Учитель биологии высшей категории Радченко Ольга Анатольевна
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Продолжить развитие умений выделять главное, анализировать информацию, работать с текстом, ясно выражать свои мысли, решать творческие задачи, формировать культуру общения, коммуникативные качества, умения работать в паре и группе. Цели по содержанию (для учителя)
Образовательная (предметная): организовать изучение и обеспечить усвоение учащимися понятий « макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, прогресс, регресс, дивергенция, конвергенция, параллелизм, аналогичные органы и гомологичные органы». развивающая (метапредметная): продолжить развитие умений самостоятельно добывать знания, работая с учебником, при взаимодействии с другими членами группы выделять и формулировать главное, обобщать, устанавливать связь между строением и функциями; ориентироваться в терминах и понятиях. Воспитательная (личностная): создать условия для увлеченной работы в группе и формирование чувства гордости за достигнутый результат совместной познавательной деятельности и эстетического отношения к природе. Цели для учащихся: узнать главные направления эволюции, пути эволюции, формы эволюции, методы изучения эволюции.
Задачи:
1.Знать формы эволюции.
2.Знать критерии прогресса и регресса.
3.Знать пути достижения биологического прогресса.
4.Продолжить формирование мировоззренческой идеи приспособленности организма к среде обитания.
5. Знать доказательства эволюции. Средства обучения: таблица «Формы эволюции», мультимедийный проектор, презентация «Ароморфозы» «Идиодаптации» «Дегенерация», мобильный класс ноутбуков, ИУП «Эволюция»
Тип урока: усвоение новых знаний.
План урока:
1.Мотивация учебной деятельности.
2. Изучение нового материала.
3. Исследование.
4.Рефлексия.
5.Домашнее задание. Ход урока: I.Организационный момент. В начале урока проводится разминка.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Чтобы восстановить душевное равновесие.
Психологический настрой. Упражнение Рай и ад.
Как – то один иудейский мудрец обратился к Господу с просьбой показать ему рай и ад. Господь согласился и повел мудреца в большую комнату. Посредине стоял большой чан с едой, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, потому что не могли поесть, хотя в руках у них были ложки. Но ручки этих ложек были очень длинные - длиннее рук.
«Да, это действительно ад», - сказал мудрец.
Тогда Господь отвел мудреца в другую комнату, где стоял такой же чан с едой, а люди присутствующие в комнате, держали такие же ложки. Но эти люди были сыты, счастливы и веселы, потому что кормили друг друга.
«Так это ведь рай!» - воскликнул мудрец.
Вопрос. Каким образом можно достичь удовлетворения интересов каждого? II. Актуализация знаний.
Цель: Выявить уровень усвоения учащимися понятий об эволюции и ее движущих силах, направлениях эволюции ее путей, подготовиться к восприятию нового материала. Формирование групп и определение заданий. Каждая группа будет исследовать учебный материал, искать ответ на поставленные вопросы, формулировать выводы и обосновывать их для других групп. 1группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: микро – эволюции и макро.
Признаки
| Микроэволюция
| Макроэволюция
| Направленность эволюционных преобразований
|
|
| Механизмы
(движущие силы)
|
|
| Длительность процессов
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выводы к главе 2. С. 70.
Выводы к главе 3 с.106.
2.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: биологический прогресс и биологический регресс.
Признаки
| Биологический прогресс
| Биологический регресс
| Численность вида
|
|
| Ареал вида
|
|
| Количество популяций вида
|
|
| Параграф 4.12 с.251-253. 3.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: Конвергенция и дивергенция.
Форма
| Их характеристика
| Примеры
| Дивергенция
|
|
| Конвергенция
|
|
| Параллелизм
|
|
| Параграф 2.2.1. с.87-91
4. группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: гомологичные органы и аналогичные органы.
Методы
| Характеристика
| Примеры
| Гомологичные органы
|
|
| Аналогичные органы
|
|
|
|
|
| Параграф 2.2.1. с.87-88
С. 88-89
Мотивационный этап
Сегодня на уроке мы с вами сравнили процессы эволюции, выяснили пути эволюции, представили главные направления эволюции, познакомились с формами эволюции. Но макроэволюция это процесс исторического развития надвидовых систематических групп. Она происходит в исторически огромные промежутки времени и поэтому недоступна для непосредственного наблюдения. Как мы можем доказать, что эволюционный процесс возможен? Какие науки его изучают? И какими методами?
Палеонтология – 1 группа
Эмбриология -2 группа
Морфология – 3 группа.
По инструктивной карточке работая, изучить основные методы изучения эволюции.
III. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Самостоятельная работа учащихся. Дальнейшее изучение темы происходит самостоятельно в группах гетерогенного состава по 2 человека под руководством консультанта. Работа групп осуществляется по инструкции, разработанной учителем. В процессе самостоятельной работы учащиеся в группе используют традиционные средства обучения: учебники, современные ИКТ (мобильный класс ноутбуков). Каждая группа использует в ходе работы один ноутбук, на котором установлена обучающая программа «Эволюция», обеспечивающая высокий уровень наглядности.
Инструктивная карточка для изучения темы урока
1.Откройте интерактивное учебное пособие «Эволюция» (ИУП) в разделе наглядная биология «Эволюционное учение» откройте плакат «Доказательства эволюции»:
Каждой группе исследовать учебный материал, искать ответ на поставленный вопрос, сформулировать вывод и обосновать его для других групп. 1 группа. Откройте «Палеонтологические доказательства» №1 . Выучите определение, приведите примеры.
2 группа. Прочитайте статью параграфа 15 «Эмбриологические доказательства» . В изучаемой программе ««Палеонтологические доказательства» » в разделе ИУП откройте плакат 2 изучите его.
3. группа. Прочитайте статью «Сравнительно-морфологические методы» параграф 15 с. 81-85. Ознакомьтесь с плакатом №3, №4 в изучаемой программе «Палеонтологические доказательства». 2.Перейдите в «Задачник» чтобы ответить на 5 вопросов самостоятельно (каждый) и 3 задания вопрос №1,№2, №3 по группам учителю. Промежуточный контроль
Разъяснять учащимся вопросы, вызывающие затруднения, корректировать их высказывания, разъяснять неизвестные термины, направлять работу в группах, контролировать включенность в работу всех учащихся, проверять выполнение групповых заданий. IV. Закрепление. Упражнение «Корзина»
V. Подведение итогов (рефлексия)
Проанализируйте записи в тетради. Какие цели вы ставили? Сделайте вывод. Что изучали на уроке? Как работали на уроке? Что понравилось? Что получилось или нет? Кого хотели бы поблагодарить? Мы в аду или раю?
VI. Домашнее задание. Прочитать учебник, с. 86-97…. Выучить выводы (в тетради).
Творческое задание (доклад, реферат, проект).
«Белые пятна» эволюции (проблемы и загадки).
Правила эволюции в действии.
Инструктивная карточка для изучения темы урока
1.Откройте интерактивное учебное пособие «Эволюция» (ИУП) в разделе наглядная биология «Эволюционное учение» откройте плакат «Доказательства эволюции»:
Каждой группе исследовать учебный материал, искать ответ на поставленный вопрос, сформулировать вывод и обосновать его для других групп. 1 группа. Откройте «Палеонтологические доказательства» №1 . Выучите определение, приведите примеры.
2 группа. Прочитайте статью параграфа 15 «Эмбриологические доказательства» . В изучаемой программе ««Палеонтологические доказательства» » в разделе ИУП откройте плакат 2 изучите его. 3. группа. Прочитайте статью «Сравнительно-морфологические методы» параграф 15 с. 81-85. Ознакомьтесь с плакатом №3, №4 в изучаемой программе «Палеонтологические доказательства». 2.Перейдите в «Задачник» чтобы ответить на 5 вопросов самостоятельно (каждый) и 3 задания: вопрос №1,№2, №3 по группам учителю.
1группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: микро – эволюции и макро.
Признаки
| Микроэволюция
| Макроэволюция
| Направленность эволюционных преобразований
|
|
| Механизмы
(движущие силы)
|
|
| Длительность процессов
|
|
| Выводы к главе 2. С. 70.
Выводы к главе 3 с.106.
2.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: биологический прогресс и биологический регресс.
Признаки
| Биологический прогресс
| Биологический регресс
| Численность вида
|
|
| Ареал вида
|
|
| Количество популяций вида
|
|
| Параграф 4.12 с.251-253.
3.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: Конвергенция и дивергенция.
Форма
| Их характеристика
| Примеры
| Дивергенция
|
|
| Конвергенция
|
|
| Параллелизм
|
|
| Параграф 2.2.1. с.87-91
4. группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: гомологичные органы и аналогичные органы.
Методы
| Характеристика
| Примеры
| Гомологичные органы
|
|
| Аналогичные органы
|
|
|
|
|
| Параграф 2.2.1. с.87-88
С. 88-89 |