Аннотация к рабочей программе по биологии для 6 классаРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы: В.В.Пасечник, В.В.Латющин, В.М.Пакулова «Бактерии. Грибы. Растения.» Программа для общеобразовательных учреждений Биология 5-11классы, М: Дрофа, 2009 г.
Общая
характеристика курса биологии
Курс биологии в 6 классе имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, микробиологии, растениеводства.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
дать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;
сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем; познакомить с экологией растений, изучить растительный мир Астраханской области;
развить у учащихся творческие умения, научное мировоззрение, экологическую культуру, самостоятельность, трудолюбие, устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям, а также использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ г. Астрахани «СОШ№71».
В соответствии с учебным планом МБОУ г. Астрахани «СОШ№71» на изучение биологии в 6 классе отводится 2 час в неделю (1 час – из федерального компонента и 1 час – из компонента образовательного учреждения), 70 часов в год.
Уровень обучения - базовый.
Содержание курса биологии в 6 классе
Введение – 2 ч
Клеточное строение растений – 5 ч
Царство Бактерии – 3 ч
Царство Грибы – 4 ч
Царство Растения – 8 ч
Строение и многообразие покрытосеменных растений – 16 ч
Жизнь растений – 15 ч
Классификация растений – 7 ч
Природные сообщества – 6 ч
Развитие растительного мира – 2 ч
С целью формирования у школьников основ краеведческой культуры, моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину в содержание отдельных разделов программы включен краеведческий материал:
№
| Наименование разделов,
тема урока по программе
| Содержание краеведческого материала
|
| РАЗДЕЛ 3
|
|
4.
| Царство Грибы
|
|
4.3.
| Шляпочные грибы. Профилактика отравления грибами.
| Шляпочные грибы Астраханской области.
|
| РАЗДЕЛ 4
|
|
5.
| Царство Растения
|
|
5.3.
| Водоросли. Многообразие водорослей.
| Основные представители низших и высших растений Каспийского моря.
|
5.8.
| Цветковые растения, их строение и многообразие .Значение цветковых в природе и жизни человека.
| Декоративные растения Астраханской области.
|
| РАЗДЕЛ 7
|
|
8.
| Классификация растений
|
|
8.3.
| Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика двудольных растений (крестоцветные, розоцветные)
| Морфологическая характеристика двудольных растений на примере растений Астраханской области (крестоцветные, розоцветные)
|
8.4.
| Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика двудольных растений (пасленовые, сложноцветные)
| Морфологическая характеристика двудольных растений на примере растений Астраханской области (пасленовые, сложноцветные)
|
8.5.
| Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных на примере растений Астраханской области.
| Морфологическая характеристика злаков и лилейных на примере растений Астраханской области.
|
8.6.
| Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение
| Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение на примере растений Астраханской области
|
| РАЗДЕЛ 9
|
|
10.
| Развитие растительного мира
|
|
10.1.
| Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений.
| Многообразие растений и их происхождение на примере растений Астраханской области и их происхождение.
|
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой используется: учебник: «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс», В.В.Пасечник, М.: Дрофа, 2011 г.
Основной формой организации учебного процесса является урок. При изучении курса биологии используются как классические типы уроков (вводный, комбинированный, повторительно-обобщающий), так и нестандартные (урок КВН, урок-викторина и т.д.).
В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Такая организация учебного процесса направлена на: создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся; развитие положительной мотивации к освоению программы;
развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Контроль и учёт достижений учащихся в 6-х классах ведётся по 10-ти балльной шкале оценивания В.П.Симонова и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Средства контроля
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся: текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы); аттестация по итогам обучения за четверть; аттестация по итогам года (годовая (промежуточная) аттестация в форме, определенной Уставом учреждения)
В основе осуществления целей образовательной программы обучения используются личностно-ориентированные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность. В этом направлении приоритетами являются средства обучения: реальные, знаковые и вербальные (модели, таблицы), а также информатизационные средства обучения и лабораторное оборудование.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что, в конечном счете, и преследует программа модернизации образования.