Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва №2 (техникум)» «Рассмотрено»
| «Согласовано»
| «Утверждаю»
| Председатель МОУ
_________________
З.В. Кондратьева
Протокол №1
От «30» августа 2013г.
| Зам. директора по УР
____________________
И.И. Панкова
«30» августа 2013г.
| Директор ГБОУ СПО «СПб УОР №2 (техникум)
____________
Г.Е. Курова
Приказ № 437/у
от «04» сентября 2013г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Биология. 11 класс.
2013 – 2014 учебный год.
Составитель: учитель биологии
Кондратьева З.В.
Санкт – Петербург
2013 год
ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.
10—11 классы.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Автор В. В. Пасечник
Среднее (полное) общее образование — третья, за-
ключительная ступень общего образования. Содержание
среднего (полного) общего образования направлено на реше-
ние двух задач:
1) завершение общеобразовательной подготовки в соответ-
ствии с Законом РФ ≪Об образовании≫;
2) реализация предпрофессионального общего образова-
ния, которое позволяет обеспечить преемственность общего
и профессионального образования.
Одной из важнейших задач этого этапа является подго-
товка обучающихся к осознанному и ответственному выбору
жизненного и профессионального пути. Обучающиеся долж-
ны научиться самостоятельно ставить цели и определять пу-
ти их достижения, использовать приобретенный в школе
опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного
процесса.
Главные цели среднего (полного) общего образования со-
стоят:
1) в формировании целостного представления о мире, ос-
нованного на приобретенных знаниях, умениях и способах
деятельности;
2) в приобретении опыта разнообразной деятельности,
опыта познания и самопознания;
3) в подготовке к осуществлению осознанного выбора ин-
дивидуальной образовательной или профессиональной тра-
ектории.
Программа по биологии включает восемь разделов.
1. Пояснительная записка. В пояснительной записке
уточняются общие цели образования с учетом специфики
биологии как учебного предмета.
2. Общая характеристика курса биологии, включающая
ценностные ориентиры биологического образования.
3. Место курса биологии в базисном учебном плане.
4. Результаты освоения курса биологии — личностные,
метапредметные и предметные.
5. Содержание курса биологии среднего (полного) общего
образования представляет собой следующую ступень конк-
ретизации содержания биологического образования, пред-
ставленного в фундаментальном ядре. При отборе содержа-
ния учитывалось, что значительная часть биологических
знаний, представленных в фундаментальном ядре, освоена
школьниками в основной школе. Основу примерной про-
граммы составляет та часть фундаментального ядра содер-
жания общего образования, которая из-за своей сложности
не была включена в примерную программу для основной
школы.
Этот раздел включает перечень изучаемого содержания,
объединенного в содержательные блоки.
6. Планируемые результаты изучения курса биологии.
7. Тематическое планирование — следующая ступень
конкретизации содержания биологического образования.
Основная функция примерного тематического планирова-
ния — организационно-планирующая. Она предусматривает
выделение этапов обучения и структурирование учебного
материала с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особеннос-
тей обучающихся.
В этом разделе представлены примерный перечень тем
курса и число учебных часов, отводимых на изучение каж-
дой темы, характеристика основного содержания тем (вклю-
чая минимальное число рекомендуемых лабораторных работ
и экскурсий) и основных видов деятельности ученика (на
уровне учебных действий).
Тематическое планирование дает представление:
_об основных видах деятельности ученика в процессе ос-
воения курса биологии средней (полной) школы. Также в
примерном тематическом планировании для характеристи-
ки деятельности школьников используются термины, усто-
явшиеся в отечественной методике обучения биологии и от-
ражающие специфику этого учебного предмета;
_о возможном распределении часов вариативной части
программы, которые можно использовать для введения до-
полнительного содержания обучения. 8. Рекомендации по организации и оснащению учебного
процесса содержат общее описание материально-техниче-
ской базы кабинета биологии, а также рекомендации по обо-
рудованию кабинета биологии и требования СанПиНа по ис-
пользованию в учебно-воспитательном процессе техниче-
ских средств обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии для средней (полной) обще-
образовательной школы составлена на основе фундаменталь-
ного ядра содержания общего образования и требований к
результатам освоения среднего (полного) общего образова-
ния, представленных в Федеральном государственном обра-
зовательном стандарте среднего (полного) общего образова-
ния. В ней также учтены основные идеи и положения про-
граммы развития и формирования универсальных учебных
действий для среднего (полного) общего образования и со-
блюдена преемственность с программой по биологии для ос-
новного общего образования.
В программе для старшей школы предусмотрено развитие
всех основных видов деятельности, представленных в про-
граммах для основного общего образования. Однако содер-
жание примерных программ для средней (полной) школы
имеет особенности, обусловленные как предметным содер-
жанием системы среднего (полного) общего образования, так
и возрастными особенностями обучающихся.
В старшем подростковом возрасте (15—17 лет) ведущую
роль играет деятельность по овладению системой научных
понятий в контексте предварительного профессионального
самоопределения. Усвоение системы научных понятий фор-
мирует тип мышления, ориентирующий подростка на обще-
культурные образцы, нормы, эталоны взаимодействия с ок-
ружающим миром, а также становится источником нового
типа познавательных интересов (не только к фактам, но и
к закономерностям), средством формирования мировоззре-
ния.
Таким образом, оптимальным способом развития позна-
вательной потребности старшеклассников является пред-
ставление содержания образования в виде системы теорети-
ческих понятий.
Подростковый кризис связан с развитием самосознания,
что влияет на характер учебной деятельности. Для старших
подростков по-прежнему актуальна учебная деятельность,
направленная на саморазвитие и самообразование. У них
продолжают развиваться теоретическое, формальное и реф-
лексивное мышление, способность рассуждать гипотетико-
дедуктивным способом, абстрактно-логически, умение опе-
рировать гипотезами, рефлексия как способность анализи-
ровать и оценивать собственные интеллектуальные опера-
ции.
Психологическим новообразованием подросткового воз-
раста является целеполагание и построение жизненных пла-
нов во временно́й перспективе, т. е. наиболее выражена мо-
тивация, связанная с будущей взрослой жизнью, и снижена
мотивация, связанная с периодом школьной жизни. В этом
возрасте развивается способность к проектированию собст-
венной учебной деятельности, построению собственной обра-
зовательной траектории.
Таким образом, важнейшие отличительные особенности
программы по биологии для средней (полной) школы состоят
в следующем:
_основное содержание курса ориентировано на фундамен-
тальное ядро содержания биологического образования;
_объем и глубина учебного материала определяются тре-
бованиями к результатам освоения основной образователь-
ной программы среднего (полного) общего образования на
базовом уровне;
_требования к результатам освоения основной образова-
тельной программы среднего (полного) общего образования
и примерное тематическое планирование ограничивают
объем содержания, изучаемого на базовом уровне.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Большой вклад в достижение главных целей средне-
го (полного) общего образования вносит изучение биологии,
которое призвано обеспечить:
1) формирование системы биологических знаний как ком-
понента естественно-научной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное
и нравственное совершенствование, формирование у них гу-
манистических отношений и экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в раз-
витии биологии, а также формирование отношения к биоло-
гии как возможной области будущей практической деятель-
ности. Цели биологического образования в старшей школе фор-
мулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапред-
метном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются
общими для основной и старшей школы и определяются
социальными требованиями, в том числе изменением соци-
альной ситуации развития — ростом информационных пе-
регрузок, изменением характера и способом общения и со-
циальных взаимодействий (объемы и способы получения
информации порождают ряд особенностей развития совре-
менных подростков). Наиболее продуктивной с точки зрения
решения задач развития подростка является социомораль-
ная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом
рассмотрения биологического образования как компонента
системы образования в целом, поэтому они являются наибо-
лее общими и социально значимыми. С учетом вышеназван-
ных подходов глобальными целями биологического образо-
вания являются:
_социализация обучающихся как вхождение в мир куль-
туры и социальных отношений, обеспечивающее включение
учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее
норм, ценностей, ориентаций;
_приобщение к познавательной культуре как системе по-
знавательных (научных) ценностей, накопленных общест-
вом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование на старшей
ступени призвано обеспечить:
_ориентацию в системе этических норм и ценностей отно-
сительно методов, результатов и достижений современной
биологической науки;
_развитие познавательных качеств личности, в том числе
познавательных интересов к изучению общих биологиче-
ских закономерностей и самому процессу научного позна-
ния;
_овладение учебно-познавательными и ценностно-смыс-
ловыми компетентностями для формирования познаватель-
ной и нравственной культуры, научного мировоззрения,
а также методологией биологического эксперимента и эле-
ментарными методами биологических исследований;
_формирование экологического сознания, ценностного
отношения к живой природе и человеку. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ
КУРСА БИОЛОГИИ
Личность в процессе деятельности овладевает систе-
мой ценностей, являющихся элементом культуры и соотно-
сящихся с базовыми элементами культуры: познавательной,
труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.
Поскольку само понятие ценности предполагает наличие
ценностного отношения к предмету, включает единство объ-
ективного (сам объект) и субъективного (отношение субъек-
та к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологиче-
ского образования как в основной, так и в старшей школе
выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым
у обучающихся формируется ценностное отношение. По су-
ти, ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся
достичь. При этом ведущую роль в курсе биологии играют
познавательные ценности, так как данный учебный предмет
входит в группу предметов познавательного цикла, главная
цель которых — изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные
знания, научные методы познания. Познавательные цен-
ностные ориентации, формируемые у обучающихся в про-
цессе изучения биологии, проявляются в признании ценнос-
ти научного знания, его практической значимости, достовер-
ности, ценности биологических методов исследования
объектов живой природы, понимании сложности и противо-
речивости самого процесса познания как извечного стремле-
ния к истине.
Курс биологии обладает возможностями для формирова-
ния коммуникативных ценностей, основу которых составля-
ют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориента-
ции направлены на воспитание стремления у обучающихся
грамотно пользоваться биологической терминологией и сим-
воликой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, уча-
ствовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою
точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере по сравнению с други-
ми школьными курсами направлен на формирование нрав-
ственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявле-
ниях, включая понимание самоценности, уникальности и
неповторимости всех живых объектов, в том числе и челове-
ка.
Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии
в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание
у обучающихся способности к восприятию и преобразованию
живой природы по законам красоты, гармонии; эстетическо-
го отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориенти-
ры составляют в совокупности основу для формирования
ценностного отношения к природе, обществу, человеку в кон-
тексте общечеловеческих ценностей истины, добра и кра-
соты.
МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ
В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени
среднего (полного) общего образования предшествует курс
биологии, включающий элементарные сведения о биологи-
ческих объектах: клетке, организме, виде, экосистеме. По
сути, в основной школе преобладает содержание, нацеленное
на изучение организменного уровня организации жизни и
некоторых общебиологических закономерностей.
В старшей школе, опираясь на эти сведения, учитель био-
логии может более полно и точно с научной точки зрения
раскрывать общие биологические закономерности, прояв-
ляющиеся на разных уровнях организации живой природы
(обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эво-
люция, закономерности наследственности и изменчивости
и т. д.).
Содержание курса биологии в основной школе, включаю-
щее сведения о многообразии организмов, биологической
природе и социальной сущности человека, служит осно-
вой для изучения общих биологических закономерностей,
теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значе-
ние приобретают мировоззренческие, теоретические поня-
тия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Деятельность образовательного учреждения общего
образования в обучении биологии в средней (полной) школе
должна быть направлена на достижение обучающимися сле-
дующих личностных результатов:
_реализации этических установок по отношению к биоло-
гическим открытиям, исследованиям и их результатам;
_признания высокой ценности жизни во всех ее проявле-
ниях, здоровья своего и других людей, реализации устано-
вок здорового образа жизни;
_сформированности познавательных мотивов, направлен-
ных на получение нового знания в области биологии в связи
с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми
проблемами, связанными с сохранением собственного здо-
ровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускника-
ми старшей школы программы по биологии являются:
_овладение составляющими исследовательской и проект-
ной деятельности, включая умения видеть проблему, ста-
вить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения по-
нятий, классифицировать, наблюдать, проводить экспери-
менты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
_умение работать с разными источниками биологической
информации: находить биологическую информацию в раз-
личных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), ана-
лизировать и оценивать информацию, преобразовывать ин-
формацию из одной формы в другую;
_способность выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой приро-
де, здоровью своему и окружающих;
_умение адекватно использовать речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать раз-
ные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, от-
стаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками
старшей школы программы по биологии на базовом уровне
являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
_характеристика содержания биологических теорий
(клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения
В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, законо-
мерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в раз-
витие биологической науки;
_выделение существенных признаков биологических объ-
ектов (клеток: растительных и животных, доядерных и
ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточ-
ных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и про-
цессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, опло-
дотворение, действие искусственного и естественного отбо-
ра, формирование приспособленности, образование видов,
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и
биосфере);
_объяснение роли биологии в формировании научного
мировоззрения; вклада биологических теорий в формирова-
ние современной естественно-научной картины мира; отри-
цательного влияния алкоголя, никотина, наркотических ве-
ществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов
на организм человека, экологических факторов на организ-
мы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений раз-
вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем;
_приведение доказательств (аргументация) единства жи-
вой и неживой природы, родства живых организмов; взаи-
мосвязей организмов и окружающей среды; необходимости
сохранения многообразия видов;
_умение пользоваться биологической терминологией и
символикой;
_решение элементарных биологических задач; составле-
ние элементарных схем скрещивания и схем переноса ве-
ществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
_описание особей видов по морфологическому критерию;
_выявление изменчивости, приспособлений организмов к
среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде
(косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей
местности; изменений в экосистемах на биологических моде-
лях;
_сравнение биологических объектов (химический состав
тел живой и неживой природы, зародыши человека и других
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей местности), процессов (естественный и искусственный
отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка вы-
водов на основе сравнения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
_анализ и оценка различных гипотез сущности жизни,
происхождения жизни и человека, глобальных экологиче-
ских проблем и путей их решения, последствий собственной
деятельности в окружающей среде; биологической информа-
ции, получаемой из разных источников;
_оценка этических аспектов некоторых исследований в
области биотехнологии (клонирование, искусственное опло-
дотворение, направленное изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
_овладение умениями и навыками постановки биологиче-
ских экспериментов и объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
_обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных
заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, нар-
комания); правил поведения в природной среде;
_вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) заболеваний,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Базовый уровень
10 КЛАСС (2/1 ч в неделю, всего 70/35 ч,
из них 6/4 ч — резервное время)
Введение (7/4 ч)
Биология как наука. Объект изучения биологии —
живая природа. Краткая история развития биологии. Отли-
чительные признаки живой природы: уровневая организа-
ция и эволюция. Основные уровни организации живой при-
роды. Биологические системы. Общие признаки биологиче-
ских систем. Современная естественно-научная картина
мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формиро-
вании современной естественно-научной картины мира. Ме-
тоды познания живой природы.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и электрон-
ных средств обучения (слайд-шоу, анимации и др.): ≪Связь
биологии с другими науками≫, ≪Система биологических
наук≫, ≪Биологические системы≫, ≪Уровни организации
живой природы≫, ≪Свойства живой материи≫, ≪Методы по-
знания живой природы≫. Портреты ученых.
|