Скачать 90.5 Kb.
|
Система обучения курсантов юношеской военно-патриотической школы по дополнительной образовательной программе «Юный десантник» Представлено Л.Б. Железновой Автор опыта: БРЮНИН Андрей Иванович, педагог дополнительного образования, руководитель ЮВПШ «Юный десантник» Центра внешкольной работы «Подросток» Условия возникновения опыта Изменения происшедшие за последние годы в стране и в Вооружённых Силах Российской Федерации предъявили новые требования к подготовке подростков для прохождения службы в армии. В связи с планируемыми значительными сокращениями сроков действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, возрастает значение военно-профессиональной ориентации и военно-профессионального воспитания детей и подростков. Роль ВДВ чрезвычайно возросла (из опыта локальных войн) с развитием техники, вооружения и способов ведения боя, повышение мобильности войск их способности наносить внезапные удары, изменились требования к профессиональной подготовке десантников. В Центре внешкольной работы «Подросток» г.Оренбурга накоплен позитивный опыт работы юношеских военно-патриотических школ (ЮВПШ), в том числе в ЮВПШ «Юный десантник». Новизна Ведение в программу тем по психологической подготовке, военно-инженерной подготовке, специальной физической подготовке, огневой подготовке и выживанию в боевых и экстремальных условиях, являющихся отличительной особенностью от существующих программ. Главное Разработка и апробация учебно-методического комплекса по проведению занятий в ЮВПШ «Юный десантник». Доступность Программа и учебно-методический комплекс могут использоваться в юношеских военно-патриотических школах, в кадетских классах общеобразовательных школ, преподавателями начальной военной подготовки и ОБЖ учреждений общего и начального профессионального образования. Сущность опыта Дополнительная образовательная программа обучения курсантов ЮВПШ «Юный десантник» по воздушно-десантной подготовке имеет военно-патриотическую направленность. Она является составной частью комплексной программы обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Подросток» и включает в себя специальную подготовку по освоению воинской учетной специальности – десантник-разведчик. Основными принципами построения программы является:
Цель программы: формирование у воспитанников первоначальных и профессионально-значимых качеств, умений и навыков, необходимых десантникам. Задачи: – познакомить курсантов с организацией и службой ВДВ; – изучить основы действия десантника в различных условиях; – развить у воспитанников наблюдательность, память, внимание, исполнительность, дисциплинированность, сноровку и самостоятельность принятия решений, волевые и морально психологические качества; – воспитать чувство долга и гордости за свою страну на героических примерах истории Вооруженных сил РФ и трудового подвига народа. Программа рассчитана на детей подросткового возраста, 13-17 лет. Программа специальной подготовки курсантов ЮВПШ «Юный десантник» рассчитана на 4 года обучения, 276 учебных часов, с нагрузкой: – для первого года обучения 50 часов в год; – для второго года обучения 52 часа в год; – для третьего года обучения 62 часа в год; – для четвертого года обучения 112 часов в год. Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия, на которых воспитанники овладевают теорией и закрепляют её практическими упражнениями и приемами. Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля: текущий, тематический, итоговый, диагностика воспитанности курсантов. 1. Текущий контроль – оперативная и динамичная проверка результатов обучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений и навыков курсантов (проверка знаний). 2. Тематический контроль – проверка решения заранее определенных задач или программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов). 3. Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие, год (зачет, экзамен) Оценка учащихся осуществляется в форме цифрового балла и оценочного суждения, словесная оценка сопровождает любую оценку в качестве заключения по существу работы воспитанника, показывая как положительные, так и отрицательные ее стороны, а так же способы устранения недочетов. В ЮВПШ «Юный десантник» используется четырехбалльная система оценок (единица как балл практически не используется) В конце полугодия, учебного года курсанты сдают зачёты, экзамены, нормативы по специальной физической подготовке, воздушно-десантной подготовке. Результаты заносятся в Педагогическую карточку, которая ведется на протяжении всех лет обучения курсанта. Учебно-методический комплекс к программе включает учебно-наглядные и учебно-методические пособия, диагностические материалы. Учебно-наглядные пособия включают учебно-тренировочные (УТК) и контрольно-проверочные карты (КПК) по разделам «Огневая подготовка», «Боевая техника вооруженных сил РФ», «Знаки различия военнослужащих иностранных государств» и др.
Учебно-наглядные пособия основаны на методике планомерного и поэтапного привития знаний, навыков и умений. Курсанты не заучивают содержание УТК, а с их помощью сразу изучают материал. Педагог объясняет основные аспекты изучаемой темы (части оружия, воинские отличия и т.п.) с помощью учебно-тренировочной карты с вариантом № 0. Нулевой вариант является обучающей картой. В этой карте указаны задания и ответы. Например, для проведения занятия по огневой подготовке взвод разбивается на учебные группы по 3 человека. Из них один читает УТК, другой показывает названные на макете части оружия (или разбирает и собирает автомат АК-74), третий контролирует. В последующем они меняются местами. Контрольно-проверочные карты с вариантами № 1–6 выдаются на занятии на каждого курсанта и предназначены для закрепления и проверки усвоения пройденного материала. При правильном выполнении задания курсант получает 5 баллов. При одной ошибке – 4 балла, при 2 ошибках – 3 балла. Навыки, полученные обучаемыми на занятиях с учебно-тренировочными и контрольно-проверочными картами по огневой подготовке, совершенствуются на всех последующих занятиях и в период военно-спортивного лагеря. Автором разработаны учебно-методические пособия по организации и проведению «уроков мужества», огневой подготовке, по военной топографии, по мониторингу развития зрительной оперативной памяти у курсантов ЮВПШ, комплексы рукопашного боя, Учебно-методические пособия по организации и проведению «уроков мужества», посвященных Дням воинской славы России, профессиональным и памятным дням вооруженных сил РФ включают информационные материалы «Десантники-оренбуржцы», «Оренбуржцы-десантники – Герои Советского Союза и Российской Федерации» и др. «Урок Мужества» проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – дней воинской славы России, профессиональных, памятных дней Вооружённых Сил Российской Федерации. Приложения к пособиям содержат материалы о Маршалах Победы, конструкторах оружия Победы, оружии Победы, сценарные разработки праздников, конкурсы и викторины. Методическое пособие по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков Оренбургской области включает российские и региональные нормативные документы по патриотическому воспитанию, информацию о Днях воинской славы РФ, профессиональных и памятных днях вооружённых сил РФ, обращение руководителей общественных объединений Героев к молодёжи и к школьникам, доктрину Алена Даллеса. Дидактический материал к методическому пособию по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков Оренбурской области содержит материалы об истории учреждения звания Героя Советского Союза и создания Ордена Славы, статистику по Героям Советского Союза, информацию о первых Героях Советского Союза, первых Героях Советского Союза в Великой отечественной войне, партизанах – Героях Советского Союза, детях – Героях Великой отечественной, четырежды, трижды и дважды Героях Советского Союза, женщинах – Герои Советского Союза, инвалидах – Герои Советского Союза и России. Особые разделы посвящены оренбуржцам – Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным Кавалерам Ордена Славы. Диагностические материалы включают тесты на выживание в экстремальных условиях и пособие по мониторингу развития зрительной и оперативной памяти у курсантов ЮВПШ. Индивидуальная карта содержит информацию о результатах тестов на внимание и память, на основании которых даётся заключение, в котором прописано на каком из уровней находятся виды памяти у курсанта, делаются выводы об их развитии и даются рекомендации ему и его родителям, как «применить к себе» каждый метод и выбрать тот приём или несколько приёмов, которые лучше всего подходят каждому курсанту. Пособия позволяют педагогу качественно подготовиться к мероприятиям и расширить объём знаний подростков, необходимых для формирования их гражданской позиции, воспитания патриотизма и гордости за свое Отечество, развития интереса подрастающего поколения к истории своего края. За последние годы курсанты ЮВПШ демонстрируют высокий уровень подготовки на соревнованиях и спартакиадах регионального уровня: – в 2004 году на Всероссийском слете юных патриотов «Равнение на Победу» г. Смоленск где команда ЮВПШ «Юный десантник» в номинации «Разборка и сборка автомата Калашникова» и «Снаряжение магазина» заняла I место, а в личном зачёте Коваленко Катя заняла I место; – Методические рекомендации по проведению занятий по огневой подготовке курсантов ЮВПШ получили диплом в конкурсе методических материалов в номинации «Методические пособия» на Всероссийском слёте юных патриотов «Равнение на Победу» (2004 г.). Результативность:
– организация содержательной, интересной, разнообразной жизни детей в учреждении дополнительного образования, ее соответствие и единение с жизнью общественности города, страны, внесение современных тенденций в образовательный процесс. |
Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... | Учебно-методический комплекс по специальности 020400 (030301. 65)... Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных... | ||
План проведения месячника по оборонно-спортивной и военно-патриотической работе Линейка, посвященная месячнику по оборонно-спортивной и военно-патриотической работе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Участие команды школы в окружной линейке, посвящённой открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы и окружном... | ||
Программа военно патриотической направленности авторская и является... Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской центр Кронштадтского района Санкт –... | Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе | ||
Конференция Совет школы ... | Положения о городских конкурсах, конференциях, смотрах по комплексной... Положение о городском военно-историческом музейно-краеведческом конкурсе-игре «Во славу Отечества» «Сохраняя память о прошлом» | ||
План подготовки курсантов по программе духовно нравственная культура... Содержание: Древние катакомбы, как храмы. Места мученических кончин святых. Виды Храмов | Проведения Месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы... Месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Краснодар – город воинской славы» | ||
Анализ месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы... В план были включены различные мероприятия, как по форме, так и по содержанию и были направлены на охват всех учащихся школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель – формирование и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование... | ||
Программа углубленного изучения курса «основы безопасности жизнедеятельности... Данная программа относится к образовательной области «Физическая культура и обж» и предназначена для обеспечения процесса обучения... | Пояснительная записка к образовательной программе школы Нормативно-правовая... Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы | ||
Отчёт мбоу дод цвр г. Краснодар о месячнике оборонно–массовой и военно-патриотической работы | Муниципальное бюджетное учреждение «Ежегодного краевого месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы» |