Музыкальные сюжетно – ролевые игры «Мы – музыканты», «Песни нашего двора», «На золотом крыльце сидели…» можно определить как практическое действие, направленное на овладение игровыми умениями, выполнение игровых правил и логических действий для поставленных задач.
Следует отметить полифункциональный характер музыкальных сюжетно – ролевых игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыкальных инструментах, музыкантах, оркестре, расширение репертуара, инсценирование, импровизации движений с атрибутами; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность для детей старшего дошкольного возраста; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Показателем успешности проведения музыкальных сюжетно – ролевых игр являются:
Увлечённость музыкально – игровой деятельностью.
Степень осознания творческого замысла.
Инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении творческих задач.
Умение использовать в творческом процессе логическое и образное мышление.
Степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.
Воспитание коммуникативных качеств и уважительного партнёрского отношения с родителями.
КОНСПЕКТ
МУЗЫКАЛЬНОЙ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ
«МЫ - МУЗЫКАНТЫ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Музыкальный руководитель (м.р.):
Ребята, мы с вами уже знаем, что такое оркестр. Давайте вспомним некоторые инструменты симфонического оркестра и назовём музыкантов, которые играют на них. (Виолончель - виолончелист, скрипка - скрипач, рояль - пианист, флейта - флейтист), (идут слайды – помогает родитель)
-В оркестре много музыкальных инструментов, а вы хотите узнать, как музыканты разучивают на репетиции музыкальные произведения?
- Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Мы - музыканты».
- Самый главный в оркестре - дирижёр, он управляет инструментами, делает их игру слаженной:
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
-Ребята, сегодня дирижёром буду я, потому что хорошо знаю звучание музыкальных инструментов, внимательно слушаю музыку. (Берёт дирижёрскую палочку).
-Инструменты хранятся в инструментальной комнате, ключи от которой у смотрителя. Смотрителем у нас будет мама Тани Ш., потому что она ответственная. Помогать ей будет Таня, она аккуратнаядевочка. Смотритель следит, как хранятся музыкальные инструменты (в футляре, на стойках, в чехлах).
- У каждого инструмента свой голос (тембр). Что бы инструмент звучал чисто, его настраивает настройщик. Настройщиком я бы хотела выбрать папу Саши И., у него хороший слух. Его помощник будет Саша, он прилежный, усидчивый мальчик.
Настройщик следит, чтобы инструмент звучал точно, чтобы он не ломался.
--А вот кто из вас на каком музыкальном инструменте будет играть, мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Оркестр», (родитель раскладывает карточки на полу с изображением музыкальных инструментов)
Звучит музыка - кто, какую карточку успеет взять) (дети сели на стульчики).
М.р.:
Итак, начинаем игру. (Дети идут к музыкальному руководителю).
Дирижёр: (м.р.)
-Здравствуйте.
Дети: Здравствуйте.
Дирижёр: Прошу всех приготовиться к репетиции. Жду музыкантов через 15 минут. (На столиках лежат музыкальные инструменты, карточки - схемы).
Смотритель:
Музыканты, прошу получить свои музыкальные инструменты. Для этого нужно рассказать стихотворение о своём инструменте. (Дети читают стихи, идут к своим инструментам, которые стоят на столике).
Дети:
Пусть невзрачен я
На вид.
Но
Всемирно знаменит.
Кто хоть раз слыхал мой звон-
Не забудет ксилофон.
Под дугой
Мы раньше пели.
И за голос наш
Красивый
Петь сюда нас
Пригласили. (Бубенцы)
Спорить
С песнею моей
Может
Только соловей! (флейта).
На меня ты посмотри-
Что снаружи,
Что внутри-
Я всем видом,
Без сомненья, Вызываю
Уваженье. (Рояль).
Вам ответит
Каждый дошкольник-
Что такое
Треугольник.
Но не каждый, видно,
Знает
Тот угольник,
Что играет.
Посмотрите
На меня-
Треугольник этот - Я.
Арфа
Ласково
Пропела-
Слышу всюду-
Справа,
Слева:
-Королева!
-Королева!
Быстро бубен
Подхватился-
Загремел,
Заколотился:
- Я ведь
Тоже
Музыкант!
У меня
К игре
Талант.
Зазвучали
Кастаньеты:
-Из
Испании мой род.
В нашей песни страсть живёт.
Словно пули
В перестрелке,
Громко звякнули
Тарелки:
-Знают взрослые
И дети,
Что и мы
Не на банкете.
Никого не угощаем.
Как и все здесь-
Мы
Играем!
(Смотритель раздал инструменты, идёт к своему столику, что-то « пишет», рисует).
Настройщик:
Чтобы инструмент звучал, прошу всех взять звук «Ля» (дети поют,
Музыкальный руководитель помогает на инструменте).
Настройщик подходит к каждому, проверяет инструмент, как - будто настраивает. Спрашивает, как инструмент звучит. Что-то постукивает и т.д. (смотритель и настройщик сидят за одним столиком).
Артисты подходят к дирижёру, задают вопросы по карточке - схеме (у каждого музыканта на столе лежит своя схема с обозначениями - длинные, короткие звуки.)
Смотритель заполняет карточки с рисунком - сколько всего инструментов (кастаньеты- 2), дети могут поменять инструменты (взять другой ксилофон и т.д.)
Все участники игры заняты своим делом!
Дирижёр призывает всех к тишине (стучит дирижёрской палочкой по пюпитру).
Дирижёр:
Начинаем репетицию, но сначала я проведу перекличку:
Я показываю картинку с изображением музыкального инструмента, а вы
Называете его по цепочке (скрипка-рояль-флейта и т.д.)
-А теперь послушаем, как звучат ваши инструменты ( показывает рукой и палочкой пары инструментов: тарелки - бубен, ксилофон - треугольник, бубенцы - кастаньеты, арфа - флейта). Количество пар зависит от количества инструментов.
Дирижёр:
Все готовы?
Всё готово?
Так повторим вместе «ля»
Дружно начали, друзья! ( Звучит запись мелодии, дети играют, согласно схемам. Дирижёр помогает правильно сесть, встать, держать палочки. По ходу игры даёт указания. (Играть медленнее, тише, ритмичнее, напевнее, вместе и т.д.)).
Дирижёр:
В зале песня родилась,
В небо птицею взвилась.
Солнце весело горит,
Песня над землёй парит. (Исполняется другая по характеру мелодия. Дирижёр хвалит отдельные инструменты: слаженно играли ксилофоны, вовремя вступила флейта, ритмично звучал бубен и т.д.)
Дирижёр:
Репетиция закончена, всем музыкантам спасибо.
(Настройщику): Звучали инструменты прекрасно, спасибо.
(Смотрителю): Инструменты в хорошем состоянии, спасибо.
Дирижёр:
На следующую репетицию прошу прийти без опоздания, мы будем разучивать новое музыкальное произведение.
А кто будет дирижёром, настройщиком, смотрителем, кто на каких инструментах будет играть мы узнаем перед следующей репетицией.
Дирижёр:
До свидания, все были настоящими музыкантами!
Настройщик:
Прошу всех сдать инструменты.
(Дети относят инструменты, прощаются друг с другом)
Музыкальный руководитель;
Ребята, вам понравилась игра?
Что интересного было в ней?
Какой музыкант вам больше всех понравился, почему?
Что вы хотите ещё внести в игру? Какую знакомую мелодию хотите разучить? И т.д.
- Мне очень понравилось настроение, с каким вы играли в эту игру, я обязательно придумаю, что-то интересное для дальнейшей нашей игры.
Оборудование: мультимедиа, слайды инструментами симфонического оркестра, карточки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты, карточки – схемы, фонограммы.
В игре участвуют дети, их родители (варианты: родители дублируют инструмент своего ребёнка).
Музыкальная сюжетно – ролевая игра
« На золотом крыльце сидели»
Старшая, подготовительная к школе группы
Мультимедиа: Рассказчица: В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. Повелел он музыкантам своим игру придумать для принцессы. Да чтобы новая была, музыкальная!
Думали музыканты, думали да решили для изготовления атрибутов ремесленников пригласить.
Ведущий (воспитатель): считалкой « На золотом крыльце сидели…»
Выбирает родителя и 5-6 детей. Раздаёт карточки, на которые надо наклеить изображение музыкального инструмента, изготовить маску волка.
Рассказчица: Музыканты будут музыку подбирать.
Ведущий (воспитатель): считалкой « На золотом крыльце сидели…»
Выбирает родителя и 5-6 детей. Выдаёт проигрыватель с пластинками, на которых символами обозначена песня - дети узнают песню, прослушивают её с помощью магнитофона. Выбирают мелодию (родители должны подвести ребёнка к данной задуманной мелодии).
Рассказчица: Царь балетмейстера вызвал из дальних стран, чтобы движения с танцорами разучивал.
Ведущий (воспитатель): считалкой « На золотом крыльце сидели…»
Выбирает родителя и 5-6 детей. Раздаёт фотографии или схемы позиции ног и рук, которые были разучены детьми на танцевальных занятиях.
Дети с взрослым повторяют позиции, элементы народного танца («ковырялочка», «козлик», «воротики», «кренделёк», «сударушку» и т.д.)
Рассказчица: Издал царь указ – всем делом заняться, да поторопиться!
Начало игры. Родители уже знают свои действия (работа музыкального руководителя).
Все заняты своим, по ходу игры, занятием. Дети с родителями обсуждают, пробуют.Музыкальный руководитель незаметно руководит всем процессом игры, что – то предлагая, корректируя.
Рассказчица: А вот и сам царь пожаловал (родитель), решил всё в свои руки взять.
Царь: У ремесленников: для чего (маска?)
Какие инструменты (названия): бубен, бубенцы, ложки, трещотки, рубель.
Царь: У музыкантов: прослушать (народные напевы).
Какие? (напевный, удалой, шуточный, протяжный).
Царь: У танцоров: Все элементы народного танца, (красиво, плавно, задорно).
Рассказчица: Издал царь указ.
Царь развернул свиток с печатью: Игра будет такова!
Правила русской народной игры «Шёл козёл по лесу» (дети с игрой не знакомы).
Выбирается по считалке « На золотом крыльце сидели…» волк, на него надевают ремесленники маску. Они же раздают музыкантам инструменты, а сами выходят в круг.
Танцоры делают внутренний круг, чтобы показывать движения.
Дети играют в игру несколько раз . В конце игры уходит девочка, а затем входит с мамой – принцесса (девочке надеть корону), мама несёт угощение для чаепития.
Царь: Вот теперь душа поёт, становись со мной народ! (фотография на память).
Оборудование: мультимедиа, видео, карточки с изображением русских народных инструментов по количеству участников, музыкальные инструменты, маска волка, карточки – схемы позиций, музыкальный материал, бутафорский проигрыватель, пластинки с символами, указ, угощение, фотоаппарат.
Музыкальная сюжетно – ролевая игра «Песни нашего двора»
Звучит мелодия песни «Городок» (заставка к передаче)
Родитель: Когда я был таким же, какие сейчас вы, в нашем дворике мы пели красивые песни о мире, дружбе, обо всём!
Тихо напевает песню «Городок» (исп. А.Варум)
Родитель: В каждом дворе были свои любимые песни, которые пела детвора. Я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру, где вы сможем лучше узнать песни нашего детства. Вы хотите узнать какие песни мы пели в детстве?
Ведущий: Чтобы нам игру начать, надо дворик свой создать. (Разделить напр. детей по 6 человек, 1 родителю на дворик), можно считалкой.
Ведущий: У меня есть проигрыватели и пластинки, на которых записаны песни тех лет. (Раздаёт каждому дворику по проигрывателю с пластинками).
На пластинках рисунки песен по программе данной группы, дети отгадывают песню, пропевают её (для родителей слова на обложке конверта).
1 дворик: пустая пластинка, но с загадкой об облаках. Разучивают песню «Облака» сл. В.Козлова, муз. В.Шаинского(родители должны заранее разучить с музыкальным руководителем песню.) Вносятся атрибуты - ленты.
Под запись разучиваются движения (родителям помогает, музыкальный руководитель).
2 дворик: тоже, но песня «Антошка»сл. Ю.Энтина, муз.ВШаинского (смотрят отрывок из мультфильма).
Разучивают песню, родители приносят ложки, дети подыгрывают себе на ложках.
3 дворик. Красочный плакат «Солнечный круг». Дети вместе с взрослым разучивают песню «Солнечный круг» сл. Л.Ошанина. Вносятся атрибуты (мячи, цветы), дети вспоминают упражнение, разученное ранее под другую, тоже ритмичную мелодию.
4 дворик. Загадка про малину. Разучивание песни «По малину в сад пойдём» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко.
После прослушивания, с помощью музыкального руководителя, песня инсценируется.
Ведущий: Да, звучат повсюду песни и песне нужен зритель. Ребята, вы родителей к нам в гости позовите.
Во время разучивания репертуара, другие дети, раскрашивают билеты, своего дворика, которые были им выданы заранее (солнце, Антошку, малину, облака).
Кассир: (ребёнок): (раздаёт билеты): На концерт к нам поспешите, песни детства – оживите!
Конферансье (ребёнок): Белогривые лошадки нас прокатят без оглядки!
Песня «Облака» (поют дети и взрослые – фонограмма) дети исполняют упражнение с лентами.
Конферансье: По малину в сад пойдём, песню звонко заведём!
Песня «По малину в сад пойдём». Дети инсценируют песню.
Конферансье: За столом сидит Антошка – у него большая ложка.
Песня «Антошка». Дети подыгрывают себе на ложках.
Конферансье: Пусть всегда будет папа, пусть всегда будет мама! Пусть всегда будут дети, светит солнце на планете!
Песня «Солнечный круг». Поют взрослые, дети выполняют упражнение.
Ведущий: Сегодня я немало удивлён, как ваши мамы, папы знают песни хорошо. Как интересно было нам узнать, чей дворик лучше может песню преподать. Все просто были молодцы, на память вам дарю призы (призы).
В игре участвуют взрослые (в каждом дворике 1 взрослый и 5-6 детей).
Ведущие – родители.
Кассир – ребёнок,
конферансье – ребёнок,
ведущий – взрослый,
зрители - взрослые и дети,
в игре участвует музыкальный руководитель.
Раздаточный материал
4 проигрывателя,
пластинки с программными песнями данной группы,
ленты, фрагмент мультфильма «Антошка»,
записи песен (минусовки): «Облака», «Антошка», «По малину в сад пойдём», «Солнечный круг»,
ложки, плакат «Солнечный круг»,
мячи, цветы.
Билеты – раскраски, мелки,
Призы всем участникам игры! |