Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники)





Скачать 126.65 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники)
Дата публикации15.09.2014
Размер126.65 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

6 класс

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники).

Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.П. Викторов, А.И. Никишов. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. М.: Владос, 2011.

Пояснительная записка
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Для повышения качества формирования метапредметных и предметных знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Многие темы курса способствуют формированию знаний и умений, необходимых для обеспечения безопасности школьников.
Общая характеристика курса биологии 6 класса
Курс биологии 6 класса направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. В процессе изучения курса учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.


Место курса биологии в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (34 часа в год).

Биология как учебный предмет начинает изучаться именно в 6 классе. Однако изучение особенностей живых организмов, их многообразия, некоторых особенностей жизнедеятельности началось в курсе «Окружающий мир» в начальной школе и в 5 классе. Содержание курса биологии в 6 классе является базой для изучения особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов в 7 и последующих классах основной школы.
Результаты освоения курса биологии 6 класса

Требования к результатам освоения курса биологии определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами являются следующие умения:
· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
·Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов
по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:
безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

-пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Содержание программы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные при знаки представителей разных царств живой природы.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Лабораторные и практические работы

  1. Изучение органов цветкового растения.

  2. Особенности видоизмененных побегов растений.

  3. Строение семени двудольных и однодольных растений.

  4. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

  5. Изучение особенностей строения растительной клетки.

  6. Изучение растительных тканей.

  7. Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

  8. Вегетативное размножение растений.

  9. Изучение строения водорослей.

  10. Изучение строения мхов (на местных видах).

  11. Изучение строения папоротника (хвоща).

  12. Изучение строения голосеменных растений.

  13. Изучение строения покрытосеменных растений.

  14. Изучение строения плесневых грибов.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. М.: «Просвещение», 2010 г.

2. Учебник: В.П. Викторов, А.И. Никишов. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. М.: Владос, 2011 г.

3. Уроки биологии и применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением. Автор-составитель С.Н. Лебедев. М.: «Планета», 2012 г.
Литература для учащихся:

1. Учебник: В.П. Викторов, А.И. Никишов. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. М.: Владос, 2011 г.

2. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. Смоленск: «Русич», 2001 г.

3. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника. М.: «Аст-пресс», 2002

4. Жизнь растений, т1-6. М. 2001 г

5. Калинова Г.С. Сборник тестов для тематического и итогового контроля. Биология. Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». М.: «Интеллект-центр», 2010 г.
Сайты, используемые на уроках и для подготовки к урокам (учителем и учащимися):

1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

2. http://sbio.info/ - Вся биология. Современная биология, научные обзоры, новости науки.

3. http://www.biology.ru/ - Биология.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения.

Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, обучающие программы, выход в Интернет. Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий.

Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.

Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу.

Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Планируемые результаты изучения курса
Выпускник научится: •

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений ;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерной...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного...
«Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост....
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе...
Растения, бактерии, грибы, лишайники». Авторы: И. Н. Пономарёва, Н. М. Чернова. В соответствии с альтернативным учебником, допущенным...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
«Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост....
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального...
В связи с принятием образовательной программы мбоу «Аксубаевский лицей» в 2013 году, утверждаемой на 5 лет, преподавание ведется...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального...
В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология....
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной...
«Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», авторы Пономарева И. Н., Кучменко В. С рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. В...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconДмитриева Т. А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы,...
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе основной...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) iconИтоговый тест по разделу "растения,бактерии,грибы, лишайники"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск