Скачать 0.8 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулешовская средняя общеобразовательная школа № 16 Азовского района Рассмотрена и рекомендована к Утверждена приказом по утверждению МО учителей школе № 80 от 2.09.2013 г. естественнонаучного цикла протокол № 1 от 27.08.2013 г. Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2013- 2014 учебный год Учитель: Жлуднева Л.В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, М.: Дрофа, 2010. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 1 час выделен из школьного компонента в связи с усилением биологического просвещения учащихся, по учебному плану МОУ СОШ №16 2 часа.всего 68 часов. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии для основной школы. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебныхумений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах реализуется базисный уровень с элементами продвинутого. Рабочая программа для 6-х классов включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. В основу рабочей программы положены задачи по формированию познавательных потребностей и развитие познавательных способностей, па подготовку учащихся к проектной и исследовательской деятельности, через формирование таких учебных действий как, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям (описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение), умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Курсу биологии в 6 классе, на ступени основного общего образования, предшествовалпропедевтическийкурс естествознание, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. Основное содержание курса биологии 6 класса составляют сведения: ▪ о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе; ▪ о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, функционировании; ▪ о многообразии экосистем, их изменениях под влиянием деятельности человека. В программе используется функциональный подход, что позволяет усилить внимание к вопросам обмена веществ у растительных организмов (питание, дыхание, транспорта веществ и выделения, роста, развития и размножения), обосновать необходимость сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные примерной программой. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений. Таким образом, содержание курса биологии в 6 классе, представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, является основой для последующего изучения биологии на ступени основного и среднего (полного) общего образования. Курс биологии 6 класса строится на основе примерной программы по биологии, с учетом основных содержательных линий:
Основной раздел 6 класса «Живые организмы (растительные организмы)» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии - растениях, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
Деятельность учителя биологии в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
У учащихся 6 классов на уроках биологии должны быть сформированы первоначальные метапредметные умения:
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаиватьсвою позицию. Предметными результатами освоения учащимися 6 классов (основной школы) программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере: •овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. В тематическом планировании результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Основные виды деятельности», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010\. – 80с.:ил. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Для формирования умений сравнительного анализа учащимся 6-го класса предлагается философская структура определения понятий, включающая в себя ключевое слово, отвечающее на вопрос что это такое? и видовой признак, отвечающий на вопрос что для этого характерно? Тип программы: модифицированная, концентрическая, базового, с элементами продвинутого, уровня. Изучение биологии в 6 классе должно быть направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде. Требования к уровню подготовки В результате изучения биологии учащиеся 6 класса должены Знать/понимать:
Уметь:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами; • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; • соблюдения правил поведения в окружающей среде; • выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
Умения учебно-познавательной компетентности учащихся 6 классов.
Умения информационной компетентности учащихся 6 классов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 272с.; а также методических пособий для учителя:
дополнительной литературы для учителя:
для учащихся:
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
. Информационно-коммуникативные средства
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия»; - Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 5-9 кл. ООО «Кирилла и Мефодия».
- http6://mon.gov/ ru сайт Министерства образования - http://school-collection.edu.ru/ цифровые образовательные ресурсы ЦОРы - http:som.fsio.ru сетевое объединение методистов - http://it-n.ru сетевое объединение творческих людей - litveb.rsu.ru/RRC/links.dos образовательные программы - http://giflctcon/bu.ru анимационные картинки - http://school.edu.ru основной образовательный портал - Поисковые системы www.rambler.ruRambler. www.yandex.ruYndecs - sputnik.informika.ru образовательный спутниковый канал - vestnik.edu.ru. вестник образования - schools.techno.ruedu4.shebekino.ru/articles.html школьные достижения - http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. информация о школьном оборудовании. - http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | Рабочая программа по биологии (профиль) для 10-11 класса на 2013/2014 учебный год «Биология» Профильный уровень: учебник для 10-11 класса/ П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая и др. М.: Просвещение. 2008 | ||
Рабочая программа По биологии для 6 класса на 2013/2014 учебный год разработчик программы ... | Рабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования... | ||
Рабочая программа по биологии для 10 класса на 2013/2014 учебный год Программа основного общего образования по информатике и икт (утверждена приказом Минобразования России от 09. 03. 04. №1312) | Рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии... Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год | ||
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса... Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10-11 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена с использованием | Рабочая программа по «Биологии» на 2014 2015 учебный год для 5 класса | ||
Реквизиты программы Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год | Реквизиты программы Аннотация к рабочей программе по биологии для обучающихся 6-11 класса на 2013-2014 учебный год | ||
Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную... Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную педагогическую модель образования в школе на 2013-2014 учебный... | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2006), учебного плана школы на 2013-2014 учебный год. Согласно действующему Базисному... | ||
Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2013-2014 учебный год ... | Рабочая программа предмета «Биология» для 8 класса на 2013-2014 учебный год ... | ||
Рабочая программа на 2013 / 2014 учебный год Учитель ... | Рабочая программа по физике для 11 класса на 2013-2014 учебный год Школьный курс физики является системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания... |