Рабочая программа по биологии
6 класс
Составитель: Запорожец Людмила Юрьевна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».
(34 часа. 1 час в неделю) Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 – ого класса «Биология – 6 (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники)»
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6 – го класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.
Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2007. – 240 с.:ил.
Соответствие требованиям ФК ГОС:
Цель: Усвоение учащимися не только определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностейю
задачи
| Содержание образования
| Приемы и способы деятельности
| Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности; методах познания живой природы;
| Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений.
Органы цветковых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.
| Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.
| Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска
4 работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
| Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений.
Органы цветковых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений.
Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.
Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Внешнее строение корневища и клубня.
| Инструктирование, самостоятельная работа, сообщающая и эвристическая беседа, проблемные задачи и задания, имеющие практический характер, наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу.
| Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
| Знакомство с цветковыми и споровыми растениями.
Строение растительной клетки. Строение семени.
Строение корня.
Строение почки.
Строение листа.
Строение стебля.
Внешнее строение корневища и клубня. Соцветия. Вегетативное размножение растений. Одноклеточные водоросли.
Отдел Мохообразные.
Папоротникообразные.
Отдел Голосеменные.
Строение бактерий.
Плесневые грибы.
| Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия, Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.
| Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
| Условия жизни растений на Земле. Многообразие стеблей и плодов. Водоросли.
Отдел Голосеменные.
Отдел Покрытосеменные. Многообразие и происхождение культурных растений.
Царство Бактерии.
Царство Грибы. Лишайники.
Природное сообщество. Приспособленность растений
| Наблюдение, слушание, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, инструктирование.
| Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму; для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
| Общее знакомство с растениями. Клеточное строение растений. Органы цветковых растений. Основные процессы жизнедеятельности растений. Основные отделы царства растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира на Земле. Царство Бактерии. Царство Грибы. Лишайники. Природные сообщества.
| Наблюдение, слушание, выполнение действий по образцу, эвристическая беседа, дискуссия, самостоятельная работа, проблемные задачи и задания.
|
Предметно - информационная
| Деятельностно - коммуникативная
| иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека;
Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
Знать растительный мир Среднего Урала, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;
Знать основные методы осуществления природоохранной деятельности, применяемые в мире, стране, регионе, конкретной местности;
Знать методы отбора достоверной и необходимой информации;
Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование и саморазвитие подростка
| владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций;
демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах;
проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
участвовать в экологических акциях района, микрорайона, школы;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе;
уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.
| Ценностно - ориентационная
| осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;
принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона.
|
Календарно-тематическое планирование
№
урока
| Тема урока
| Использование ИКТ.
Применяемая форма.
| Дата
| Коррекция
| 1
| Введение стр. 3-6
|
|
|
| 2
| «Знакомство с растениями» Мир растений. Разнообразие растений. $1
|
|
|
| 3
| Растение – организм. $2,3
|
|
|
| 4
| Условия и среды жизни растений. $4,5
|
|
|
| 5
| «Клеточное строение растений»
Приборы для изучения растений. Строение растительной клетки. Л.р. №1. $6, 7
|
|
|
| 6
| Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды. 8, 9
|
|
|
| 7
| Обобщающий урок по теме: «Знакомство с растениями. Клеточное строение растений».
|
|
|
| 8
| «Органы цветковых растений»
Семя. Внешнее и внутреннее строение. Л.р. №2. $ 10
|
|
|
| 9
| Условия прорастания семян. Значение семян. $ 11, 12.
|
|
|
| 10
| Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Л.р. №3. 13, 14
|
|
|
| 11
| Значение корней и их разнообразие. $ 15
|
|
|
| 12
| Побег. Строение и значение побега. $16
|
|
|
| 13
| Почка. Внешнее и внутреннее строение. Л.р. №4. 17
|
|
|
| 14
| Лист. Внешнее и внутреннее строение. Функция листа в жизни растений. Л.р. №5.$ 18, 19
|
|
|
| 15
| Стебель. Внешнее и внутреннее строение. Л.р. №6. $ 20
|
|
|
| 16
| Многообразие стеблей. Видоизменение подземных побегов. Л.р. №7. 21, 22
|
|
|
| 17
| Цветок. Строение и значение цветка. Цветение и опыление растений. Л.р. №8. $ 23, 24
|
|
|
| 18
| Плод. Разнообразие и значение плодов. Взаимосвязь органов растений. $ 25, 26
|
|
|
| 19
| Корневое и воздушное питание растений. $27, 28
|
|
|
| 20
| Космическая роль зелёных растений. Дыхание у растений и обмен веществ. $29, 30
|
|
|
| 21
| Значение воды в жизнедеятельности растений. $ 31
|
|
|
| 22
| Размножение и оплодотворение у растений. $ 32
|
|
|
| 23
| Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения. Л.р. №9. 33, 34
|
|
|
| 24
| Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растения от условий окружающей среды. $ 35, 36
|
|
|
| 25
| «Основные отделы царства растений»
Понятие о систематике растений. $37.
|
|
|
| 26
| Водоросли. Общая характеристика. Многообразие и их значение. Л.р. №10. $ 38, 39
|
|
|
| 27
| Отдел Мохообразные. Отдел Папоротникообразные. Л.р. №11. $ 40, 41
|
|
|
| 28
| Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные. Л.р. №12. 42, 43
|
|
|
| 29
| Семейство двудольных и однодольных растений. $ 44, 45
|
|
|
| 30
| «Историческое развитие растительного мира на Земле»
Понятие об эволюции растительного мира. Эволюция высших растений. Многообразие и происхождение культурных растений. $ 46-49
|
|
|
| 31
| «Царство Бактерии»
Бактерии, их многообразие и значение. Л.р. №13. $50-52
|
|
|
| 32
| «Царство Грибы. Лишайники»
Грибы, их многообразие и значение. Лишайники. Л.р. №14. $ 53-55
|
|
|
| 33
| «Природные сообщества»
Биогеоценоз. Экосистема. Растительные сообщества. Взаимосвязь организмов живой и неживой природы. $ 56-60
|
|
|
| 34
| Обобщающий урок
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Среднего Урала;
знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Урала методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
|