Скачать 46.83 Kb.
|
Бизнес-модели российских банков: типология, структура, приверженность выбору. Алескеров Ф.Т., Белоусова В.Ю., Бондарчук П.К., Попова Е.С. Введение Современный уровень развития российского банковского сектора отражает сложившийся характер структурных преобразований в экономике и возрастанием конкуренции. Степень устойчивости банковского сектора характеризуется рядом показателей. В связи с этим большой практический интерес представляет проведение комплексного исследования банковского сектора, определения характерных для российских банков стратегий в тот или иной период и оценки перспектив и устойчивости их развития. Вашему вниманию представляется доклад на тему «Бизнес-модели российских банков: типология, структура, приверженность выбору» В работе проводится анализ стереотипов поведения российских коммерческих банков и выделение групп потенциально неприверженных банков. Выборка состоит из 687 российских коммерческих банков. Временной период охватывает 16 кварталов: с января 2006 года по декабрь 2009 года. Информационная база содержит официальные данные Банка России и Центра экономического анализа агентства «Интерфакс» (ЦЭА Интерфакс). Исследование включает в себя реализацию несколько этапов. Во-первых, используя данные Банка России, были отобраны количественные показатели, характеризующие работу банка [7]. При этом выбранные показатели также отражают влияние кризисных явлений на деятельность банков. Во-вторых, определены бизнес-модели банков. Для этого используется метод динамической кластеризации банков. Данный метод позволяет сравнить бизнес-модели банков в докризисный период времени и стереотипы поведения банков, которые они выбирают в условиях кризиса на основе модифицированной модели CAMEL. В работе проведен комплексный анализ бизнес-моделей, выбираемых российскими банками, на основе системы показателей, учитывающей структуру операций банков, уровень финансового посредничества, достаточности капитала и ликвидности, а также качество кредитного портфеля. Было исследовано, как часто банки меняют свои бизнес-модели. Этот анализ лег в основу выделения устойчивых групп банков. Анализ проводился с учетом разделения банков на группы по размеру активов с использованием распределения Ципфа-Парето, что позволяет учесть различия в выборе стратегий поведения крупных, средних и малых банков [6]. В результате использования метода динамического анализа бизнес-моделей выявлено 30 различных стереотипов поведения российских банков. Разброс банков по бизнес-моделям получился весьма существенным. Первые по численности 10 бизнес-моделей включают 93,66% всех банков. Рисунок 1. Распределение российских коммерческих банков по бизнес-моделям Было выявлено, что каждый из первых 4 бизнес-моделей содержит более 70% наблюдений, а в сумме на них приходится около 79% банков. Далее приведены характеристики 4 доминирующих бизнес-моделей. Рисунок 2. Компоненты системы CAMELFS для 4-х наиболее распространенных бизнес-моделей Первая бизнес линия характеризуется достаточно высокими показателями достаточности капитала (более 18%) и запасом ликвидности (значение для паттерна 0,4467). В целом можно отметить, что банки, стабильно придерживающиеся данного паттерна, занимаются традиционными банковскими операциями. Принимают средства во вклады и кредитуют население и(или) реальный сектор (отношение депозитов к кредитам на уровне 72,47%), может быть, в какой-то степени, в ущерб прибыльности, которая для данного паттерна не очень велика (5,6%). Около 6% валюты баланса сформированы за счет нерезидентов. Активность на рынке акций не высокая. Банки данного паттерна достаточно однородны по своим характеристикам. Всего таких банков 13, около половины (7 из 13) – это банки первой сотни (почти все входят в тридцатку по размеру активов), с весьма активной программой по привлечению вкладов населения, с узнаваемыми брендами, позволяющими даже в кризисные периоды сохранять доверие большей части клиентов. Кредитные программы также весьма активны, банки имеют развитые филиальные сети, предпочитают сохранять более высокую долю традиционных банковских услуг. Оставшиеся банки группы – средние и малые банки, преимущественно обслуживающие корпоративных клиентов (отраслевая или региональная специализация). Вторая бизнес линия имеет достаточность капитала выше, чем у первой (19,69%), что совершенно не сказывается на прибыльности. Наоборот, рентабельность операций возрастает (но не значительно) по сравнению с первой бизнес линией. В целом, стоит отметить, что вторая бизнес линия не существенно отличается от первой. Третья бизнес линия характеризуется высокой достаточностью капитала и относительно более низким по сравнению с предыдущими паттернами отношением полученных депозитов к кредитам (около 69%). Банки данного паттерна совершенно не используют средств нерезидентов (вероятнее всего, просто не имеют к ним доступа) и не вкладываются в ценные бумаги. Четвертая бизнес линия демонстрирует достаточно средние показатели достаточности капитала и отношения депозитов к кредитам, сочетаются с низким уровнем ликвидности (0,39), весьма скромными значениями показателя прибыльности (6,8%) и очень высокой долей нерезидентов в пассивах. Причем эта бизнес линия показала, что она является достаточно распространенной, а для 1-го банка устойчивым на протяжении всего рассматриваемого периода («Международный банк Азербайджана – Москва»). На следующем этапе работы в соответствии с определенными бизнес линиями выявлены траектории поведения коммерческих банков, что позволило определить, в зависимости от частоты смены бизнес-моделей, 4 агрегированные группы банков (абсолютно приверженные, полу-приверженные, неприверженные и абсолютно неприверженные). Распределение банков по таким группам показано в таблице 2. Таким образом, очевидно, что большая часть российских коммерческих банков за последние 16 кварталов попадает в категорию полу-приверженных (около 61% всех банков), а также велика доля «неприверженных» банков (31% выборки). Максимальное количество смен бизнес-моделей за период наблюдения в 16 кварталов – 12. Около 63% банков можно отнести к приверженным категориям (4 и менее смен паттернов). Кроме того, на достаточно длительном временном промежутке (4 года), включающем в себя и период финансового кризиса, присутствуют банки, стабильно придерживающиеся одной единственной бизнес-модели (таких около 3% выборки). Заключение Таким образом, проведение динамического анализа паттернов поведения российских коммерческих банков позволило нам оценить сходства и различия в динамике функционирования российских банков, оценить особенности функционирования различных типов банков, выявить общие траектории развития, а также определить банки, которые являются источниками повышенной волатильности банковского сектора. |
Учебник для 10, 11 классов План урока: История возникновения банков.... Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание | Учебно-методический комплекс по дисциплине «организационная культура... Злоказова Т. А. Организационная культура и приверженность организации. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 15 с | ||
Подтвержденные докладчики Сергей Леушкин, Председатель комитета по частному банковскому обслуживанию, Ассоциация российских банков, Россия | Бизнес план уличное мини-кафе «Горячие Блины» 2013 оглавление оглавление 2 Обоснование целесообразности использования выбранной бизнес-модели в качестве инструмента достижения поставленных целей | ||
Модернизация системы управления рисками российских банков в условиях посткризисного развития ... | Формирование рейтингов для российских банков Банк России также требует3, чтобы все кредитные организации ежемесячно, пользуясь собственными методиками, проводили мониторинг кредитоспособности... | ||
Или задание текущей аттестационной работы Языковая ситуация. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в Индии, Швейцарии, Норвегии (по выбору студента) | М еждународный банковский институт Кредитно-банковская система, ее структура и роль. Функции банков, фондового рынка. Банковские операции | ||
«Секьюритизация активов: опыт и перспективы» Интерес к этой операции достаточно высок у российских банков, имеющих значительные портфели однородных кредитов (ипотечных, авто-... | Структура учебных занятий программы ... | ||
Общие вопросы теории банков и их роли в экономике Место и роль банков с государственным участием в развитии реального сектора экономики | Iii. Вопросы совершенствования механизма и экономических инструментов... Валютные системы и их роль в интеграции банков в международные экономические отношения | ||
Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга... Предлагаю вашему вниманию книгу с оригинальным подходом к стратегическому планированию, через разработку и совершенствование бизнес-модели... | Памятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» по изучению... Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес... | ||
Тематика рефератов по политологии Политические взгляды российских теоретиков социально-политической мысли 19 века (по выбору: М. Сперанский, Б. Чичерин, Н. Кареев,... | Применение современных ит в анализе эффективности функционирования банков рб Использование информационных технологий для оценки эффективности функционирования банков рб 13 |