Скачать 322.51 Kb.
|
КИРИЛЛ ВАСИЛЬЕВИЧ БАРДИН АЗБУКА ТУРИЗМА (часть 2) ПИТАНИЕ В ПОХОДЕ (О технике пешеходных путешествий) Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками ИЗДАНИЕ 2-Е, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1981 ББК 74.267 Б24 60602-554 -КБ-5-19-1981 4606030000 103(03)-81 Издательство «Просвещение», 1981 г. Содержание
Обеспечение нормального питания — одно из важных условий успешного проведения похода. При этом надо иметь в виду, что расчеты, покупка, упаковка продуктов — все должно быть сделано до выхода на маршрут. В походе заниматься этим будет уже поздно.
Продовольственный рацион определяется, прежде всего, продолжительностью и сложностью похода. Самый простой случай — это однодневный поход без ночевки. Здесь вообще иногда можно обойтись без варки пищи и пройти день, как иногда выражаются туристы, «на бутербродах». Завтракают ребята дома, ужинают тоже дома, а на дневном привале достаточно вскипятить чай. Не надо только понимать упомянутые «бутерброды» слишком буквально. Если ребята явятся на вокзал, имея по два куска хлеба с тоненькими ломтиками копченой колбасы или сыра, этого, конечно, не хватит для молодых людей, проведших день в движении на свежем воздухе. Выражение «пройти день на бутербродах» означает только намерение отправляющихся в поход не варить полного обеда, а отнюдь не номенклатуру взятых с собой продуктов. Что же касается продуктов, то их список может быть достаточно широк. Единственное требование — не брать скоропортящихся продуктов. Обязательными следует, по-видимому, считать чай (кофе), сахар, соль, хлеб. На биваке все взятые из дому продукты складывают вместе и устраивают общий, стол. Руководителю группы ни в коем случае не следует поворачивать дело так, чтобы каждый из ребят сидел за чаем со своим куском. Момент напряженности и смущения при этом испытывают все ребята. Напротив, общий стол в походе воспринимается ребятами как нечто простое и естественное. Из того, что рассказ о продовольственном рационе начинается со случая, когда поход проводят «на бутербродах», вовсе не следует, что приготовление обеда в однодневном походе — вообще дело нерациональное. Все зависит от целей, которые поставлены перед походом, от состава группы, продолжительности маршрута, погоды. Когда автор этой книжки работал с ребятами, то дело обычно складывалось следующим образом. Обучение новичков начиналось с ориентирования. В этот период жалко было травить много времени на приготовление полного обеда, хотелось выкроить побольше времени, чтобы дать каждому возможность побывать в роли ведущего группу. Тогда ходили «на бутербродах». Все же приготовление чая и еда занимали у новичков не меньше часа. Полный обед из трех блюд занял бы часа два с половиной, а то и три. Когда же новички ходили в поход, где не было учебных целей (например, выходы классов на школьный слет), то старались устраивать днем полный обед с помощью двух-трех опытных ребят, которых прикрепляли к классам, не имеющим своих туристов. После того как ребята переставали быть новичками, учебные цели уже не превалировали над остальными. К тому времени ребята привыкали быстро собирать рюкзаки, работать с огнем, варить пищу. Тогда в однодневных походах начинали готовить полный обед, на что вместе с едой уходило всего час-полтора. Одним словом, в каждом отдельном случае руководителю однодневного похода следует подумать, что будет рациональнее — устраивать варку или пройти «на бутербродах». В качестве промежуточного варианта можно рекомендовать так называемый шашлык из колбасы. Ломтики колбасы надевают на прутья, предварительно очищенные от коры, и поджаривают на костре. Если есть с собой репчатый лук, то между ломтиками колбасы насаживают кружочки лука. Приготовление такого шашлыка требует совсем немного времени. Правда, в больших группах — человек по 15 и более — приготовление шашлыков может сильно затянуться. Теперь рассмотрим варианты и порядок составления продовольственных рационов для более продолжительных путешествий. Обычно за основу для таких расчетов принимается человеко-день. Это действительно удобно: составленные таким образом рационы с небольшими поправками пригодны для походов любой длительности. Будем при этом исходить из того, что в походе устраивают три варки — утром, вечером и во время дневного привала. Воскресный поход с ночевкой по расходу продуктов эквивалентен одному человеко-дню. В этом случае меняется только порядок расходования продуктов — с вечера будет ужин, а на следующий день завтрак и обед. На производимых расчетах это, понятно, не сказывается. Первое, что принимается в расчет при составлении рациона, — это его калорийность. Установлено, что во время летнего путешествия человек затрачивает в день 3000—3500 больших калорий. Эти энергетические затраты организма должны быть возмещены за счет питания. Таблица 1. Калорийность основных продуктов питания (на 1 кг)
|
Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... Личное снаряжение — это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и некоторые другие предметы индивидуального пользования... | Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... Хотя в походах туристы, как правило, мало болеют, все же, отправляясь в поход, надо знать, как в случае необходимости оказать помощь... | ||
Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... И руководитель успокаивает взволнованных пап и мам, объясняя, что никуда их дети не денутся, нигде не заблудятся и ни в коем случае... | Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... Но от подведения итогов похода во многом зависит, будут ли следующие походы более организованными как в части подготовки, так и в... | ||
Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... К сожалению, очень часто юные туристы, особенно путешествующие большими группами, ведут бивачные работы настолько лениво и беспорядочно,... | Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... Развитие массового спорта, физической культуры и туризма, сказано в статье 41 Конституции ссср, является одним из средств, обеспечивающих... | ||
Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками... Трудно представить себе туристский поход без костра. Но подружиться с костром не просто. Надо уметь его развести, надо знать, какие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хворова Л. А., Косачева И. Е., Дьяченко Е. Н., Клюева Ю. В. Unit 1: Контрольное задание №1 по английскому языку для студентов заоч-ной... | ||
Компьютерная сеть Понятие компьютерной сети «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория... | Методическое пособие «Если с классом вышел в путь…» Грудинова Людмила... Методическое пособие предназначено для руководителей одно двухдневных походов, загородных прогулок и экскурсий с учащимися, классных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория... | Рабочая программа по информатике и икт 6,7,8,9 классы «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория... | ||
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) Пояснительная записка «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория... | Информационно-библиографический отдел Третье издание, исправленное и дополненное Члены редакционного совета: Н. З. Шатохина, В. Г. Сидоров, Л. Н. Комиссарова, Ю. В. Жукова, В. А. Щекотихина, Е. В. Тимошук | ||
Рабочая учебная программа базового курса «Информатика» «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория... | Рабочая программа по информатике для 9 класса мбоу «Чувашско-Бродская... «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория... |