Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №14»
Партизанский городской округ
Конспект ННОД
«Мои верные помощники»
(старший возраст)
Воспитатель: Пирогова А.В.
2012 год
Цель:
продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;
работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
развивать быстроту мышления, творческое воображение;
продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа:
беседы об органах чувств у животных и человека;
чтение художественной литературы: "Мойдодыр", "Доктор Айболит" К.И. Чуковского. "Неболейка" И.Семеновой;
сюжетно-ролевые игры "Больница", "Кабинет окулиста".
Материал и оборудование:
иллюстрации глаз, носа, ушей (демонстративный материал).
шарф для завязывания глаз «чудесный мешочек», косыночки; ,
ширма, бумага, ножницы. 2 стакана с водой.
поднос с овощами, фруктами, салфетки влажные.
Организационный момент ННОД: (в кругу взявшись за руки) Дети и воспитатель: Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: Дети, послушайте загадку:
Два братца через дорогу живут.
А друг друга не видят... (Глаза.)
- Ребята, а зачем человеку глаза?
Дети: Чтобы видеть.
Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам бы пришлось очень тяжело.
Воспитатель: Как называют человека, который не видит?
Дети: Слепой.
Воспитатель: Как можно помочь этому человеку?
Дети: Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Разберемся вместе, дети.
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой.
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час.
Как важны глаза для нас!
Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:
Скажи, что у меня в руках?
(Ребенок не знает.) (Воспитатель делает 2- 3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)
Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?
(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)
Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам пришлось бы плохо.
Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях - глазницах (домиках). Закрывает этот "дом" специальная "дверца" под названием - веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, го вниз, как бы ощупывая изображение.
В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз.
А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз? Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Ксюше глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался запомнить их расположение.
А теперь Ксюша выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее. (Ксюша легко выполняет задание.)
Видите, ходить по комнате не могла, а мимо рта не проносит.
Далее воспитатель проводит игру "Чудесный мешочек".
(Дети должны на ощупь отгадать предмет.)
Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя. Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики акцентирует внимание детей на следующем этапе занятия. Задает вопросы:
- Чем мы слышим?
Дети: Ушами.
Воспитатель: Сколько ушей у человека?
Дети: Два.
Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.
Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как – шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.
Как называют человека, который не слышит?
Дети: Глухой.
Воспитатель: Как ему можно помочь?
Дети: Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.
Воспитатель: Для чего еще нужны человеку уши?
Дети: Для того, чтобы научиться говорить.
Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.
Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?
(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)
Вывод: Какие хорошие у вас уши.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.
(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.) Дети должны каждый раз определить источник звука. После игр воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:
Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед
(Наклоны с поворотом вокруг себя.)
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,
(Приседания с хлопками.)
Нос крючком,
(Показ руками вперед себя.)
Глаза большие,
(Круговые вращения рук в стороны.)
Словно искорки горят.
(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)
Уши старые, глухие. Но подслушать все хотят.
(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)
А под печкою кузнечики куют-куют-куют.
Словно песенку веселую поют-поют-поют,
(Удары кулачками по кругу перед собой.)
Хлоп - туда, хлоп - сюда.
(Хлопки вправо, влево с поворотом.)
Нет особого труда.
(Прыжки на месте, руки на поясе.)
(Дети садятся на свои стульчики. )
Воспитатель: Что на лице у нас одно?
Дети: Нос.
Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ю.Прокоповича "Зачем носик малышам? "
Есть прямые носики.
Есть носики - курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос. Диана Б.: Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
Алена: На полянке - землянику.
В грядке – спелую клубнику,
Даша: В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
Ксюша: В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Соня: Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Света: Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Юля: Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Марина: Даже помнит он каков
Запах маминых духов.
Алина М.: Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Влада: Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.
Алиса: Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Ярослава: Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
Костя: А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Настя П.: Ну, теперь понятно Вам,
Зачем носик малышам?
Далее воспитатель рассказывает про нос:
Воспитатель: Некоторые считают, что нос - это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: "Ишь, ты, нос задрал!" или "Ну, что, ты, нос повесил?" Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.
Игра "Определи по запаху ".
На большом подносе на тарелочках лежа предметы (фрукты, овощи). Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.
Раздается стук в дверь. В группу входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что вы здесь делаете?
(Ответы детей.)
Незнайка: А давайте с вами поиграем. Я знаю игру, которая называется «Покажи части тела».
Дети встают в круг. Незнайка сначала называет и показывает части тела
правильно, затем - неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей.
Незнайка показывает такие части тела: руки, ноги голова, шея, уши, нос, глаза,
рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д.
После игры Незнайка хвалит детей и прощается. Воспитатель подводит итог
занятия.
Самоанализ ННОД
«Мои верные помощники»
Мною были учтены все возрастные, индивидуальные особенности детей, время (первая половина дня) и место были выбраны рационально.
Были использованы методы и приемы:
- Словесный (рассказ воспитателя), беседа, вопросы, наглядный (иллюстрации).
- Эксперимент имел место.
- Игровой прием (сюрпризный момент).
- Физминутка.
В процессе ННОД каждому ребенку, задавался вопрос, дети были активны, было интересно, увлекательно, дети старались отвечать полными ответами.
Я считаю, что все поставленные мною задачи были выполнены. |