Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса





Скачать 270.27 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса
страница1/2
Дата публикации16.08.2014
Размер270.27 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2


Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программа по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе А. И. Никишова, Теремова, Петросовой (программы для обще образовательных учреждений. Естествознание, Биология 5 – 11 класс) и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строение и жизнидейтельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем.

На изучении биологии в 7 классе отводиться 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2часа в неделю в течении учебного года.

По данной программе используется учебник А. И. Никишова, И. Х. Шаровой «Биология. Животные 7 класс» Владас 2012,2013 год.

Содержание программы.

1.Общее знакомство с животными-2 часа.

2.Подцарство одноклеточных животных-3 часа.

3.Подцарство одноклеточных животных.Тип Кишечнополостные- 3 часа.

4.Тип Плоские черви - 2часа.

5.Тип Круглые черви-1 час.

6.Тип Кольчатые черви-2часа.

7.Тип Моллюски-3 часа.

8.Тип членистоногие -10 часов.

9.Тип Хордовые-34 часа

10.Класс Рыбы-5 часов.

11.Класс Земноводные-3 часа.

12.Класс Пресмыкающиеся-4 часа.

13.Класс Птицы-7 часов.

14.Класс Млекопитающие-15 часов

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познав В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 7 классе:


1. Учащиеся должны знать:

- внешнее строение изучаемых животных и среду их обитания;

- строение и функции скелета рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего;

- строение систем внутренних органов в связи с их функциями;

- основные признаки усложнения систем органов;

- особенности поведения рыб, птиц, млекопитающих;

- общую характеристику изучаемых типов и классов животных;

- пищевые связи в природном сообществе (на примере парка, водоема);

- значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, основные меры их охраны.


^ 2. Учащиеся должны уметь:

- узнавать изученных животных ( в коллекциях, на таблицах, в природе);

- распознавать системы органов в организме животного;

- выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природе;

- сравнивать животных разных типов, классов животных, давать характеристику типа, класса;

- проводить наблюдения за животными в природе, аквариуме, террариуме, уголке живой природы;

- выполнять лабораторные работы;

- составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем;

- работать с дополнительной литературой, готовить рефераты и выступать с ними;

- готовить коллекции животных.


Дополнительная литература:

1. Никишов А.И., Шарова И.Х. «Биология. Животные» 7-8 класс, М. «Просвещение», 1993

2. Воронов Н.П. «Они нуждаются в защите», Чебоксары, 1990

3. Цингер Я.А. «Занимательная зоология», М. «Учпедгиз», 1963

4. Яхонтов А.А. «Зоология для учителя. Беспозвоночные», М. «Просвещение», 1982

5. Яхонтов А.А. «Зоология для учителя. Позвоночные», М. «Просвещение», 1985

6. Воронов Н.П. «Они нуждаются в защите», Чебоксары, 1990

7. Цингер Я. А. «Занимательная зоология», М. «Учпедгиз», 1963

8. Смирнов Ю.И. «Мир животных», С-Пб, «МиМ- ЭКСПРЕСС», 1995

9. Акимушкин И. «Причуды природы», часть 1, Москва, 1992

10. Акимушкин И. «Причуды природы», часть 2, Москва, 1992

11. Воронов Л.Н. «Животный мир Чувашии», Чебоксары, 1993

12. «Я иду на урок биологии. Зоология. Пресмыкающиеся» Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000

13. «Я иду на урок биологии. Зоология. Рыбы и земноводные» Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000

14. Козлов М, Олигер И. «Зоологические прогулки», Чебоксары 1993

15. Измайлов И.В. «Биологические экскурсии», М.: «Просвещение», 1983




Тема

Содержание урока

Оборудование

Д/з




ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ (2 часа)




1
(1)

Многообразие и взаимоотношения животных

1. Многообразие животных

2. Сходства и отличия животных с другими организмами

3. Взаимосвязи между видами животных

1. Таблицы «Формы взаимоотношений животных»

§1




2

(2)

Зоология - наука о животных

1. Что изучает зоология

2. Классификация животного мира

Табл. «Классификация животного мира»

§2




ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (3 часа)




1

(3)

Строение и жизнедеятельность саркожгутиковых

1. Местообитание, строение и передвижение представителей типа

2. Питание саркодовых и жгутиковых

3. Дыхание, выделение, раздражимость

4. Выживание при неблагоприятных условиях жизни. Размножение

1. Табл. «Одноклеточные животные» 2. Микроскопы 3. Готовые микропрепараты

§3




2

Строение и жизнедеятельность инфузорий

1. Строение, передвижение и местообитание инфузорий

2. Питание инфузорий

3. Раздражимость

4. Размножение

5. Выживание при неблагоприятных условиях жизни

6. Происхождение простейших

1. Табл. «Одноклеточные животные» 2. Микроскопы

3. Готовые микропрепараты

§4




3

Значение простейших в природе и жизни человека

1. Значение свободноживущих простейших

2. Значение паразитических простейших




§5




ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ ( 3 часа)




1

Класс гидроидные

1. Местообитание и строение гидроидных

2. Строение тела. Наружный слой тела

3. Внутренний слой тела

4. Дыхание и выделение

5. Нервная сеть. Рефлекс

Табл. «Гидра», «Кишечнополостные», «Морские губки», книга «В мире кораллов»

§6




2

Размножение гидроидных. Регенерация

1. Бесполое размножение

2. Половое размножение

3. Регенерация

Табл. «Гидра», «Размножение гидры»

§7




3

Класс сцифоидные и класс коралловые полипы. Происхождение кишечнополостных

1. Местообитания, строение и образ жизни сцифоидных

2. Местообитание, строение и образ жизни колониальных коралловых полипов.

3. Происхождение кишечнополостных.

4. Значение кишечнополостных.

Табл. «Гидра», «Кишечнополостные», «Морские губки», книга «В мире кораллов»

§8




ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 часа)




1

Класс планарии, или ресничные черви

1. Местообитание, строение и образ жизни.

2. Внутреннее строение ресничных червей.

3. Пищеварение. Дыхание.

4. Выделение.

5. Нервная система. Размножение ресничных червей

Табл. «Плоские черви», «Белая планария», «Многообразие паразитических червей»

§9




2

Класс сосальщики и класс ленточные черви

1. Местообитание, строение и образ жизни сосальщиков

2. Размножение и развитие сосальщиков

3. Местообитание строение и образ жизни ленточных червей

4. Размножение и развитие ленточных червей

5. Происхождение плоских червей

Табл. «Плоские черви», «Белая планария», «Многообразие паразитических червей»

§10




ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час)




1

Класс нематоды. Борьба с червями-паразитами

1. Свободноживущие нематоды

2. Нематоды- паразиты животных и человека

3. Борьба с червями-паразитами

Табл. «Аскарида», влажный препарат «Аскарида»

§П




ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (2 часа)




1

Класс малощетинковые черви

1. Местообитания, внешнее строение и образ жизни малощетинковых червей.

2. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности малощетинковых червей.

3. Пищеварительная система. Органы дыхания.

4. Кровеносная система Выделение.

5. Нервная система.

6. Размножение. Регенерация

Табл. «Кольчатые черви», «Дождевой червь», живые дождевые черви, лабораторное оборудование

§12




2

Класс малощетинковые черви. Происхождение и значение кольчатых червей

1. Местообитания, строение и образ жизни малощетинковых червей

2. Происхождение кольчатых червей

3. Значение кольчатых червей




§13




ТИП МОЛЛЮСКИ (3 часа)




1

Класс брюхоногие

1. Местообитания, внешнее строение и образ жизни брюхоногих моллюсков

2. Особенности внутреннего строение

3. Размножение

Табл. «Многообразие моллюсков», раковины моллюсков

§14




2

Класс двустворчатые

1. Местообитания, образ жизни, строение двустворчатых

2. Особенности внутреннего строения

3. Размножение и развитие

Табл. «Многообразие моллюсков», раковины моллюсков

§15




3

Класс головоногие. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

1. Местообитания, строение и образ жизни головоногих моллюсков

2. Происхождение моллюсков

3. Значение моллюсков в природе и жизни человека

Табл. «Многообразие моллюсков», раковины моллюсков

§16




ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (10 часов)




1.

Общие признаки строения членистоногих

1. Отделы и покровы тела.

2. Ориентация во внешней среде.

3. Системы внутренних органов.

4. Происхождение членистоногих.

5.Закрепление.

табл. «Майский жук», «Речной рак», «Паукообразные», «Представители главных отрядов насекомых»; коллекции членистоногих

§17




2.

Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных

1. Местообитания, строение и жизнедеятельности ракообразных.

2. Строение ракообразных.

3. Представители и значение ракообразных.

табл. «Речной рак», «Промысловые ракообразные»; коллекции «Речной рак»; «Ракообразные»

§18




3.

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных

1. Местообитания и особенности строения и жизнедеятельности паукообразных.

2. Многообразие паукообразных.

3. Значение паукообразных.

табл. «Паукообразные», «Паук крестовик», «Пауки, клещи»; «Паукообразные»

§19




4.

Особенности строения и жизнедеятельности насекомых

1. Местообитание и особенности внешнего и внутреннего строения насекомых».

2. Особенности внутреннего строения насекомых.

3. Типы развития насекомых.

табл. «Представители главных отрядов насекомых»; «Насекомые»; коллекции насекомых

§20




5.

Главнейшие отряды насекомых

1. Развитие насекомых с полным превращением.

2. Развитие насекомых с неполным превращением.

3. Значение развития с превращением.

«Развитие насекомых с полным превращение», «Развитие насекомых с неполным превращением», коллекции насекомых; таблицы по теме

§21




6.

Насекомые - вредители поля и огорода

1. Саранча. Клоп вредная черепашка.

2. Колорадский жук, свекловичный долгоносик.

3. Луковая и капустная мухи.

4. Работа с коллекциями.

Коллекции «Вредители поля», «Вредители огорода»

§22




7.

Насекомые - вредители сада и леса. Защита растений от насекомых вредителей.

1. Насекомые- вредители сада.

2. Насекомые- вредители леса.

3. Меры по сокращению численности насекомых- вредителей.

Коллекции «Вредители сада», «Вредители леса»

§23




8.

Насекомые, снижающие численность вредителей

1. Хищные насекомые.

2. Биологические (естественные) враги вредителей.

табл. ««Биологические способы борьбы с насекомыми»; коллекции «Вредители важных с/х культур», «Насекомые и их естественные враги»; «Муравьи»

§24




9.

Насекомые - переносчики возбудителей болезней

1. Насекомые- переносчики возбудителей болезней человека- комнатная муха, малярийный комар, вши.

2. Насекомые -паразиты сельскохозяйственных животных- слепни, оводы.

3. Борьба с насекомыми вредителями

таблицы

§25




10.

Одомашненные насекомые

1. Медоносная пчела.

2. Жизнь пчелиной семьи.

3. Тутовый шелкопряд.

табл. «Пчелиная семья»; коллекция «Медоносная пчела»; «Жизнь пчелиной семьи», коллекции «Тутовый шелкопряд», «Шелк», табл. «Тутовый шелкопряд»

§26




ТИП ХОРДОВЫЕ




1.

Подтип Бесчерепные. Класс ланцетники.

1. Подтип бесчерепные.

2. Ланцетник.




§27




2.

Подтип Черепные или позвоночные.

1. Отличительные особенности черепных животных.

2. Происхождение позвоночных.




§28



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень)
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 9 класса
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса математика
Настоящая программа является рабочей программой по математике для 5 класса и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству подготовительный класс
За основу рабочей программы по изобразительному искусству для подготовительного класса взята Программа 1-4 класса коррекционного...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии в 5-х классах....
Ро от 25. 04. 2013 №296); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии;...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса...
Содержание рабочей программы полностью соответствует таковому в авторской программе
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т. А. Баранова...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconРабочая программа по предмету география Для 10 класса (1 час в неделю, 35 часов в год)
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconI. Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5 класса
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Москва «Русское...
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по истории для 9 а класса на 2013-2014 учебный год
Составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., авторских программ
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории для...
Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск