Рабочая программа учебного предмета «Биология»





НазваниеРабочая программа учебного предмета «Биология»
страница1/13
Дата публикации17.07.2014
Размер1.4 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13





 Министерство образования и науки РФ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Усть-Илимска, Иркутской области


Утверждено приказом

директора школы

Антонова Г.З.

№ _______ от_________


Согласовано

заместитель директора по УВР

_Дудоладова Г.П.

«____» ____________ 2012 г.

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

6 класс

Разработана

Федосеевой М.А.

учителем высшей

квалификационной категории
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Авторской программы основного общего образования по биологии Н.И.Сонина Биология. Живой организм, 6 класс М.: «Дрофа», 2008г; Примерных программ среднего (полного) общего образования по учебным предметам Биология 6 – 9 классы. Естествознание 5 класс М: «Просвещение», 2009 г, с учетом обязательного минимума государственного стандарта содержания образования для основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе. Служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В его основу положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний обучающихся, включены лабораторные и практические работы, которые являются этапами комбинированных уроков. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Логика внутрипредметных связей, а также возрастные особенности развития обучающихся, позволяют уделять особое внимание познавательной активности и их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим при организации учебного процесса предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Н.И. Сонин Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2009, в которую включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Данные виды деятельности позволяют диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Ценностные ориентации: В рамках практической деятельности обучающихся по уходу за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности, воспитываются необходимые ценностные ориентации по отношению к природной среде и своему организму, что повышает воспитывающий потенциал содержания образования.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Согласно региональному учебному плану для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2010 – 2011, 2011 – 2012 учебные годы, на изучение биологии в 6 классе отведено – 35 часов (1 час в неделю) Срок реализации: 1 год

Технологии обучения: информационно-коммуникативные, метод проектов, проблемно – диалоговое общение, позволят формировать:

- исследовательские и творческие способности личности обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания;

- коммуникативные умения и навыки;

- способность ориентироваться в информационном пространстве;

- навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся, заканчивающих 6 класс:

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за

ними.

Учебное – тематическое планирование

п/п

Раздел

тема урока

Кол-во часов




Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов

Тема 1. 2. Химический состав клеток

Тема 1. 3. Строение растительной и животной клетки.

Тема 1. 4 Деление клетки

Тема 1. 5. Ткани растений и животных

Тема 1. 6. . Органы и системы органов

Тема 1. 7. Растения и животные как целостные организмы.


22



Раздел 2. Жизнедеятельность организма

Тема 2. 1. Питание и пищеварение (8 часа)

Тема 2.2. Дыхание (3 часа)

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 часа)

Тема 2. 4. Выделение (4 часа)

Тема 2. 5. Опорные системы (2 часа)

Тема 2. 6. Движение (2 часа)

Тема 2 7. Регуляция процессов жизнедеятельности(5ч

Тема 2. 8. Размножение (4 часа)

Тема 2. 9. Рост и развитие (4 часа)

36.



Раздел 3. Организм и среда

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды(2 часа)

Тема 3. 2. Природные сообщества(2 часа)

4.









62+8резерв

Содержание курса

Раздел  1Строение и свойства живых организмов (22 часов).

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов (2 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2 Химический состав клеток (2 часа))

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Демонстрационный опыт «Определение состава семян пшеницы»
Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов (на готовых м/препаратах)»

Тема 1.4 Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа «Ткани живых организмов»

Тема 1.5 Органы и системы органов (10 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа «Распознавание органов у растений и животных»

Тема 1.6 Растения и животные как целостные организмы (2 час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2 Жизнедеятельность организма (36 часа)

Тема 2.1 Питание и пищеварение (8 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

- Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (3 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

- Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме (4 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Тема 2.4 Выделение (24часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5 Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

- Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по биологии Н. И....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Природоведение»
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе стандартов образования, примерной программы по природоведению...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных...
В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета: «Биология»
И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Животные. 7 класс» авторов В. В. Латюшина и В. А. Шапкина для общеобразовательных...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в основной школе (5 класс)
Рабочая программа составлена для изучения учебного предмета "Биология" учащимися 5 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
Авторы: Захаров В. Б. Сонин Н. И. VII класс – Многообразие живых организмов. (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»

Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по предмету «Литература»
Ка учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Русский язык»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по биологии (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе Федерального Государственного стандарта, утвержденного приказом...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми...
Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология»
«Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники» для 6-го класса авторов И. Н. Пономаревой, В. С. Кучменко //Биология в основной школе: Программы....
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа обществознанию для...
Чебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Обществознание»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» iconРабочая программа учебного предмета «Биология 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 г. Поронайска


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск