М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными





НазваниеМ. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными
страница1/6
Дата публикации10.08.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6
Жеребенок.

М. Шолохов

    Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными 
    мухами, головой вперед, с вытянутыми передними ножонками выбрался он из мамашиной утробы и прямо над собою увидел нежный, сизый, тающий комочек шрапнельного разрыва, воющий гул кинул его мокренькое тельце под ноги матери. Ужас был первым чувством, изведанным тут, на земле. Вонючий град картечи с цоканьем застучал по черепичной крыше конюшни и, слегка окропив землю, заставил мать жеребенка - рыжую Трофимову кобылицу - вскочить на ноги и снова с коротким ржаньем привалиться вспотевшим боком к спасительной куче. 
     В последовавшей затем знойной тишине отчетливей зажужжали мухи, петух, по причине орудийного обстрела не рискуя вскочить на плетень, где-то под сенью лопухов разок-другой хлопнул крыльями и непринужденно, но глухо пропел. Из хаты слышалось плачущее кряхтенье раненого пулеметчика. Изредка он вскрикивал резким осипшим голосом, перемежая крики неистовыми ругательствами. В палисаднике на шелковистом багрянце мака звенели пчелы. За станицей в лугу пулемет доканчивал ленту, и под его жизнерадостный строчащий стук, в промежутке между первым и вторым орудийными выстрелами, рыжая кобыла любовно облизала первенца, а тот, припадая к набухшему вымени матери, впервые ощутил полноту жизни и неизбывную сладость материнской ласки. 
     Когда второй снаряд жмякнулся где-то за гумном, из хаты, хлопнув дверью, вышел Трофим и направился к конюшне. Обходя навозную кучу, он ладонью прикрыл от солнца глаза и, увидев, как жеребенок, подрагивая от напряжения, сосет его, Трофимову, рыжую кобылу, растерянно пошарил в карманах, дрогнувшими пальцами нащупал кисет и, слюнявя цигарку, обрел дар речи: 
     - Та-а-ак... Значит, ожеребилась? Нашла время, нечего сказать.- В последней фразе сквозила горькая обида. 
     К шершавым от высохшего пота бокам кобылы прилипли бурьянные былки, сухой помет. Выглядела она неприлично худой и жидковатой, но глаза лучили горделивую радость, приправленную усталостью, а атласная верхняя губа ежилась улыбкой. Так, по крайней мере, казалось Трофиму. После того как поставленная в конюшню кобыла зафыркала, мотая торбой с зерном, Трофим прислонился к косяку и, неприязненно косясь на жеребенка, сухо спросил: 
     - Догулялась? 
     Не дождавшись ответа, заговорил снова: 
     - Хоть бы в Игнатова жеребца привела, а то черт его знает в кого... Ну, куда я с ним денусь? 
     В темноватой тишине конюшни хрустит зерно, в дверную щель точит золотистую россыпь солнечный кривой луч. Свет падает на левую щеку Трофима, рыжий ус его и щетина бороды отливают красниною, складки вокруг рта темнеют изогнутыми бороздами. Жеребенок на тонких пушистых ножках стоит, как игрушечный деревянный конек. 
     - Убить его? - Большой, пропитанный табачной веленью палец Трофима кривится в сторону жеребенка. 
     Кобыла выворачивает кровянистое глазное яблоко, моргает и насмешливо косится на хозяина. x x x 
     В горнице, где помещался командир эскадрона, в тот вечер происходил следующий разговор: 
     - Примечаю я, что бережется моя кобыла, рысью не перебежит, наметом - не моги, опышка ее душит. Доглядел, а она, оказывается, сжеребаиная... Так уж береглась, так береглась... Жеребчик-то масти гнедоватой... Вот...- рассказывает Трофим. 
     Эскадронный сжимает в кулаке медную кружку е чаем, сжимает так, как эфес палаша перед атакой, к сонными глазами глядит на лампу. Над желтеньким светлячком огня беснуются пушистые бабочки, в окно налетают, жгутся о стекло, на смену одним - другие.
     - ...безразлично. Гнедой или вороней - все равно. Пристрелить. С жеребенком мы навродь цыганев будем. 
     - Что? Вот и я говорю, как цыгане. А ежели командующий, что тогда? Приедет осмотреть полк, а он будет перед фронтом солонцевать и хвостом этак... А? На всю Красную Армию стыд и позор. Я даже не понимаю, Трофим, как ты мог допустить? В разгар гражданской войны и вдруг подобное распутство... Это даже совестно. Коноводам строгий приказ: жеребцов соблюдать отдельно. 
     Утром Трофим вышел из хаты с винтовкой. Солнце еще не всходило. На траве розовела роса. Луг, истоптанный сапогами пехоты, изрытый окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки. Около полевой кухни возились кашевары. На крыльце сидея эскадронный в сопревшей от давнишнего пота исподней рубахе. Пальцы, привыкшие к бодрящему холодку револьверной рукоятки, неуклюже вспоминали забытое, родное - плели фасонистый половник для вареников. Трофим, проходя мимо, поинтересовался: 
     - Половничек плетете? 
     Эскадронный увязал ручку тоненькой хворостинкой, процедил сквозь зубы: 
     - А вот баба - хозяйка - просит... Сплети да сплети. Когда-то мастер был, а теперь не того... не удался. 
     - Нет, подходяще,- похвалил Трофим. 
     Эскадронный смел с колен обрезки хвороста, спросил: 
     - Идешь жеребенка ликвидировать? 
     Трофим молча махнул рукой и прошел в конюшню. 
     Эскадронный, склонив голову, ждал выстрела. Прошла минута, другая - выстрела не было. Трофим вы вернулся из-за угла конюшни, как видно чем-то смущенный. 
     - Ну, что? 
     - Должно, боек спортился... Пистон не пробивает. 
     - А ну, дай винтовку. 
     Трофим нехотя подал. Двинув затвором, эскадронный прищурился. 
     - Да тут патрон нету!.. 
     - Не могет быть!..- с жаром воскликнул Трофим. 
     - Я тебе говорю, нет. 
     - Так я ж их кинул там... за конюшней... 
     Эскадронный положил рядом винтовку и долго вертел в руках новенький половник. Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло запахом цветущего краснотала, землей попахивало, трудом, позабытым в неуемном пожаре войны... 
     - Слушай!.. Черт с ним! Пущай при матке живет. Временно и так далее. Кончится война - на нем еще того... пахать. А командующий, на случай чего, войдет в его положение, потому что молокан и должен сосать... И командующий титьку сосал, и мы сосали, раз обычай такой, ну и шабаш! А боек у твово винта справный. x x x 
     Как-то, через месяц, под станицей Усть-Хоперской эскадрон Трофима ввязался в бой с казачьей сотней. Перестрелка началась перед сумерками. Смеркалось, когда пошли в атаку. На полпути Трофим безнадежно отстал от своего взвода. Ни плеть, ни удила, до крови раздиравшие губы, не могли понудить кобылу пдти наметом. Высоко задирая голову, хрипло ржала она и топталась на одном месте до тех пор, пока жеребенок, разлопушив хвост, не догнал ее. Трофим прыгнул с седла, пихнул в ножны шашку и с перекошенным злобой лицом рванул с плеча винтовку. Правый флапг смешался с белыми. Возле яра из стороны в сторону, как под ветром, колыхалась куча людей. Рубились молча. Под копытами коней глухо гудела земля. Трофим на секунду глянул туда и схватил на мушку выточенную голову жеребенка. Рука ли дрогнула сгоряча, или виною промаха была еще какая-нибудь причина, но после выстрела жеребенок дурашливо взбрыкнул ногами, тоненько заржал и, выбрасывая из-под копыт седые комочки пыли, описал круг и стал поодаль. Обойму не простых патронов, а бронебойных - с красномедными носами - выпустил Трофим в рыжего чертенка и, убедившись в том, что бронебойные пули (случайно попавшие из подсумка под руку) не причинили ни вреда, ни смерти потомку рыжей кобылы, вскочил на нее и, чудовищно ругаясь, трюпком поехал туда, где бородатые краснорожие староверы теснили эскадронного с тремя красноармейцами, прижимая их к яру. 
     В эту ночь эскадрон ночевал в степи возле неглубокого буерака. Курили мало. Лошадей не расседлывали. Разъезд, вернувшийся от Дона, сообщил, что к переправе стянуты крупные силы противника. 
     Трофим, укутав босые ноги в полы резинового плаща, лежал, вспоминая сквозь дрему события минувшего дня. Плыли перед глазами: эскадронный, прыгающий в яр, щербатый старовер, крестящий шашкой политкома, в прах изрубленный москлявенький казачок, чьето седло, облитое черной кровью, жеребенок... 
     Перед светом подошел к Трофиму эскадронный, в потемках присел рядом. 
     - Спишь, Трофим? 
     - Дремаю. 
     Эскадронный, поглядывая на меркнувшие звезды, сказал: 
     - Жеребца свово сничтожь! Наводит панику в бою... Гляну на него, и рука дрожит... рубить не могу. А все через то, что вид у него домашний, а на войне подобное не полагается... Сердце из камня обращается в мочалку... И между прочим, не стоптали поганца в атаке, промеж ног крутился...- Помолчав, он мечтательно улыбнулся, но Трофим не видел этой улыбки. Понимаешь, Трофим, хвост у него, ну, то есть... положит на спину, взбрыкивает, а хвост, как у лисы... Замечательный хвост!.. 
     Трофим промолчал. Накрыл шинелью голову и, подрагивая от росной сырости, уснул с диковинной быстротой. x x x 
     Против старого монастыря Дон, притиснутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью. На повороте вода кучерявится завитушками, и зеленые гривастые волны с наскока поталкивают меловые глыбы, рассыпанные у воды вешним обвалом. 
     Если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и миролюбивей, и не начали оттуда обстрела предгорья, эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря. 
     В полдень переправа началась. Небольшая комяга подняла одну пулеметную тачанку с прислугой и тройку лошадей. Левая пристяжная, не видавшая воды, испугалась, когда на средине Дона комяга круто повернула против течения и слегка накренилась набок. Под горой, где спешенный эскадрон расседлывал лошадей, отчетливо слышно было, как тревожно она храпела и стучала подковами по деревянному настилу комяги. 
     - Загубит лодку! - хмурясь, буркнул Трофим и не донес руку до потной спины кобылы: на комяге пристяжная дико всхрапнула, пятясь к дышлу тачанки, стала в дыбки. 
     - Стреляй!..- заревел эскадронный, комкая плеть. 
     Трофим увидел, как наводчик повис на шее пристяжной, сунул ей в ухо наган. Детской хлопушкой стукнул выстрел, коренник и правая пристяжная плотней прижались друг к дружке. Пулеметчики, опасаясь за комягу, придавили убитую лошадь к задку тачанки. Передние ноги ее медленно согнулись, голова повисла... 
     Минут через десять эскадронный заехал с косы и первый пустил своего буланого в воду, за ним следом с грохочущим плеском ввалился эскадрон - сто восемь полуголых всадников, столько же разномастных лошадей. Седла перевозили на трех каюках. Одним из них правил Трофим, поручив кобылу взводному Нечепуренко. С середины Дона видел Трофим, как передние лошади, забредая по колено, нехотя глотали воду. Всадники понукали их вполголоса. Через минуту в двадцати саженях от берега густо зачернели в воде лошадиные головы, послышалось многоголосое фырканье. Рядом е лошадьми, держась за гривы, подвязав к винтовкам одежду и подсумки, плыли красноармейцы. 
     Кинув в лодку весло, Трофим поднялся во весь рост и, жмурясь от солнца, жадно искал глазами в куче плывущих рыжую голову своей кобылы. Эскадрон похож был на ватагу диких гусей, рассыпанную по небу выстрелами охотников: впереди, высоко поднимая глянцевитую спину, плыл буланый эскадронного, у - мого хвоста его белыми пятнышками серебрились ушм коня, принадлежавшего когда-то политкому, сзади плыли темной кучей, а дальше всех, с каждой секундой отставая все больше и больше, виднелись чубатая голов взводного Нечепуренко и по левую руку от него острые уши Трофимовой кобылы. Напрягая зрение, Трофим увидал и жеребенка. Плыл он толчками, то высоко выбрасываясь из воды, то окунаясь так, что едва виднелись ноздри. 
     И вот тут-то ветер, плеснувшийся над Доном, донес до Трофима тонкое, как нитка паутины, призывное ржанье: и-и-и-го-го-го!.. 
     Крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки. Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы - и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессилевший жеребенок, а саженях в десяти от него Нечепуренко силился и не мог повернуть матку, плывшую к коловерти с хриплым ржаньем. Друг Трофима, Стешка Ефремов, сидевший в лодке на куче седел, крикнул строго: 
     - Не дури! Правь к берегу! Видишь, вон они, казаки!.. 
     - Убью! - выдохнул Трофим и потянул за ремень винтовку. 
     Жеребенка течением снесло далеко от места, где переправлялся эскадрон. … Трофим судорожно махал веслом, лодка двигалась скачками. На правом берегу из яра выскочили казаки. Забарабанила басовитая дробь "максима". Чмокаясь в воду, шипели пули. Офицер в изорванной парусиновой рубахе что-то кричал, размахивая наганом. 
     Жеребенок ржал все реже, глуше и топыпо был короткий режущий крик. И крик этот до холодного ужаса был похож на крик ребенка. Нечепурепко, бросив кобылу, легко поплыл к левому берегу. Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил, целясь ниже головки, засосанной коловертью, рванул с ног сапоги и с глухим мычанием, вытягивая руки, плюхнулся в воду. 
     На правом берегу офицер в парусиновой рубахе гаркнул: 
     - Пре-кра-тить стрельбу!.. 
     Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил его под нахолодавший живот, захлебываясь, судорожно икая, двинулся к левому берегу... С правого берега не стукнул ни один выстрел. 
     Небо, лес, песок - все ярко-зеленое, призрачное... Последнее чудовищное усилие - и ноги Трофима скребут землю. Волоком вытянул на песок ослизлое тельце жеребенка, всхлипывая, блевал зеленой водой, шарил по песку руками... В лесу гудели голоса переплывших эскадронцев, где-то за косою дребезжали орудийные выстрелы. Рыжая кобыла стояла возле Трофима, отряхаясь и облизывая жеребенка. С обвислого хвоста ее падала, втыкаясь в песок, радужная струйка... 
     Качаясь, встал Трофим на ноги, прошел два шага по песку и, подпрыгнув, упал на бок. Словно горячий укол пронизал грудь; падая, услышал выстрел. Одинокий выстрел в спипу - с правого берега. На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу, а на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью.

1926

Взаимодействие заглавия и текста в "Донских рассказах" М.А.Шолохова

Быкова Ирина Константиновна, преподаватель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Объявление

Цели урока:

познавательные:

  • чтение и комментирование фрагментов рассказов с использованием биографического, историко-литературного, текстологического комментариев текста;

  • приобретение навыков исследовательской работы над прозаическим текстом;

  • формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;

развивающие:

  • развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;

  • формирование эстетического вкуса и приобщение студентов к творчеству М.А.Шолохова;

воспитывающие:

  • воспитание внимания к слову;

  • развитие любви к произведениям русских писателей, к произведениям М.А.Шолохова.

Оборудование: "Донские рассказы" М.А.Шолохова; фотографии писателя, обложка к изданию рассказа "Нахаленок", фотография дома Шолохова в Вешенской, вид на Вешенскую с Дона, крутояры Дона, кадр из фильма "Смертный враг" по одноименному рассказу.

Форма урока - аналитическая беседа.

Ход урока

Заглавие - один из компонентов текста, предваряющий текст, называющий его, - имеет важное значение для раскрытия идейного и философского смысла произведения.

Будучи компонентом текста, заглавие оказывается связанным с текстом довольно сложными отношениями взаимозависимости. С одной стороны, оно предопределяет в известной мере содержание текста, с другой - само определяется им, развивается, обогащается по мере развертывания текста.

Заглавие всегда сообщение о содержании того, что предстоит нам прочитать. "Приступая к чтению книги, - замечал А.М.Пешковский,- читатель интересуется содержанием ее и в заглавии видит намек на это содержание или даже сжатое выражение его Значит, название книги есть всегда нечто большее, чем название". [ 2 ]

Что говорит нам заглавие книги "Донские рассказы"?

Заглавие нацеливает нас на место действия - Дон. Слово "рассказы" определяет жанровые особенности повествований и их количество.

Историческая справка. Донское казачество всегда отличалось вольнолюбивым характером, и даже во времена империалистической России имело автономию. Революция 1917 года, гражданская война, события, происходящие в России в 1917 - 1918 гг, были присущи и территории Дона.

"Поэты рождаются по-разному. Я, например, родился из гражданской войны на Дону", - признавался писатель. Шолохов оказался в эпицентре гражданской междоусобицы, видел белый стан изнутри. В марте 1919 г. он стал очевидцем трагических событий Верхне-Донского контрреволюционного восстания, вспыхнувшего в тылу Красной Армии. Цикл "Донские рассказы" - это повествование о событиях, участником которых являлся писатель: служил продработником, "гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922, и банды гонялись за нами", "комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти", лет ему было всего лишь семнадцать.

Первый рассказ М,Шолохова "Звери" (позднее опубликован под названием "Продкомиссар") встретил непонимание: "ни вашим, ни нашим". 14 декабря 1924 г. появился рассказ "Родинка", явившийся прологом донского цикла. В.1926 г. выходит первый сборник "Донские рассказы".

Обратимся к содержанию "Донских рассказов". В книгу вошли следующие рассказы: "Родинка", "Пастух", "Продкомиссар", "Алешкино сердце", "Бахчевник", "Путь-дороженька", "Нахаленок", "Председатель реввоенсовета республики", "Смертный враг", "Жеребенок", "О Колчаке, крапиве и прочем", "Чужая кровь" [ 3 ].

Что подсказывают нам названия рассказов?

Названия рассказов "Родинка", "Пастух", "Алешкино сердце", "Бахчевник", "Нахаленок", "Жеребенок" указывают на молодость героев.

Названия "Председатель реввоенсовета республики", "О Колчаке, крапиве и прочем", "Смертный враг", "Чужая кровь" дают представление о времени, отраженном в рассказах - эпоха революции и гражданской войны.

Повесть "Путь-дороженька" (единственная в цикле, состоит из двух частей) определяет действие главных героев в цикле - движение вперед, к счастью, к мирной жизни.

Так что же говорят нам названия в цикле "Донские рассказы"?

Действие будет происходить на Дону, герои рассказов - молодые люди - живут в эпоху революции и гражданской войны. И каким будет их будущее, зависит от людей, которые живут рядом с ними.

Опираясь на названия рассказов, мы наметили путь нашей работы над взаимодействием заглавия и текста:

  1. Ищем в тексте доказательства места действия - Дон.

  2. Как в рассказах отражается эпоха революции и гражданской войны.

  3. Тема и идейное содержание цикла и рассказов.

  4. Система действующих лиц.

Место действия рассказов - Дон доказывается лексикой: казак, хата, яр, кочковатый летник, хутор, станица, кочет, бахча, бахчевник, станичники и др.; фразами "И поплыл на желтую косу, обнимающую Дон.", "Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном. Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды." ("Родинка"); "Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых, с восхода - шестнадцать суток дул горячий ветер", "Степь испятнали бурые прыщи сурчиных нор; свистят сурки протяжно и настороженно; из логов с травою приземистой стрепета взлетают, посеребренным опереньем сверкая", "Степь, иссохшая, с чахоточным румянцем зорь, в полдень" ("Пастух"); "Два лета подряд засуха дочерна вылизала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы" ("Алешкино сердце"); "встал Митька раньше раннего, обротал гнедого, к Дону поехал напоить и искупать коня-работягу", "Через станицу утрами тянулись к Дону обозы со снарядами, патронами, колючей проволокой", "Позавтракавши, уходил с удочками к Дону, сидя на берегу, смотрел, как по мосту двигалась пехота", "Жил в шалаше на макушке горы. Видно оттуда молочно-белую ленту Дона, станицу, пристывшую под горою, и кладбище с бурыми пятнышками могил", "Спустились к воде. Дон снова облизывал лица и шеи, отдохнувшие руки уверенней кромсают воду" ("Бахчевник"); "Вдоль Дона до самого моря степью тянется Гетманский шлях. С левой стороны пологое песчаное Обдонье, зеленое чахлое марево заливных лугов, изредка белесые блестки безыменных озер; с правой - лобастые, насупленные горы, а за ними, за дымчатой каемкой Гетманского шляха, за цепью низкоросых курганов - речки, степные большие и малые казачьи хутора и станицы и седое вихрастое море ковыля" ("Путь-дорога"); "Против старого монастыря Дон, пристегнутый к горе, мчится с бесшабашной стремительностью. На повороте вода кучерявится завитушками, и зеленые гривастые волны с наскока подталкивают меловые глыбы, рассыпанные у воды вешним обвалом" ("Жеребенок"); "Ночью из-за Дона подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог" ("Чужая кровь").

Описание природы Дона у Шолохова не только рисует картину окружающего мира, но и настраивает на определенный тон повествования, создает настроение.

Все рассказы связаны как в пространстве, так и во времени. Они отражают трудное для нашей страны время - время революции и гражданской войны. Рассказом, задающим тон повествованию, настраивающим на трагические события в жизни казаков, можно считать рассказ "Родинка". Он первый в цикле, поэтому его название не предвещает ничего трагического. Но уже первые строчки повествования вводят нас в мир войны: "На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба". Все смешалось: предметы войны лежат рядом с хлебом, ассоциирующимся у каждого человека с жизнью. Читая дальше, мы оказываемся в центре гражданской войны на Дону. В смертельной схватке встречаются командир эскадрона Николай Кошевой (член РКСМ) и атаман банды. Николка вырос без отца, пропавшего в германскую войну, мать умерла, и он ушел с красноармейцами воевать против Врангеля.

Атаман семь лет не видел родной земли. Сначала германская война, потом плен, армия Врангеля, теперь он бандит.

Они оба устали от войны. Николки мечтает учиться; закаменевшая душа атамана тоскует по земле, по семье, по сыну, которого последний раз видел совсем мальчишкой, таким помнил всегда, такого почему-то надеялся увидеть. Они встречаются в бою, полные ненависти друг к другу, не подозревая, что столкнулись в смертельной схватке отец и сын. Атаман убивал врага, но, сняв с него сапоги, увидел родинку на ногеи узнал своего сына. Не высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта кутерьма, белые, красные... Жизнь кончена, незачем жить; держа в объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился.

Так тема цикла "Донские рассказы" определяется уже первым рассказом - это тема гражданской войны, самой страшной войны, потому что в ней врагами оказываются близкие люди. В рассказе "Родинка" врагами оказались отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? Шолохов не комментирует события гражданской войны, он только рисует эти страшные картины, давая возможность читателю самому делать вывод.

Идея цикла также задается первым рассказом - показать события гражданской войны на Дону, противоборство между "отцами" и "детьми", красными и белыми, казаками и "иногородними". Человек у Шолохова поставлен в нравственную коллизию выбора, пытается соединить полярные стихии жизни - кровавое и социальное. Именно здесь открылся у Шолохова "гуманизм непривычного масштаба" [ 1 ], некая "философская доминанта".

Мотив смерти настойчиво начинает звучать уже в первом рассказе и проходит через весь цикл "Донских рассказов": "патроны, пахнущие сгоревшим порохом", "отчаянно застучал пулемет", "шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло тело и послушно сползло наземь" ("Родинка"); "телушка Гришакина сдохла", "к полудню подохли все", "не дождавшись ответа, выстрелил Григорию в рот" ("Пастух"); "показательный суд устроим и шлепнем", "Расстрелять!", "Лежали трое суток. Тесленко, в немытых бязевых подштанниках, небу показывал пузырчатый ком мерзлой крови, торчащей изо рта, разрубленного до ушей. У Бодягина по голой груди безбоязненно прыгали чубатые степные птички, из распоротого живота и порожних глазных впадин не торопясь поклевывали черноусый ячмень" ("Продкомиссар"); "К вечеру, объевшись волокнистого мяса, умерла Алешкина сестренка - младшая, черноглазая", "Убитая едой, уснула, как лежала, - голова в печке, а ноги на скамье", "зажав в кулак железный утюг, молча била ее по голове, лицу, по гулкой иссохшей груди" ("Алешкино сердце") и т.д. Погибают от руки бандитов взрослые, защищая советскую власть, власть, которая дала им землю, вселила надежду на счастливую жизнь, погибают дети, вставшие на сторону большевиков, поддерживающие новую власть, мечтающие учиться.

Несмотря на мотив смерти, присутствовавший во всех рассказах, побеждает жизнь: продкомиссар спасает бездомного мальчишку, сестра Григория Дунятка идет в город учиться (об этом мечтал брат), Алешка спасает от смерти ребенка бандита, Митька и Федор уходят к красным, убивают Ефима, но остается жить его маленький сын ("Смертный враг"), спасая жеребенка, погибает Трофим ("Жеребенок").

Все рассказы объединены образом главного героя: ребенок ("Нахаленок", "Жеребенок"), подросток ("Пастух", "Алешкино сердце", "Бахчевник", "Путь-дороженька"), молодой человек ("Продкомиссар", "Чужая кровь", "Родинка"). Есть рассказы, герои которых не относятся к категории молодых, но сражаются они за Советскую власть, борются с бандитами, с противниками новой власти ("Председатель реввоенсовета республики", "Смертный враг", "О Колчаке, крапиве и прочем").

Почему именно дети становятся героями "Донских рассказов" М.А. Шолохов?

Взрослые отстаивают позиции прошлого времени, так как оно им понятно и привычно, не несет никаких перемен, не требует измениться. Дети же, выросшие в бедности ("Родинка"), оставшиеся без родителей ("Пастух"), испытавшие голод ("Алешкино сердце"), увидевшие смерть, терпевшие издевательства отцов ("Бахчевник"), хозяев ("Алешкино сердце", "Пастух"), стремятся к новой жизни, которая обещает равенство, образование, работу, мирную жизнь. И герои видят это спасение в Советской власти, тем более что она уже рядом: в соседней станице, на том берегу Дона, в нескольких километрах. Да и самому Шолохову тогда было столько же лет.

Мы проследили взаимосвязь заглавий в цикле "Донские рассказы", а теперь обратимся непосредственно к самим рассказам и найдем их внутреннюю связь.

Первые три рассказа заканчиваются трагически: "Родинка", "Пастух", "Продкомиссар". Поэтому после череды показанных автором смертей и трупов, черствых душ, возникает рассказ "Алешкино сердце". Нонсенс - доброе сердце среди жестокого мира голода и гражданской войны. Как сердце не ожесточится, когда всё подводит к этому: от голода умерли младшая сестра и мать, на его глазах убили старшую сестру. Сам Алешка выжил только благодаря политкому Синицыну, пожалевшему мальчишку. Видимо, Алешкино сердце - особенное, оно умеет прощать, оставаться добрым, отзывчивым.

После рассказа "Алешкино сердце" трудно не верить, что новая власть не победит старую, тем более что старая несет голод, жестокость, смерть, а новая власть в лице политкома Синицина заботиться об Алешке, помогает выжить, принимает в ряды РКСМ, вселяет надежду на будущее.

Название рассказа "Бахчевник" не предвещает трагических событий. Бахчевник - самая мирная профессия: охрана станичной бахчи. Бахевником стал Митька - сын станичного атамана, человека властного и жестокого, не имеющего жалости ни к пленным солдатам, ни к собственным сыновьям, ни к жене. И опять перед нами столкновение отца и сына, двух сыновей. Казалось бы, сыновья должны поддерживать отца, помогать ему в борьбе с красными, но дети пошли против отца. Сначала старший сын уходит к красным, затем уходит из дома младший Митька. Не передалась детям жестокость отца, не приемлют они и его всепоглощающей ненависти, направленной как против врагов, так и против близких. Если в рассказе "Родинка" отец убивает сына, то в рассказе "Бахчевник" сын убивает отца. И опять автор не высказывает своего прямого отношения к поступкам героев, он предоставляет такую возможность читателю. Нам трудно найти правых и виноватых: убийство всегда остается убийством, а убийство отца - самое страшное преступление. Оно ведет к гибели семьи.

Тема семьи также объединяет все рассказы в цикле. Революция и гражданская война привели с самым трагическим последствиям: разрушили семью, непримиримыми и жестокими врагами стали близкие люди: отец идет против сына, сын против отца, брат против брата. В стороне не остается ни одна семья, изображенная в "Донских рассказах": от голода умирают сестры и мать Алешки ("Алешкино сердце", "Родинка"). Без родителей остались Григорий и Дунятка ("Пастух"), Петр ("Путь-дороженька"); лишились отцов, поддерживающих и защищающих новую власть, восьмилетний Мишка ("Нахаленок") и совсем маленький сын Ефима ("Смертный враг"), не увидят отца дети Трофима ("Жеребенок"). Мы видим этих детей в настоящем, а что с ними будет дальше, не может сказать и сам автор, но одно ясно - детям без родительской помощи, наставлений, доброго слова будет тяжело. У них есть только надежда на счастливое будущее.

Нет такой надежды у героев рассказа "Чужая кровь". Они старики, оставшиеся без сына, без вести пропавшего на войне. Нет сына - нет смысла жизни. Старики выхаживают раненого красноармейца, даже называет именем сына. Он для них воплощение смысла жизни. Заглавие рассказа отражает его содержание: чужая кровь никогда не станет родной. Несмотря на все старания стариков, поправившийся солдат возвращается к себе на Урал. У него нет семьи, нет родителей, но и чужие родители ему не нужны.

Каждый рассказ - это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны.

Для восприятия смыслового содержания заглавия, а в конечном итоге - и всего произведения, для верного прочтения авторской мысли необходимо учитывать связь заглавия с другими компонентами художественного произведения. Казалось бы, что нам может подсказать заглавие "Донские рассказы"? Невнимательному читателю оно не скажет ничего, но если вдуматься в заглавие, проследить внутреннюю связь каждого рассказа, вырисовывается картина эпохи гражданской войны, жизнь мирных жителей, противостояние красных и белых, борьба нового со старым. А самое главное, мы видим разных людей, понимаем их чувства, страдаем вместе с ними, радуемся их победам, вместе с ними терпим поражение и надеемся. Все это происходит потому, что Михаил Александрович Шолохов рассказывает о событиях не придуманных, а пережитых им. Обратимся к эпиграфу урока и попытаемся осмыслить его заново, после работы проведенной над "Донскими рассказами": "Я за то, чтобы у писателя клокотала горячая кровь, когда он пишет, я за то, чтобы лицо его белело от сдерживаемой ненависти к врагу, когда он пишет о нем, и чтобы писатель смеялся и плакал вместе с героем, которого он любит и который ему дорог. Только при этих условиях будет создано настоящее произведение подлинного искусства".

Нужно ли нам сейчас читать "Донские рассказы" М.А.Шолохова? Я думаю, что нужно читать все произведения Шолохова: они помогают понять самое трудное время в истории страны, узнать о жизни донского казачества, сделать для себя вывод: человек должен жить и трудиться в мирном государстве. Самая страшная война - это война между отцом и сыном, между братом и братом, между гражданами одной страны, у нее нет победителей, есть только побежденные.

Домашняя работа: проследить взаимодействие заглавия и текста в рассказах "Пастух", "Продкомиссар", "Путь-дороженька", "Нахаленок", "Смертный враг", "Жеребенок", "О Колчаке, крапиве и прочем".
РОДИНКА
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconМ. А. Шолохов я всё такой же, только
В них Шолохов выразил своё отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconКонкурс рефератов о жизни и творчестве Д. Б. Кабалевского среди 7...
Тема: 105 – летнему юбилею со Дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского посвящается
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconИнформация мкук «Библиотечная система» о проведенных мероприятиях, посвященных 200 летию со дня
Прошло 200 лет со дня рождения Т. Г. Шевченко славного сына украинского народа, но и сегодня его слово живет среди нас
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconСценарий «Новогодняя сказка или похищение волшебного посоха средь белого дня»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества муниципального образования...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconРодился Михаил Шолохов 24 мая 1905 г на хуторе Кружилин Донецкого...
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconОстровский А. В. О-78 1993. Расстрел «Белого дома»
О-78 1993. Расстрел «Белого дома». — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 640 с. — (Перелом истории)
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Возле бара на Алчестер-роуд полицейские заталкивали в свой фургон двух пьянчуг. У одного из них левая сторона лица была сплошь залита...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconМихаил Шолохов поднятая целина
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconИ совершенствование подготовки учителей-словесников
«Вишневый сад»…Повсюду взор наталкивался на старые плакаты «Красуйся, град Петров», «Пушкинское кольцо Верхневолжья», «Писатели в...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconМетодические рекомендации по проведению занятий, посвященных празднованию Дня Победы
М. Шолохов говорил, отмечая напряжённую, поистине героическую работу писателей во время войны: «Была у них одна задача: лишь бы слово...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconПоложение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса...
Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconВы уже познакомились с основами цифровой фотографии (раздел технология)...
Ом белого, выдержкой или диафрагмой. Снимки получаются с неестественными цветами (нарушен баланс белого), слишком темные (малое время...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconОстановка
Скамейка, заплеванная урна. Густо налеплены объявления «Международная компания приглашает к сотрудничеству инициативных …» т п. Большими...
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconПрограмма ко дню Учителя На сцены название кафе "Учительские посиделки”,...
На сцены название кафе "Учительские посиделки”, на сцене маленькие столики, возле них стоят официанты, в руках у них "Меню”
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconПлан мероприятий по проведению в 2013 году Международного дня инвалидов...
Круглый стол «Они среди нас, они вместе с нами» с участием главы Сутчевского сельского поселения Емельяновой С. Ю
М. Шолохов Среди белого дня возле навозной кучи, густо облепленной изумрудными iconМетодические рекомендации по проведению урока мужества
Урок мужества проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск