МОУ «Шухободская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
| СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДЕНО
| на пед. совете
| Зам. директора по УВР
| Директор школы
| Протокол №_______
| __________ Иванова Л. В.
| ____________ Исакова С. А.
| От «__»_____2013 г.
| «__» __________ 2013 г.
| «__» _________ 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
7 класс
Учитель: Иванова Ирина Борисовна
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии;
Примерной программы основного общего образования по биологии;
Авторской программы по биологии 6-9 классы , авторы Пасечник В. В., Латюшин В. В., Пакулова В. М.
Рабочая тетрадь: авторы В.В Латюшин, Е.А. Ламехова. «Биология. Животные 7 класс».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника : авторов В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Цель:
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,
раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.
Задачи:
развитие познавательного интереса к изучению природы,
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
формирование понятия о необходимости охраны животных.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся пролицея.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень;творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования к учебнику «Биология. Животные» // В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М. – Дрофа, 2010г.
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/ понимать
Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать наготовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
Оказания первой помощи при укусах животных
Соблюдения правил поведения в окружающей среде
Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (39ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрацияживых инфузорий, микропрепаратов простейших
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1.
Знакомство с многообразием кольчатых червей. Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин. Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрацияморских звёзд и других иглокожих. Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №2.
Знакомство с многообразием ракообразных. Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3
Изучение представителей отрядов насекомых.
Обобщение по теме «Беспозвоночные животные» Тип хордовые.
Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 2.Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (9ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей. Лабораторные работы №6
Изучение особенностей различных покровов тела. 3 Индивидуальное развитие животных(4 ч).
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа №7
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле(3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрацияпалеонтологических доказательств эволюции.
5. Биоценозы (4 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: (2 ч)
1. Изучение многообразия птиц.
2. Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза.
Повторение за курс 7 класса. (1ч)
Практических работ : 7
Формы аттестации
1. Письменная - предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные и контрольные работы, тестирование, защита рефератов, творческих работ, лабораторные, практические, письменные ответы на вопросы теста.
2. Устная - предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.
3. Комбинированная - предполагает сочетание письменной и устной форм.
4. Форма контроля при проведении аттестации определяется учителем с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Дата
план
|
факт
|
| Введение. Общие сведения о животном мире
| 2
|
|
| 1
| История развития зоологии. Современная зоология
| 1
| 3.09
|
| 2
| Сходство и различия животных и растений. Систематика животных
| 1
| 5.09
|
|
| Многообразие животных
| 37
|
|
| 3
| Общая характеристика простейших
| 1
| 10.09
|
| 4
| Многообразие простейших
| 1
| 12.09
|
| 5
| Тип Губки
| 1
| 17.09
|
| 6
| Тип Кишечнополостные
| 1
| 19.09
|
| 7
| Тип Плоские черви
| 1
| 24.09
|
| 8
| Тип Круглые черви
| 1
| 26.09
|
| 9
| Тип Кольчатые черви
| 1
| 1.10
|
| 10
| Многообразие кольчатых червей. Л. Р. №1. «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
| 1
| 3.10
|
| 11
| Тип Моллюски
| 1
| 8.10
|
| 12
| Многообразие моллюсков
| 1
| 10.10
|
| 13
| Тип Иглокожие
| 1
| 15.10
|
| 14
| Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л. Р. №2. «Знакомство с многообразием ракообразных»
| 1
| 17.10
|
| 15
| Класс Паукообразные
| 1
| 22.10
|
| 16
| Класс Насекомые. Общая характеристика и значение
| 1
| 24.10
|
| 17
| Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки. Л. Р. №3. «Изучение представителей отрядов насекомых»
| 1
| 29.10
|
| 18
| Стрекозы, вши, жуки, клопы
| 1
| 31.10
|
| 19
| Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи
| 1
| 12.11
|
| 20
| Перепончатокрылые насекомые
| 1
| 14.11
|
| 21
| Обобщающий
| 1
| 19.11
|
| 22
| Характеристика хордовых животных
| 1
| 21.11
|
| 23
| Надкласс Рыбы. Л. Р. №4. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
| 1
| 26.11
|
| 24
| Хрящевые рыбы
| 1
| 28.11
|
| 25
| Костные рыбы
| 1
| 3.12
|
| 26
| Класс земноводные
| 1
| 5.12
|
| 27
| Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и черепахи
| 1
| 10.12
|
| 28
| Отряд Чешуйчатые
| 1
| 12.12
|
| 29
| Характеристика класса птиц. Л. Р. №5. «Изучение внешнего строения птиц»
| 1
| 17.12
|
| 30
| Нелетающие птицы
| 1
| 19.12
|
| 31
| Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств
| 1
| 24.12
|
| 32
| Хищные птицы
| 1
| 26.12
|
| 33
| Куриные и воробьинообразные
| 1
|
|
| 34
| Млекопитающие. Первозвери
| 1
|
|
| 35
| Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые.
| 1
|
|
| 36
| Грызуны. Зайцеобразные
| 1
|
|
| 37
| Копытные. Хоботные
| 1
|
|
| 38
| Китообразные. Ластоногие, хищные
| 1
|
|
| 39
| Приматы
| 1
|
|
|
| Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов у животных
| 12
|
|
| 40
| Покровы тела. Л. Р. №6. «Изучение особенностей различных покровов тела»
| 1
|
|
| 41
| Опорно-двигательная система
| 1
|
|
| 42
| Особенности скелета позвоночных
| 1
|
|
| 43
| Способы передвижения
| 1
|
|
| 44
| Органы пищеварения
| 1
|
|
| 45
| Органы дыхания. Газообмен
| 1
|
|
| 46
| Кровеносная система. Кровь
| 1
|
|
| 47
| Органы выделения
| 1
|
|
| 48
| Нервная система
| 1
|
|
| 49
| Поведение. Рефлекс. Инстинкт. Регуляция деятельности
| 1
|
|
| 50
| Органы чувств
| 1
|
|
| 51
| Обобщение
| 1
|
|
|
| Индивидуальное развитие животных
| 4
|
|
| 52
| Органы размножения
| 1
|
|
| 53
| Способы размножения у животных
| 1
|
|
| 54
| Развитие животных с превращением и без превращения. Л. Р. №7. «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
| 1
|
|
| 55
| Периодизация и продолжительность жизни
| 1
|
|
|
| Развитие животного мира на Земле
| 3
|
|
| 56
| Доказательства эволюции животных
| 1
|
|
| 57
| Сравнительно-анатомические доказательства эволюции животных
| 1
|
|
| 58
| Ч. Дарвин о причинах эволюции животных. Усложнение строения животных. Результаты эволюции
| 1
|
|
|
| Биоценозы
| 4
|
|
| 59
| Естественные и искусственные биоценозы
| 1
|
|
| 60
| Факторы среды и их влияние
| 1
|
|
| 61
| Цепи питания. Поток энергии
| 1
|
|
| 62
| Взаимосвязь компонентов биоценоза
| 1
|
|
|
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека
| 3
|
|
| 63
| Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных
| 1
|
|
| 64
| Одомашнивание животных
| 1
|
|
| 65
| Законы России об охране животного мира. Система мониторинга
| 1
|
|
| 66
| Экскурсия «Изучение многообразия птиц»
| 1
|
|
| 67
| Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биосинтеза»
| 1
|
|
| 68
| Повторение зоология за курс 7 класса
| 1
|
|
|
Список литературы:
Учебник: «Биология. Животные 7 класс» В. В. Латюшин, В.А .Шапкин. издательство «Дрофа» 2010 год
Рабочая тетрадь: авторы В.В Латюшин, Е.А. Ламехова. «Биология. Животные 7 класс».
Поурочные планы составителя И. Ф. Ишкина.
|