Скачать 1 Mb.
|
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ, КЛЕТОЧНОЙ И ТКАНЕВОЙИНЖЕНЕРИИ Организационно-методические указания Красноярск ИПК СФУ 2011 Учебное издание МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ, КЛЕТОЧНОЙ И ТКАНЕВОЙИНЖЕНЕРИИ Организационно-методические указания Составители: Волова Татьяна Григорьевна Гительзон Иосиф Исаевич Шишацкая Екатерина Игоревна Франк Людмила Алексеевна 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Целью организационно-методических указаний по курсу «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» является обеспечение эффективного процесса обучения студентов на основе изучения теоретического материала, выполнения экспериментальных лабораторных работ, самостоятельной работы с литературой на основе рациональной организации процесса обучения. Организационно-методические указания предназначены для ассистентов и старших преподавателей, ведущих лабораторные ипрактические занятия, доцентов и профессоров, читающих лекции по дисциплине. Исходя из концепции совершенствования качества и повышения эффективности подготовки специалистов и приоритетных задач, стоящих перед Сибирским федеральным университетом, необходимо совершенствование собственно процесса обучения, развитие активных форм обучения и ориентирование студентов на углубленное и творческое освоение дисциплин в процессе аудиторного обучения, а также расширение объема самостоятельной компоненты обучения и повышения творческой активности. Расширение спектра компонентов деятельности студентов в процессе обучения и увеличения объема внеаудиторных занятий делают необходимыми повышение активности студентов и развитие у них чувства ответственности и самоконтроля. Для этого необходимо наличие критериев и показателей оценки качества обучения, современных средств мониторинга качества подготовки специалистов в университете, включая внедрение системы объективных измерений оценки успеваемости студентов – балльно-рейтинговую систему оценки результатов обучения студентов. Необходимость развития этого подхода и новых форм учебно-методической деятельности в университетах РФ регламентирована Министерством образования и науки Российской Федерации в приказе № 215 от 29.07.2005 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц». В основе разработки настоящих методических указаний положены рекомендации, разработанные ИМУ СФУ от 01.09.2008. Настоящие организационно-методические указания по дисциплине «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» включают в себя указания и рекомендации по порядку преподавания разделов и тем курса в процессе его усвоения студентами, включающего изучение теоретического материала на аудиторных и самостоятельных занятиях, выполнение лабораторных работ, оформление рефератов, проведение тестирования студентов, оценку эффективности обучения студентов на основе кредитно-модульной системы. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ Основная образовательная программа (ООП) подготовки магистров по направлению «Биология» согласно ФГОС ВПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: – общенаучный цикл; – профессиональный цикл; и разделов: – практика и/или научно-исследовательская работа; – итоговая государственная аттестация. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или)продолжения профессионального образования в аспирантуре. Дисциплина «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инже-нерии» относится к циклу М.3. – профессиональный цикл по направлению подготовки магистров 020400.68 «Биология», программа подготовки 020400.68.01 «Микробиология и биотехнология», укрупненной группы 020000 «Естественные науки». Значимость учебного курса «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» обусловлена тем, что создание экологически чистых материалов с полезными свойствами остается одной из ключевых проблем современности. Наиболее актуален поиск специализированных биосовместимых материалов для сформировавшегося в последние годы нового направления биоматериаловедения – клеточной и тканевой инженерии, связанного с разработкой биоискусственных органов. Исследования в области новых биоматериалов являются одним из актуальных направлений, соответствуют задачам и уровню развития науки, технологий и техники РФ и перечню критических технологий Российской Федерации, в котором приоритетным направлением являются «Технологии создания биосовместимых материалов». Эти исследования реализуются на стыке медицины, химии высокомолекулярных соединений, биотехнологии, биофизики, молекулярной и клеточной биологии и включают в себя следующие взаимосвязанные задачи: 1) разработку новых материалов, методов их модификации и переработки в специализированные изделия биомедицинского назначения; 2) изучение механизма взаимодействия биоматериалов с кровью и тканями; оценку физико-химических и медико-биологических свойств биоматериалов и изделий из них; 3) экспериментальное исследование и обоснование для применения новых материалов и изделий. Цель курса – дать знания о новейших направлениях биотехнологической науки и практики, интегрирующих потенциал биомедицинского материаловедения, клеточных культур и технологий, тканевого инжиниринга как наиболее перспективных технологий реконструктивной биомедицины. Задачи учебной дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» нацелены на рассмотрение теоретических основ новейших разделов медицинского материаловедения, клеточной и тканевой инженерии и приобретение студентами знаний методологии по этим ключевым направлениям. Для изучения данной дисциплины целесообразно предварительное освоение студентами курсов общей биотехнологии, биоорганической химии,общей генетики и общей микробиологии, молекулярной генетики. В результате освоения дисциплины студенты приобретают: знания:
умения:
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» содержит:
3. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина формирует следующие компетенции магистров: а) общекультурные компетенции (ОК):
б) профессиональные (ПК): общепрофессиональные:
в) в соответствии с видами деятельности:
Трудоемкость дисциплины составляет 3,0 зачетные единицы/108 часов. 4. СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ Для освоения данного курса необходимы базовые знания, которые студенты должны получить по биохимии, микробиологии, биотехнологии, генетике. В ходе освоения курса студенты применяют знания и используют навыки, полученные в рамках обучения по программе большого практикума по биотехнологии, лекционного курса и практикума «Введение в биотехнологию».Компоненты УМКД курса «Современные проблемы и методы биотехнологии» служат основой для освоения студентами дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии». Знания, получаемые по данной дисциплине, интегрируют достижения и умения в области цитологии, молекулярной биологии и молекулярной генетики, новейших направлений и методов биотехнологии, спецкурсов по клеточной и генетической инженерии. Компоненты УМКД курса «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» служат основой:
5. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Курс «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии»изучается в течение одного семестра на втором году обучения в магистратуре. Трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (з. е.) (108 ч) и распределена равномерна по семестру. Трудоемкость каждого вида учебной работы данной дисциплины в часах и зачетных единицах приведена в табл. 1. В трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка и самостоятельная работа студента. Структура и содержание модулей дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» даны в прил. 1,2. Трудоемкость модулей и виды учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии»представлены в прил. 1,2. Дисциплина «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» включает аудиторные занятия (60 ч) – теоретический курс лекций (24 ч) и лабораторный практикум (32 ч). Внеаудиторная работа включает самостоятельное изучение ряда разделов теоретического курса и подготовку рефератов. Таблица 1 Объем дисциплины и виды учебной работы
В основу построения учебного комплекса положен модульный принцип, который реализуется во всех типах работ: теоретическом курсе лекций, при проведении цикла лабораторных работ, а также в ходе самостоятельной работы студентов. Модули дисциплины имеют структурированное содержание обучения. Последовательное изложение теоретического материала в соответствии с оценкой трудоемкости видов учебной работы в зачетных единицах и виды занятий в часах приведены в табл. 2. Модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента системы. Модули являются также основой для организации самостоятельной работы студентов по изучению материалов дисциплины и удобны для самообразования. Лекции, демонстрационная презентация курса, самостоятельная работа, лабораторные работы, литература, система тестов, контрольные вопросы и методические рекомендации структурированы по отдельным модулям. Это является определяющим в содержание дисциплины «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии». Теоретический материал представлен в логической последовательности при сохранении целостности содержания. Данный курс акцентирует внимание напрактической значимости биотехнологии для развития научно-технического прогресса общества и повышения качества жизни человека. Дисциплина «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии» состоит из 8 модулей: Модуль 1.Введение в предмет «Материалы для медицины, клеточной и тканевой инженерии». Модуль 2.Материалы медико-биологического назначения. Модуль 3.Методы изучения материалов биомедицинского назначения. Модуль 4.Тканевая реакция на имплантаты. Модуль 5.Механизмы биодеструкции имплантатов. Модуль 6. Биология клетки в культуре. Материалы для клеточных технологий и тканевой инженерии. Модуль 7.Специфика технологии ведения клеточных культур. Модуль 8.Новейшие клеточные технологии. Курс дисциплины структурирован таким образом, что студент с момента начала изучения дисциплины получает представление о задачах каждого модуля, его трудоемкости, темах и количестве лекций, предстоящем объеме самостоятельной работы по усвоению теоретического курса, количестве и темах рефератов, а также об объеме и задачах цикла лабораторных работ. Трудозатраты по каждому модулю дисциплины с учетом объема аудиторной и самостоятельной работы студентов представлены в табл. 2. Таблица 2
Окончание табл. 2
|
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Спецсеминар С избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. С. В. Прудникова,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О организационно-методические указания по изучению дисциплины Микробиология экосистем: / сост. Н. Д. Сорокин – Красноярск : ипк сфу,... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ипк сфу 2012 Целью изучения дисциплины является подготовка специалистов, способных решать вопросы применения экспериментальных методов биофизики... | ||
Избранные главы биохимии микроорганизмов И избранные главы биохимии микроорганизмов: Организационно-методические указания по дисциплине [Текст] / сост. Е. Н. Афанасова. –... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В ... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Задереев Е. С Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 Биология, магистерские программы 020400.... | О организационно Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,... | ||
Тема урока: «Метагалактика- часть безграничной Вселенной» Организационно-методические указания по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» /М. М. Уткина. – Красноярск: сфу,... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск... Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,... | ||
Методические указания для самостоятельной работы Красноярск История отечественного государства и права: методические указания [Текст] / сост. Г. Н. Емцов, О. В. Богунова – Красноярск: Сиб федер... | Методические указания для семинарских занятий Электронное издание... Электронный ресурс]: для студентов всех форм обучения/сост. О. В. Богунова. – Электрон дан. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. –... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Б73 Римское право: учеб программа дисциплины / сост. В. П. Богданов. – Красноярск: ипк сфу, 2010. – 23с |