Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя





Скачать 144.89 Kb.
НазваниеИгра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя
Дата публикации02.09.2014
Размер144.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы


Игра как средство развития и воспитания личности.

Колотов В.В., учитель математики МВСОУ Центр образования г. Ставрополя.

Воспитание - это создание условий для целенаправленного управления процессом развития личности.

В последние несколько лет наблюдаются активный поиск приемов и средств повышения эффективности обучения в школе. Большинство ученых, учителей, психологов стремятся приблизить процесс обучения к личности учащихся. Как отмечают психологи учеба, как и любая другая деятельность, поддерживается потребностями и детерминируется мотивами, знание которых необходимы для повышения эффективности учебного процесса.

В свое время еще В.А. Сухомлинский справедливо замечал: "Удивительно и непонятно: школьник изучает и узнает многое о звездных и морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит в его голове, когда он воспринимает окружающий мир, какова природа его чувств, переживаний, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик узнает о быте древних спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей».

Мир ученика - это целая планета, сотканная из множества ситуаций. Часто учитель воздействует на ученика словами, минутной реакцией, оставляя глубокий след. Воспитание - это тонкий процесс, и в каждой конкретной ситуации он является уникальным. Невозможно разобраться во всем многообразии, используя лишь одну-единственную, даже самую правильную тактику. Все зависит от конкретных обстоятельств, возрастных особенностей учащихся, сложившихся отношений. Важно в каждом конкретном случае "прислушаться" к происходящему и использовать свои знания, умения, способности, убеждения, интуицию.

К нам в Центр образования поступают дети в возрасте от 14 лет -старший школьный возраст - это завершающий период детства. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не может принадлежать полно­стью ни к тому, ни к другому. Возникают проблемы. Мы сталкиваемся так же с различным уровнем воспитанности, разной степенью общественной активности. Многие из них приходят с желанием «отдохнуть от школы», от постоянного дискомфорта, который испытывали, находясь рядом с хо­рошо успевающими одноклассниками. Этот стереотип «детей - неудачни­ков» можно изменить.

Учителя математики в начале процесса обучения во вновь набранных классах сталкиваются также со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием правил выполнения основных математических действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков и просто нежеланием учиться.

Как добиться положительной динамики, повысить уровень обученности, как повысить мотивацию в обучении? Это невозможно без развития осознанного отношения к изучаемому процессу, без осознания личных возможностей.

Выявление уровня мотивации для учащихся новых классов, возможно провести в виде анкетирования в начале учебного года.

Целенаправленно проводить учебный процесс позволит тестирование учащихся на доминирующее полушарие, что позволит ориентировочно определить один из параметров стиля деятельности учащегося.

Для того, чтобы воспитать личность научить мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию, нужно научить их думать. Учитель должен использовать шутки, стихи, сказки, которые убеждают учащихся в том, что без этого товара им не обойтись. Например. [Аукцион. Разыгрывается "5". Между кем были Греко-персидские войны? Как звали английскую королеву Елизавету? Сколько лет длилась 30-летняя война? - 30. А столетняя? - 100. Не верно, 115 лет. Но что бы это знать, надо быть внимательным на уроке].

Чтобы зажечь каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на каждом уроке (интегрированные, нетрадиционные уроки, игры). В целях развития личности, нужно учить наряду с усвоением знаковой информации лучше усваивать образную информацию. Например. Тема "Конус". [У учителя шишка и конус в руках. Какая связь между ними? Оказывается самая непосредственная. Конус в переводе с греческого означает шишка. Так начинается изучение темы. В конце урока строки из трагедии А.С. Пушкина "Скупой рыцарь":

Читал я где-то,

Что рыцарь однажды воинам своим

Велел снести по горсти в кучу, -

И гордый холм возвысился,

И царь мог с высоты с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами,

И море, где бежали корабли.

Вопрос. Какое геометрическое название имеет "гордый холм"? Какой высоты мог быть такой холм?]

Важным в формировании личности является пробуждение мыслительного процесса ученика. Творческая деятельность зависит от наличия трёх компонентов мышления:

  1. высокий уровень сформированное элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза сравнения и аналогии;

  2. высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей;

  3. высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления.

Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления. Инструментом должны быть занимательные задачи: на соображение и догадку, нестандартные задачи, без которых, по мнению Лобачевского, преподавание не бывает успешным. Основу занимательности на уроках должны составлять задачи, непосредственно связанные с программным материалом. Например.

Я пространственное тело,
И не сложен я с натуры.
Если ж вставить "л" умело,
Стану домом я культуры. (КУБ, КЛУБ)

(Предлагается после знакомства с прямоугольным параллелепипедом).

Включение в учебно-познавательную деятельность познавательных, деловых, психолого-педагогических игр, предметных путешествий, «аукционов знаний», дискуссий, дидактического театра позволяет педагогу создать условия для индивидуального развития и оформления личности. Игра позволяет пережить ученику чувство успеха от своей учебной работы, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.

В системе школьного курса математики дидактическая игра - эф­фективное средство развития интереса к предмету. Дидактическая игра -современный метод обучения и воспитания, обладающая образователь­ной, развивающей и воспитывающей функциями; современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматри­вает в них возможности эффективной организации взаимодействия педа­гога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им эле­ментами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса, а также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается вни­мание, стремление к знаниям. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассмат­ривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие. На дидактиче­скую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой дея­тельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Дидактиче­ская игра обладает существенным признаком - наличие четко поставлен­ной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризу­ются учебно-познавательной направленностью. Дидактическая игра включает в себя следующие структурные компоненты:

  1. игровой замысел - выражен в названии игры, часто выступает в виде вопроса или загадки;

  2. правила - определяют порядок действий и поведение учащихся;

  3. игровые действия - способствуют познавательной активности учащих­ся, дают им возможность проявить свои способности, умения и навыки;

  4. познавательное содержание - усвоение тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы;

  5. оборудование - оборудование урока;

  6. результат - решение поставленной учебной задачи.

Итак, дидактическая игра позволяет не только поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, но и рассматривается как незаменимый рычаг умственного развития ребенка на уроках математики.

Основными способами составления дидактических игр является способ составления их по аналогии. Суть его заключается в следующем: преобра­зуем дидактическую игру с некоторыми изменениями. Нередко, сформу­лированная учителем проблема позволяет учащимся высказывать само­стоятельно математические идеи, соответствующие их уровню развития. Вот пример необычной постановки вопроса.

Учитель. Усталый пришел северный чужеземец в страну Великого Хапи.

Солнце уже садилось, когда он подошел к великолепному двор­цу фараона, что-то сказал слугам. Те мгновенно распахнули пе­ред ним двери и провели его в приемную залу. И вот он стоит в запыленном походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.

- Кто ты? - спросил верховный жрец.

- Зовут меня Фалес. Родом я из Милета. Жрец надменно продолжал:

- Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на нее?

Жрецы согнулись от хохота.

  • Будет хорошо,- насмешливо продолжал жрец, - если ты ошибешься на более, чем на сто локтей.

  • Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужестранец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они - жрецы Великого Египта.

- Хорошо, - сказал фараон, - около дворца стоит пирамида, мы знаем ее высоту. Завтра проверим твое искусство.

(Учитель предлагает ученикам предложить способ измерения высоты пи­рамиды).

Ответ: ключевая фраза: «Солнце уже садилось...». Значит, предметы от­брасывают тени. Фалес использовал подобие треугольников. Он мог из­мерить длину шеста и длину тени от этого шеста и мог измерить длину тени от пирамиды. Составив пропорцию, можно легко найти высоту пи­рамиды. Когда ученики обсудят идею решения, учитель может дать им конкретные данные, например: высота шеста - 4 локтя, длина тени шеста

- 6 локтей, длина тени пирамиды - 200 локтей. Тогда высота пирамиды приближенно равна 133,3 локтя.

Все приемы составления игр можно разбить на три группы: а)приемы,связанные с подачей задания:

математический герой.

необычная запись, чертеж, схема и т.д

задумай.

логический каркас.

задание с продолжением

соответствие

б) приемы, связанные со структурой задания:

обращение

противоречие

запрет.

найдите ошибку.

в) приемы, связанные с организацией и процессом решения задания: «игра с числами»

тестовые вопросы

зашифрованные

В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема. Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то выделяют два вида таких игр:

игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания: в игровых ситуациях внимание учеников привлекает необычная форма за­дания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики.

математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания: это такая игра, исход которой может быть предопределен предваритель­ным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющими определенных действий - ходов с целью решения поставленной задачи.

В своей работе я стараюсь использовать сочетания этих двух видов, а именно:

круговые задания, математическая эстафета цепочка, математический турнир, урок контроля знаний. Как пример можно привести математическое лото

(приложение № 1а,б).

Таким образом, органическое включение дидактических игр в структуру урока позволяет мне стереть явную границу занимательным и учебным материалом, достичь положительных результатов в обучении. Использо­вание игровых ситуаций целесообразно тогда, когда:

  • есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;

  • при прохождении сложных тем или постановке трудных дидактических задач урока;

  • при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;

  • при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

Дидактическая игра позволяет осуществить индивидуальный под­ход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уров­нем знаний. Дидактическая игра является одним из мощных рычагов вос­питания трудолюбия, желания и умения учиться, создает условия, обеспе­чивающие ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощуще­ние радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Участие в этом процессе позволяет ученику приобретать и разви­вать целый комплекс умений, которые необходимы каждому члену обще­ства. В игре ученик все время действует: читает, вычленяет главное, фик­сирует его в виде опорной схемы, высказывается, задает вопросы, отвеча­ет на вопросы. Эти активные действия, обеспечивающие умственное раз­витие подростков, гармонически сочетаются с практическими, активными действиями, выходящими за пределы урока. Один вид активности перехо­дит в другой, не вступая в противоречия. Именно на этом переходе к ак­тивной практической деятельности возникает реальная возможность по­мочь каждому ученику найти свое призвание, индивидуальное выражение личных интересов. Выстраиваются определенные взаимоотношения учи­тель - ученик. Суть заключается в сопровождении учащегося в процессе всего обучения. Сопровождать (русский словарь) - значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, со­провождение подростка - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Педагог внима­тельно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудно­сти, помогает советами и собственным примером ориентироваться в ок­ружающем его мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытает­ся контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Обращаясь к учи­телям, В.А.Сухомлинский писал: «...если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленни­ком, пережить вместе с ним радость победы, горечь утраты».


Приложение № 1 (б)

Образцы заданий к игре «Математическое лото» по теме: «Решение неравенств методом интервалов». Большая карточка № 1 с ответами:

(-∞;l)U(3; + ∞) ( - ∞; - 8] U [ 0; 7]

(-3;8)U(20; + ∞) ( - 9; ⅓ )

Упражнения к данной карте № 1:

  1. (х- 1)(х-3)>0

  2. х(х + 8)(х- 17) ≤ 0

  3. (х + 3)(х-8)(х-20)>0

  4. (3х- 1)(х + 9)<0



Большая карточка № 2 с ответами:
(-2; 5) (-∞;- 10]U[0;3]

(-9;- 1)U( 11;+ ∞) (-∞;-2¼U(8; + ∞]

Упражнения к данной карте № 2:

  1. (х + 2)(х-5)<0

  2. х(х + 10)(х-3)≤0

  3. (х + 9)(х+ 1) ( х - 11) > О

  4. ( 8 - х) (4х + 9) ≤ О



Большая карточка № 3 с ответами:

(-∞;2)U(5; + ∞) (- ∞ ; - 11] U [ 0 ;15 ]

(-5; 6) U (17;+ ∞) (- ∞ ;-7] U [-2 ; 2 ]

Упражнения к данной карте № 3:

  1. (х-2)(х-5)>0

  2. х(х+ 11) (х - 15) ≤ О

  3. (х + 5)(х-6)(х-17)>0

  4. 2-4)(х + 7)≤0

Образцы заданий к игре «Математическое лото» по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
Большая карточка № 1 с ответами:

(-∞ ; - 2,5 ] U [ 1 ; + ∞ ) (-∞ ; 0 ] U [ ½ ; + ∞)

(-∞ ; - √5) U ( √5 ; + ∞) ( - 4; 4)

Упражнения к данной карте № 1:

  1. 2 + Зх-5≥0

  2. х2< 16

  3. 2≥х

  4. х2>5

Большая карточка № 2 с ответами:

(- ∞; 1,5 ) U ( 2; + ∞) (-∞; - √3) U ( √3; + ∞)

(-∞;0]U[⅓; + ∞) [-2; 2]

Упражнения к данной карте № 2:

  1. 2-7х + 6>0

  2. х2≤4

  3. х2 > 3

  4. Зх2≥х.

Большая карточка № 3 с ответами:

(-∞;-3)U(5; + ∞) ( - ∞; - √7) U ( √7; + ∞)

(-∞;0)U(1/5; + ∞) [-3; 3]

Упражнения к данной карте № 3:

  1. 2+2х+ 15 < О

  2. х2>7

  3. х2≤9

  4. 2

Приложение № 1 (а) Математическое лото для 9 класса по теме: «Решение неравенств второй степени с одной переменной».

Математическое лото можно использовать при закреплении темы и повторении материала. При этом создается активное участие школьни­ков в выполнении предложенных заданий.

Правила игры: в классе 12 человек; учитель разбивает класс на 3 команды по 4 человека. Заранее подготавливаются три большие карты, разделенные на прямоугольники с записанными в них ответами, и соот­ветственное количество маленьких карточек с примерами. Большие карты раздаются командам. Ведущий (учитель) вынимает карточку с вопросом. Учащиеся решают пример устно или письменно. Та команда, которая об­наружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у ведущего и накрывает ею соответствующую клеточку. Выиг­рывает та команда, которая раньше всех верно накрыла все клетки своих карт.

Одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны.

Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие кар­точки и тогда, если все ответы верны, должна получиться картинка, кото­рую предварительно рисуют на каждом комплекте перевернутых малень­ких карточек.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя icon«Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-центр развития ребенка детский сад №96
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconКраеведческая работа в школе как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – важнейшая цель современного...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconПедагогический совет на тему: "Игра как приоритетное средство развития...
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconМетодическими объединениями в школе были проведены
Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»,...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconИгра как средство обучения и воспитания интереса дошкольников к окружающей природе Доклад
I. Теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconИгра, как средство нравственного формирования личности дошкольника
Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconКонспект открытого урока по физической культуре в 6 «б» классе. Учитель:...
Тема: Гимнастические упражнения как средство развития физических качеств (Комплексная программа физического воспитания учащихся,...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconРабочая программа по немецкому языку
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconИгра как способ развития социального интеллекта учащихся на уроке иностранного языка
Проблема развития социального интеллекта продолжает демонстрировать актуальность, а также прочно утверждает свои позиции как неотъемлемый...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconКонсультация на тему: "Игра как приоритетное средство развития дошкольников"
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя iconЛябина Т. И. учитель математики высшей категории моу «Мошокская средняя...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Игра как средство развития и воспитания личности. Колотов В. В., учитель математики мвсоу центр образования г. Ставрополя icon6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П....
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск