Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны





Скачать 176.32 Kb.
НазваниеУченые – химики в годы Великой Отечественной войны
Дата публикации29.06.2013
Размер176.32 Kb.
ТипАнкета
100-bal.ru > Военное дело > Анкета
Анкета-заявка участника

Республиканской ярмарки методической продукции

По организации воспитательной деятельности

«Методическая ярмарка»

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ядрин

Чувашской Республики

Адрес школы: г. Ядрин, ул. Чапаева 20а, телефон – 21-2-87

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: учитель биологии и химии

МОУ СОШ № 2 г. Ядрин

Плеханова Алевтина Борисовна

Телефон – 21 – 2 - 87

Директор школы ( Плеханов В.Н.)

Учитель (Плеханова А.Б.)

2009





Автор: учитель биологии и химии

МОУ СОШ № 2 г. Ядрин

Плеханова Алевтина Борисовна

2009

Введение

Течёт река времени. Минуло уже почти 65 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Отгремели победные залпы мая 1945 –ого. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и деревень, выросли новые поколения.Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни часто можно слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, пропал без вести в страшных пучинах войны. Вправе ли мы забывать горе тех, кто потерял отца, мужа, сына, мужа, дочь, мать? Того, кто не щадя своей жизни, здоровья боролся за наше сегодняшнее завтра?

Рабочий, инженер, колхозник, учитель, врач, шахтёр, писатель, поэт, художник, учёный – все встали в один ряд защитников Отечества.

Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы. Это химики - учёные, инженеры, те, кто «приближали День Победы как могли»

Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей...

. Кто про химика сказал: «Мало воевал»,

Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»

Я в свидетели зову химиков-друзей,-

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто с армией родной пел в одном строю,

Тех, кто грудью защитил Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них молодых парней….

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

З.И. Барсуков

Цель:

1) Ознакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать патриотизм и героизм людей науки;

2) Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

3) Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победе ВО войне;

5) Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет,

патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.

Материалы внеклассного мероприятия можно использовать не только во время мероприятия, а также на уроках химии 8-11 классах, для научно- практических конференций учащихся, при оформлении классного уголка и кабинета химии.

В конце мероприятия показывается опыт «Салют победы», проводится викторина. Завершается рефлексией и задается вопрос-обращение юному поколению

«Не потому ли я живу, что умерли они?»

«Ученые-химики в годы ВОВ»

Цель:

1) Ознакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать патриотизм и героизм людей науки;

2) Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

3) Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победе ВОвойне;

5) Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет,

патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.
Подготовительный этап.
• За 2–3 недели до мероприятия ученикам 9–11-х классов предлагается написать доклады на тему «Вклад ученых-химиков в дело победы советского народа в Великой Отечественной войне». Выдержки из этих докладов будут использованы в материалах конференции.

• Провести конкурс плакатов по теме «Мы за мир!».

• Подготовить плакаты с высказываниями известных ученых о Великой Отечественной войне, о защите Родины.

Проведение викторины.
Оформление зала.

• Транспарант из двух листов ватмана «Посвящается 65-летию Победы над фашистской Германией».

• Плакат «Защита Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства, света и разума» (академик В.Л.Комаров).

• Плакат «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е.Ферсман).
Оборудование. Доска , магнитофон с записями песен «Вставай, страна огромная», «Священная война» и «День Победы», противогаз, компьютер с медиапроектором для показа слайдов.

Форма проведения - конференция

Эпиграф

Кто про химика сказал: «Мало воевал»,

Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»

Я в свидетели зову химиков-друзей,-

Тех, кто смело бил врага до последних дней,

Тех, кто с армией родной пел в одном строю,

Тех, кто грудью защитил Родину мою.

Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

Сколько полегло на них молодых парней….

Не померкнет никогда память о войне,

Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

З.И. Барсуков

Учитель: ( 1 слайд)

Течёт река времени. Минуло уже почти 65 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Отгремели победные залпы мая 1945 –ого. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и деревень, выросли новые поколения.

Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

(Звучит 1 куплет песни «Вставай, страна огромная»)

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни часто можно слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, пропал без вести в страшных пучинах войны. Вправе ли мы забывать горе тех, кто потерял отца, мужа, сына, мужа, дочь, мать? Того, кто не щадя своей жизни, здоровья боролся за наше сегодняшнее завтра?

Рабочий, инженер, колхозник, учитель, врач, шахтёр, писатель, поэт, художник, учёный – все встали в один ряд защитников Отечества.

Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы. Это химики - учёные, инженеры, те, кто «приближали День Победы как могли»

Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей...

1 ученик. Решать все эти задачи было крайне трудно, так как значительные источники сырья и мощности по производству химической продукции оказались на оккупированной территории: 50% мощностей по производству синтетического каучука, 88% — кальцинированной соды, 77% — серной кислоты, 66% — синтетических красителей и др. Оккупированы были Донбасс и Криворожский железорудный бассейн с их шахтами и заводами, производящими металлургическую и коксохимическую продукцию.
2 ученик. ( 2 слайд) 23 июня 1941г. состоялось внеочередное расширенное заседание президиума Академии наук СССР, на котором было принято решение — направить все силы и средства для обеспечения победы над фашизмом. На антифашистском митинге советских ученых 12 октября 1941 г. академик А. Н. Фрумкин выступил с речью, в которой произнес: «Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания, свой изобретательский гений для борьбы с фашизмом. Перед лицом фашистской опасности, памятуя о возможности новых злодеяний, как, например, применение отравляющих веществ, не может быть и речи о науке для науки, о науке, которая остается нейтральной. Чтобы люди могли дышать и мыслить, сейчас нужно решить только одну задачу — уничтожить фашизм».

3 ученик.(3,4 слайд) В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Необходимы были новые сырьевые ресурсы. Основной военно-промышленной базой страны стал Урал.

Быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась выработка наркозного эфира, в 1,5 раза – новокаина, в 7 раз – хлорэтана, в 5 раз – препаратов висмута. Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков, эмалей для военных самолетов. В работах по увеличению добычи нефти в Башкирии (второе Баку) приняли участие около 100 сотрудников Академии наук и Наркомнефти. Добыча нефти в этом районе возросла в 12 раз.
Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство. Ученые разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Только в 1942 г. было внедрено около 50 важнейших оборонных работ, выполненных сотрудниками Академии наук.

Таблица 1. Производство основных видов химической продукции (тысяч тонн)





1940 год

1942 год

1943 год

1944 год

1945 год

Серная кислота

1587

646

766

893

781

Аммиак синтетический

338

167

245

290

275

Сода каустическая

175

77

97

112

118

Сода кальцинированная

509

59

100

150

224

Минеральные удобрения

756

90

130

185

253

Синтетический каучук

100

22

15

35

46

Синтетические красители

34,3

6,5

9,9

13,5

15



4 ученик.(5 слайд) За этими цифрами кроется титаническая работа инженеров- химиков, которые в короткие сроки изобретали и получали новые химические составы для нужд фронта.

Вспомним начало войны … 1941 год Немецкие танки рвутся к Москве. Советская армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия, боеприпасов, но самое главное не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят химики. В два дня на одном из военных заводов налажен выпуск бутылок КС (Качугина – Солодовникова) или просто бутылок с зажигательной смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и битвах под Сталинградом, на Курской дуге, в 1944 - при освобождении Европы, в 1945 – при взятии Берлина.

Что представляют собой эти бутылки?

К обыкновенной стеклянной бутылке прикреплялись резиновые капсулы, содержащие серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе о броню разбивалось, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

Большую роль, особенно в партизанском движении, сыграли зажигательные смеси. Начинкой для них были порошки алюминия, магния и оксида железа (III). Детонатором служила гремучая ртуть. Иногда в состав зажигательных смесей добавляли немного битума или нефти. При ударе ёмкости с зажигательной смесью срабатывал детонатор, воспламеняющий основной горючий состав, который быстро возгорался до очень высоких температур, всё вокруг начинало гореть.

5 ученик. ( 6, 7 слайд) Участие академика Н. Н. Семенова в борьбе за победу в Великой Отечественной войне всецело определялось разработанной им в 1928—1936 гг. теорией цепных разветвленных реакций. Результаты исследования процессов взрыва, горения и детонации, проводимые Н. Н. Семеновым и его сотрудниками, во время войны использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ. Данные исследований сотрудников руководимого им Института химической физики АН СССР были использованы при создании и совершенствовани так называемых кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками. Применение их против «неуязвимых» новых немецких «тигров» вызвало у гитлеровского командования недоумение и замешательство. Кумулятивные снаряды пробивали броню толщиной, равной их калибру, мины пробивали броню толщиной 200 мм. Эти снаряды были использованы в танковом сражении на Курской дуге.
6 ученик. Перестроиться на выпуск веществ для военных действий пришлось и сотрудникам такого «мирного» института, как Научно-исследовательский институт удобрений и инсектофунгицидов, директором которого в годы войны был крупнейший советский химик-технолог Семен Исаакович Вольфкович.

СИ. Вольфкович был известен как создатель технологических способов и организатор промышленного производства концентрированных удобрений на основе хибинских апатитов, элементарного фосфора из фосфоритных руд и др. В первые годы войны ему было поручено организовать производство фосфорсодержащих веществ и на их основе зажигательных средств для противотанкового оружия. На опытном заводе института было налажено производство сплавов фосфора с серой, которые заливались в стеклянные бутылки и служили зажигательными противотанковыми «бомбами». Но изготовление и метание таких «бомб» было опасным. Уже в 1942 г. С. И. Вольфкович с сотрудниками разработали условия, исключающие опасность изготовления, транспортировки и применения этих «бомб». Им было разработано и организовано на металлургических заводах Урала получение фосфора для нужд войны в доменных печах.

Для борьбы с многочисленными пожарами, возникавшими от сброшенных вражескими самолетами бомб, по предложению СИ. Вольфковича были созданы специальные растворы солей фосфорной кислоты.
7 ученик. Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского».
Учитель

Сегодня у нас ещё одна возможность назвать имена тех, кто «приближали День Победы как могли». Вспомним имена учёных, чьи работы, открытия внесли огромный вклад в повышение обороноспособности нашей страны.

Ученики:

Зинаида Виссарионовна Ермольева – выдающийся учёный биохимик, микробиолог – в 1942 году впервые из отечественного сырья получила пенициллин, спасшего сотни тысяч жизней советских солдат;

Николай Николаевич Семёнов – создавший теории теплового взрыва и цепных реакций, которые легли в основу разработки ядерного вооружения

Александр Николаевич Несмеянов – применил диазометод для получения органических соединений олова, свинца, сурьмы и других металлов, которые нашли широкое применение в военном деле

Михаил Исаакович Тёмкин - разработавший теорию равновесий и кинетических процессов на неоднородных поверхностях катализатора, которая с успехом применялась на химических производствах как в годы войны, так и в последующие годы

Симон Залманович Рогинский – разработал представления о широкой энергетической и химической неоднородности катализаторов, которые использовались в органическом синтезе для производства органических веществ для нужд фронта.

Николай Дмитриевич Зелинский - предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз. Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем риформинга – ароматизации нефти: Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом.

8 ученик. Огромен вклад в победу над врагом всех людей. Но особо следует выделить учителей, простых и скромных работников просвещения. Ведь это они воспитали то поколение пламенных патриотов, которые, не щадя жизни, смело встали на защиту Родины. Одни педагоги ушли добровольцами на фронт, сражались с врагом в частях действующей армии и в партизанских отрядах, другие самоотверженно продолжали трудиться в тылу, возрождая из руин школы, отдавая детям весь жар своего сердца!

...У каждого была своя война,

Свой путь вперед, свои участки боя,

И каждый был во всем самим собою,

И только цель у всех была одна.

(М. Алигер)
9 ученик. В грозные годы войны учителя выступали с патриотической инициативой: «Построим танковую колонну «Народный учитель». Пусть в рядах советских танков, беспощадно разящих врага, будут и наши танки, построенные на средства педагогов, которые отомстят врагу за невинную кровь советских детей, уничтоженных фашистами, за кровь учителей, павших смертью героев». Этот призыв нашел горячий отклик. Изо дня в день, из месяца в месяц на особый текущий счет непрерывным потоком поступали денежные взносы учителей. А через некоторое время танковая колонна «Народный учитель» вступила в бой с фашистскими захватчиками.

Имена ваши

Мы нанесем на гранитные плиты,

На бетон и на мрамор,

И вплавим в металл.

Повторим нашу клятву:

Никто не забыт и ничто не забыто,

И добавим:

Без вести никто не пропал!

(Р. Рождественский)

Учитель. Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь. Почти шесть десятилетий прошло с того светлого майского дня, когда отгремели последние залпы орудий, и над Европой вновь засияло чистое небо. Все отдаленнее становится эхо грозной войны. Но никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг тех, кто отстоял честь, независимость, свободу своей Родины и избавил от «коричневой чумы» народы Европы. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя и ученые-химики.

( звучит песня Д. Тухманова «День победы»)
10 ученик. (8 слайд) Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

Всех, не вернувшихся домой,

Всех воевавших и страдавших

Минутой обниму одной.

Пусть всё замрёт в минуту эту,

Пусть даже время промолчит,

Мы помним ВАС, отцы и деды,
Россия, Родина ВАС чтит!

(объявляется минута молчания)

Учитель. ( 9, 10 слайд) Завершаем мероприятие мы символическим салютом в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу. (Учащиеся демонстрируют “салют”. )

Опыт "Сноп" искр из тигля".
Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, спиртовка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия.
На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 1-2 чайной ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени спиртовки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр. С появлением искр спиртовку следует поставить. (Опыт эффективнее проводить в затемненном помещении).
Учитель (11 слайд)

Память! Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество разума над безумием, жизни над смертью, гуманности над варварством. И я хочу, чтобы вы всегда задумывались над вопросом:

«Не потому ли я живу, что умерли они?»
Викторина

1. Назовите «крылатые» металлы. (Алюминий, магний, бериллий.)

2. Какой металл и благодаря какому свойству используется в огнестрельном оружии?

(Свинец, высокая плотность.)

3.Назовите основные компоненты пиротехнических смесей. (Бертолетова соль, нитрат

калия, сера, уголь.)

4. Какое вещество являлось основой зажигательных смесей, применяемых особенно в

первые годы войны? (Фосфор.)

5. Какой металл используется в изготовлении осветительных сигнальных ракет? (Магний.)

6 .Как применялся водород в годы войны? (Заполнение дирижаблей, в противовоздушной

обороне.)

7. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

8. Как используется магний в военном деле?

9. Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?

10. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

11. Какой металл может "болеть чумой"?

12.В чем секрет самурайских мечей?

13. Какой металл и почему называют "крылатым"?

14. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

15. Какой металл придает ума глупцу, честь - подлецу, трусливому - геройства?

16. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов?

17. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра

Македонского?

18. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?

19. Каких вы знаете ученых-химиков, лауреатов Государственной премии военных лет?

20. Назовите основные направления научных исследований химиков в годы войны.

21. В чем состояла перестройка химической отрасли промышленности в годы Великой

Отечественной войны?

22. Назовите выдающихся ученых-химиков, обратившихся в первые месяцы войны к

деятелям науки всего мира. К чему призывало это обращение ученых?

23. Назовите ученого-химика, автора книги «Война и стратегическое сырье». Что вам

известно о нем?

24. Что такое тротил и какова его химическая формула? К какому классу соединений

относится тротил и где он применяется?

25. Какие исследования академика Фаворского нашли широкое применение в оборонной

отрасли промышленности?

26. Кто из ученых изобрел противогаз? На каком явлении основан принцип его действия?

27. Какой металл называют крылатым и почему?

28. Какое применение находят пластмассы в военном деле? Приведите примеры.
Использованная литература:
1. Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя победы//Химия в школе. -1985. -№ 2. -С. 73-77.

2. Байкова В. М. Ученые-химики в Великой Отечественной войне//Химия в школе. -1985. -№

2. -С. 77-78.

3. Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник/Н. Г. Андроников, А. С.

Галицан, М. М. Кирьян и др.; Под общ. ред. М. М. Кирьяна. -М.: Политиздат, 1985.

4. Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: В

12 т. -М.: Современник. Т. 1. «Вставай, страна огромная!», 1984; Т. 3. «Подвиг

Ленинграда», 1983; Т. 9. «Все для фронта», 1985.

5. За тебя, Ленинград! Поэты в боях за город Ленина/Сост. В. А. Шошин. -Л.: Лениздат, 1985.

6. Петров Ю. Фотографии выцветают, а воспоминания никогда: Стихи. -М., 1997.

7. Якутина М. Ф. Неделя, посвященная Дню Победы//Химия в школе. -1986. -№ 2. -С. 6

8. Химия в школе - 1996 - №1;

9. Химия в школе - 4'2005

10. Химия в школе - 7'2005

11 Химия в школе - 9'2005;

12 Химия в школе - 8'2006

13. Химия в школе - 11'2006.2-64.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconМосковский метрополитен в годы Великой Отечественной войны
Каждый из нас пользуется Московским метрополитеном. Но не все знают о большой роли столичной подземки в годы Великой Отечественной...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconКавказские Минеральные Воды в годы Великой Отечественной войны
Цель работы: показать роль и значение кавказских Минеральных Вод в годы Великой Отечественной войны, как городов – госпиталей в лечении...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconДоклад «О ходе обеспечения жильем Ветеранов Великой Отечественной войны»
Президента Российской Федерации от 09. 01. 2010 №30) в Исполнительном комитете г. Казани активно ведутся работы по обеспечению жильем...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны icon«Вклад моей семьи в Победу СССР в Великой Отечественной войны». На...
Музей существует с 2003 года. Паспортизирован в 2006 году. Свидетельство под №11100
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconТульские поэты периода Великой Отечественной войны о героической обороне города Тулы
Известные советские поэты о героической тульской земле в годы Великой Отечественной войны
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconУрок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны»
Приложение Урок по новейшей истории России на тему: «Культура в годы Великой Отечественной войны» учителя моу сош №50 г. Твери Мещеряковой...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconПрофсоюзы промышленных предприятий дона и кубани в период великой...
Охватывают период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – май 1945 гг.). Но для характеристики профессиональных союзов и уровня...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconУрок для обучающихся 4 «А» и4 «В» классов мкоу северной сош по теме:...
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов отделом архивной службы администрации Северного района Новосибирской области 30 апреля...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconКлассный час «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны» Цели
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., с их ровесниками в послевоенный период
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconКонтрольная работа по курсу «История педагогики и философия образования»...
Роль государственных трудовых резервов (1940) в подготовке рабочих кадров в годы Великой Отечественной войны
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconПлан-конспект урока начало Великой Отечественной войны
Цель урока: Знакомство с основными событиями начального этапа Великой Отечественной войны, понимание причин неудач Советской Армии...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconДеятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению...
Деятельность эвакогоспиталей по лечебно-эвакуационному обеспечению советских войск в годы великой отечественной войны
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconВпервые был сорван гитлеровский план «молниеносной войны» Начался...
А какое событие произошло во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Уран»?
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной...
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconДиплом Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны
Сталинские Соколы. Советская и немецкая авиации в годы Великой Отечественной войны
Ученые – химики в годы Великой Отечественной войны iconСочинение «Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне»
Происходит это благодаря человеческой памяти и книгам. К таким событиям относятся и страшные годы Великой Отечественной войны. О...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск