Московской области





Скачать 295.22 Kb.
НазваниеМосковской области
страница1/3
Дата публикации12.09.2014
Размер295.22 Kb.
ТипУчебно-тематическое планирование
100-bal.ru > Биология > Учебно-тематическое планирование
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 г. КРАСНОГОРСКА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Решение генетических задач.
Элективный курс по биологии для 9 класса

Учитель биологии: Кузьменко Ю.Е.
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Этот раздел является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Актуальным является углубленное изучение раздела в старших классах школ химико-биологического профиля, с позиций предпрофильного и профильного обучения, воспитания биологической культуры молодого поколения. Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал по этой теме. Генетические задачи широко используются для определения уровня подготовки учащихся по биологии.

Курс предназначен для учащихся 9 класса.

Программа рассчитана на 13 часов.
Приобрести знания:

- об особенностях растений, животных и человека как объектах генетических исследований;

- о различных механизмах наследования признаков;

- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний.

Приобрести умения:

- применять знания генетических закономерностей при решении генетических задач;

- решать генетические задачи разных типов;

-составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать характер наследования.
Цель курса: подготовка учащихся к выбору дальнейшего профиля обучения; приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки; формирование целостной картины мира и понимания своего положения и своей роли в нем.
Задачи курса: углубить знания учащихся по решению генетических задач, по составлению генеалогических древ; способствовать развитию у учащихся интереса к изучению биологии и одного из ее разделов – генетики; научить оформлять задачи по генетике.

Учебно-тематическое планирование


№ пп

Тема

Кол-во часов



Решение задач «Моногибридное скрещивание»

1



Решение задач «Дигибридное скрещивание»

1



Решение задач «Анализирующее скрещивание»

1



Решение задач «Неполное доминирование»

1



Решение задач «Сцепленное наследование»

2



Решение задач «Генетика пола»

2



Решение задач «Наследственные заболевания»

1



Решение задач «Полигибридное скрещивание»

1



Решение задач «Взаимодействие неаллельных генов (комплиментарность, полимерия , эпистаз, плейотропия»

2



Решение задач «Родословная человека»

2



Зачет по теме «Решение генетических задач»

1


Содержание программы
Тема 1. Решение задач по теме « Моногибридное скрещивание»

Цель: познакомить учащихся с законами Менделя и научить решать задачи на скрещивание организмов , отличающееся по одной паре признаков.
Тема 2. Решение задач по теме «Дигибридное скрещивание».

Цель: продолжить изучение законов Менделя и научить решать задачи на скрещивание организмов, отличающихся по двум парам признаков.
Тема 3. Решение задач по теме «Анализирующее скрещивание».

Цель: научить решать задачи на выяснение генотипов организмов по генотипам и фенотипам родителей и потомков.
Тема 4. Решение задач по теме «Неполное доминирование».

Цель: познакомить учащихся с проявлением промежуточных признаков у гибридов, когда доминантный признак не полностью подавляет рецессивный, научить решать такие задачи.
Тема 5. Решение задач по теме « Сцепленное наследование».

Цель: познакомить с законом Моргана и наследованием признаков , расположенных в одной хромосоме, научить решать задачи на полное и неполное сцепление генов, составлять схемы кроссинговера, определять расстояние между генами.
Тема 6. Решение задач по теме «Генетика пола».

Цель: познакомить учащихся с наследованием признаков, сцепленных с полом, с разными типами наследования.
Тема 7. Решение задач по теме «Наследственные заболевания».

Цель: познакомить и научить решать задачи на наследование генов, локализованных в Х-хромосоме, в У-хромосоме, наследование летальных генов.
Тема 8. Решение задач по теме «Полигибридное скрещивание».

Цель: познакомить и научить решать задачи на тригибридное и тетрагибридное скрещивание, на скрещивание организмов, отличающихся большим числом признаков.

Тема 9. Решение задач по теме «Взаимодействие неаллельных генов».

Цель: познакомить и научить решать задачи, когда проявление одного признака может определяться двумя и более парами генов (комплиментарность и полимерное наследование) и, когда одна пара генов может влиять на проявление нескольких признаков (множественное действие генов).
Тема 10. Решение задач по теме «Родословная человека»

Цель: научить решать задачи и составлять родословные древа.
Тема 11. Зачет по теме «Решение генетических задач».

Цель: проверить знания по данной теме, умения решать генетические задачи разных типов.
План урока.

Тема урока: «Решение задач по теме «Генетика пола».

Цель: познакомить учащихся с наследованием признаков, сцепленных с полом; продолжить формировать навыки решения генетических задач.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Генетические исследования установили, что половые хромосомы отвечают не только за определение пола организма, но и контролируют развитие определенных признаков.

Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- или У-хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Для успешного решения задач этого типа необходимо четко представлять механизм наследования половых хромосом. Женщины продуцируют гаметы, содержащие только Х-хромосомы (гомогаметные).. Мужчины являются гетерогаметными и производят два типа гамет с Х-и У-хромосомами. Наследование признаков, гены которых находятся в негомологичных участках половых хромосом, имеет свои особенности:

  1. Отец всегда передает свою Х-хромосому дочери, а У-хромосому – сыну. Мать передает Х-хромосому или сыну, или дочери.

  2. Признаки, развитие которых определяется генами, расположенными в негомологичных участках У-хромосомы, всегда встречается у мужчин и никогда у женщин.

  3. Рецессивные гены, расположенные в Х-хромосомах всегда проявляются у мужчин, а у женщин в гомозиготном состоянии.

  4. Доминантные гены в Х-хромосомах у женщин могут быть в гомозиготном или гетерозиготном состоянии, а у мужчин только в гомозиготном.


Решение задач, в которых рассматриваются признаки, гены которых расположены в Х-хромосомах, следует начинать с мужских особей, так как у них всегда проявляется действие и рецессивного и доминантного генов. Затем можно определить генотип матери по генотипу сыновей и генотип дочерей по генотипу отца или братьев.
Наследование генов, локализованных в Х-хромосоме.

Следует помнить, что рецессивные признаки, кодируемые генами, расположенными в Х-хромосомах, всегда проявляются у мужчин, а у женщин – только в гомозиготном состоянии.

Задача 1. Классическая гемофилия передается, как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определите вероятность рождения больного гемофилией ребенка, от брака этой дочери со здоровым мужчиной.

РЕШЕНИЕ:

А - нормальная свертываемость

а – гемофилия

  1. Мужчина болен гемофилией, значит его генотип ХаУ.

  2. Женщина здорова, значит она несет доминантный ген А. Все ее предки были здоровы, следовательно ее генотип ХАХА.

  3. Одну Х-хромосому дочь получила от матери, другую от отца. Мать могла ей передать только ХА хромосому, а отец только Ха. Значит генотип дочери ХАХа.

  4. Генотип мужа дочери ХАУ по условию.

Р ХАХА х ХаУ

Здорова гемофилия

Гаметы ХА Ха У

Ф1 ХАХа ХАУ

Носитель здоров

Гаметы ХА Ха ХА У
Ф2 ХАХА ХАХа ХАУ ХаУ

Здорова носитель здоров гемофилия

25% 25% 25% 25%

ОТВЕТ: вероятность рождения больного гемофилией ребенка 25%.

Задачи для самостоятельного решения.

  1. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) расположен в Х-хромосоме. Девушка с нормальным зрением (отец ее был дальтоник) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого был дальтоником. Определите возможные фенотипы потомства.

  2. У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный ген белой окраски находятся в в Х-хромосоиах. Белоглазая самка скрещивалась с красноглазым самцом. Какой цвет глаз будет у самцов и самок в первом и втором поколениях?

  3. У кошек ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Черная окраска определяется доминантным геном В, рыжая окраска -рецессивным геном в, а при гетерозиготном генотипе наблюдается черепаховая окраска.. Какие котята появятся от скрещивания черной кошки и рыжего кота?


Наследование генов, сцепленных с У-хромосомой.
Признаки, определяемые генами, расположенными в У-хромосомах, всегда проявляются у мужчин и никогда не встречаются у женщин.

ЗАДАЧА .Перепончатопалость передается через У-хромосому. Определите возможные фенотипы детей от брака перепончатопалого мужчины и нормальной женщины.

РЕШЕНИЕ:

1.Генотип мужчины ХУА, так как он несет ген перепончатопалости.

2.Генотип женщины ХХ, так как у нее отсутствует У-хромосома.

Р ХХ х ХУА

Нормальная перепончатопалый

Гаметы Х Х УА
Ф1 ХХ ХУА

Нормальная перепончатопалый

ОТВЕТ: все девочки будут здоровы, а мальчики будут перепончатопалыми.
Задачи для самостоятельного решения.

  1. При скрещивании серых самок аквариумных рыбок гуппи с пестроокрашенными самцами, в первом поколении получены серые самки и пестрые самцы в соотношении 1:1. Такое же соотношение наблюдалось во всех последующих поколениях. Как объяснить полученные результаты?

  2. У человека наследственное заболевание (геморрагический диатез) проявляется под воздействием рецессивного гена (а). Аллели этого гена располагаются как в Х хромосоме, так и в У хромосоме. В семье жена больна, а муж здоров. Оба гомозиготны по этому гену. Определите фенотипы и генотипы первого поколения .




  1. Закрепление материала.

  1. У человека цветовая слепота (дальтонизм) – рецессивный признак (а), сцепленный с полом, а отсутствие пигментации (альбинизм) зависит от аутосомного рецессивного гена (в). У родителей, нормальных по этим признакам, родился сын – дальтоник и альбинос. Определите генотипы и фенотипы родителей.




  1. Зависимость от алкоголя обусловлена аутосомным доминантным геном (В), а потребность курения и табака связана с рецессивным геном (а), расположенным в Х хромосоме. Некурящий мужчина, любящий выпить женился на женщине, которая курит и пьет. Мужчина гомозиготен по гену алкоголизма, а женщина гетерозиготна. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети, предрасположенные к алкоголизму?


Литература:


  1. Дикарев С.Д. Генетика. Сборник задач. Москва «Первое сентября» 2002

  2. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов 1998

  3. Петрова Р.А. Основы генетики. Дрофа. Москва 2002

  4. Петросова Р.А. Основы генетики. Москва 2004.

  5. Соколовская Б.Х. Задачник по генетике. Новосибирск 1968.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 г. КРАСНОГОРСКА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Биосфера и человек»

Элективный курс по биологии для 10 класса
Учитель биологии: Кузьменко Ю.Е.

Пояснительная записка


Целью курса является профилизация предмета общей биологии в 10 классе. В курсе отражены основные задачи биологических наук – сохранение окружающей среды и здоровья человека, воспитание молодежи в свете представлений о месте человека в биосфере, о единстве происхождения и существования живой природы и человека.

В курсе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и изменениям учащихся по каждому разделу. Курс имеет опору на знания, полученные учащимися при изучении биологии младших классов, химии, физики, истории, географии. В 10 классе в курсе «Человек и биосфера» биологические объекты изучаются на уровнях: организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом, биосферным. В логическую цепь объединяются эволюционное учение, история развития органического мира, антропогенез и разделы, изучающие взаимоотношения отдельного организма и окружающей среды.

В результате при изучении курса учащиеся должны приобрести знания:

-об особенностях жизни как формы существовании материи;

-о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами;

-об основных теориях биологии – эволюционной, антропогенеза;

-о соотношении социального и биологического в эволюции человека;

-об основных областях применения биологических знаний.

Умения:

-пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на земле;

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

-работать с учебной и научно-популярной литературой;

-владеть терминологией предмета;

-осуществлять проектно-исследовательскую деятельность.

Итогом изучения курса является презентация научно-исследовательских проектов.

Примерное тематическое планирование

(1 ч. в неделю, всего 34 ч.)




Наименование тем

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Биосферный уровень организации живой материи

1

Конференция

2.

Гипотезы происхождения жизни на Земле

1

Семинар

3.

Эволюция биосферы

1

Лекция

4.

Характеристика и свойства живого вещества

1

Семинар

5.

Современная систематика живых организмов

1

Семинар

6.

Вирусы: существа или вещества?

1

Диспут

7.

Строение и метаболизм организма клеточного строения

1

Лекция

8.

Характеристика царства бактерий

1

Семинар

9.

Метаболизм бактерий. Хемосинтез.

1

Лекция

10.

Бактерии: враги или друзья человека?

1

«Круглый стол»

11.

Характеристика царства растений

1

Семинар

12.

Клетки и ткани растений

1

Семинар

13.

Строение и физиология растений

1

Семинар

14.

Важнейшие ароморфозы в эволюции растений.

1

Лекция

15.

Характеристика царства грибов

1

Семинар

16.

Симбиотические связи грибов и растений

1

«Устный журнал»

17.

О пользе и вреде грибов.

1

Конференция

18.

Характеристика царства животных

1

Семинар

19.

Клетки и ткани животных организмов

1

Семинар

20.

Важнейшие ароморфозы в эволюции животных

1

Лекция

21.

Усложнение плана строения позвоночных

1

Лекция

22.

Эволюция нервной системы

1

Лекция

23.

Отличительные особенности человека

1

Семинар

24.

Эволюция и перспектива развития человеческого организма

1

Творческие работы учащихся

25.

Паранормальные возможности человека

1

Сообщения учащихся

26.

Учение о ноосфере

1

Лекция

27.

Творческая роль человека в биосфере

1

Семинар

28.

Организация проектно-исследовательской деятельности уч-ся

5

Творческие работы учащихся

29.

Защита проектов учащихся

2

Доклады уч-ся

Краткое содержание курса по темам
Занятие 1

Биосфера, её структурные компоненты, круговорот веществ и энергии в биосфере.

Занятие 2

Теологические и научные представления о происхождении жизни на Земле. Коацерватная теория, гипотеза панспермизма.

Занятие 3

Биологическая эволюция как следствие химической эволюции. Абиогенный синтез. Протобионты и первые клеточные организмы. Пути совершенствования уровня организации живых существ.

Занятие 4

Определение жизни. Важнейшие критерии живых систем. Вероятность возникновения жизни в наше время.

Занятие 5

Важнейшие систематические единицы (царства, типы, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды). Основы современной систематики.

Занятие 6

Особенности строения вирусов. Признаки, характеризующие вирусы как живые существа или органические вещества. Современные представления о природе и происхождении вирусов.

Занятие 7

Строение клетки и её эволюционные преимущества по сравнению с организмами неклеточного строения. Обмен веществ живой клетки.

Занятие 8

Бактерии как представители прокариот. Особенности строения бактериальной клетки. Факторы эволюции бактерий.

Занятие 9

Классификация бактерий (бактерии-гетеротрофы, хемотрофы, автотрофы, аэробные и анаэробные бактерии). Виды хемосинтезирующих бактерий.

Занятие 10

Роль бактерий в окружающей среде и для человека. Биохимические, окислительно-восстановительные, концентрационные функции выполняемы бактериями в биосфере.

Занятие 11

Особенности строения растительных клеток и организмов растений. Классификация растений.

Занятие 12

Растительные ткани, их строение, эволюция, выполняемые функции, особенности клеток различных тканей.

Занятие 13

Сравнительная характеристика важнейших представителей растительного царства (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). Важнейшие физиологические процессы растений (фотосинтез, дыхание, транспирация и др.).

Занятие 14

Пути эволюции растений. Основные ароморфозы, приводящие к появлению растительных организмов, осваивающих новую среду обитания. Причины господства покрытосеменных растений.

Занятие 15

Отличительные особенности строения и обмена веществ, классификация представителей царства грибов.

Занятие 16

Симбиоз. Симбиотическое взаимодействие грибов и растений. Микориза. Лишайники как пример самостоятельных симбиотических организмов.

Занятие 17

Биологическая роль грибов в природе и для человека.

Занятие 18

Особенности строения животных клеток и организмов. Классификация животных.

Занятие 19

Животные ткани. Строение клеток, их образующих, выполняемая функция, взаимодействие различных тканей в организме. Органы и системы органов.

Занятие 20

Важнейшие ароморфозы, приводящие к образованию крупных систематических единиц (класс рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Занятие 21

Сравнительная характеристика строения и жизнедеятельности основных систем органов животных организмов. Повышение уровня организации как следствие эволюционного процесса.

Занятие 22

Роль нервной системы в животном организме. Типы нервных систем. Усложнение организации нервной системы в связи с общим усложнением плана строения животных.

Занятие 23

Место человека в современной систематике. Признаки строения и жизнедеятельности, объединяющие человека с другими животными и отличающие человека от других организмов.

Занятие 24

Этапы антропогенеза. Эволюционные изменения строения, физиологии, психики человека. Возможные направления эволюции человека в будущем.


Занятие 25

«Сверхчеловеческие» возможности - примеры выдающихся физических и умственных способностей человека. Загадки человеческой психики (гипноз, чтение мыслей, способность к предсказанию и т.д.).

Занятие 26

Учение В.И. Вернадского о ноосфере - области творчества человеческого разума. Положительная и отрицательная антропогенное влияние на биосферу.

Занятие 27

Творческая работа учащихся на тему «Место человека в биосфере. Пути сохранения биосферы».

Занятие 28-32

Организация самостоятельной поисково-исследовательской работы учащихся по выполнению докладов, рефератов, проектов.

Занятие 33-34

Отчет учащихся о проведенной работе.

Используемая литература:


  1. В.Б. Захаров и др. «Общая биология 10-11 класс», М., Дрофа, 2002г.

  2. Д.К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 класс», М., Просвещение, 1991г.

  3. Н.П. Дубинин «Общая биология. Пособие для учителя», М., Просвещение, 1980г.

  4. А.В. Онищенко «Биология в таблицах и схемах», С-Петербург, Полиграфуслуги, 2005г.

  5. С.Г. Мамонтов «Биология для поступающих в ВУЗы», М., Высшая школа, 1992г.

  6. Д.И. Трайтак, Н.И. Клинковская «Биология. Справочные материалы», М., Просвещение, 1983г.

  7. Б.А. Кузнецов «Биология», М., Высшая школа, 1975г.

  8. В.В. Суворов, Н.И. Воронова «Ботаника с основами геоботаники», Ленинград, Колос, 1979г.

  9. Н.Н. Варасова, А.П. Шустова «Физиология растений», Ленинград, Колос, 1969г.

  10. С.П. Наумов «Зоология позвоночных», М., Просвещение, 1982г.

  11. И.К. Лопатин «Общая зоология», Минск, Вышэйшая школа, 1983г.

  12. А.Г. Хрипкова «Анатомия, физиология и гигиена человека», М., Просвещение, 1975г.

  13. В.Бетина «Путешествие в страну микробов», М., Мир, 1976г.

  14. О. Бароян «Блики на портрете», М., Молодая гвардия, 1980г.

  15. В. Мезенцев «Чудеса. Популярная энциклопедия», Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1991г.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 г. КРАСНОГОРСКА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московской области iconПояснительная записка к проекту проекта распоряжения Госжилинспекции...
Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» государственной услуги по лицензированию...
Московской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 30. 06. 2003 №378/23 «Об утверждении Положения...
Московской области iconУправление образования администрации городского округа электросталь московской области прика з
Министерства образования Московской области от 02. 08. 2013г. №2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных...
Московской области iconПояснительная записка к проекту постановления Правительства Московской...
В рамках реализации профилактической образовательной программы «Разговор о правильном питании», в целях привлечения родителей, общественности...
Московской области iconПостановление Коллегии министерства транспорта Московской области...
Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв
Московской области iconМинистр образования московской области
Об утверждении Плана совместных мероприятий Министерства образования Московской области с Московской епархией Русской Православной...
Московской области iconПояснительная записка к учебному плану муниципального автономного...
Минюсте Российской Федерации 03. 03. 2011 №19993. Учебный план составлен на основе регионального базисного учебного плана для общеобразовательных...
Московской области iconМосковской области постановлени е
Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», Законом Московской...
Московской области iconДоклад о наркоситуации в Ярославской области в 2011 году
Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв
Московской области iconКонкурс проводится в следующих номинациях: «Лучший руководитель аппарата...
Настоящее Положение определяет порядок организации и условия проведения в Управлении по обеспечению деятельности мировых судей Московской...
Московской области iconПравительство московской области постановление
Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения, направленные на повышение эффективности в сфере здравоохранения...
Московской области iconДоклад о ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное...
Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв
Московской области iconПрезентация об участниках вов, проживающих в городском округе Звёздный...
Официальный сайт администрации городской округ Звёздный городок Московской области
Московской области iconПроект одобрен Президиумом Спортивной Федерации ушу Московской области «10»
Паспорт Программы развития ушу в Московской области на 2014-2021 гг
Московской области iconКонкурс для школьников «Химия настоящего и будущего»
Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв
Московской области iconУслуг, оказываемых государственными образовательными
Московской области и муниципальными образовательными учреждениями в Московской области на платной основе, в соответствие с функциональным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск