Реферат Материалы Марии Монтессори





Скачать 111.39 Kb.
НазваниеРеферат Материалы Марии Монтессори
Дата публикации27.02.2016
Размер111.39 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Астрономия > Реферат

Департамент образования и науки Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Клинцовский социально-педагогический колледж»



Клинцы 2014

Реферат

Материалы Марии Монтессори

Протченко Анна Васильевна

Научный руководитель Надточей А. Н.

Специальность 050144 Дошкольное образование Курс 2, группа 121 Форма обучения очная


СОДЕРЖАНИЕ


МАРИЯ МОНТЕССОРИ – ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГ-ГУМАНИСТ

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года.
В год объединения Италии, накануне нового учебного года в небольшом итальянском городке Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори родилась дочь. Семья была католической, отец – крупный чиновник, мать – из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.

Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению. Мария решила поступать в техническую школу, но посещать ее лицам женского пола запрещалось. В 12 лет она одержала свою первую победу над системой образования – ее настойчивость, при поддержке родителей, сломала все преграды. Она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её. Уже тогда она решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

В 1890 году, увлекшись естествознанием, М. Монтессори принимает решение стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов.

Учеба не была легкой. Работать в морге ей приходилось в одиночку по ночам, чтобы сокурсники-юноши не мучили её своими насмешками и критическими замечаниями. Чтобы оплачивать обучение, Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте.

На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями,  увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились. 

Упорство Марии Монтессори опять дало плоды – она стала первой женщиной-врачом в Италии.  Мария получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни и занялась частной врачебной практикой. Она была прекрасным лектором, её статьи стали печатать в европейских журналах.

В 1897-98 годах Монтессори посещает лекции по педагогике и изучает все основные работы по терапии восприятия и образования. Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори находит книги двух французов – Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради: «Я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», - так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми».

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она  работала в психиатрической клинике Рима. В 1898 году родился сын Марии – Марио. Мать Джузеппе не дала согласия на брак, ребенок был незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии, и ее карьеры, и для самого ребенка. Поэтому до 10 лет он воспитывался в деревне. Только потом мать смогла забрать его к себе. С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру.

После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М. Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».

Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 году Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922 году Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ. В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен».

Отношения Монтессори с фашистским правительством окончательно испортились в 1934 году. Она навсегда покидает Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода -  для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

Мария Монтессори обращается к человечеству: «У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование - оружие мира».

После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М. Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.

При жизни её  номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Первые Монтессори-общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори-школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.

«ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ» МАРИИ МОНТЕССОРИ

Дидактические материалы Монтессори способствуют в первую очередь духовному развитию ребенка, которое осуществляется через развитие моторики и сенсорики. Это своеобразный ключ к миру, который помогает ему учиться приводить в порядок его пока еще хаотичные и несистематизированные знания об окружающем мире. Ведь сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, — писала Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем известную степень культуры». Некоторые материалы представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Материалы Марии Монтессори

Материалы

Назначение

Красные штанги

Представляют различие величины в одном измерении и знакомят с понятиями длинный, короткий, короче, длиннее и т. д.

Коробочки с запахами

Дифференциация с помощью обоняния.

Цепочка из ста бусин

Выучить числовой ряд до 100.

Рамки с застёжками

Развитие мелкой моторики, координация движений.


Для развития тактильного чувства использовалась деревянная дощечка, разделенная на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). «Развивать у детей чувство осязания — значит учить их "видеть руками"», — убеждала родителей Мария Монтессори.

Для развития зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения на распознавание звуков.

Все материалы Марии Монтессори настолько интересны и притягательны, что просто не могут не заинтересовать малыша, который будет стремиться познакомиться с ними и разобраться в них.

Дидактические пособия Монтессори обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть около ста лет. Материалы располагают в классах в определенном порядке, в определенных «зонах», на которые его делят в соответствии с периодами развития ребенка.

Сегодня самой большой популярностью пользуются так называемые вкладыши Монтессори. Вкладыши — особый тип конструктора для малышей. Они имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все — от геометрии до естествознания. Действительно, это очень удобно и понятно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре происходит не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.

Например, рамка-вкладыш «Животные» представляет собой прямоугольную доску-рамку с отверстиями для 9 животных. Каждый вкладыш можно вложить только в одно отверстие. Так ребенок знакомится с формами, контурами, узнает разнообразных животных — домашних и экзотических.

klass montessori 3-6 05.jpg

Рисунок 1 – Материалы Марии Монтессори в детском саду

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры» — популярные, тщательно выверенные и испытанные временем пособия Марии Монтессори для сенсорного и интеллектуального развития детей. В зависимости от возраста с помощью этих вкладышей малыши знакомятся с сенсорными эталонами форм, подготавливают руку к письму, формируют логические операции. Воспользовавшись ими, родители легко смогут объяснить малышу, что такое квадрат, чем он отличается от прямоугольника, треугольника и т. д.

Основная развивающая функция вкладышей — тренировка оптико-пространственного мышления, координации «рука — глаз» и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки — так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

Игры-вкладыши особенно полезны для детей третьего года жизни. В этом возрасте малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Поэтому специально для них были разработаны рамки с одинаковыми изображениями-вкладышами, но разных размеров. Вкладыши выстроены «по росту», и задача игры с ними — научить ребенка сравнивать предметы, у которых разница в размерах мало заметна.

Дети очень любят рамки «с подслоем» — дополнительным изображением под вкладышем. Малыш вынимает картинку из прорези и с удивлением обнаруживает под ней еще один рисунок. При обратном действии — вкладывании шаблона в рамку — подслойный рисунок будет служить малышу подсказкой.

Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины на заданные темы или давать ребенку фантазировать для развития его творческих способностей. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение их по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку малыша к письму.

Все дидактические материалы Монтессори удивительно конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто принимать на веру ваши слова, слова взрослого, но и на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, что дважды два — четыре, что Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.

Работая в этом направлении, я узнала много нового о самой Марии Монтессори, о её методиках, материалах. Эти знания пригодятся мне не только в моей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Вклад Марии Монтессори в педагогику очень велик. Её разработки являются интереснейшим полем работ для детей, а также предметом обсуждения для взрослых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дидактические материалы Марии Монтессори: http://razdeti.ru/rane-razvitie-detei/didakticheskie-materialy-mari-montesori.html

  2. «Золотой материал» Марии Монтессори: http://ped-kopilka.ru/pedagogika/-zolotoi-material-mari-montesori.html

  3. Мария Монтессори: http://www.montessori.ru/montessori/

  4. Методика Марии Монтессори: http://razumniki.ru/montessori.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Материалы Марии Монтессори iconОрганизация подготовленной среды в системе Марии Монтессори
«Школа для всех» к реализации идеи «Школа для каждого». В этой связи принципы и методы работы итальянского педагога Марии Монтессори...
Реферат Материалы Марии Монтессори iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так же темы: нормативный подход А. Гезелла, Теория трех ступеней развития К. Бюлера, Идеи Марии Монтессори, Экологический подход...
Реферат Материалы Марии Монтессори iconРеферат по курсу: ''эдсс'' на тему: ''Магнитные материалы для микроэлектроники''
Необходимы магнитные материалы, прозрачные в оптическом и ик-диапазоне, обладающие большой коэрцитивной силой, намагниченностью насыщения,...
Реферат Материалы Марии Монтессори iconО собенности организации образовательного процесса в разновозрастных...
Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных дошкольных группах по системе М. Монтессори
Реферат Материалы Марии Монтессори iconПояснительная записка: Каждый человек приходит в этот мир, чтобы...
Монтессори считала главной задачей, самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через...
Реферат Материалы Марии Монтессори iconОсновные идеи педагогики Монтессори

Реферат Материалы Марии Монтессори iconКомаровой Марии «Нейронные сети и искусственный интеллект»
Реферат «Нейронные сети и искусственный интеллект» состоит из двух частей, введения и заключения
Реферат Материалы Марии Монтессори iconМетодическая копилка
Использование элементов методики м. Монтессори на уроках самообслуживания в классах для обучающихся со сложными дефектами
Реферат Материалы Марии Монтессори iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Природные каменные материалы, керамические материалы, стеклокристаллические материалы
Реферат Материалы Марии Монтессори iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений
Реферат Материалы Марии Монтессори iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материал: неваляшка, вкладыши Монтессори (круг, квадрат, треугольник), и аппликация с изображением круга, треугольника, квадрата
Реферат Материалы Марии Монтессори iconРеферат по материаловедению Тема: Теплоизоляционные материалы
Целью работы является ознакомление со свойствами теплоизоляционных материалов, их использованием и предназначением
Реферат Материалы Марии Монтессори iconРеферат Пояснительная записка : 57 стр, 10 рисунков, 9 таблиц, 1...
...
Реферат Материалы Марии Монтессори iconРеферат Пояснительная записка : 57 стр, 10 рисунков, 9 таблиц, 1...
...
Реферат Материалы Марии Монтессори iconРеферат по дисциплине «Краеведение» Тема: «История Анабарской кольчуги»
Собрать материалы об участниках школьной краеведческой экспедиции – воспоминания, фотографии
Реферат Материалы Марии Монтессори iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приборы и материалы: компьютер, проектор, доска, дидактические материалы, учебник математики для 6 класса, автор Н. Я. Виленкин,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск