Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок





Скачать 166.23 Kb.
НазваниеН. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок
Дата публикации02.10.2013
Размер166.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Тема урока: основная мысль повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Преображение человеческой души

Цели: 1)помочь учащимся проникнуть в мир Н.В. Гоголя на примере изучаемой повести; 2)формировать умение узнавать в тесте художественные изобразительные средства, давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст, формулировать основную мысль; 3) учить навыкам работы в группах; 4) создать позитивный настрой.

Содержание урока.

1.Волшебный мир природы в повести Н.В. Гоголя (художественные изобразительные средства в тексте: олицетворение, эпитеты, сравнения), чтение отрывков:

- описания природы и народных гуляний в селе;

2.Народные обычаи в повести Гоголя.

3.Викторина (по содержанию).

4. Защита проектов:

- описание внешности героя (портрет – художественное средство);

- черты характера;

5. Самостоятельная работа в группах:

- Чего хочет каждый герой в начале повести?

- Какое средство избирает для своей цели Вакула?

- Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?

6. Чтение эпилога:

- Что происходит с Оксаной в церкви? (раскаивается)

- Почему Вакула проспал службу? (расплата за общение с нечистой силой)

- Что происходит между Вакулой и Чубом?

7. Итог урока. Формулирование основной мысли повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

8. Викторина «Угадай героя»

9. Рефлексия:

- «Как я оцениваю свою работу на уроке?»

10. Домашнее задание.
Оборудование: музыкальный фрагмент, портрет писателя, презентация урока.
Ход урока
1.Оргмомент. Мотивация учащихся к работе. Деление на группы.
Предлагаю Вам прослушать данные отрывки и определить, какой из отрывков принадлежит перу Н.В. Гоголя.

1) Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. А мороз такой, что воздух мерзнет - Инеем стоит; туманно, дымно. …А снег повалит - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая...На снежку, в лесу... приятно! … Морозная Россия, а... тепло!.. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках.

(И.С. Шмелев «Рождество».)

2) Дело было о святках, накануне Васильева вечера. Погода разгулялась самая немилостивая. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какими бывают славны зимы, загнала множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылем среди гладкой и необозримой степи. Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские… Соблюдать чины и ранги на таком ночлеге было невозможно: куда ни повернись, везде теснота, одни сушатся, другие греются, третьи ищут хотя маленького местечка, где бы приютиться; по темной, низкой, переполненной народом избе стоит духота и густой пар от мокрого платья. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу, - везде лежат люди. Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе.

(Н.С. Лесков «Запечатленный ангел».)

3) Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

(Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)

- Почему Вы решили, что последний отрывок взят из произведения Н.В.Гоголя? (В третьем отрывке, в отличие от первых двух, присутствуют элементы фантастики, сказки (появляется ведьма)).

- Найдите в тексте этот отрывок!

- Какой прием помог Н.В.Гоголю – писателю сделать текст сказочным, волшебным. Найдите примеры использования этого приема в тексте (Олицетворение: «глянули звезды», «месяц величаво поднялся», «месяц заглядывал украдкою, как бы вызывая… девушек выбежать скорее на скрипучий снег»).
- Как вы помните, повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 2011 году у этой книги юбилей, ей исполняется 180 лет. В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника А.С. Пушкин: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”
2.Объявление темы и задач урока.

Запись темы. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Слайды 1-2 (по щелчку)
Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: «Основная мысль повести». Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о героях, которых выбрали для анализа, т.е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы. Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы.

С первых строк писатель погружает нас в необыкновенную, волшебную атмосферу ночи. Для чего он это делает? (готовит нас к тому, что должно произойти чудо!)

Дело в том, что ночь не простая. В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. С давних пор в народе считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. И Гоголь не случайно изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

Слайд 3(по щелчку)

Гоголь, хорошо знавший традиции своего народа, со всеми деталями описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги… и много всякого съестного".Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника.

Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи украинского народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть "Ночь перед Рождеством" позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни крестьянства.

Слайд 4 (по щелчку)

В повести "Ночь перед Рождеством" мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. (Дети читают отрывки.) "Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие". Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки "с колбасою в руках или куском пирога". Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины "в белых суконных свитках", и дворянки "в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами", и девчата, "у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов", а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, "в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка". И на лицах у всех - ощущение праздника.
3. Викторина

- Давайте проверим, удалось ли вам оказаться наблюдательными читателями. Представители каждой команды выйдите к доске и снимите по три снежинки. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить. Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (матерью)

3)Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(кузнецом)

4) Назовите, что вызвало восхищение кузнеца Вакулы во дворце? (Парадная лестница, икона, ручка двери)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

10)За чем отправился Вакула к царице? (узнать из чего сделаны черевички)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (ухаживать)
- Вытащите еще по одной снежинке и угадайте героя.

1) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

2) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков. (Солоха)

3)Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. (Пацюк)
- Вы узнали всех героев, которые встретились нам в этой повести. Давайте попробуем дать характеристику основным из них.
4. Защита проектов
Слайд 5(по щелчку)

Характеристики героев. На прошлом уроке вы начали работу по составлению характеристики основных героев. Каждая группа должна была приготовить рассказ о своем герое, т. е. его охарактеризовать по следующему плану:

1.Вступление (роль героя в повести)

2.Описание внешности героя.

3.Черты характера героя (с доказательством)

4. Вывод.

Итак, слушаем выступление первой группы.
Слайд 6 (по щелчку)

Вакула

1.Вступление лавным героем повети Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством является кузнец Вакула.

2.Описание внешности Гоголь описал его так «силач и детина хоть куда»

3.Черты характера и его поступки

1) Вакула был не только хорошим кузнецом, « В досужее время кузнец занимался милованием и слыл лучшим живописцем во все околотке…Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом» Он расписывал церковные стены.

2) Главной чертой характера Вакулы было трудолюбие. Если он хочет напомнить о себе, то вспоминает свои дела. Чтоб доказать свою любовь к Оксане, он говорит о сундуке «железо на оковку положил такое, которое не клал на сотникову таратайку…А как он будет расписан!...гореть будет как жар»

Вакула постоянно ищет себе дело. Например, когда он от Оксаны пришел домой, то глаза его искали, чтоб сделать: «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!»

3) Вакула очень любит Оксану, готов ради нее на многое. Вакула произносит: «Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузнецы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану»

Он оседлал черта и отправился в Петербург, чтобы поглядеть, из чего сделаны черевички царевны. Он проявляет смелость: «Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего не мог видеть внизу…однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом»

4) Вакула умел ценить прекрасное. Попав во дворец, он восклицает: «Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения!.. Боже мой! Что за перила! Какая работа! Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло! .. Что за картина! Что за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! Кажется живая!.. А краски! Боже ты мой, какие краски!»

Вывод

Описывая образ кузнеца Вакулы, Гоголь хотел показать нам, что честность, трудолюбие, вера всегда смогут победить зло, что человек, имеющий такие качества, будет счастливым.

Слайд 7 (по щелчку)

Солоха

1.Вступление.

Одним из героев повести Н.В.гоголя «Ночь перед Рождеством» является Солоха.

2.Описание внешности.

«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков…»

3.Черты характера.

1) В повести Солоха показана отрицательным полумистическим персонажем. Она появляется неожиданно:

«Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. И вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

2) Ведьма также, как и черт, может превращаться в кого угодно и делать невозможное для человека

«Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, оставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу»

«…кое-где начали поговаривать старухи…, что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.»

Солоха - ведьма. Она же мать главного героя повести Вакулы. В жизни она умела очаровывать самых степенных казаков. Она умела искусно обходиться с ними. «Ни одному из них и в ум не приходило. Что у него есть соперники».

4) Она была хорошей хозяйкой: «…как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой». «Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному». Но приветливее всего она была с казаком Чубом, потому что «В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами… В огороде кроме маку, капусты, подсолнечников засевалось еще каждый год две нивы табаку. Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству. Заранее размышляя о том, какой оно примет порядок. Когда перейдет в ее руки…»

5) Мать Вакулы Солоха хочет стать женой Чуба, поэтому она делает все, чтобы «отвадить» Вакулу от Оксаны. Ради своей выгоды была готова навредить даже своему сыну: «она прибегала к обыкновенному средству сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом»

Благодаря своей находчивости (сметливости), она сумела своих кавалеров посадить в мешки: «Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок …то-то я гляжу у нее полная хата мешков… теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека, я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха!»

Вывод.

В образе Солохи Н.В. Гоголь показал людские пороки: жадность, обман, измену.

Чуб

1.Вступление. Корний Чуб – сельский богатей и отец главной героини, сельской красавицы Оксаны.

2.Описание внешности. Грузный, «тяжелый мужик».

3.Черты характера и поступки. «Старый Чуб ленив и не легок на подъем», издавна не в ладах с кузнецом. Он упрям, и любит действовать наперекор, поэтому решился идти к дьяку в непроглядной темноте: «Если б кум не сказал этого, то Чуб, верно бы решил остаться, но теперь его как будто что-то дергало идти наперекор. « Нет, кум, пойдем! Нельзя, нужно идти!» Сказавши это, он уже и досадовал на себя, что сказал. Ему было очень неприятно тащиться в такую ночь; но его утешало то, что он сам нарочно этого захотел и сделал такине так, как ему советовали».

Вывод.

Чуб оказался в глупом положении из-за своего упрямства и самоуверенности.
Слайд 8 (по щелчку)

Оксана

1.Вступление.

Оксана – героиня повести «Ночь перед Рождеством» Именно ее полюбил Вакула

2.Описание внешности «Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете. И по ту сторону Диканьки, и по эту Сторону Диканьки, только и речей было, что про нее… Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой…»

3.Черты характера и поступки.

1)Оксана была избалованна и капризна. «Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица». Она постоянно крутится перед зеркалом, не может налюбоваться собою: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!» «Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на ее устах, на свежих ланитах и осветилось в очах»

2) Оксана отправляет Вакулу за черевичками, которые носит сама царица, обещав за это выйти за него замуж.

4.Вывод.

Гоголь показывает нам девушку очень красивую лицом – но надменную, гордую, капризную – некрасивую душой. («Парубки гонялись за ней толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным…» )Красота ее никому не приносит радости, кузнец готов из-за жестокой красавицы пойти на сговор с нечистой силой, погубить душу.
Слайд 9 (по щелчку)

черт

1.Вступление.

Н.В.Гоголь в своей повести использует фольклор, народные поверья. Писатель рисует образ черта, который в религиозной традиции является злым духом.

2.Описание внешности.

«Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт…»

На кого больше похож черт: на человека или на жуткое потустороннее существо? (Автор сравнивает его с людьми: трубочистом, немцем, стряпчим, мужиком, достававшим «голыми руками огонь из люльки». Черт больше похож на человека, у него человеческие манеры, он заигрывает с ведьмой; у него даже есть карман, куда он прячет месяц. Поэтому он и не страшен. Но тем не менее, это все равно фантастический персонаж, об этом говорят и его действия: он летает по небу, крадет месяц.)

Итак, мы выяснили, что черт не ужасен. Но так ли он безобиден? (Нет, он учит «грехам добрых людей»).

3.Черты характера и его поступки.

1)Черт показан Гоголем смешным кривлякой и вором. «…между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше»

2) «Черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин, как черта бьют кнутами и изгоняют из ада.

«Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»

4) Черт очень обрадовался, что может отомстить кузнецу. «Теперь- то попался кузнец!» - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей!» Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.

5) Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» или «Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда влез к нему в карман».

Вывод.

Нечистый дух мстителен, всегда готов совершить зло и неприметен.
Группа «Жители Диканьки»:

Назовите героев, о которых подробнее всего говорит автор. Как вы думаете, почему? Какие эмоции у вас они вызывают? (Дьяк, Чуб, кума, ткач, кумова жена. Они готовы попользоваться чужим добром, их описание отличается юмором, и поэтому «злоключения» вызвают только смех).
5. Чего хотят герои в начале повести?

- Чего хочет каждый герой в начале повести?

- Какое средство избирает для своей цели Вакула?

- Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?(описание праздничного Петербурга, дворца и визита к царице)
6. Краткая характеристика героев.

(Самостоятельная работа учащихся )

Молодцы! Обратите внимание: у каждой группы на столах лежит карточки. Вы должны к указанному герою (а это будет не тот герой, которому вы давали характеристику) подобрать подходящие символы и записать душевные качества героев.
7. Викторина

Слайд 10 (по щелчку)

Пацюк – галушки, вареники. Обжорство, лень.

Оксана – зеркало, бусы, ленты. Гордость, самовлюбленность, эгоизм.

Вакула – икона, расписная хата, ручка в царском дворце. Мастерство, чистота души, любовь к прекрасному, верность в любви, вера в Бога.

Солоха - метла. Сметливость, изворотливость, жадность.

Черт – месяц. Хитрость, мстительность.

Царица – черевички. Приветливость, щедрость.

Зачитайте свои ответы.
Слайд 11 (по щелчку)

8. Итог урока. Чтение эпилога.

- Что происходит с Оксаной в церкви?

- Почему Вакула проспал?

- Что происходит между Вакулой и Чубом?

В своей повести Гоголь рассказать о народных обычаях, о том, как праздновали Христово Рождество дворяне и простые люди. Действие происходит в небе и на земле. В небе летают черти и ведьмы, которые задумывают интриги во вред людям. На земле люди совершают ошибки и молятся в церкви. С юмором, но и с симпатией к своим героям Гоголь описывает их злоключения.

Что же дало власть силам зла ставить людей в смешное положение? (Слабости людей: накануне праздника нужно было поститься, а Чуб, голова, дьяк – пошли к Солохе за чаркой; кум, ткач и его сварливая жена проявили жадность, утащив чужие мешки; Вакула, несмотря на свою набожность, впал в такое уныние от равнодушия Оксаны, что даже решил обратиться за помощью к нечистой силе).

- Какой же можно сделать вывод? Где творится прекрасное? Какие силы побеждают?
Слайд 12 (по щелчку)

Вывод. Запишем в тетради наш вывод.

Основная мысль повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Чудеса Рождественской ночи не в фантастических событиях, а в том, что происходит чудо преображение человеческой души.

Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

Оксана – главная героиня, девушка, из-за которой развернулась интрига повести - становится способна на сострадание. Когда Вакула «пропал», Оксана стала сожалеть, что поступила с ним очень сурово. На праздничной Рождественской службе, где собрались все жители села, но на которой так не хватало кузнеца, «одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только смущение; слезы дрожали на глазах».

Оксана раскаивается в своей жестокости, и, как будто взамен на это, ее сердце становится способным любить. Она с радостью встречает Вакулу после возвращения его из Петербурга. «Нет! Нет! Мне не нужно черевиков! – говорила она, махая руками и не сводя с него очей, - я и без черевиков… - Далее она не договорила и покраснела».

Гоголь показывает нам другую Оксану: изменившуюся - не гордую и недоступную, а любящую и смиренную. В конце повести мы видим ее у дверей расписанной новой хаты: «красивая женщина с дитятей на руках». Вспомним, как восхищался в Петербурге Вакула картиной Пречистой девы с младенцем, символом святой любви – и перед нами она словно оживает.

У черта же ничего не получилось. Единственное, о чем он думал: чтоб Вакула отпустил его и не окрестил крестным знамением. «И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

В образе Чуба Н.В. Гоголь показал не только человеческие недостатки: лень, упрямство, желание своей выгоды, но и способность к примирению.

Чуб и Вакула примиряются; обман Солохи открывается, поэтому все ее планы рушатся: добро торжествует, оно побеждает зло, которое наказано: «Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами (жизнерадостное сочетание!). Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…».
9. Рефлексия.

Составьте сами себе пожелания к изучению следующего произведения.
10. Домашняя работа.

Мини-сочинение на тему: «Чему нас учит повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?»
Примечание.

Урок можно проводить в группах, каждая из которых отвечает и готовится по двум героям:

- Чуб, Оксана

-Солоха, царица

-Вакула, черт

Часть №3 (викторина) также проводится в трех группах, каждая из которых тянет по три вопроса.

Часть №4 (домашние заготовки) защита проектов в группе, по своим персонажам, ответы дополняются участниками группы.

Часть №7 (викторина) соревнуются капитаны при поддержке группы.

Если остается время, можно завершить урок придумыванием трудных вопросов по содержанию:

-для чего отправился кузнец в Петербург? (Узнать, из чего сделаны черевички)

-благодаря кому он попал к царице? (запорожцы привели)

-что вызвало восторг Вакулы во дворце? (изображение Мадонны с младенцем)

- и т. п.

Сколько группа придумала вопросов, столько добавлять баллов, а если никто не ответил правильно – 3 балла за вопрос.

Баллы, набранные каждой группой, подсчитываются, победителям – новогодние игрушки. Увлекательно и весело!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconН. В. Гоголь "Майская ночь или утопленница". "Заколдованное место". "Ночь перед рождеством"

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconТема Кол-во часов
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика как способ художественного отражения действительности
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или Утопленница», «Заколдованное место»
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед Рождеством». «Майская ночь, или Утопленница». «Заколдованное место»
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconКонспект урока по русской литературе на тему «Н. В. Гоголь. Повесть...
План-конспект урока по русской литературе на тему «Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». «Как чёрт украл луну»
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством», подготовить рассказ о Петербурге, описание фантастических существ
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Отражение народных представлений, поверий в повести «Ночь перед Рождеством». Работа...
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купалы»,...
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок icon«Народные характеры и народный быт в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»»
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Константиновской общеобразовательной школы-интерната
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconКонспект урока литературы в 6 классе тема: «в гостях у жителей диканьки»...
Но тем ценнее становится ощущение детской удовлетворенности и радости. При проведении игры была создана среда интеллектуального,...
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconНеобычный урок немецкого языка Рассказы о нг, Рождестве, зиме
Перед самым Рождеством папа сказал своей дочери, что в этом году им предстоит поездка в Германию, поэтому вся семья повторяет немецкий...
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Вий. Сорочинская ярмарка. Майская ночь, или Утопленница
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconУрок литературы 8 класс Н. В. Гоголь «Ревизор»
Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое...
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма №01. В гости к Санта Клаусу перед Рождеством!
Комиссия агентствам по раннему бронированию до 15 сентября 2013 – 12%(стандартная комиссия 10%)
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Вечеров…» детям трудно переключиться на мрачную комедию о чиновничьем произволе. Гоголь смеющийся, радующийся, влюбленный и в украинскую...
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Тема урок iconУрок по литературе в 7 классе «Б. Екимов Ночь исцеления» (внеклассное чтение)
Урок внеклассного чтения проводится в 7 классе после работы над рассказом Абрамов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск