Скачать 295.22 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 г. КРАСНОГОРСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Решение генетических задач. Элективный курс по биологии для 9 класса Учитель биологии: Кузьменко Ю.Е. Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Этот раздел является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Актуальным является углубленное изучение раздела в старших классах школ химико-биологического профиля, с позиций предпрофильного и профильного обучения, воспитания биологической культуры молодого поколения. Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме. Генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки учащихся по биологии. Курс предназначен для учащихся 9 класса. Программа рассчитана на 13 часов. Приобрести знания: - об особенностях растений, животных и человека как объектах генетических исследований; - о различных механизмах наследования признаков; - об основных видах наследственных и врожденных заболеваний. Приобрести умения: - применять знания генетических закономерностей при решении генетических задач; - решать генетические задачи разных типов; -составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать характер наследования. Цель курса: подготовка учащихся к выбору дальнейшего профиля обучения; приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки; формирование целостной картины мира и понимания своего положения и своей роли в нем. Задачи курса: углубить знания учащихся по решению генетических задач, по составлению генеалогических древ; способствовать развитию у учащихся интереса к изучению биологии и одного из ее разделов – генетики; научить оформлять задачи по генетике. Учебно-тематическое планирование
Содержание программы Тема 1. Решение задач по теме « Моногибридное скрещивание» Цель: познакомить учащихся с законами Менделя и научить решать задачи на скрещивание организмов , отличающееся по одной паре признаков. Тема 2. Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание». Цель: продолжить изучение законов Менделя и научить решать задачи на скрещивание организмов, отличающихся по двум парам признаков. Тема 3. Решение задач по теме «Анализирующее скрещивание». Цель: научить решать задачи на выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков. Тема 4. Решение задач по теме «Неполное доминирование». Цель: познакомить учащихся с проявлением промежуточных признаков у гибридов, когда доминантный признак не полностью подавляет рецессивный, научить решать такие задачи. Тема 5. Решение задач по теме « Сцепленное наследование». Цель: познакомить с законом Моргана и наследованием признаков , расположенных в одной хромосоме, научить решать задачи на полное и неполное сцепление генов, составлять схемы кроссинговера, определять расстояние между генами. Тема 6. Решение задач по теме «Генетика пола». Цель: познакомить учащихся с наследованием признаков, сцепленных с полом, с разными типами наследования. Тема 7. Решение задач по теме «Наследственные заболевания». Цель: познакомить и научить решать задачи на наследование генов, локализованных в Х-хромосоме, в У-хромосоме, наследование летальных генов. Тема 8. Решение задач по теме «Полигибридное скрещивание». Цель: познакомить и научить решать задачи на тригибридное и тетрагибридное скрещивание, на скрещивание организмов, отличающихся большим числом признаков. Тема 9. Решение задач по теме «Взаимодействие неаллельных генов». Цель: познакомить и научить решать задачи, когда проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплиментарность и полимерное наследование) и, когда одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов). Тема 10. Решение задач по теме «Родословная человека» Цель: научить решать задачи и составлять родословные древа. Тема 11. Зачет по теме «Решение генетических задач». Цель: проверить знания по данной теме, умения решать генетические задачи разных типов. План урока. Тема урока: «Решение задач по теме «Генетика пола». Цель: познакомить учащихся с наследованием признаков, сцепленных с полом; продолжить формировать навыки решения генетических задач. Ход урока:
Генетические исследования установили, что половые хромосомы отвечают не только за определение пола организма, но и контролируют развитие определенных признаков. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. Для успешного решения задач этого типа необходимо четко представлять механизм наследования половых хромосом. Женщины продуцируют гаметы, содержащие только Х-хромосомы (гомогаметные).. Мужчины являются гетерогаметными и производят два типа гамет с Х-и У-хромосомами. Наследование признаков, гены которых находятся в негомологичных участках половых хромосом, имеет свои особенности:
Решение задач, в которых рассматриваются признаки, гены которых расположены в Х-хромосомах, следует начинать с мужских особей, так как у них всегда проявляется действие и рецессивного и доминантного генов. Затем можно определить генотип матери по генотипу сыновей и генотип дочерей по генотипу отца или братьев. Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме. Следует помнить, что рецессивные признаки, кодируемые генами, расположенными в Х-хромосомах, всегда проявляются у мужчин, а у женщин – только в гомозиготном состоянии. Задача 1. Классическая гемофилия передается, как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определите вероятность рождения больного гемофилией ребенка, от брака этой дочери со здоровым мужчиной. РЕШЕНИЕ: А - нормальная свертываемость а – гемофилия
Р ХАХА х ХаУ Здорова гемофилия Гаметы ХА Ха У Ф1 ХАХа ХАУ Носитель здоров Гаметы ХА Ха ХА У Ф2 ХАХА ХАХа ХАУ ХаУ Здорова носитель здоров гемофилия 25% 25% 25% 25% ОТВЕТ: вероятность рождения больного гемофилией ребенка 25%. Задачи для самостоятельного решения.
Наследование генов, сцепленных с У-хромосомой. Признаки, определяемые генами, расположенными в У-хромосомах, всегда проявляются у мужчин и никогда не встречаются у женщин. ЗАДАЧА .Перепончатопалость передается через У-хромосому. Определите возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины. РЕШЕНИЕ: 1.Генотип мужчины ХУА, так как он несет ген перепончатопалости. 2.Генотип женщины ХХ, так как у нее отсутствует У-хромосома. Р ХХ х ХУА Нормальная перепончатопалый Гаметы Х Х УА Ф1 ХХ ХУА Нормальная перепончатопалый ОТВЕТ: все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатопалыми. Задачи для самостоятельного решения.
Литература:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 г. КРАСНОГОРСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Биосфера и человек» Элективный курс по биологии для 10 класса Учитель биологии: Кузьменко Ю.Е. Пояснительная запискаЦелью курса является профилизация предмета общей биологии в 10 классе. В курсе отражены основные задачи биологических наук – сохранение окружающей среды и здоровья человека, воспитание молодежи в свете представлений о месте человека в биосфере, о единстве происхождения и существования живой природы и человека. В курсе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и изменениям учащихся по каждому разделу. Курс имеет опору на знания, полученные учащимися при изучении биологии младших классов, химии, физики, истории, географии. В 10 классе в курсе «Человек и биосфера» биологические объекты изучаются на уровнях: организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферным. В логическую цепь объединяются эволюционное учение, история развития органического мира, антропогенез и разделы, изучающие взаимоотношения отдельного организма и окружающей среды. В результате при изучении курса учащиеся должны приобрести знания: -об особенностях жизни как формы существовании материи; -о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; -об основных теориях биологии – эволюционной, антропогенеза; -о соотношении социального и биологического в эволюции человека; -об основных областях применения биологических знаний. Умения: -пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на земле; -давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; -работать с учебной и научно-популярной литературой; -владеть терминологией предмета; -осуществлять проектно-исследовательскую деятельность. Итогом изучения курса является презентация научно-исследовательских проектов. Примерное тематическое планирование (1 ч. в неделю, всего 34 ч.)
Краткое содержание курса по темам Занятие 1 Биосфера, её структурные компоненты, круговорот веществ и энергии в биосфере. Занятие 2 Теологические и научные представления о происхождении жизни на Земле. Коацерватная теория, гипотеза панспермизма. Занятие 3 Биологическая эволюция как следствие химической эволюции. Абиогенный синтез. Протобионты и первые клеточные организмы. Пути совершенствования уровня организации живых существ. Занятие 4 Определение жизни. Важнейшие критерии живых систем. Вероятность возникновения жизни в наше время. Занятие 5 Важнейшие систематические единицы (царства, типы, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды). Основы современной систематики. Занятие 6 Особенности строения вирусов. Признаки, характеризующие вирусы как живые существа или органические вещества. Современные представления о природе и происхождении вирусов. Занятие 7 Строение клетки и её эволюционные преимущества по сравнению с организмами неклеточного строения. Обмен веществ живой клетки. Занятие 8 Бактерии как представители прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Факторы эволюции бактерий. Занятие 9 Классификация бактерий (бактерии-гетеротрофы, хемотрофы, автотрофы, аэробные и анаэробные бактерии). Виды хемосинтезирующих бактерий. Занятие 10 Роль бактерий в окружающей среде и для человека. Биохимические, окислительно-восстановительные, концентрационные функции выполняемы бактериями в биосфере. Занятие 11 Особенности строения растительных клеток и организмов растений. Классификация растений. Занятие 12 Растительные ткани, их строение, эволюция, выполняемые функции, особенности клеток различных тканей. Занятие 13 Сравнительная характеристика важнейших представителей растительного царства (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). Важнейшие физиологические процессы растений (фотосинтез, дыхание, транспирация и др.). Занятие 14 Пути эволюции растений. Основные ароморфозы, приводящие к появлению растительных организмов, осваивающих новую среду обитания. Причины господства покрытосеменных растений. Занятие 15 Отличительные особенности строения и обмена веществ, классификация представителей царства грибов. Занятие 16 Симбиоз. Симбиотическое взаимодействие грибов и растений. Микориза. Лишайники как пример самостоятельных симбиотических организмов. Занятие 17 Биологическая роль грибов в природе и для человека. Занятие 18 Особенности строения животных клеток и организмов. Классификация животных. Занятие 19 Животные ткани. Строение клеток, их образующих, выполняемая функция, взаимодействие различных тканей в организме. Органы и системы органов. Занятие 20 Важнейшие ароморфозы, приводящие к образованию крупных систематических единиц (класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Занятие 21 Сравнительная характеристика строения и жизнедеятельности основных систем органов животных организмов. Повышение уровня организации как следствие эволюционного процесса. Занятие 22 Роль нервной системы в животном организме. Типы нервных систем. Усложнение организации нервной системы в связи с общим усложнением плана строения животных. Занятие 23 Место человека в современной систематике. Признаки строения и жизнедеятельности, объединяющие человека с другими животными и отличающие человека от других организмов. Занятие 24 Этапы антропогенеза. Эволюционные изменения строения, физиологии, психики человека. Возможные направления эволюции человека в будущем. Занятие 25 «Сверхчеловеческие» возможности - примеры выдающихся физических и умственных способностей человека. Загадки человеческой психики (гипноз, чтение мыслей, способность к предсказанию и т.д.). Занятие 26 Учение В.И. Вернадского о ноосфере - области творчества человеческого разума. Положительная и отрицательная антропогенное влияние на биосферу. Занятие 27 Творческая работа учащихся на тему «Место человека в биосфере. Пути сохранения биосферы». Занятие 28-32 Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся по выполнению докладов, рефератов, проектов. Занятие 33-34 Отчет учащихся о проведенной работе. Используемая литература:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 г. КРАСНОГОРСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
Пояснительная записка к проекту проекта распоряжения Госжилинспекции... Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» государственной услуги по лицензированию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30. 06. 2003 №378/23 «Об утверждении Положения... | ||
Управление образования администрации городского округа электросталь московской области прика з Министерства образования Московской области от 02. 08. 2013г. №2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных... | Пояснительная записка к проекту постановления Правительства Московской... В рамках реализации профилактической образовательной программы «Разговор о правильном питании», в целях привлечения родителей, общественности... | ||
Постановление Коллегии министерства транспорта Московской области... Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв | Министр образования московской области Об утверждении Плана совместных мероприятий Министерства образования Московской области с Московской епархией Русской Православной... | ||
Пояснительная записка к учебному плану муниципального автономного... Минюсте Российской Федерации 03. 03. 2011 №19993. Учебный план составлен на основе регионального базисного учебного плана для общеобразовательных... | Московской области постановлени е Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», Законом Московской... | ||
Доклад о наркоситуации в Ярославской области в 2011 году Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв | Конкурс проводится в следующих номинациях: «Лучший руководитель аппарата... Настоящее Положение определяет порядок организации и условия проведения в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской... | ||
Правительство московской области постановление Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения, направленные на повышение эффективности в сфере здравоохранения... | Доклад о ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное... Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв | ||
Презентация об участниках вов, проживающих в городском округе Звёздный... Официальный сайт администрации городской округ Звёздный городок Московской области | Проект одобрен Президиумом Спортивной Федерации ушу Московской области «10» Паспорт Программы развития ушу в Московской области на 2014-2021 гг | ||
Конкурс для школьников «Химия настоящего и будущего» Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв | Услуг, оказываемых государственными образовательными Московской области и муниципальными образовательными учреждениями в Московской области на платной основе, в соответствие с функциональным... |