Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок»





Скачать 232.21 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок»
Дата публикации18.10.2013
Размер232.21 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Астрономия > Литература


Отдел образования

Администрации Центрального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Центр развития ребенка –

детский сад № 376 «Дельфиненок»
СБОРНИК РЕЧЕВЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЛЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Автор-составитель:
Барчук С. Н. – воспитатель второй квалификационной категории.

г. Новосибирск

Содержание:



  1. Введение стр. 3

  2. Описание игр стр. 4

2.1. Игры, сближающие малышей друг с другом стр. 4

2.2. Игры, развивающие нравственно-волевые качества стр. 7

2.3. Игры, формирующие целенаправленное внимание стр. 10

2.4. Игры, развивающие речь и мышление стр. 13

  1. Литература стр. 17

Введение.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста и наблюдая ними, я пришла к выводу, что для всестороннего развития ребенка непременным условием является общение с взрослым. Только взрослые – хранители опыта, знаний накопленного человечеством и передать его можно с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения». Речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним, он как бы заражается смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Проанализировав свою работу, я поняла, что для полноценного речевого развития можно использовать игры и упражнения направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем и формировании словаря, Эти игры можно использовать как на занятиях, так и в совместной деятельности.

Исходя из вышесказанного, целью моей работы явилось формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения.

В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Ребенок осваивает разные игры – сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, игры – драматизации, которые оказывают существенное влияние на развитие всех сторон психики малыша. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию, снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы. Так словесные подвижные игры создают благоприятные условия для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств, а также для проявления волевых качеств (смелости, настойчивости, выдержки.), доброжелательное же чувство, возникающее между детьми в процессе эмоционального общения преимущественно во время самостоятельных подвижных игр.

  1. Конспекты игр, сближающие малышей друг с другом.


«Солнышко и дождик», «Разувайся пузырь!», « Куклы пляшут» и др. - подвижные игры, построены на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно взрослым и детьми. Это сближает малышей друг с другом и со взрослым, объединяет их общей, интересной для всех деятельностью. Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Каждый участник игры получает удовлетворение и от движений, и от того, что они выполняются всеми вместе. Дети легко перенимают не только движения, но и настроение друг друга. Радость ребенка усиливается от того, что другие испытывают тоже самое. Это и создает естественную связь и общность между детьми. Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый, он вносит новую игру в жизнь детей, и служит для них образцом выполнения игровых действий, движений.
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», - говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.

Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.

«Какая хорошая погода!» - говорит воспитатель, выглянув в окошко - Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

А. Барто
Дети выслушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому.

Топ-топ – топ-топ,

Все топают ножками, стоя на месте.

Топ – топ – топ,

Топ – топ – топ,

Топ – топ – топ (пауза)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Все хлопают в ладошки, подражая воспитателю

Хлоп, хлоп, хлоп.

Хлоп, хлоп, хлоп,

Хлоп, хлоп, хлоп.
«А теперь побегаем!» - предлагает воспитатель и убегает, Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам, - говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображая шум дождя. – Стало очень скучно. Давайте попросим перестать капать». Педагог читает русскую народную потешку:
Дождик, дождик, веселей.

Капай, капли не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!
Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», - говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»

Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение, про солнышко, и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: « Ой, дождик начинается!»
«РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» Педагог берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они заразятся ею и тоже захотят быть в коллективе.

Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый. — А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.
«КУКЛЫ ПЛЯШУТ»
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и выдвигает перед ними стол, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами! — говорит он, стараясь привлечь внимание малышей к новым игрушкам. — Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает пять-шесть детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг воспитателя и вместе с ним выполняют плясовые движения. Например, слегка поворачивают куклу в руках, подпрыгивают с ней, кружатся то вправо, то влево, хлопают ручками куклы и т. п. Под конец куклы в руках детей раскланиваются.

Во время выступления танцоров остальные участники игры подпевают вместе с воспитателем мелодию пляски и выполняют роль музыкантов: играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошках. Когда куклы после пляски начинают раскланиваться, музыканты им аплодируют.

«А теперь, — говорит воспитатель, — подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают свои игрушки тем, кто еще не плясал.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

  1. Конспекты игр, развивающих нравственно-волевые качества.


Игры «Лохматый пес», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Я принес тебе подарок» учат детей преодолевать нерешительность, робость, страх перед новым, неизвестным. Помогает при этом поддержка сверстников. Эмоциональный подъем, который они испытывают при этом, также является опорой для преодоления боязливости. В этих играх есть элементы соревнования, что требует от ребенка мобилизации своих усилий, малыши учатся помогать друг другу. Иногда приходится отдавать сверстнику то, что нравится самому. Взрослому нужно создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побуждало другие чувства. Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение оценивать и свои действия.
«ЛОХМАТЫЙ ПЕС»
Воспитатель чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, взрослый настраивает их на игру и объясняет ее правила.

Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движения детей, и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:
Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос.

Тихо-смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?
Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны последние слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту)

Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль.
«КТО РАНЬШЕ ДОЙДЕТ ДО ФЛАЖКА?»
Воспитатель спрашивает детей, кто из них умеет ходить очень быстро. Ну конечно же все! «А вот мы сейчас проверим, — говорит педагог, — действительно ли это так. Я знаю одну интересную игру. Называется она «Кто раньше дойдет до флажка?»

Вначале нужно подготовить все необходимое. Взрослый проводит на земле линию — отсюда начинается игра. Напротив черты на расстоянии 25—30 шагов ставится длинный стол, на который кладется флажок. Воспитатель вызывает сначала двух детей. Он предлагает стать «на старте» и по сигналу (хлопок или звук бубна) дойти до флажка. При этом взрослый подчеркивает, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Тот, кто побежит, будет считаться проигравшим. Остальным ребятам он предлагает посмотреть, кто из их сверстников раньше поднимет флажок.

Воспитатель дает сигнал, двое детей наперегонки идут к флажку, а остальные — наблюдают, оценивают действия сверстников, награждают победителя аплодисментами.

После такого наглядного объяснения воспитатель выбирает четырех-пятерых детей, предлагает им стать у черты (на старте) и подает сигнал. Победитель получает приз (тот же флажок или бумажную медаль). Все остальные участники соревнований, если, конечно, они не нарушили правил, аплодисменты.

Затем выбирается новая пятерка (или четверка) детей, на столе появляется новый флажок, и игра продолжается.

По окончании игры устраивается «парад победителей»: все дети, получившие флажки или награды, маршируют под какую-нибудь веселую песенку, а остальные поют им или хлопают.
«Я ПРИНЕС ТЕБЕ ПОДАРОК»
Воспитатель предлагает детям поиграть в детский праздник. «Давайте сделаем так: пусть каждый выберет из вещей то, что ему понравится, положит вещь в коробку, а потом подарит тому, кому захочет, и вместе с ним попляшет. Посмотрите, какие красивые подарки приготовлены для вас», — говорит педагог. Затем он вместе с детьми подходит к столам, на которых заранее разложен игровой материал, покрытый тканью. Открывает его и дает возможность детям полюбоваться различными украшениями и атрибутами. Взрослый объясняет, что ими можно украсить себя на празднике.

Дети по очереди выбирают приглянувшиеся им вещи, а затем возвращаются на место и рассаживаются на заранее подготовленные стульчики, которые стоят спиной к столам с подарками. Игра начинается. Воспитатель спрашивает одного из участников игры, кому он хочет сделать подарок, дает ему коробку, и малыш отправляется к столам с подарками. «Интересно, что выберет Петя (называет имя ребенка) и кому он подарит свой подарок?»— говорит воспитатель, обращаясь к детям. И тут же объясняет важное правило игры: не поворачиваться к столам и не подглядывать, что выбирает Петя.

Когда малыш вместе с коробкой, в которой лежит подарок, подходит к тому, для кого этот подарок выбран, воспитатель предлагает повторить вместе с ним следующие слова:
Я принес тебе подарок,

Если нравится, возьми,

Всем ребятам покажи

И со мною попляши.
Торжественная передача подарка происходит при активном участии воспитателя, который помогает открыть коробку, показывает всем детям подарок, подсказывает, что надо поблагодарить за него, помогает надеть или приладить украшение. Затем предлагает малышам поплясать.

Оба ребенка пляшут, а остальные участники игры поют песенку и хлопают им. Потом эти двое садятся на место, а за подарком отправляется следующий ребенок, которому передается коробка.

Так по очереди (в соответствии с тем, как они сидят) все дети дарят подарки друг другу.

Когда у каждого участника игры будет подарок, дети встают и начинается торжественное шествие под музыкальное сопровождение (песня, бубен и т. д.). Все ходят по комнате, демонстрируют свои подарки, обыгрывают их, танцуют и т. д.

После этого предметы возвращаются обратно на стол, и игра начинается сначала. Каждый ребенок может выбрать другого партнера и другой подарок.

  1. Конспекты игр, формирующих целенаправленное внимание.


Такие игры как «Раз, два, три-говори!», «Пальчик», «Волшебный столик» - развивают целенаправленное внимание, которое опирается на интерес детей к привлекательным картинкам. В процессе игры ребенок выбирает из большого количества знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и указывает на него пальцем, или называет после сигнала. Воспитатель является непосредственным участником игры, это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и подготавливались к самостоятельному выполнению.
«РАЗ, ДВА, ТРИ-ГОВОРИ!»
Предложив детям сесть полукругом, воспитатель садится напротив них за столик, на котором заготовлен игровой материал. Это стопка картинок ■ для игры, а также картинки, кружочки и звездочки для поощрения детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы — называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит, Давайте попробуем!»

Воспитатель берет первую картинку, показывает ее детям и предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. «Раз, два три—говори!» — эти слова произносятся четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее. Поиграв таким образом с тремя разными картинками, воспитатель предлагает новый вариант. Теперь называть картинки будут не все дети, а только четверо, по очереди. Четверым детям, сидящим с краю, предлагается называть картинку, а всем остальным — оценивать их действия и называть победителя. Если правильный ответ дают одновременно. Два ребенка, они оба получают по картинке. Остальные дети, если они не нарушили правило и верно назвали картинку, получают поощрительные кружки.

После первой четверки играет следующая. Так все по очереди решают обучающую задачу, оценивают правильность решения и награждают победителей.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у воспитателя, а дети возвращаются на места. Затем взрослый приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны, все им хлопают. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места. Далее выходят дети, получившие много картинок и много кружочков. Все их приветствуют, хвалят за то, что они были самыми внимательными, а воспитатель награждает их звездочками.

«А теперь, — говорит педагог, — пусть поднимут руки те дети, которые ничего не получили. Есть у нас такие? Почему вам ничего не дали? Как вы думаете?» В деликатной форме воспитатель дает детям понять, что причина неуспеха в них самих: они были невнимательными, часто отвлекались, нарушали правила. Педагог выражает уверенность, что в следующий раз дети непременно будут внимательными и что-нибудь выиграют.
«ПАЛЬЧИК»
Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики полукругом, пододвигает к ним небольшой столик, возле которого ставит три стула — для двух детей и для себя. На столе раскладывает в два ряда десять — двенадцать предметных картинок. Раскладывая картинки, педагог показывает их детям и предлагает назвать каждый изображенный предмет, вызывая тем самым у детей любопытство (что будет дальше?). Затем педагог обращает внимание детей на то, что у каждого из них на руке один палец называется указательным. «В этой игре, — продолжает воспитатель, — указательный палец будет помогать всем искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит». Воспитатель подзывает к себе двух детей, предлагает им сесть друг напротив друга и садится сам лицом к детям. Он просит их поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка. Затем произносит следующие слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится... яблоко?» Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку.

Воспитатель дает возможность второму ребенку «отыграться» и называет еще какую-нибудь картинку, желательно ту, которая находится прямо перед ним. Если малышу все же не удается выиграть, педагог заменяет ему партнера. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей.

Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. (В этой игре не должно быть проигравших.) В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.
«ВОЛШЕБНЫЙ СТОЛИК»
«Давайте поиграем сегодня в театр, — говорит воспитатель. — Мы все будем зрителями». Дети выходят в коридор и снова заходят в комнату, представляя, что они пришли в настоящий театр. «Представление сегодня будет показываться на этом столе, — сообщает воспитатель, показывая детям столик, покрытый до пола плотной тканью.— Вы думаете, это простой стол? Нет, он волшебный! Как только прозвучат волшебные слова, которые мы все вместе скажем, на столике появится что-то интересное, а что, увидите сами». Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее и послушать, какие волшебные слова нужно всем вместе сказать, чтобы столик показал представление:
Столик, столик, послужи, Цоп-топ, тара-ра,

Нам игрушки покажи. Начинается игра!

Все, что ты покажешь, Цоп-топ, на-на-на,

Мы потом расскажем. Наступает ти-ши-на...
(Последнее слово произносится полушепотом, с понижением голоса.)

Тихо ступая, воспитатель садится за столик, ставит настольную ширму и под ее прикрытием достает из-под стола картон с игрушками для первой сценки. Когда снимается ширма, перед Детьми появляется следующая сценка.

Справа, на коврике, положив голову на подушку, спит мишка, а на авансцене сидит кукла Маша, на коленках у нее два разноцветных шарика.

Воспитатель задает детям вопросы, помогающие им понять содержание этой сценки и назвать ее персонажи, их действия и предметы. Затем снова ставит ширму и меняет сценку на планшете: убирает коврик мишки, сажает куклу и мишку напротив друг друга и изображает, как мишка и Маша перекатывают друг другу шарик. Перед тем как снять ширму, воспитатель предлагает малышам позвать те игрушки, которые им понравились. Когда дети позовут игрушки, ширма убирается и возникает новая сценка. Используя вопросы, воспитатель помогает детям увидеть, что изменилось в этой сценке. Малыши должны сказать, что раньше делали персонажи сценки и что они делают сейчас, где они находились раньше, а где сейчас.

Затем воспитатель снова ставит ширму и переходит к показу следующей сценки. Пока он готовится к показу, дети под его руководством повторяют стихотворный текст, и снова восстанавливается тишина. Воспитатель снимает ширму. На столике появляются грузовик и мальчик Петя, который протирает машину тряпочкой, а потом убирает тряпочку в сумку. Воспитатель опять задает детям вопросы, помогающие уяснить содержание сценки: «Что делает Петя? Зачем он протирает машину? Куда делась тряпочка?» и пр. Потом ставится ширма, и детям снова предлагают позвать те игрушки, которые им понравились. Воспитатель за ширмой добавляет на тот же планшет куклу Машу, которая сидит в грузовике, и какой-нибудь новый, неожиданный персонаж, например собачку, обезьянку и пр. Ширма убирается, дети видят новую сценку и отвечают на вопросы. Сценка заканчивается тем, что мальчик Петя тоже садится в грузовик, куклы машут детям руками и грузовик с пассажирами уезжает.

Игра может продолжаться с новым составом игрушек и с новыми изменениями в их позах.



  1. Конспекты игр, развивающих речь и мышление.


Практически во всех играх, описанных раньше, дети встречались с игровыми действиями, в которых активно участвуют речь и мышление. «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!», «Где спрятался зайчик» - эти игры направлены на отработку артикуляции и уточнение произношение трудных для малышей звуков, построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при ее получении обеспечивают активную заинтересованность игрой, способствуют успешному выполнению ее требований.
«ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»
Пообещав малышам показать что-то интересное, воспитатель приглашает их занять места на стульчиках и приносит нарядный сундучок с игрушками. Поднимает его, слегка покачивает, так, чтобы дети услышали звук, и спрашивает: «Как вы думаете, что там такое?» Возбудив у детей любопытство и предоставив им, возможность немножко погадать, воспитатель садится за столик и приступает к объяснению игры. Он ставит сундучок напротив сидящих малышей с таким расчетом, чтобы им было легко следить за ходом игры, удобно вынимать игрушки и чтобы при этом оставалось достаточно свободного места для игровых действий. Стараясь ввести малышей в игровую ситуацию и вызвать у них активный интерес к игре, воспитатель снимает с сундучка ткань, которой он обернут, и от имени сундучка обращается к детям со следующими словами:

Я чудесный сундучок,

Вам, ребята, я – дружок.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Здравствуйте, ребята!

Примите меня поиграть с вами!»

Дети вместе с воспитателем здороваются с сундучком и принимают его в игру. Приступая к наглядно – действенному объяснению игры, взрослый то обращается к детям, подсказывая им нужные слова, то говорит от имени сундучка. В результате происходит примерно такой диалог между малышами и чудесным сундучком:

Дети: Сундучок, сундучок, что ты нам принес?

Воспитатель (от имени сундучка): Я всем вам принес игрушки.

Дети: Вот спасибо! А какие игрушки ты принес?

Воспитатель: Я принес вам много игрушек: машинки, самолетики, куклы, зайчики, уточки и лягушата.

Дети: Чудесный сундучок! Ты игрушки всем принес?

Воспитатель: Игрушек у меня полным – полно, хватит всем!

После этого диалога воспитатель подзывает сразу четверых детей, предлагает им подойти к сундучку и обратится к нему со следующими словами: «Сундучок, сундучок, пожалуйста, откройся и скажи, какие игрушки ты принес?» Педагог предупреждает, что брать можно только те игрушки, которые назовет сундучок, говорить слова нужно четко, громко, не торопясь, чтобы сундучок услышал и понял, о чем его просят. Затем воспитатель напоминает слова, которые нужно сказать сундучку, и вместе с вызванными детьми произносит их. Остальные участники игры помогают им.

Выдержав небольшую паузу, воспитатель медленно откидывает крышку сундучка и называет игрушки, приготовленные для вызванной четверки. Дети берут названые игрушки. Все они одинаковые и лежат сверху. Малыши показывают всем свои игрушки и садятся на свои места. Вызывается новая четверка. Так, быстро, оживленно и весело происходит раздача игрушек. Опустевший сундучок закрывается, а воспитатель напоминает детям, что сундучок хотел узнать, как они любят играть, и предлагает поиграть полученными игрушками.

Выходит одна группа детей, получивших одинаковые игрушки. Им предлагается показать сундучку, как они играют своими игрушками. Воспитатель подсказывает игровые действия и показывает выразительные движения, которые выполняются по подражанию. Например, если у детей в руках куколки, они могут с ними поплясать, а все остальные споют им плясовую песенку. По показу воспитателя дети – музыканты играют на воображаемых инструментах, произнося определенные звуки. Дети, получившие зайчиков, прыгают, а все остальные помогают им словами «скок-скок-скок».

Таким образом, все участники игры, подражая воспитателю, выполняют различные игровые действия, выразительные движения и упражняются в произнесении различных звуков, обычно затрудняющих речь многих младших дошкольников. Заканчиваться игра может по-разному: можно устроить хоровод вокруг сундучка, спеть ему песенку и пригласить в гости еще раз, можно свободно сгруппироваться вокруг сундучка и поблагодарить его, а можно от имени сундучка дать оценку играм, а затем вынести сундучок из комнаты.
«МЕШОЧЕК, ВПУСТИ!»
В игре участвуют все дети группы. Пока они рассаживаются, воспитатель ставит поближе к ним большой стол и предлагает всем поиграть в новую игру. Он ставит на стол коробку с игровым материалом, открывает ее и вынимает одну за другой игрушки, показывает их детям и раскладывает на столе рядами. (Игрушки располагаются на некотором расстоянии друг от друга.) Вынимая из коробки мешочек, воспитатель неожиданно находит под ним игрушечного зайчика. «А ты как сюда попал?» — шутливым тоном вращается Он к игрушке.

Разыгрывается сценка, будто зайчик сознается в том, что ему очень хотелось побывать в гостях у малышей и, когда воспитатель вышел из комнаты, он прыгнул в коробку и спрятался под мешочком. Он очень просит простить его и принять в общую игру. «Ну, как, примем зайчишку в игру?» — обращается воспитатель к детям. Вызвав разыгранной сценкой, живой интерес и симпатию к зайчику, воспитатель усаживает его подле себя на краю стола и просит сидеть тихо и следить, чтобы никто не мешал играть. Педагог берет в руки мешочек и знакомит детей и зайчика с его устройством и с правилами игры: «Смотрите, какой красивый мешочек. Нравится? Он тоже пришел поиграть с вами. Он умеет открываться и впускать игрушку, вот так». Взрослый показывает, как растягивается собранный на резинке вход и как мешочек пропускает игрушку. Затем подзывает ребенка и предлагает ему взять со стола игрушку, которая лежит с самого краю, в первом ряду.

«Скажи, что ты взял? — спрашивает воспитатель. — Что это такое? Как ты думаешь, для чего это нужно (вместе с остальными детьми помогает ему уточнить назначение предмета). А теперь подойди к мешочку, скажи: «Мешочек-мешочек, пожалуйста, впусти!» — и назови то, что у тебя в руках».

Если ребенок правильно называет предмет, мешочек в руках воспитателя растягивает резинку, а зайчик одобрительно кивает головой и хвалит малыша: «Молодец! Правильно назвал и хорошо сказал». Если ребенок ошибается в названии игрушки или произносит слова невнятно, слишком тихо, мешочек сжимается и не впускает игрушку, а воспитатель предлагает малышу повторить слова или исправить свою ошибку и назвать предмет правильно, громко и отчетливо. Если это у него не получается, педагог спрашивает остальных участников игры, кто хочет помочь ему, и теперь два ребенка вместе говорят нужные слова, выражая интонацией просьбу впустить игрушку. Мешочек открывается и впускает ее.

В случаях, когда дети не знают, как называется предмет, им может помочь зайчик. Воспитатель поручает ему показывать лапкой, кто хорошо приготовился и кого можно вызвать выбирать игрушку. Ребенок выходит. Взрослый предлагает ему встать лицом к остальным участникам игры, чтобы всем было видно, какую игрушку он берет и впускает ли ее мешочек. Управляя мешочком, воспитатель оценивает действия ребенка от лица зайчика и отправляет его на место. Приглашается другой ребенок, и все повторяется.

Вызывая детей по очереди, воспитатель старается все время поддерживать тесную связь с остальными участниками игры. Он просит их оценивать правильность сказанного и помогать тому, кто затрудняется или робеет, не решаясь самостоятельно действовать и говорить.

Постепенно стол освобождается от игрушек, а каждый ребенок решает предложенную обучающую задачу и получает одобрение от сверстников, воспитателя и зайчика.

«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙЧИК»
«Хотите поиграть сегодня в загадки? Только это будут загадки особенные! Нужно отгадать, где спрятался зайка-озорник и что он там делает»,— с такими - словами обращается воспитатель к детям и предлагает им занять свои места. Затем подзывает кого-нибудь из детей (желательно более смелого и развитого ребенка), предлагает ему отойти подальше, к стене, стать спиной к детям, закрыть глаза и руками уши и не оглядываться, пока его не позовут.

Обращаясь к остальным детям, воспитатель шепотом сговаривается с ними, куда спрятать зайчика. Он предлагает место, где можно спрятать зайчика, и подсказывает, что он там будет делать. Например: «Давайте поставим зайчика на аквариум, пусть Вова догадается, что зайчик хочет посмотреть, как плавают рыбки». Педагог просит детей не выдавать секрет: «Не говорите, где спрятан зайчик и что он там делает. Водящий должен сам его найти и сказать, где он спрятан, а мы посмотрим, правильно ли он нашел и правильно ли угадал, что делает зайчик».

«Пора!» — говорят хором дети, и водящий отправляется на поиски. Воспитатель предупреждает, что он должен не только найти игрушку, взять и принести ее, но и сказать, где он ее нашел и что зайчик там делал. Если ребенок затрудняется в правильном словесном обозначении места, воспитатель предлагает детям помочь ему. Кто-либо из детей подходит к водящему и подсказывает ему на ушко, где спрятался зайчик. Но загадку, что он там делает, ребенок должен отгадать самостоятельно. В этом ему может помочь наводящий вопрос воспитателя. Если ответ правильный, дети хлопают в ладоши и говорят: «Молодец!» Затем выбирается новый водящий.

Так по очереди дети ищут спрятанного зайчика и отгадывают разные игровые действия, а остальные вместе с воспитателем придумывают новые загадки. Приведем несколько примеров таких загадок: зайчик залез на шкаф за флажком и боится спрыгнуть; зайчик подошел к машине и хочет на ней покататься; зайчик сел верхом на лошадку и ждет, когда его покатают; зайчик сел за игрушечный столик и хочет, чтобы его покормили.

Конкретное содержание таких сюжетов зависит от обстановки в группе и от находчивости воспитателя.

ЛИТЕРАТУРА:
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. — М.: Айрис-Дидактика, 2005.

Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Учите, играя М., 1983.
Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под редакцией М. А. Васильевой В. В, Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Селиверстов В. Речевые игры с детьми. — М.: «Владос», 1994.
Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconОтдел образования администрации центрального района муниципальное...
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №22 находится в Центральном районе...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №153» города Магнитогорска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр...
Материально-техническое обеспечение мбдоу детский сад №2 Г. Балаково саратовская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconМуниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПубличный доклад
...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПлан деятельности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №1 осуществляет свою деятельность...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска центр развития ребёнка-детский сад №8 является звеном муниципальной...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconРежим работы мбдоу црр – детского сада №2 п. Новый
...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №3»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Рябинка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад №86 «Электроник»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №27 «Родничок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №55 «Золотой ключик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад №376 «Дельфиненок» iconДоклад г. Щёлково
Полное наименование учреждения по Уставу: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск