Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы





Скачать 143.74 Kb.
НазваниеСтратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы
Дата публикации21.11.2014
Размер143.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Тема 5

Стратегическое планирование развития фирмы
Вопросы для обсуждения

  1. Сущность и содержание стратегического планирования.

  2. Этапы стратегического планирования развития фирмы.

  3. Структура и содержание стратегических планов.


Вопросы для самопроверки

    1. Назовите основные функции стратегического планирования и раскройте их содержание.

    2. Назовите этапы процесса стратегического планирования.

    3. Раскройте сущность основных компонентов стратегического планирования.

    4. Сформулируйте цели оценки внешней среды предприятия.

    5. Какие результаты помогает получить анализ внешней среды?

    6. Назовите наиболее распространенные методы наблюдения за внешней средой.

    7. Укажите факторы макроокружения фирмы и раскройте их содержание.

    8. Укажите факторы непосредственного окружения фирмы и раскройте их содержание.

    9. Какие области хозяйственной деятельности предприятия исследуются при анализе и оценке внутренней среды предприятия.

    10. Укажите, какое значение имеет миссия для жизнедеятельности фирмы.

    11. Исходя из каких требований определяется содержание миссии фирмы?

    12. Раскройте структуру стратегического плана.


Темы рефератов

      1. История возникновения стратегического планирования.

      2. Особенности стратегического планирования на российских предприятиях.

      3. Использование системы сбалансированных показателей в стратегическом планировании.

      4. Формирование целевых ориентиров в системе стратегического планирования.


Задания и ситуации для обсуждения
Задание 1. В местах многоточий вставьте пропущенные слова:

1. ……………… ………………… планирование – это процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия в будущем на основе прогнозирования изменения параметров внешней среды, определения приоритетных направлений развития и методов эффективного использования стратегических ресурсов.

2. …………………. это качество означает совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом.

3. Наиболее распространенным методом изучения внутренней среды предприятия является метод ………………-……………….

4. ………………….. возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации;

5. Состав и содержание разделов стратегического плана является ………………………..

6. Основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени ……………….. плановых показателей, в большей ………………… ………………. планируемых сценариев развития событий.

7. Стратегическая миссия предприятия имеет значение, как для ………………..…, так и для …………………. сфер деятельности предприятия.

8. ……………………. стратегии есть процесс пересмотра целей и выработки скорректированной стратегии развития предприятия.
Задание 2. Стратегическому планированию наряду с общими присущи особые принципы. Перечислите и прокомментируйте их:

  • ___________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Раздел стратегического плана «Стратегия маркетинга» включает разработку следующих компонентов:

  1. Стратегия продукта – ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Стратегия каналов распределения товара – ______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Стратегия продвижения товара – _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Стратегия продвижения товара – ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дайте определения компонентов данного раздела стратегического плана.

Задание 4. Впишите в логической последовательности структуру стратегического плана:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Задание 5. Подберите верное определение для каждого из требований, предъявляемых к целям и задачам функционирования предприятия:

Требование

№ определения

Определение

Множественность




Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев

Измеримость




Возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации

Избирательность




Качество означает совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом

Совместимость




Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать

Достижимость, реальность




Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия

Приемлемость




Все цели в системе должны быть совместимы. Долгосрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные — долгосрочным

Гибкость




Нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности предприятия

Функциональность




Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий

Конкретность




Возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации


Задание 6. Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы. Вставьте ключевые слова.

  • определение ……………… предприятия (фирмы);

  • формулирование …………….. и ……………… функционирования предприятия;

  • анализ и оценку ……………… среды;

  • анализ и оценку ………………. структуры предприятия;

  • разработку и анализ стратегических ……………………;

  • выбор …………………..


Задание 7. Перечислите и охарактеризуйте существующие в рыночной экономике направления формирования стратегии.

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. С точки зрения технологии обоснования целей, алгоритм их структуризации включает четыре последовательные стадии. Расположите их в правильном порядке.

  • построение иерархии целей;

  • установление индивидуальных (локальных) целей;

  • установление конечных целей фирмы;

  • выявление и анализ тенденций во внешней среде.


Задание 9. Определение будущего не путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций развития, а стратегическим анализом, т.е. выявлением возможных ситуаций, опасностей, шансов предприятия, которые способны изменить сложившиеся тенденции – это

  • недостаток стратегического планирования;

  • важнейшая функция стратегического управления;

  • отличие стратегического планирования от традиционного перспективного планирования;

  • основное преимущество стратегического планирования


Задание 10. Существуют два подхода к процессу структуризации целей в планировании:

  1. ……………………., предполагающий что систему целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством.

  2. ……………………., предполагающий что в процессе структуризации наряду с высшим руководством участвуют все нижестоящие уровни.


Задание 11. На этапе «Разработка и анализ стратегических альтернатив» стратегического планирования принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. С какими вопросами, как правило, сталкивается фирма при разработке стратегии?

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

Задачи и упражнения

Хозяйственный портфель - совокупность отдельных направлений деятельности и продуктов организации. Анализ хозяйственного портфеля - инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает различные направления своей хозяйственной деятельности с целью планирования вложения ресурсов в наиболее прибыльные из их числа и сужения или прекращение наиболее слабых направлений деятельности.

В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар - «проблема»), рост (товар - «звезда»), зрелость (товар - «дойная корова») и спад (товар - «собака»).

При использовании модели предприятие анализируется как совокупность стратегических хозяйственных единиц. Стратегическое положение каждой СХЕ оценивается с помощью двух критериев - темпа роста рынка в качестве индикатора привлекательности и доли рынка в качестве индикатора конкурентных позиций (рис. 1). В соответсвии с приведенными критериями в матрице выделяют следующие стратегические области:


Вопросительный знак

Звезда

Собака

Дойная корова



Размер доли рынка

Рисунок 1 - Бостонская матрица

  1. «Звезды» - к ним относятся новые бизнес-области, занимающие относительно большую долю бурно развивающегося рынка, операции на котором приносят высокие прибыли; в них нужно осуществлять инвестиции для удержания лидирующего положения. Главная проблема связана с определением правильного баланса между доходом и инвестициями в эту область с тем, чтобы в будущем гарантировать возвратность вложений. При этом нужно стараться сохранить или увеличить долю своего бизнеса на рынке.

  2. «Дойные коровы» - это «звезды» в прошлом, которые в настоящем обеспечивают фирме достаточную прибыль для того, чтобы удержать на рынке свои конкурентные позиции, служат источником средств и существуют при минимальных вложениях, поток денежной наличности хорошо сбалансирован. Надо стараться сохранять или увеличивать долю своего бизнеса на рынке.

  3. «Собаки» - поток денежной наличности незначителен, а чаще даже отрицателен. «Собаки» должны безжалостно изгоняться из бизнеса - ни денег, ни сколько-нибудь существенной доли на рынке они не дают, а являются лишь источником постоянно возрастающих затрат. Необходимо либо сокращать их, либо ликвидировать данный вид бизнеса в своей фирме (выводить ресурсы из «собак»).

  4. «Знаки вопроса», или «Трудные дети» - это товары или услуги, которыми компания начинает заниматься сегодня. Это более рисковый объект для инвестиций в целях максимального расширения зоны присутствия компании на рынке. Эти бизнес-области конкурируют в растущих областях, но занимают относительно небольшую долю рынка, что приводит к необходимости увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Действия предприятия - либо идти на увеличение доли бизнеса на рынке, либо сокращать данный бизнес.

Задание 1. Используя матрицу БКГ, проанализировать хозяйственный портфель организации и разработать на основе проведенного анализа продуктовую стратегию организации.

Объем реализации продукции за последние четыре года и доля рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 22.

Методические указания к выполнению задания

Для построения матрицы БКГ необходимо разработать следующие этапы:

  1. Рассчитать темпы роста рынка (РР). Они характеризуются движение продукции на рынке, т.е. изменение объемов реализации (объемов продаж) и могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период или через среднегодовые темпы их изменения. Индекс темпа роста реализации продукции определяется как отношение объема реализации за текущий год к объему реализации за предыдущий год и выражается в процентах или коэффициентах роста.

Таблица 22 – Характеристика портфеля предложения колбасного цеха

Виды продукции

Объем реализации по годам, тыс. руб.

Доля рынка в 2012

2009

2010

2011

2012

предприятия

конкурента

Сосиски «Арбатские» в упаковке

2400

2900

2900

2500

34

17

Колбаса полукопченая «Элитная»

510

550

590

649

33

21

Колбаса полукопченая «Горская»

0

0

90

130

5

7

Колбаса полукопченая «Южная»

1650

1700

1850

2405

11

9

Колбаса варенокопченая «Деликатесная»

200

240

280

448

15

10

Следовательно, темп роста рынка (РР) по первому виду продукции (сосиски «Арбатские» в упаковке) составит:

РР1 = (2500:2900) = 0,86;

РР2 = ______________________________________________________

РР3 = ______________________________________________________

РР4 = ______________________________________________________

РР5 = ______________________________________________________

  1. Рассчитать относительную долю, занимаемую предприятием на рынке (ОДР), по каждому виду продукции. Относительная доля рынка определяется отношением доли предприятия на рынке к доле ведущей конкурирующей фирмы. Доля рынка предприятия находится как отношение объема реализации к емкости рынка данной продукции:

ОДР1 = 34:17 = 2

Это означает, что объем реализации данного вида продукции превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшего конкурента в 2 раза.

ОДР2 = ___________________________________________________

ОДР3 = _____________________________________________________

ОДР4 = _____________________________________________________

ОДР5 = _____________________________________________________


  1. Рассчитать долю (%) каждого вида продукции в общем объеме реализации предприятия по последнему году (2011 году):

Д1 = _______________________________________________________

Д2 = _______________________________________________________

Д3 = _______________________________________________________

Д4 = _______________________________________________________

Д5 = ______________________________________________________

Все рассчитанные данные занести в таблицу (табл. 23).

Таблица 23 - Расчетные данные для построения матрицы БКГ

Показатель

№ продукции

1

2

3

4

5

Темпы роста рынка (РР)
















Относительная доля рынка (ОДР)
















Доля продукции в общем объеме реализации, %



















  1. Построить матрицу БКГ. В качестве масштаба отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются:

- средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е. объем продаж постоянен,

- относительная доля – средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке.

Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доли объема продукции в общем объеме реализации предприятия.

Матрица БКГ имеет вид, представленный на рисунке.








«Звезды»

«Вопросительные знаки»

















«Собаки»

Дойные коровы




Рисунок 2 - Матрица БКГ

Возможные варианты продуктовых стратегий предприятия отобразить

  1. На основе анализа матрицы БКГ сформировать продуктовую стратегию предприятия. Выводы по результатам расчетов рекомендуется представить в форме таблицы:

Таблица 24 - Варианты продуктовой стратегии предприятия

Сегмент

№ вида продукции

Стратегия

«Вопросительные знаки»







«Звезды»







«Дойные коровы»







«Собаки»








При определении продуктовой стратегии можно пользоваться следующим набором решений и принципов формирования продуктового портфеля:

  • «Звезды» оберегать и укреплять;

  • по возможности избавляться от «Собак», если нет веских причин их сохранения;

  • для «Дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений, и передача избытка денежной выручки под контроль менеджера высшего звена;

  • «Вопросительные знаки» подлежат специальному изучению, чтобы установить, не могут ли они при известных капиталовложениях превратиться в звезды;

  • комбинация продуктов «Звезды», «Вопросительные знаки» и «Дойные коровы» - приводят к наилучшим результатам функционирования – умеренной рентабельности, хорошей ликвидности и долгосрочному росту сбыта и прибыли;

  • комбинация «Вопросительные знаки» и «Звезды» ведет к неустойчивой рентабельности и плохой ликвидности;

  • комбинация «Дойные коровы» и «Собаки» ведет к падению продаж и рентабельности.

Руководствуясь полученными результатами оценить сбалансированность продуктового портфеля колбасного цеха, сделать предложения по его оптимизации в целом, и конкретно по каждому виду продукции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconВопросы к государственному экзамену по специальности
Сущность стратегического управления. История развития стратегического управления. Долгосрочное и стратегическое планирование. Формирование...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconТеоретические основы стратегического планирования на предприятии пищевой промышленности 5
Роль стратегического планирования в обеспечении конкурентоспособности предприятия 5
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconПравовые основы стратегического планирования в Российской Федерации
Ольга Олеговна – канд экон наук, доцент, заведующий кафедрой стратегического планирования Академии Международного независимого эколого-политологического...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт...
«Стратегическое планирование» в освоении научных основ методологии, моделей, методов и практических инструментов стратегического...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconО роли территориального планирования в стратегическом региональном...
Европейские государства и особенно Германия за последние 30-40 лет накопили огромный опыт в области формирования системы стратегического...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconПланирование издержек производства и цен Вопросы для обсуждения
Как подразделяются производственные издержки в теории внутрифирменного планирования?
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconПланирование издержек производства и цен Вопросы для обсуждения
Как подразделяются производственные издержки в теории внутрифирменного планирования?
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconСовершенствование стратегического внутрифирменного планирования как...

Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconПрограмма дисциплины «Слияния, поглощения и реструктуризация фирмы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconПланирование учебно-воспитательного процесса по ия: сущность и виды планирования
Урок развития лексических умений и навыков, развития навыков говорения с использованием интерактивной доски. Умк «Английский в фокусе»...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ii. Исследование процесса стратегического планирования на примере компании Daikin
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы icon1. Общая характеристика ооп по направлению подготовки 38. 03. 02...
Целью программы является подготовка профессиональных управленцев, обладающих необходимыми компетенциями для работы в современных...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconТема Цель и задачи курса. Сущность бизнес-планирования
Предмет курса. Цель и задачи курса. Понятие и сущность бизнес-плана и бизнес-планирования. Необходимость планирования бизнеса. Особенности...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы icon«Стратегические финансы фирмы»
Курс построен на современной западной финансовой и управленческой литературе и материалах крупнейших в мире компаний в области стратегического...
Стратегическое планирование развития фирмы Вопросы для обсуждения Сущность и содержание стратегического планирования. Этапы стратегического планирования развития фирмы iconПрограмма дисциплины «Слияния, поглощения и реструктуризация фирмы»...
«Стратегическое управление финансами фирмы» и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Микроэкономика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск