых: педагогов, родителей, людей военной профессии;

  • расширение кругозора педагога, его профессиональной компетентности в области истории, традиций страны, края;

  • расширение кругозора воспитанников в области истории и традиций страны, края;

– организация содержательной, интересной, разнообразной жизни детей в учреждении дополнительного образования, ее соответствие и единение с жизнью общественности города, страны, внесение современных тенденций в образовательный процесс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПрограмма разработана педагогом дополнительного образования Громовым...
Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на...
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconУчебно-методический комплекс по специальности 020400 (030301. 65)...
Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных...
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПлан проведения месячника по оборонно-спортивной и военно-патриотической работе
Линейка, посвященная месячнику по оборонно-спортивной и военно-патриотической работе
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Участие команды школы в окружной линейке, посвящённой открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы и окружном...
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПрограмма военно патриотической направленности авторская и является...
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской центр Кронштадтского района Санкт –...
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconМониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconКонференция Совет школы
...
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПоложения о городских конкурсах, конференциях, смотрах по комплексной...
Положение о городском военно-историческом музейно-краеведческом конкурсе-игре «Во славу Отечества» «Сохраняя память о прошлом»
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПлан подготовки курсантов по программе духовно нравственная культура...
Содержание: Древние катакомбы, как храмы. Места мученических кончин святых. Виды Храмов
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПроведения Месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы...
Месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Краснодар – город воинской славы»
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconАнализ месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы...
В план были включены различные мероприятия, как по форме, так и по содержанию и были направлены на охват всех учащихся школы
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель – формирование и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование...
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПрограмма углубленного изучения курса «основы безопасности жизнедеятельности...
Данная программа относится к образовательной области «Физическая культура и обж» и предназначена для обеспечения процесса обучения...
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconПояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая...
Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconОтчёт мбоу дод цвр г. Краснодар о месячнике оборонно–массовой и военно-патриотической работы

Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» iconМуниципальное бюджетное учреждение
«Ежегодного краевого месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск