Скачать 1.4 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Усть-Илимска, Иркутской области Утверждено приказом директора школы Антонова Г.З. № _______ от_________ Согласовано заместитель директора по УВР _Дудоладова Г.П. «____» ____________ 2012 г. Рабочая программа учебного предмета «Биология» 6 класс Разработана Федосеевой М.А. учителем высшей квалификационной категории Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: Авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина Биология. Живой организм, 6 класс М.: «Дрофа», 2008г; Примерных программ среднего (полного) общего образования по учебным предметам Биология 6 – 9 классы. Естествознание 5 класс М: «Просвещение», 2009 г, с учетом обязательного минимума государственного стандарта содержания образования для основной школы. Общая характеристика учебного предмета Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе. Служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В его основу положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний обучающихся, включены лабораторные и практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Логика внутрипредметных связей, а также возрастные особенности развития обучающихся, позволяют уделять особое внимание познавательной активности и их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим при организации учебного процесса предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2009, в которую включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Данные виды деятельности позволяют диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Ценностные ориентации: В рамках практической деятельности обучающихся по уходу за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности, воспитываются необходимые ценностные ориентации по отношению к природной среде и своему организму, что повышает воспитывающий потенциал содержания образования. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Согласно региональному учебному плану для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2010 – 2011, 2011 – 2012 учебные годы, на изучение биологии в 6 классе отведено – 35 часов (1 час в неделю) Срок реализации: 1 год Технологии обучения: информационно-коммуникативные, метод проектов, проблемно – диалоговое общение, позволят формировать: - исследовательские и творческие способности личности обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания; - коммуникативные умения и навыки; - способность ориентироваться в информационном пространстве; - навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся, заканчивающих 6 класс: В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ними. Учебное – тематическое планирование
Содержание курса Раздел 1Строение и свойства живых организмов (22 часов). Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (2 час) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Тема 1.2 Химический состав клеток (2 часа)) Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Демонстрационный опыт «Определение состава семян пшеницы» Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 часа) Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов (на готовых м/препаратах)» Тема 1.4 Ткани растений и животных (2 часа) Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа «Ткани живых организмов» Тема 1.5 Органы и системы органов (10 часа) Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторная работа «Распознавание органов у растений и животных» Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы (2 час) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда. Раздел 2 Жизнедеятельность организма (36 часа) Тема 2.1 Питание и пищеварение (8 часа) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. - Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений. Тема 2.2 Дыхание (3 часа) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. - Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (4 часа) Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Тема 2.4 Выделение (24часа) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Тема 2.5 Опорные системы (2 часа) Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых. Тема 2.6 Движение (2 часа) Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часа) Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. - Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами. |
Рабочая программа учебного предмета «Биология» Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по биологии Н. И.... | Пояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной... Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению... | Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных... В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание... | ||
Рабочая программа учебного предмета: «Биология» И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.... | Рабочая программа учебного предмета «Биология» Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных... | ||
Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в основной школе (5 класс) Рабочая программа составлена для изучения учебного предмета "Биология" учащимися 5 класса общеобразовательной школы | Рабочая программа учебного предмета «Биология» Авторы: Захаров В. Б. Сонин Н. И. VII класс – Многообразие живых организмов. (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Биология» | Рабочая программа по предмету «Литература» Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | ||
Рабочая программа по предмету «Русский язык» Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа по биологии (базовый уровень) Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, утвержденного приказом... | ||
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми... Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов | Рабочая программа учебного предмета «Биология» «Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы.... | ||
Пояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для... Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного... | Рабочая программа учебного предмета «Биология 6 класс» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Поронайска |