Скачать 126.65 Kb.
|
Курс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 6 класса (Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники). Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.П. Викторов, А.И. Никишов. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. М.: Владос, 2011. Пояснительная записка В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции. Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития. Для повышения качества формирования метапредметных и предметных знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Многие темы курса способствуют формированию знаний и умений, необходимых для обеспечения безопасности школьников. Общая характеристика курса биологии 6 класса Курс биологии 6 класса направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. В процессе изучения курса учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
Место курса биологии в учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (34 часа в год). Биология как учебный предмет начинает изучаться именно в 6 классе. Однако изучение особенностей живых организмов, их многообразия, некоторых особенностей жизнедеятельности началось в курсе «Окружающий мир» в начальной школе и в 5 классе. Содержание курса биологии в 6 классе является базой для изучения особенностей строения и жизнедеятельности живых организмов в 7 и последующих классах основной школы. Результаты освоения курса биологии 6 класса Требования к результатам освоения курса биологии определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностными результатами являются следующие умения: · Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. · Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. ·Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. · Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. · Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. · Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. · Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). · Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. · В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: · Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. · Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). · Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. · Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. · Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). · Вычитывать все уровни текстовой информации. · Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; - проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; -пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов. – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. Содержание программы Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные при знаки представителей разных царств живой природы.Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. Лабораторные и практические работы
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Литература для учителя: 1. Программы общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы. М.: «Просвещение», 2010 г. 2. Учебник: В.П. Викторов, А.И. Никишов. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. М.: Владос, 2011 г. 3. Уроки биологии и применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением. Автор-составитель С.Н. Лебедев. М.: «Планета», 2012 г. Литература для учащихся: 1. Учебник: В.П. Викторов, А.И. Никишов. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 6 класс. М.: Владос, 2011 г. 2. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. Смоленск: «Русич», 2001 г. 3. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника. М.: «Аст-пресс», 2002 4. Жизнь растений, т1-6. М. 2001 г 5. Калинова Г.С. Сборник тестов для тематического и итогового контроля. Биология. Раздел «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». М.: «Интеллект-центр», 2010 г. Сайты, используемые на уроках и для подготовки к урокам (учителем и учащимися): 1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 2. http://sbio.info/ - Вся биология. Современная биология, научные обзоры, новости науки. 3. http://www.biology.ru/ - Биология. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование. Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов. Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся. В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, обучающие программы, выход в Интернет. Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии. Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Планируемые результаты изучения курса Выпускник научится: •
Выпускник получит возможность научиться:
|
Рабочая программа по биологии 6 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного... «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост.... | Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе... Растения, бактерии, грибы, лишайники». Авторы: И. Н. Пономарёва, Н. М. Чернова. В соответствии с альтернативным учебником, допущенным... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост.... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального... В связи с принятием образовательной программы мбоу «Аксубаевский лицей» в 2013 году, утверждаемой на 5 лет, преподавание ведется... | ||
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального... В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г. М. Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.... | Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной... «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», авторы Пономарева И. Н., Кучменко В. С рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. В... | Дмитриева Т. А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы,... Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.), Примерной программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для углубленного изучения курса биологии разделов: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе основной... | Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой полностью отражающей... | Итоговый тест по разделу "растения,бактерии,грибы, лишайники" Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... |