Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка





Скачать 395.99 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации11.09.2014
Размер395.99 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Председатель МОУ

_________________

З.В. Кондратьева

Протокол №1

От «30» августа 2013г.

Зам. директора по УР

____________________

И.И. Панкова

«30» августа 2013г.

Директор ГБОУ СПО «СПб УОР №2 (техникум)

____________

Г.Е. Курова

Приказ № 437/у

от «04» сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Биология. 11 класс.

2013 – 2014 учебный год.

Составитель: учитель биологии

Кондратьева З.В.



Санкт – Петербург

2013 год

ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.

10—11 классы.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Автор В. В. Пасечник

Среднее (полное) общее образование — третья, за-

ключительная ступень общего образования. Содержание

среднего (полного) общего образования направлено на реше-

ние двух задач:

1) завершение общеобразовательной подготовки в соответ-

ствии с Законом РФ ≪Об образовании≫;

2) реализация предпрофессионального общего образова-

ния, которое позволяет обеспечить преемственность общего

и профессионального образования.

Одной из важнейших задач этого этапа является подго-

товка обучающихся к осознанному и ответственному выбору

жизненного и профессионального пути. Обучающиеся долж-

ны научиться самостоятельно ставить цели и определять пу-

ти их достижения, использовать приобретенный в школе

опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного

процесса.

Главные цели среднего (полного) общего образования со-

стоят:

1) в формировании целостного представления о мире, ос-

нованного на приобретенных знаниях, умениях и способах

деятельности;

2) в приобретении опыта разнообразной деятельности,

опыта познания и самопознания;

3) в подготовке к осуществлению осознанного выбора ин-

дивидуальной образовательной или профессиональной тра-

ектории.

Программа по биологии включает восемь разделов.

1. Пояснительная записка. В пояснительной записке

уточняются общие цели образования с учетом специфики

биологии как учебного предмета.

2. Общая характеристика курса биологии, включающая

ценностные ориентиры биологического образования.

3. Место курса биологии в базисном учебном плане.

4. Результаты освоения курса биологии — личностные,

метапредметные и предметные.

5. Содержание курса биологии среднего (полного) общего

образования представляет собой следующую ступень конк-

ретизации содержания биологического образования, пред-

ставленного в фундаментальном ядре. При отборе содержа-

ния учитывалось, что значительная часть биологических

знаний, представленных в фундаментальном ядре, освоена

школьниками в основной школе. Основу примерной про-

граммы составляет та часть фундаментального ядра содер-

жания общего образования, которая из-за своей сложности

не была включена в примерную программу для основной

школы.

Этот раздел включает перечень изучаемого содержания,

объединенного в содержательные блоки.

6. Планируемые результаты изучения курса биологии.

7. Тематическое планирование — следующая ступень

конкретизации содержания биологического образования.

Основная функция примерного тематического планирова-

ния — организационно-планирующая. Она предусматривает

выделение этапов обучения и структурирование учебного

материала с учетом межпредметных и внутрипредметных

связей, логики учебного процесса и возрастных особеннос-

тей обучающихся.

В этом разделе представлены примерный перечень тем

курса и число учебных часов, отводимых на изучение каж-

дой темы, характеристика основного содержания тем (вклю-

чая минимальное число рекомендуемых лабораторных работ

и экскурсий) и основных видов деятельности ученика (на

уровне учебных действий).

Тематическое планирование дает представление:

_об основных видах деятельности ученика в процессе ос-

воения курса биологии средней (полной) школы. Также в

примерном тематическом планировании для характеристи-

ки деятельности школьников используются термины, усто-

явшиеся в отечественной методике обучения биологии и от-

ражающие специфику этого учебного предмета;

_о возможном распределении часов вариативной части

программы, которые можно использовать для введения до-

полнительного содержания обучения.
8. Рекомендации по организации и оснащению учебного

процесса содержат общее описание материально-техниче-

ской базы кабинета биологии, а также рекомендации по обо-

рудованию кабинета биологии и требования СанПиНа по ис-

пользованию в учебно-воспитательном процессе техниче-

ских средств обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по биологии для средней (полной) обще-

образовательной школы составлена на основе фундаменталь-

ного ядра содержания общего образования и требований к

результатам освоения среднего (полного) общего образова-

ния, представленных в Федеральном государственном обра-

зовательном стандарте среднего (полного) общего образова-

ния. В ней также учтены основные идеи и положения про-

граммы развития и формирования универсальных учебных

действий для среднего (полного) общего образования и со-

блюдена преемственность с программой по биологии для ос-

новного общего образования.

В программе для старшей школы предусмотрено развитие

всех основных видов деятельности, представленных в про-

граммах для основного общего образования. Однако содер-

жание примерных программ для средней (полной) школы

имеет особенности, обусловленные как предметным содер-

жанием системы среднего (полного) общего образования, так

и возрастными особенностями обучающихся.

В старшем подростковом возрасте (15—17 лет) ведущую

роль играет деятельность по овладению системой научных

понятий в контексте предварительного профессионального

самоопределения. Усвоение системы научных понятий фор-

мирует тип мышления, ориентирующий подростка на обще-

культурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с ок-

ружающим миром, а также становится источником нового

типа познавательных интересов (не только к фактам, но и

к закономерностям), средством формирования мировоззре-

ния.

Таким образом, оптимальным способом развития позна-

вательной потребности старшеклассников является пред-

ставление содержания образования в виде системы теорети-

ческих понятий.

Подростковый кризис связан с развитием самосознания,

что влияет на характер учебной деятельности. Для старших

подростков по-прежнему актуальна учебная деятельность,

направленная на саморазвитие и самообразование. У них

продолжают развиваться теоретическое, формальное и реф-

лексивное мышление, способность рассуждать гипотетико-

дедуктивным способом, абстрактно-логически, умение опе-

рировать гипотезами, рефлексия как способность анализи-

ровать и оценивать собственные интеллектуальные опера-

ции.

Психологическим новообразованием подросткового воз-

раста является целеполагание и построение жизненных пла-

нов во временно́й перспективе, т. е. наиболее выражена мо-

тивация, связанная с будущей взрослой жизнью, и снижена

мотивация, связанная с периодом школьной жизни. В этом

возрасте развивается способность к проектированию собст-

венной учебной деятельности, построению собственной обра-

зовательной траектории.

Таким образом, важнейшие отличительные особенности

программы по биологии для средней (полной) школы состоят

в следующем:

_основное содержание курса ориентировано на фундамен-

тальное ядро содержания биологического образования;

_объем и глубина учебного материала определяются тре-

бованиями к результатам освоения основной образователь-

ной программы среднего (полного) общего образования на

базовом уровне;

_требования к результатам освоения основной образова-

тельной программы среднего (полного) общего образования

и примерное тематическое планирование ограничивают

объем содержания, изучаемого на базовом уровне.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Большой вклад в достижение главных целей средне-

го (полного) общего образования вносит изучение биологии,

которое призвано обеспечить:

1) формирование системы биологических знаний как ком-

понента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное

и нравственное совершенствование, формирование у них гу-

манистических отношений и экологически целесообразного

поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в раз-

витии биологии, а также формирование отношения к биоло-

гии как возможной области будущей практической деятель-

ности.
Цели биологического образования в старшей школе фор-

мулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапред-

метном, личностном и предметном, на уровне требований к

результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются

общими для основной и старшей школы и определяются

социальными требованиями, в том числе изменением соци-

альной ситуации развития — ростом информационных пе-

регрузок, изменением характера и способом общения и со-

циальных взаимодействий (объемы и способы получения

информации порождают ряд особенностей развития совре-

менных подростков). Наиболее продуктивной с точки зрения

решения задач развития подростка является социомораль-

ная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом

рассмотрения биологического образования как компонента

системы образования в целом, поэтому они являются наибо-

лее общими и социально значимыми. С учетом вышеназван-

ных подходов глобальными целями биологического образо-

вания являются:

_социализация обучающихся как вхождение в мир куль-

туры и социальных отношений, обеспечивающее включение

учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее

норм, ценностей, ориентаций;

_приобщение к познавательной культуре как системе по-

знавательных (научных) ценностей, накопленных общест-

вом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей

ступени призвано обеспечить:

_ориентацию в системе этических норм и ценностей отно-

сительно методов, результатов и достижений современной

биологической науки;

_развитие познавательных качеств личности, в том числе

познавательных интересов к изучению общих биологиче-

ских закономерностей и самому процессу научного позна-

ния;

_овладение учебно-познавательными и ценностно-смыс-

ловыми компетентностями для формирования познаватель-

ной и нравственной культуры, научного мировоззрения,

а также методологией биологического эксперимента и эле-

ментарными методами биологических исследований;

_формирование экологического сознания, ценностного

отношения к живой природе и человеку.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

КУРСА БИОЛОГИИ

Личность в процессе деятельности овладевает систе-

мой ценностей, являющихся элементом культуры и соотно-

сящихся с базовыми элементами культуры: познавательной,

труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.

Поскольку само понятие ценности предполагает наличие

ценностного отношения к предмету, включает единство объ-

ективного (сам объект) и субъективного (отношение субъек-

та к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологиче-

ского образования как в основной, так и в старшей школе

выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым

у обучающихся формируется ценностное отношение. По су-

ти, ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся

достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют

познавательные ценности, так как данный учебный предмет

входит в группу предметов познавательного цикла, главная

цель которых — изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные

знания, научные методы познания. Познавательные цен-

ностные ориентации, формируемые у обучающихся в про-

цессе изучения биологии, проявляются в признании ценнос-

ти научного знания, его практической значимости, достовер-

ности, ценности биологических методов исследования

объектов живой природы, понимании сложности и противо-

речивости самого процесса познания как извечного стремле-

ния к истине.

Курс биологии обладает возможностями для формирова-

ния коммуникативных ценностей, основу которых составля-

ют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориента-

ции направлены на воспитание стремления у обучающихся

грамотно пользоваться биологической терминологией и сим-

воликой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, уча-

ствовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою

точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с други-

ми школьными курсами направлен на формирование нрав-

ственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявле-

ниях, включая понимание самоценности, уникальности и

неповторимости всех живых объектов, в том числе и челове-

ка.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии

в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание

у обучающихся способности к восприятию и преобразованию

живой природы по законам красоты, гармонии; эстетическо-

го отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориенти-

ры составляют в совокупности основу для формирования

ценностного отношения к природе, обществу, человеку в кон-

тексте общечеловеческих ценностей истины, добра и кра-

соты.

МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ

В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени

среднего (полного) общего образования предшествует курс

биологии, включающий элементарные сведения о биологи-

ческих объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По

сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное

на изучение организменного уровня организации жизни и

некоторых общебиологических закономерностей.

В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель био-

логии может более полно и точно с научной точки зрения

раскрывать общие биологические закономерности, прояв-

ляющиеся на разных уровнях организации живой природы

(обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эво-

люция, закономерности наследственности и изменчивости

и т. д.).

Содержание курса биологии в основной школе, включаю-

щее сведения о многообразии организмов, биологической

природе и социальной сущности человека, служит осно-

вой для изучения общих биологических закономерностей,

теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значе-

ние приобретают мировоззренческие, теоретические поня-

тия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения общего

образования в обучении биологии в средней (полной) школе

должна быть направлена на достижение обучающимися сле-

дующих личностных результатов:

_реализации этических установок по отношению к биоло-

гическим открытиям, исследованиям и их результатам;

_признания высокой ценности жизни во всех ее проявле-

ниях, здоровья своего и других людей, реализации устано-

вок здорового образа жизни;

_сформированности познавательных мотивов, направлен-

ных на получение нового знания в области биологии в связи

с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми

проблемами, связанными с сохранением собственного здо-

ровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускника-

ми старшей школы программы по биологии являются:

_овладение составляющими исследовательской и проект-

ной деятельности, включая умения видеть проблему, ста-

вить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения по-

нятий, классифицировать, наблюдать, проводить экспери-

менты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

_умение работать с разными источниками биологической

информации: находить биологическую информацию в раз-

личных источниках (тексте учебника, научно-популярной

литературе, биологических словарях и справочниках), ана-

лизировать и оценивать информацию, преобразовывать ин-

формацию из одной формы в другую;

_способность выбирать целевые и смысловые установки в

своих действиях и поступках по отношению к живой приро-

де, здоровью своему и окружающих;

_умение адекватно использовать речевые средства для

дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать раз-

ные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, от-

стаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками

старшей школы программы по биологии на базовом уровне

являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

_характеристика содержания биологических теорий

(клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения

В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, законо-

мерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в раз-

витие биологической науки;

_выделение существенных признаков биологических объ-

ектов (клеток: растительных и животных, доядерных и

ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточ-

ных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и про-

цессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, опло-

дотворение, действие искусственного и естественного отбо-

ра, формирование приспособленности, образование видов,

круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и

биосфере);

_объяснение роли биологии в формировании научного

мировоззрения; вклада биологических теорий в формирова-

ние современной естественно-научной картины мира; отри-

цательного влияния алкоголя, никотина, наркотических ве-

ществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов

на организм человека, экологических факторов на организ-

мы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений раз-

вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

устойчивости и смены экосистем;

_приведение доказательств (аргументация) единства жи-

вой и неживой природы, родства живых организмов; взаи-

мосвязей организмов и окружающей среды; необходимости

сохранения многообразия видов;

_умение пользоваться биологической терминологией и

символикой;

_решение элементарных биологических задач; составле-

ние элементарных схем скрещивания и схем переноса ве-

ществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

_описание особей видов по морфологическому критерию;

_выявление изменчивости, приспособлений организмов к

среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде

(косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей

местности; изменений в экосистемах на биологических моде-

лях;

_сравнение биологических объектов (химический состав

тел живой и неживой природы, зародыши человека и других

млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы

своей местности), процессов (естественный и искусственный

отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка вы-

водов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

_анализ и оценка различных гипотез сущности жизни,

происхождения жизни и человека, глобальных экологиче-

ских проблем и путей их решения, последствий собственной

деятельности в окружающей среде; биологической информа-

ции, получаемой из разных источников;

_оценка этических аспектов некоторых исследований в

области биотехнологии (клонирование, искусственное опло-

дотворение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:

_овладение умениями и навыками постановки биологиче-

ских экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

_обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных

заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, нар-

комания); правил поведения в природной среде;

_вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний,

вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Базовый уровень

10 КЛАСС (2/1 ч в неделю, всего 70/35 ч,

из них 6/4 ч — резервное время)

Введение (7/4 ч)

Биология как наука. Объект изучения биологии —

живая природа. Краткая история развития биологии. Отли-

чительные признаки живой природы: уровневая организа-

ция и эволюция. Основные уровни организации живой при-

роды. Биологические системы. Общие признаки биологиче-

ских систем. Современная естественно-научная картина

мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формиро-

вании современной естественно-научной картины мира. Ме-

тоды познания живой природы.

Демонстрация

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-

ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): ≪Связь

биологии с другими науками≫, ≪Система биологических

наук≫, ≪Биологические системы≫, ≪Уровни организации

живой природы≫, ≪Свойства живой материи≫, ≪Методы по-

знания живой природы≫. Портреты ученых.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПрограмма по биологии пояснительная записка
В содержание программы включен материал из следующих разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка дипломного проекта включает 12 разделов. В «Введении»
Суспензия углекислого магния, барабанные вакуум-фильтры, ленточный вакуум-фильтр, магнезия жженая
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка
Планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и экологию» в. В. Пасечника и...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 10 класс (общеобразовательный уровень)
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии. 9 класс рабочая...
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263), за основу рабочей программы взята...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена...
Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во мгоу, 2013. – 24с
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка по биологии 6 9 классы рабочая программа составлена...
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка в целях экологического воспитания учащихся...
Решению этих задач способствует трехгодичная программа, которая включает следующие разделы: 1 год обучения – “Жизнь растений”, 2...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию в 11 классе
РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 70 часов, по 1 часу в 10 и 11 классах. Данное тематическое планирование...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconПояснительная записка Категория обучающихся
Охватывает примерно 400-500 лексических единиц и включает также устойчивые словосочетания, реплики-клише
Программа по биологии включает восемь разделов. Пояснительная записка iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 8 класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск