Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции





Скачать 83.89 Kb.
НазваниеТема урока: Основные закономерности биологической эволюции
Дата публикации28.07.2014
Размер83.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Учитель биологии высшей категории Радченко Ольга Анатольевна

Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Продолжить развитие умений выделять главное, анализировать информацию, работать с текстом, ясно выражать свои мысли, решать творческие задачи, формировать культуру общения, коммуникативные качества, умения работать в паре и группе.
Цели по содержанию (для учителя)

Образовательная (предметная): организовать изучение и обеспечить усвоение учащимися понятий « макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, прогресс, регресс, дивергенция, конвергенция, параллелизм, аналогичные органы и гомологичные органы».
развивающая (метапредметная): продолжить развитие умений самостоятельно добывать знания, работая с учебником, при взаимодействии с другими членами группы выделять и формулировать главное, обобщать, устанавливать связь между строением и функциями; ориентироваться в терминах и понятиях.
Воспитательная (личностная): создать условия для увлеченной работы в группе и формирование чувства гордости за достигнутый результат совместной познавательной деятельности и эстетического отношения к природе.
Цели для учащихся: узнать главные направления эволюции, пути эволюции, формы эволюции, методы изучения эволюции.

Задачи:

1.Знать формы эволюции.

2.Знать критерии прогресса и регресса.

3.Знать пути достижения биологического прогресса.

4.Продолжить формирование мировоззренческой идеи приспособленности организма к среде обитания.

5. Знать доказательства эволюции.
Средства обучения: таблица «Формы эволюции», мультимедийный проектор, презентация «Ароморфозы» «Идиодаптации» «Дегенерация», мобильный класс ноутбуков, ИУП «Эволюция»

Тип урока: усвоение новых знаний.

План урока:

1.Мотивация учебной деятельности.

2. Изучение нового материала.

3. Исследование.

4.Рефлексия.

5.Домашнее задание.
Ход урока:
I.Организационный момент. В начале урока проводится разминка.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Чтобы восстановить душевное равновесие.

Психологический настрой. Упражнение Рай и ад.

Как – то один иудейский мудрец обратился к Господу с просьбой показать ему рай и ад. Господь согласился и повел мудреца в большую комнату. Посредине стоял большой чан с едой, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, потому что не могли поесть, хотя в руках у них были ложки. Но ручки этих ложек были очень длинные - длиннее рук.

«Да, это действительно ад», - сказал мудрец.

Тогда Господь отвел мудреца в другую комнату, где стоял такой же чан с едой, а люди присутствующие в комнате, держали такие же ложки. Но эти люди были сыты, счастливы и веселы, потому что кормили друг друга.

«Так это ведь рай!» - воскликнул мудрец.

Вопрос. Каким образом можно достичь удовлетворения интересов каждого?
II. Актуализация знаний.

Цель: Выявить уровень усвоения учащимися понятий об эволюции и ее движущих силах, направлениях эволюции ее путей, подготовиться к восприятию нового материала.
Формирование групп и определение заданий. Каждая группа будет исследовать учебный материал, искать ответ на поставленные вопросы, формулировать выводы и обосновывать их для других групп.
1группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: микро – эволюции и макро.

Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Направленность эволюционных преобразований







Механизмы

(движущие силы)







Длительность процессов

























Выводы к главе 2. С. 70.

Выводы к главе 3 с.106.

2.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: биологический прогресс и биологический регресс.

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида







Ареал вида







Количество популяций вида







Параграф 4.12 с.251-253.
3.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: Конвергенция и дивергенция.

Форма

Их характеристика

Примеры

Дивергенция







Конвергенция







Параллелизм







Параграф 2.2.1. с.87-91

4. группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: гомологичные органы и аналогичные органы.

Методы

Характеристика

Примеры

Гомологичные органы







Аналогичные органы
















Параграф 2.2.1. с.87-88

С. 88-89

Мотивационный этап

Сегодня на уроке мы с вами сравнили процессы эволюции, выяснили пути эволюции, представили главные направления эволюции, познакомились с формами эволюции. Но макроэволюция это процесс исторического развития надвидовых систематических групп. Она происходит в исторически огромные промежутки времени и поэтому недоступна для непосредственного наблюдения. Как мы можем доказать, что эволюционный процесс возможен? Какие науки его изучают? И какими методами?

Палеонтология – 1 группа

Эмбриология -2 группа

Морфология – 3 группа.

По инструктивной карточке работая, изучить основные методы изучения эволюции.

III. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя.

Самостоятельная работа учащихся. Дальнейшее изучение темы происходит самостоятельно в группах гетерогенного состава по 2 человека под руководством консультанта. Работа групп осуществляется по инструкции, разработанной учителем. В процессе самостоятельной работы учащиеся в группе используют традиционные средства обучения: учебники, современные ИКТ (мобильный класс ноутбуков). Каждая группа использует в ходе работы один ноутбук, на котором установлена обучающая программа «Эволюция», обеспечивающая высокий уровень наглядности.

Инструктивная карточка для изучения темы урока

1.Откройте интерактивное учебное пособие «Эволюция» (ИУП) в разделе наглядная биология «Эволюционное учение» откройте плакат «Доказательства эволюции»:

Каждой группе исследовать учебный материал, искать ответ на поставленный вопрос, сформулировать вывод и обосновать его для других групп.
1 группа. Откройте «Палеонтологические доказательства» №1 . Выучите определение, приведите примеры.

2 группа. Прочитайте статью параграфа 15 «Эмбриологические доказательства» . В изучаемой программе ««Палеонтологические доказательства» » в разделе ИУП откройте плакат 2 изучите его.

3. группа. Прочитайте статью «Сравнительно-морфологические методы» параграф 15 с. 81-85. Ознакомьтесь с плакатом №3, №4 в изучаемой программе «Палеонтологические доказательства».
2.Перейдите в «Задачник» чтобы ответить на 5 вопросов самостоятельно (каждый) и 3 задания вопрос №1,№2, №3 по группам учителю.
Промежуточный контроль

Разъяснять учащимся вопросы, вызывающие затруднения, корректировать их высказывания, разъяснять неизвестные термины, направлять работу в группах, контролировать включенность в работу всех учащихся, проверять выполнение групповых заданий.
IV. Закрепление. Упражнение «Корзина»

V. Подведение итогов (рефлексия)

Проанализируйте записи в тетради. Какие цели вы ставили? Сделайте вывод. Что изучали на уроке? Как работали на уроке? Что понравилось? Что получилось или нет? Кого хотели бы поблагодарить? Мы в аду или раю?

VI. Домашнее задание. Прочитать учебник, с. 86-97…. Выучить выводы (в тетради).

Творческое задание (доклад, реферат, проект).

«Белые пятна» эволюции (проблемы и загадки).

Правила эволюции в действии.

Инструктивная карточка для изучения темы урока

1.Откройте интерактивное учебное пособие «Эволюция» (ИУП) в разделе наглядная биология «Эволюционное учение» откройте плакат «Доказательства эволюции»:

Каждой группе исследовать учебный материал, искать ответ на поставленный вопрос, сформулировать вывод и обосновать его для других групп.
1 группа. Откройте «Палеонтологические доказательства» №1 . Выучите определение, приведите примеры.

2 группа. Прочитайте статью параграфа 15 «Эмбриологические доказательства» . В изучаемой программе ««Палеонтологические доказательства» » в разделе ИУП откройте плакат 2 изучите его.
3. группа. Прочитайте статью «Сравнительно-морфологические методы» параграф 15 с. 81-85. Ознакомьтесь с плакатом №3, №4 в изучаемой программе «Палеонтологические доказательства».
2.Перейдите в «Задачник» чтобы ответить на 5 вопросов самостоятельно (каждый) и 3 задания: вопрос №1,№2, №3 по группам учителю.


1группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: микро – эволюции и макро.


Признаки

Микроэволюция

Макроэволюция

Направленность эволюционных преобразований








Механизмы

(движущие силы)







Длительность процессов









Выводы к главе 2. С. 70.

Выводы к главе 3 с.106.


2.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: биологический прогресс и биологический регресс.


Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида








Ареал вида








Количество популяций вида








Параграф 4.12 с.251-253.

3.группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: Конвергенция и дивергенция.

Форма

Их характеристика

Примеры

Дивергенция








Конвергенция







Параллелизм







Параграф 2.2.1. с.87-91

4. группа. Дайте сравнительную характеристику парным понятиям: гомологичные органы и аналогичные органы.


Методы

Характеристика

Примеры

Гомологичные органы







Аналогичные органы
















Параграф 2.2.1. с.87-88

С. 88-89

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции icon«Этапы эволюции человека»
Цель урока: Изучить основные вопросы антропогенеза, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconТема. Современная система растений и животных как отображение эволюции
Задачи урока. Систематизировать знания об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развития науки; развивать...
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconФакторы эволюции: основные понятия и термины
В то же время теория эволюции имеет важнейшее общее мировоззренческое значение: определенное отношение к проблемам эволюции органического...
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить основные теории возникновения жизни, проследить основные этапы химической эволюции
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconТемы семинаров по теории эволюции (главы реферата) Изученность группы,...
Прогресс, регресс; направленность, необратимость, ограниченность процесса эволюции
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметом курса «Инвестиционное право» является система инвестиционного права, направления ее развития, закономерности ее становления...
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconТемы вашего учебного проекта
Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции....
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconЭволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России (на примере урока математики)
Охватывает четыре этапа эволюции урока математики (см с. 21). II период (1917 – 1932 гг.) – отказ от урока как основной формы организации...
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconКонспект урока в 3 классе по теме «Части тела»
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconПлан – конспект интегрированного урока для 4-ого «А» класса (физическая...
Базовый учебникМамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С. Г. Мамонтов, В....
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconКалендарно-тематическое планирование по обществознанию 11 класс
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Человек как результат биологической...
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconТема 2: психологические закономерности возрастного развития детей и подростков
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconБ. П. Агафонов // Закономерности строения и эволюции геосфер: Материалы...
Агафонов Б. П. Гравитация в рельефообразовании и "антигравитационные" геоморфологические процессы/ Б. П. Агафонов // Закономерности...
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconУрок 32-33. Эволюция Вселенной Тема
Основные понятия. Эволюция Вселенной. Структура Вселенной. Нуклеосинтез в ранней Вселенной. Основные периоды эволюции Вселенной....
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconКонспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч». Тема урока...
Тема урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А. П. Чехова "Ионыч"»
Тема урока: Основные закономерности биологической эволюции iconЛекция Теория эволюции Ч. Дарвина
Базовый учебникМамонтов С. Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учебн. Для общеобразовательных заведений/С. Г. Мамонтов, В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск